ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дорогожичи. Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских.

Кирилловская церковь


Дорогожичи. Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских
Церковь. Действует.  
Престолы:Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Троицы Живоначальной
Год постройки:приблизительно 1150 - 1170.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Киев, ул. Кирилловская, 103

Координаты: 50.483451, 30.471894
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси
Проезд:от м. «Дорогожичи», «Петровка» — трол. 27к, 27 и авт. 103 до ост. «Кирилловская церковь»; от м. «Лукьяновская" — трол. 6, 18 до ост. «Стадион Спартак»; от м. «Контрактовая площадь» — трам. 11, 12, 19 до ост. «Стадион Спартак».





Сортировка:

Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Алексей Кротов
5 января 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Алексей Кротов
5 января 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Алексей Кротов
5 января 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Андрей из Киева
1 февраля 2010
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
08.10.2004 - 10.10.2004
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилла александрийского церковь.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Кирилла александрийского церковь.
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Вход с южного фасада.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Вход с южного фасада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Andrey Lazurenko
1 июня 2010
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Купола Кирилловской церкви
<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Купола Кирилловской церкви
Елена Васильева
15 июня 2008
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Татьяна
19 августа 2005
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Фрагмент фасада(фото из архива автора).<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Кирилловская церковь.Фрагмент фасада(фото из архива автора).
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Общий вид (фото из архива автора)<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Кирилловская церковь.Общий вид (фото из архива автора)
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
varandej
27 сентября 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Т.
9 сентября 2013
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Иконостас<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Иконостас
zavar-vera
9 мая 2012
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Пророк Моисей. М.Врубель<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Пророк Моисей. М.Врубель
zavar-vera
9 мая 2012
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Царь Космос. Фрагмент композиции "Сошествие Святого духа на апостолов". М.Врубель<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Царь Космос. Фрагмент композиции "Сошествие Святого духа на апостолов". М.Врубель
zavar-vera
9 мая 2012
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, "Сошествие Св.Духа" - фреска М.Врубеля<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
"Сошествие Св.Духа" - фреска М.Врубеля
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, , Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Фрагмент фрески М Врубеля Сошествие Святого Духа (фото из архива автора)<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Кирилловская церковь.Фрагмент фрески М Врубеля Сошествие Святого Духа (фото из архива автора)
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Левая часть иконостаса работы М.Врубеля(фото из архива автора)<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Кирилловская церковь.Левая часть иконостаса работы М.Врубеля(фото из архива автора)
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь.Правая часть иконостаса работы М.Врубеля (фото из архива автора)<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Кирилловская церковь.Правая часть иконостаса работы М.Врубеля (фото из архива автора)
Александр Момент
5 января 1975
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Завершения. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Завершения. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Колокольня. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Колокольня. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Щипец. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Щипец. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Апсиды. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Апсиды. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Колокольня, первый ярус. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Колокольня, первый ярус. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Своды первого яруса колокольни. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Своды первого яруса колокольни. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Своды первого яруса колокольни. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Своды первого яруса колокольни. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских,  Рисунок М. Сажина, 1840-х г.г.<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Рисунок М. Сажина, 1840-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1840
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь, общий вид с северо-запада. Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Кирилловская церковь, общий вид с северо-запада. Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»
Елена Григорьева
Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, Кирилловская церковь, аркады на хорах. Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»<br>, Дорогожичи, Подольский район, Украина, г. Киев
Кирилловская церковь, аркады на хорах. Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 февраля 2005
Кирилловская церковь построена в XII в., перестроена в 1760 г. Музей. Иногда проводятся службы. В интерьере - иконостас и фрагменты росписи работы М.Врубеля.

Елена Григорьева
 

Церковь в честь святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на Киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича – в крещении Кирилла. Храм возвели в северо-западной окрестности города, в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог (отсюда и название местности). В то время Дорогожичи были стратегическим военным плацдармом на подступах к столице и неоднократно становились местом кровавых сражений.

Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница рода князей Ольговичей. Первой здесь была похоронена вдова Всеволода Мария – дочь святого князя Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха. Именно она воплотила в жизнь замысел рано умершего мужа о возведении Кирилловского храма и монастыря. Из Ипатьевской летописи известно, что в 1171 г. обитель уже существовала. Сама княгиня приняла в монастыре схиму. Здесь же был пострижен перед смертью и затем похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович – один из главных героев «Слова о полку Игореве». В 1240 г., когда Киев захватили монголо-татары, монастырь уцелел, но был разграблен. Серьезные повреждения получили притвор и купол Кирилловского храма, была сорвана свинцовая крыша. На долгие годы церковь осталась без кровли. Уникальные фрески и сами стены храма подверглись разрушительному воздействию осадков и ветров. Более чем триста лет Кирилловский монастырь не упоминался в летописях. Первое упоминание о нём в послемонгольское время датируется 1530 годом.

В начале XVII века благодаря ревностному защитнику Православия князю Константину Острожскому началось возрождение обители. В 1605 г. он вызвал из монастыря Святого Креста в его имении игумена Василия Красовского и поручил ему восстановить Кирилловскую обитель. Отец Василий приложил все силы для того, чтобы вернуть монастырю былую славу. При нём были восстановлены разрушенные части церкви, сооружена новая кровля, частично обновлены потускневшие фрески. В этот период выросло число монашеской братии и для нее выстроили деревянные кельи. Чтобы увеличить доходы обители, неподалеку от нее, под горой, построили дома, которые сдавали внаем вольным людям. Король Сигизмунд III вручил игумену грамоты на владение всеми землями, когда-либо принадлежавшими монастырю. После отца Василия важную роль в деле возвышения Кирилловского монастыря сыграли игумены Софроний Жеребило-Лобужский, Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович. В 1651 г., во время освободительной войны против Речи Посполитой, обитель разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла. В 1658-1677 г.г. монастырем управлял Мелетий Дзык – бывший ректор Киево-Могилянской коллегии. Игумен Мелетий пригласил в обитель 17-летного воспитанника коллегии Даниила Туптало, который впоследствии стал известен как святитель Димитрий Ростовский. Несмотря на молодость Даниила, игумен постриг его в монашество с именем Димитрий. Ещё через год молодой монах был посвящён в иеродиаконы. После смерти Мелетия братия хотела избрать на его место 29-летнего Димитрия – тогда уже иеромонаха, – но тот отказался. С 1681 по 1697 годы во главе обители стоял игумен Иннокентий Монастырский. В этот период были полностью ликвидированы последствия нападения Радзивилла, значительно увеличились земельные владения монастыря. В его подчинении оказался Ржищевский Преображенский монастырь со всеми его землями. Это было время наивысшего расцвета Кирилловской обители, которая уступала только Киево-Печерской Лавре. После смерти игумена Иннокентия братия все же убедила будущего святителя Димитрия принять управление монастырем, но он возглавлял обитель недолго - всего пять месяцев. Родители же святого Димитрия и его родственники всю свою жизнь были благотворителями монастыря. Отец его, Савва Григорьевич, был ктитором. Сестры святителя основали неподалеку Иорданскую обитель, которая была тесно связана с Кирилловским монастырем. Родителей святого Димитрия и его старшую сестру инокиню Александру похоронили в Кирилловском храме.

В 1734 году в монастыре произошел большой пожар. Огонь уничтожил все деревянные постройки и сильно повредил церковь. Восстановление началось в 1748 г. и продолжалось более десятилетия. Руководил работами известный зодчий Иван Григорович-Барский. Кирилловскую церковь подвергли небольшой перестройке, вследствие которой она приобрела свой нынешний вид. В 1748 г. был построен храм-трапезная во имя святителя Василия Великого. Он сохранился до наших дней. Построили также каменные кельи и корпус архимандрита. Вокруг всего монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя угловыми башнями в стиле барокко. В систему укреплений вошла и каменная колокольня с небольшой надвратной церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1770 г. в Киеве вспыхнула эпидемия азиатской чумы, и в монастыре разместили госпиталь. Настоятель обители архимандрит Кирилл всячески противился такому решению, но Священный Синод постановил, что удачное загородное расположение делает Кирилловский монастырь наиболее подходящим местом для чумного госпиталя. Дальнейшую судьбу монастыря определила секуляризационная реформа императрицы Екатерины ІІ, которая предусматривала изъятие церковных владений и закрытие ряда монастырей. В 1784 г. Екатерина лично посетила Кирилловскую церковь. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах со стихами во славу Войска Запорожского. Она приказала забелить живопись. А в 1786 г. царскими указами Кирилловский монастырь был упразднен. Все постройки на его территории передавались в собственность Киевского Общественного Призрения для размещения в них благотворительных заведений. В том же году здесь был открыт Инвалидный дом, в котором находились люди преклонного возраста и инвалиды – как правило, бывшие военные. Кирилловская церковь продолжала действовать как приходская и больничная.

В 1803-1805 г.г. на территории монастыря были сооружены каменные постройки для размещения богаделен. Туда, в частности, переселили с Подола дом для умалишенных. В советское время он был переименован в психоневрологическую больницу им. И. Павлова. Больница до сих пор находится по соседству с монастырем. После окончания войны 1812 года при Кирилловских богоугодных заведениях открылся Воспитательный дом для детей-сирот, который функционировал до 1917 г. В 1842-1907 г.г. на территории монастыря действовала фельдшерская школа. В годы Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь. В 1860 г. в Кирилловской церкви под слоем штукатурки были обнаружены драгоценные фрески XII века. Их решили расчистить, но при этом многие изображения сильно повредили. Через 20 лет реставрационные работы возобновились под руководством профессора Адриана Прахова. Настенная живопись церкви была очищена от следов штукатурки. Оказалось, что фрески покрывают стены не полностью. Чистые места решили заполнить новыми изображениями. Работы выполняли преподаватели и учащиеся Рисовальной школы Николая Мурашко: Иван Ижакевич, Иван Селезнев, Харитон Платонов, Николай Пимоненко. Целый ряд новых картин создал для церкви знаменитый мастер Михаил Врубель. Среди наиболее впечатляющих произведений художника – фрески «Сошествие Святого Духа», «Архангел Гавриил», «Космос», «Моисей», «Надгробный плач». Для мраморного иконостаса, сооруженного по эскизам Прахова, Врубель написал иконы Иисуса Христа, Богоматери, Кирилла и Афанасия Александрийских, которые до сих пор являются украшением Кирилловской церкви.

В 1929 г. Совет народных комиссаров УССР объявил территорию Кирилловского монастыря государственным заповедником. С тех пор богослужения в церкви прекратились.

Все сооружения на территории монастыря планировали сделать музеями, но эти намерения остались неосуществленными. В 1937 г. монастырская ограда была разобрана на камни для строительных нужд, остался лишь небольшой участок стены с одной башней. В 1941-1942 г.г. богослужения в Кирилловском храме возобновились, как и во многих других церквях. После войны в храме разместили склад оптического стекла. В 1950-х г.г. при проведении земляных работ под храмом обнаружили подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет, когда одна из стен церкви дала сквозную трещину, вход в пещеры завалили камнями и залили бетоном. В 1962 г. указом Совета Министров УССР Кирилловская церковь, а также башня и часть сохранившейся монастырской стены XVIII века были объявлены памятниками архитектуры государственного значения. Их включили в число объектов архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (ныне музей «Кирилловская церковь» – часть Национального заповедника «София Киевская»). Богослужения в Кирилловской церкви были возобновлены в 1993 г. – после нескольких лет обивания порогов высоких кабинетов, вплоть до правительственных. Православной общине разрешили использовать храм совместно с музеем.

22 июня 1998 г. Кирилловский храм был освящен архиерейским чином. В 1999 г. построили, а в следующем – освятили новую колокольню. У Дорогожицкого леса была устроена «пустынька» с двухэтажным корпусом, огородами, садом и пасекой.

Настоятель монастыря архимандрит Варлаам (Озимок), http://religions.unian.net/orthodoxy/1388975-kirillovskiy-hram-i-monastyir-namestnik-obiteli-ob-istorii-svyatyini-i-ee-nebesnom-pokrovitele.html


Елена Григорьева
 

Самым известным памятником киевской архитектуры XII в. является собор Кирилловского монастыря. Он очень удачно поставлен на холме, возвышающемся над северной окраиной Киева. Кирилловский монастырь был рядовым «вотчим» монастырем черниговских князей Ольговичей, а собор служил их усыпальницей. По своему типу это также шестистолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой, несколько больший, чем церковь Богородицы Пирогощи. Как и там, плоскости стен расчленены пилястрами с мощными полуколоннами. Гладь стены украшали лишь вверху аркатурный пояс из лекального кирпича да мелкий орнамент поребрика. Тоненькие полуколонки членили мощные полуцилиндры апсид. Входы в церковь обрамляли двуступенчатые порталы. В нартексе расположены аркосолии для княжеских погребений, а в южной части нартекса была устроена небольшая крещальня. Из нартекса узкая лестница в толще северной стены ведет на хоры. Над нартексом расположены широкие и светлые хоры, простирающиеся над боковыми нефами до западных подкупольных столбов. В южной части хор - небольшая каплица. Столбы, отделяющие хоры от внутреннего пространства храма, украшены тонкими полуколоннами.

Замечательная фресковая роспись собора представляет исключительный интерес, как наиболее полный комплекс древнерусской храмовой росписи XII в. Тематика росписей собора Кирилловского монастыря соответствует установленному церковью канону. Тона — светлые и яркие, орнаменты - красочны. Русские одежды воинов и святых, а также русские надписи свидетельствуют о работе местных мастеров. Большой интерес в росписи собора представляют огромные изображения воинов в полном вооружении. С большим мастерством выполнены композиции в нартексе и в южной апсиде, изображающие сцены из жизни Кирилла Александрийского. Очень украшали храм внутри красочные полы из керамических поливных плиток и шиферных плит с мозаичной инкрустацией.

«Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках», http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-yuzhnoy-i-zapadnoy-rusi-v-xii-xiii-vekah


Елена Григорьева
 

Кирилловская церковь - храм Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских в Киеве. Построена предположительно в 1150-1160-х г.г., после смерти киевского князя Всеволода Ольговича (в крещении Кирилла), его вдовой Марией Мстиславовной. Расположена на холме, возвышающемся над северным предместьем Старого Киева - Куренёвкой, в урочище Дорогожичи; под Кирилловской церковью - Кирилловские пещеры (вырыты в XI-XIII веках). Входила в ансамбль Кирилловского монастыря (впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1171 годом); в XII-XIII в.в. княжеская усыпальница Ольговичей (в 1194 году здесь похоронен князь Святослав Всеволодович).

После нашествия Батыя монастырь упразднён в 1786 году; в помещениях разместились Кирилловские богоугодные заведения (Инвалидный и Воспитательный дома; дом для умалишённых, ныне городская психиатрическая больница). В 1929 году территория монастыря объявлена заповедником, храм закрыт. В 1937 году разобраны колокольня (1760 год, архитектор И. Г. Григорович-Барский) и монастырские стены. В 1941 году богослужение ненадолго возобновилось. С 1963 года храм стал филиалом музея-заповедника «София Киевская». Богослужение в церкви возобновлено в 1993 году. В 1999-2000 г.г. построена колокольня.

Кирилловская церковь - 6-столпный 3-нефный 3-апсидный 5-главый (боковые главы возведены в конце XVII - начале XVIII века) храм с хорами и крещальней в южной части нартекса. Стены сложены из плинфы в технике равнослойной кладки. Первоначально фасады были оформлены лопатками с полуколоннами и аркатурным поясом с поребриковым орнаментом. Порталы имеют 3-уступчатый профиль. В XVII веке переложены своды ветвей креста и угловых членений, верхняя часть барабана и купол, изменены позакомарные покрытия. Западный фасад с фронтоном и лепным орнаментом в стиле украинского барокко сформировался в середине XVIII века при участии архитектора И. Г. Григоровича-Барского.

В интерьере - росписи 3-й четверти XII века, конца XVII века, 1880-х годов (реставрировались в 1927, 1935, 1949-1954, 1965-1980 г.г.). Из фресок XII века, написанных в смелой манере с размашистыми пробелами, лучше сохранились: «Страшный суд» (один из первых в древнерусской живописи) в нартексе, сцены из «Жития святого Кирилла Александрийского» в южной апсиде, фрески капеллы игумена в южной части хоров («Архангел Михаил, ведущий юного Иоанна Крестителя в пустыню»), изображения святых на подкупольных столбах.

Фрески созданы киевскими мастерами, воспринимавшими влияния македонских (Бачково) и западных романских росписей. На пилястре южной стены - портрет маслом игумена Иннокентия Монастырского (конец XVII века). В 1881-1889 годах фрески расчищены и прописаны масляной краской преподавателями и учащимися Рисовальной школы Н. И. Мурашко под руководством А. В. Прахова, ближайшим сотрудником которого был М. А. Врубель, исполнивший «Сошествие Святого Духа на апостолов», полуфигуру Христа, головы пророков Моисея и Соломона и композицию «Ангелы с лабарами» на хорах, «Положение во гроб» в аркасолии нартекса (все - 1884 год) и 4 иконы (написаны в 1884-1885 годах в Венеции; «Святой Афанасий», «Богоматерь с Младенцем», «Христос», «Святой Кирилл») для мраморного иконостаса (выполнен по эскизам Прахова). Рядом с Кирилловской церковью сохранились: здание трапезной с церковью Василия Великого (1748 год, сильно перестроено в XX веке), остатки стены с угловой башней в стиле барокко (1750-е г.г.).

Дорофиенко И. П., Редько П.Я. Раскрытие фресок XII в. в Кирилловской церкви Киева. Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI– XVII вв. М., 1980; Архитектурнi пам’ятники. Київ, 1950; Антонов В. Г. Киево-Кирилловская Троицкая церковь. Труды III археологического съезда в Киеве. К., 1878. Т. 2


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 октября 2022

Прекрасно сохранившаяся церковь построена в 1140 г. Сведения о перестройке её относятся к 1614 г.; в 1889 г. был произведен ремонт.

Церковь каменная, одноэтажная, снаружи оштукатурена. Световой древний барабан главного купола в разрезе овальный; позднейшие боковые главы имеют восьмигранные световые барабаны; с востока храм завершается тремя полукруглыми апсидами.

Во второй половине XIX века в храме были открыты древние фрески 1140 года, изображающие сцены из жизни святого Кирилла, епископа Александрийского. Типы ликов отличаются уже угрюмой выразительностью поздней византийской живописи, но древний стиль сильно изменен реставрацией. Надписи на русском языке.

Главный иконостас, одноярусный, мраморный, сооружен в 1889 г.; колокольня каменная, трехярусная, построена в 1748 г. В 1851 г. она сгорела, но была восстановлена в 1864 г.; тогда же был достроен и третий ярус. Колоколов пять, из них один 1707 года. Ограда каменная, 1748 года, но почти уничтожена. Интересны ворота эпохи Григоровича Барского.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 декабря 2023

Княжение Владимира Мономаха можно назвать последней попыткой сохранения власти Киева над другими городами. После его смерти междоусобицы вспыхнули с новой силой и не прекращались до того времени, когда Киевская Русь перестала существовать как единое государство. Задолго до прихода татаромонгольских орд страна представляла собой недружественный союз уделов, управляемых бездарными, вечно воюющими правителями. В 1125 году родительское место занял Мстислав Владимирович, сумевший приобрести славу и прозвище Великий «храбростью, великодушием, правосудием, благочестием». Единственными из сохранившихся памятников периода его царствования являются каменная церковь Святого Фёдора Тирона и монастырь, просуществовавший до прихода Батыя. Ныне фундамент храма можно заметить, совершив прогулку от Михайловского монастыря к Десятинной церкви.

Прежде чем Киев утратил высокий статус и опустился до уровня рядового города, за него велась упорная борьба между претендентами на великокняжеский престол. В междоусобных войнах решающую роль играли пригороды, расположенные на подступах к крепости. Самый удобный путь к Киеву проходил через урочище Дорогожичи, куда стягивались дороги на Чернигов, Смоленск, Новгород, Полоцк. Владелец этой местности получал возможность контролировать как торговые, так и политические связи столицы.

Упорнее всех за Киев сражались князья Ольговичи – потомки великого князя Олега, отрешенные от престола наследниками Всеволода. Они основали родовой монастырь в Дорогожичах и примерно в 1146 году соорудили на его территории каменную церковь в честь святого Кирилла. Этот храм долго служил усыпальницей черниговских князей, которыми, собственно, и являлись Ольговичи.

В 1194 году здесь обрел вечный покой киевский князь Святослав Всеволодович, увековеченный автором Слова о полку Игореве. Создатели избрали для монастыря выгодное место на высоком холме, возвышавшемся над плоской долиной реки Почайны. Возведенная в центре участка Кирилловская церковь представляет собой шестистолпный трехапсидный крестово-купольный храм, тип которого был широко распространен на Руси в средневековый период. Первоначально здание имело единственный купол, но в XVII веке дополнилось еще тремя.

Надписи на старославянском языке свидетельствуют о том, что фрески были написаны русскими художниками. Монументальность и неподвижность архитектурных масс храма дают основания предполагать, что в его сооружении участвовали черниговские мастера. Однако особенностью постройки является то, что его подкупольное пространство, придел, части центрального нефа и алтаря прямоугольные, а не квадратные, как было заведено в киевском зодчестве, и длинной стороной ориентированы перпендикулярно к продольной оси здания, благодаря чему внутреннее пространство Кирилловской церкви словно сжато в направлении центрального купола, а придел и алтарь, напротив, приближены к нему. Похожего построения не обнаружено в черниговских памятниках, поэтому участие тамошних мастеров вызывает сомнения.

Торжественный вид церкви во многом достигнут тем, что все закомары расположены на одном уровне. Тяжеловесность форм подчеркнута размером купола: огромный, помещенный на круглом барабане, он опирается на консоли, перекрывая прямые стенки подкупольного пространства. Фасады здания украшены плоскими лопатками с полуколоннами, которые по виду согласуются с опорными столбами, разделяющими внутреннее помещение на три нефа; углы обработаны массивными пилястрами. Изначально фасады на уровне основания закомар были оформлены арками и поребриком. Апсиды с узкими пилястрами не отличались от большинства древнерусских памятников.

Интерьер Кирилловской церкви также не лишен своеобразия. Темное помещение под хорами кажется еще мрачнее рядом с ярко освещенным подкупольным пространством. В толще стен притвора устроены большие ниши, где некогда стояли гробницы Ольговичей. Сами хоры имеют П-образную форму и немногим отличаются от сооружений подобного рода. Во втором ярусе южной их части находится миниатюрная капелла игумена с апсидой в толще стены. Внизу располагается похожая по форме и размеру крещальня. Хоры и центральный неф разделяет двухпролетная арка. Столб между арками оформлен полуколоннами из фигурного кирпича – прием, известный по архитектуре Чернигова.

Древние фрески Кирилловской церкви долго скрывались под слоем поздней живописи. После реставрации 1861–1864 годов обнаружилось, что при типичной иконографии они заключают в себе шесть индивидуальных стилей. Созданные разными мастерами росписи уникальны по цвету и монументальности форм. Кисти одного из художников принадлежит часть изображений святых в главном алтаре. Он явно предпочитал монументальные формы, если согласовывал изображения с анатомически правильной фигурой человека.

В куполе изначально находилось «Вознесение Христа», в простенках барабана – фигуры апостолов, а на подпружных арках – 40 севастийских мучеников. Роспись алтарной части храма начиналась с образов Петра и Павла. Выше них располагалась композиция «Сретение», а триумфальная арка была украшена сценой «Благовещение». Строгая последовательность показа соблюдена в росписи полукупола центральной апсиды, где сверху вниз написаны «Богоматерь Оранта», «Евхаристия», «Поклонение жертве». Ниже в круглых медальонах помещены изображения наиболее почитаемых святых. По отдельным признакам можно утверждать, что в Кирилловской церкви изначально имелись монументальное панно «Успение Богоматери», небольшая картина «Рождество Христово», изображения святых воинов, четы византийских императоров Константина и Елены. В притворе когда-то располагалась композиция «Страшный суд», которая считается первым в русской живописи воссозданием этого библейского сюжета.

Хорошо сохранившиеся росписи на стенах южной апсиды иллюстрируют главные эпизоды из жизни святого Кирилла, в честь которого была возведена церковь. Особенно эффектно исполнена фреска «Святой Кирилл проповедует веру». Художник расположил вокруг главного героя второстепенных персонажей в светлых одеждах. Тяжелые и угловатые складки их одежды написаны так, чтобы фигуры выглядели более торжественными.

Очень крупные фигуры на фресках прекрасно согласуются с монументальными формами архитектуры. Если в Софийском соборе от пола до арок расположены четыре уровня изображений, то в Кирилловской церкви их всего три. Своеобразное размещение дает основание предположить, что здесь были написаны самые крупные в древнерусской живописи фигуры. Увеличенные до высоты 3 м, они четко выделяются светлыми силуэтами на синем фоне.

Другой мастер решил образы архидиаконов весьма оригинальным образом: белые, со складками одежды священников выделены красными, черными и коричневыми линиями. Возможно, именно его кистью создана фреска «Поклонение жертве» в главном алтаре. Согласно летописной записи, в храме существовал придел святых Бориса и Глеба. Художник, написавший Бориса в южной части подкупольного столба, несомненно, обучался у византийских живописцев. Невинно убиенный князь смотрит прямо на зрителя, удивляя неповторимым рисунком глаз, знакомым по росписям Десятинной церкви и Софийского собора.

Четвертый художник работал в экспрессивной манере, резкими взмахами кисти, четко намечая угловатые, широкие пробелы. Пятому мастеру принадлежит часть росписи притвора, в частности композиция «Страшный суд» с образом ангела, свертывающего небо. Создатель сцены «Архангел Михаил, ведущий юного Иоанна Крестителя в пустыню» продолжил линию реалистичной иконописи, начало которой связано с именем художника Алимпия. Освоив утонченную манеру письма, он сумел передать легкие, грациозные, воистину неземные движения героя. В его трактовке архангел, написанный на южной стене капеллы игумена, словно плывет по воздуху. Ритм складок белого гиматия, небрежно переброшенного через плечо, выполнен в технике линейной каллиграфии, использованной в мозаиках Михайловского собора.

В «Евхаристии» изящной линией очерчен силуэт Христа, одетого в яркие одежды: синий хитон и красный гиматий. С потрясающим мастерством написан апостол Павел. Прислуживающие Христу ангелы по цвету одеяний напоминают персонажи одноименной софийской фрески: розово-белые тона в одежде левого ангела согласуются с мерцающим серо-розовым колоритом наряда правого. Тем не менее эстетические идеалы кирилловских художников формировались под влиянием народной культуры. Местное влияние отразилось в особом понимании красоты и заинтересованности апокрифическим содержанием, то есть сюжетами, заимствованными из тайных книг. В композициях «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» присутствуют непозволительные бытовые детали. Создавая красочные орнаменты, художник словно любуется сам и заставляет зрителя восхищаться своим творением.

Несмотря на русское авторство, фрески Кирилловской церкви выражают чужеземную манеру письма, причем не только византийскую. По обилию в композициях болгарских и солунских святых, по наличию медальонов с характерными обрамлениями можно сделать вывод о воздействии на киевское искусство культуры Македонии. Романские традиции наблюдаются в форме живописных зданий и, особенно, в человеческих фигурах – плоских, угловатых, лишенных динамики, отличающей работы киевских живописцев.

К сожалению, остальная часть живописи Кирилловской церкви не сохранилась. Многократное переписывание и уничтожение фресок во время реставраций сопровождалось изменением самого здания. В конце XVII века храм обрел четыре боковые главы с восьмигранными барабанами, украшенными арками и лепными деталями в виде розеток. Большие восстановительные работы состоялись после пожара 1734 года. Увлеченный барочной модой, архитектор Григорович-Барский устроил огромный фронтон волнообразной формы, с пышной лепниной. Столь же роскошный узор дополнил полуколонны и пилястры, над окнами появились наличники и лепные узоры. Придав куполам традиционную для украинской архитектуры грушевидную форму, зодчий смог полюбоваться зданием, которое уже ничем не напоминало древнерусский храм.

С той поры массивный силуэт Кирилловской церкви стал господствовать над равниной и холмами Дорогожичи. Покрытая кружевом лепных узоров, величественная и торжественная, она сверкала белизной стен, ярко выделяясь на фоне густой зелени. Последующие века оставили свой след и в интерьере. При восстановлении в XVII столетии были подмалеваны, а иногда и заново написаны фрески, к лучшим образцам которых можно отнести картину, известную как «Портрет игумена Красовского». По церковным книгам он скончался в 1612 году, а изображение в качестве нерукотворного образа возникло над местом его захоронения. Вполне реалистично написанное смуглое лицо отражает прозвище священника – Чернобровец. Особенно выразительны черные глаза, выдающие образованность, незаурядный ум и жизненную энергию героя. В действительности на картине представлен образ Иннокентия Монастырского в черном клобуке, тоже настоятеля монастыря в Дорогожичах, но умершего на столетие позже.

До 1860 года на коробовом своде хоров не имелось росписей. Они возникли благодаря М.А. Врубелю, тогда еще молодому безвестному художнику, написавшему для Кирилловской церкви композицию «Сошествие Святого Духа», иконы «Богоматерь», «Святой Кирилл» и «Христос». Позже его прекрасные работы были перенесены в иконостас.

Качественно новое искусство вместе с иной культурой возникло не на пустом месте. Известно, что языческая Русь славилась своими искусными мастерами. В стране, где дерево было основным строительным материалом, не могло не процветать плотницкое ремесло. В больших городах работали резчики по камню, кости и даже ювелиры, обогащавшие свою технику византийскими приемами, в частности перегородчатой эмалью. Тогда местные умельцы прекрасно справлялись с изготовлением утвари и строительством деревянных церквей, но живопись и фрески им пришлось осваивать заново. В некоторых странах переходный период, то есть время усвоения системы художественных и технических навыков, занимал целые эпохи. На Руси ученичество продолжалось не больше столетия, что доказывает факт особой даровитости русского общества и внутренней готовности его к переменам.

Киевское искусство расцветало вопреки сложной политической обстановке, сложившейся в государстве после смерти очередного наследника Владимира Мономаха, великого князя Ярополка II. Остальные братья правили Киевом недолго и без особых стараний, не прилагая усилий к подчинению столице удельных княжеств. Недоброжелательность киевлян к Ольговичам, частые перемены в союзах, постоянные заговоры привели к тому, что горожане в определенный момент отказались присягать законному правителю. В 1145 году, не стерпев беспорядков и озлобленности народа, в Константинополь сбежал митрополит Михаил. По некоторым данным, главный священник страны получал ежегодную премию за лечение дочери половецкого князя. По отбытии непатриотичного батюшки в Подоле случился пожар, уничтоживший почти половину киевского пригорода.

В 1150 году к столице приблизился сын Мономаха суздальский князь Георгий Владимирович, оставшийся в истории под именем Юрий Долгорукий (?–1157). Берлинский отзывался о нем как о «государе, более занятом увеселениями, нежели правлением, что было бы для киевлян весьма несносным. Однако они пользовались его слабостью, всячески занимали забавами, дабы скрыть намерение посадить в Киев другого князя». В 1154 году трижды изгоняемый с престола Георгий Владимирович утвердился на нем окончательно, правда на очень короткий срок. Его княжение «не только довело до крайнего ослабления южные страны России, но и самоличное пребывание бездарного потомка Мономаха в Киеве было негодуемо. Сие негодование обнаружилось после скорой и нечаянной его смерти, когда все любимые наперсники и прочие суздальские пришельцы были с бесчестьем ограблены и прогоняемы из города. Два его загородных увеселительных дома, яко места неумеренного расточительства, были разметаны обуявшим народом». На киевский престол вернулся однажды изгнанный черниговский князь Изяслав, а несчастный Георгий Владимирович нашел покой в церкви Спаса на Берестове, хотя ненадолго: менее чем через столетие его прах осквернили воины хана Батыя.

С середины XII века независимое существование княжеств привело к изменениям не только в политической, но и в художественной жизни русского общества. Выделение стилей с дальнейшим их самостоятельным развитием в единой мере затронуло живопись и архитектуру. Несмотря на единую основу – византийское искусство, местные варианты отличались большим разнообразием. Подобно тому как трудно не заметить различий в облике храмов Пскова, Суздаля и Киева, так невозможно перепутать иконы, написанные мастерами этих городов.

Всеобщее принятие христианства повлияло на развитие отечественной литературы. Хотя славянская письменность была известна на Руси через посредство Болгарии еще в языческие времена, она не имела широкого распространения и употреблялась исключительно в деловых целях. Положение изменилось с принятием новой веры. Русской церкви нужны были проповедники на родном языке, и таковых начали готовить в киевских школах. Уже в XI веке русская культура обогатилась не только переводами с латыни и греческого языка, но и подлинниками. В монастырских стенах безвестные сочинители создавали летописи, поучительные труды и жития – идеализированные биографии реальных и легендарных героев.

В 1037 году будущий киевский митрополит Илларион произнес свое знаменитое Слово о законе и благодати, высказав похвалу князю Владимиру и всей Русской земле. Сегодня эта знаменательная речь относится к первым произведениям древнерусской литературы. Самым значительным памятником в этой области стало Слово о полку Игореве, где воспроизведен частный эпизод русско-половецких войн. Рукой Владимира Мономаха написано «Поучение к детям». Созданный князем труд является одновременно историческим и литературным произведением, причем имеет огромную ценность в каждой ипостаси. Однако самое крупное событие в русской культуре произошло в начале XII века, когда монах Киево-Печерской лавры Нестор завершил свою знаменитую Повесть временных лет, которая сегодня считается энциклопедией древнерусской жизни.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 июля 2024

«…Кирилловская церковь была построена в середине ХІІ века на далекой окраине древнего Киева - Дорогожичах. Современные исследователи считают, что основателем церкви был черниговский князь Всеволод Ольгович (Кирилл), который в 1139 г. взял штурмом Киев в ходе междоусобной борьбы за великий киевский престол. Построив церковь в честь Св. Кирилла, Всеволод стал своеобразным распространителем культа Кирилла и его парного святого Афанасия в Киевской Руси.

Впрочем, разные источники, как пишет заместитель директора музейного комплекса «София Киевская», кандидат исторических наук Ирина Марголина, указывают, основываясь на дочери летописях, три возможных имени основоположников собора: Марии Казимировны польского короля Казимира Второго Справедливого, жены черниговского князя Всеволода Чермного; Марии Мстиславовны - дочери Мстислава Великого, жены Всеволода Ольговича, и самого Всеволода Ольговича сына черниговского князя Олега Святославича.

Дело в том, что в Киевской летописи 1179 года сказано: «...В то же лето приведе Святослав за среднего сына жену из Ляхов, Казимерну, во Филиппове говенье... Того же лета преставися княгиня Всеволожая, приемше на ся черническую схиму, и положена бысть в Киеве, у святаго Кирила, иже бе сама создала...»

Отсюда автор Киевского Синопсиса (1674-1830) сделал вывод о том, что Мария, дочь польского короля Казимира, приехав в Киев и выйдя замуж за Всеволода Чермного в 1179 г., умерла в том же году и была погребена в церкви, называемой Кирилловской, которую сама построила, - т. е. строительство Кирилловской церкви приписывалось польской княгине Марии Казимировне. Учитывая, что Киевский Синопсис выдержал 25 переизданий, это ошибочное утверждение было принято многими серьезными исследователями.

Однако еще в прошлом веке малоизвестный историк С. Крыжановский развеял это укоренившееся мнение: он обратил внимание на то обстоятельство, что Мария Казимировна приехала в Киев «во Филиппове говенье» в ноябре. Год в те далекие времена начинался в марте, следовательно, до конца 1179 г. оставалось тогда всего три месяца. За такое короткое время невозможно построить большую каменную церковь. Но главное несоответствие состоит в том, что в 1171 г. в Киевской летописи уже упомянута Кирилловская церковь, - а уж если этот храм существовал в 1171 г., то никак не мог быть построен (еще раз) в 1179 г. только что приехавшей Марией Казимировной. Значит, речь идет о другой Марии.

Исследователь ХІХ ст. М. Максимович в статье «О создании церкви Святого Кирилла» убедительно разделяет исследуемый нами летописный отрывок на две части. Первая часть действительно относилась к дочери польского короля Марии Казимировне, которая в 1179 г. стала супругой среднего сына Святослава - Всеволода Чермного; вторая же часть повествовала о другой женщине Марии Мстиславовне жене черниговского князя Всеволода Ольговича, которая умерла в 1179 г. и была погребена в церкви Св. Кирилла. М. Максимович пришел к выводу: Кирилловская церковь была построена Марией Мстиславовной, вдовой Всеволода Ольговича.

Но в Киевском Месяцеслове за 1799 г. надзиратель математических классов, учитель богословия иеромонах Ириней подверг сомнению предыдущие ссылки на обеих княгинь и высказал свою точку зрения по поводу даты создания храма: «Создана великим князем Всеволодом Ольговичем или княгинею Марией, супругой Всеволода Ольговича, 1144 или 1172 годов...» Следует упомянуть и указание в летописи 1167 года: «Ярополк же с берендичами настигли Владимира на реке Желянь коло села Добрый Дуб и не дали берендичи стреляться с ними... и так ехали берендичи до Всеволодова монастыря...»

Упомянутая местность Желянь простиралась до Дорогожицких земель, где в ХІІ в. появился Кирилловский монастырь. Он был не только культовым сооружением, но и исполнял роль крепости на подступах к Киеву. Известно, что именно на Дорогожичах в 1139 г. черниговский князь Всеволод Ольгович расположил свои войска и послал ультиматум своему сопернику князю Вячеславу с требованием уступить ему Киев. Вячеслав требование исполнил, и в 1140 г. Всеволод вошел в Киев «с честию и славою великою». И хотя в летописях мы не находим прямого указания на то, что Всеволод велел заложить собор на Дорогожичах, можно предположить, что это было бы вполне естественное решение заложить собор в честь своего святого патрона, александрийского архиепископа Кирилла, на месте, где была одержана победа в борьбе за Киевский стол. Кроме того, в местности, описанной в летописи, ни до, ни после 1167 г. не существовало никаких других монастырей, кроме Кирилловского.

А что касается названия «Кирилловская церковь», то здесь одной из актуальных проблем является выяснение тех путей, которыми культ Кирилла Александрийского и его парного святого Афанасия Александрийского проникал на Русь. Почитание этих святых на Руси известно только с ХІІ века: именно тогда были основаны два Кирилло-Афанасиевских монастыря: в Киеве и близ Новгорода. Новгородский монастырь не сохранился.

Для представителей династии Ольговичей храм служил фамильной усыпальницей. В 1194 г. здесь был погребен киевский князь Святослав - герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». Святослав, сын князя Всеволода - основателя Кирилловской церкви, обрел вечный покой справа от входа в здание в 1194 г. Однако могила князя до наших дней в целости не сохранилась: в XV в., во времена польско-литовской экспансии на Украину, церковь и могилы были разграблены.

За время своего существования Кирилловская церковь знала периоды запустения и обновления. В 1748-1760 гг. здесь, при участии известного украинского зодчего И. Григоровича-Барского, были построены каменные монастырские здания, от которых до наших дней сохранилась лишь часть ограды с угловой башенкой.

После перестроек XVII-XVIII вв. древняя Кирилловская церковь приобрела современный внешний облик с характерными чертами барочной архитектуры. В 60-е годы XIX в. Кирилловская церковь попала в центр внимания общественности: под штукатуркой ХVІІІ в. на ее стенах были обнаружены фресковые росписи XII в.

В 1881-1884 гг. под руководством профессора А. Прахова в храме проводились огромные по объему работы по расчистке фресок и обновлению стенописи. В 1884 г. здесь работал Михаил Врубель. По требованию Церкви открытые древние фрески были вновь переписаны масляными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас.

В мае 1929 г. Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником.

Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с ХІІ в. Перестройки ХVII—XVIII вв. выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.

Стены Кирилловской церкви покрыты живописью - фресками ХІІ века, раскрытыми из-под масляных записей, отдельными фрагментами росписи ХVІII века и масляными работами ХІХ века на участках, где фрески не сохранились. От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.

Из росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского - известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником украинской портретной живописи того времени.

Среди масляной росписи, выполненной во время реставрации в XIX в., особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля. В этих росписях проявился его могучий талант монументалиста и новатора-колориста. Одно из самых сильных его произведений в храме - «Сошествие Святого Духа», занимающее свод хоров. В изображениях апостолов художник с необычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой.

Здесь же, на хорах, М. Врубелем исполнены «Ангелы с лабарами», полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А. Прахова, М. Врубель написал в Венеции иконы «Афанасий», «Богоматерь с Младенцем», «Христос» и «Кирилл». Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством.

Наиболее удалась художнику икона «Богоматерь с Младенцем». В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, облаченной в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем.

Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии. В настоящее время в Кирилловской церкви проводятся реставрационные работы…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 365-369


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 января 2025

Современные исследователи считают, что основателем церкви был черниговский князь Всеволод Ольгович (в крещении Кирилл), который в 1139 г. взял штурмом Киев в ходе междоусобной борьбы за великий Киевский престол. Построив церковь в честь св. Кирилла, Всеволод стал своеобразным распространителем культа Кирилла и его парного святого Афанасия в Киевской Руси.

Разные источники указывают, основываясь на летописях, три имени возможных основателей собора: Марии Казимировны - дочери польского короля Казимира Второго Справедливого, жены черниговского князя Всеволода Чермного; Марии Мстиславовны - дочери Мстислава Великого, жены Всеволода Ольговича, и самого Всеволода Ольговича - сына черниговского князя Олега Святославовича.

В Киевской летописи 1179 года сказано: «... в то же лето приведе Святослав за среднего сына жену из Ляхов, Казимерну, во Филипове говенье... Того же лета преставися княгиня Всеволожая, приемше на ся черническую схиму, и положена бысть в Киеве, у святаго Кюрила, юже бе сама создала...» Отсюда автор Киевского Синопсиса (с 1674 по 1830 г.г.) сделал вывод, что Мария, дочь польского короля Казимира, приехав в Киев и выйдя замуж за Всеволода Чермного в 1179 г., умерла в том же году и была погребена в церкви, называемой Кирилловской, которую сама и построила.

Таким образом, строительство Кирилловской церкви приписывалось польской княгине Марии Казимировне. Учитывая, что Киевский Синопсис выдержал 25 переизданий, это ошибочное утверждение было принято многими серьезными исследователями как окончательное и истинное. Однако еще в прошлом веке историк С. Крыжановский развеял это укоренившееся мнение. Он обратил внимание на то обстоятельство, что Мария Казимировна приехала в Киев «во Филипове говенье» - в ноябре. Год тогда начинался в марте, следовательно, до конца 1179 г. оставалось тогда всего три месяца. За такое короткое время невозможно построить большую каменную церковь. Но главное несоответствие состоит в том, что в 1171 г. в Киевской летописи уже упомянута Кирилловская церковь - а уж если этот храм существовал в 1171 г., то никак не мог быть построен (еще раз) в 1179 г. только что приехавшей Марией Казимировной. Значит, речь идет о другой Марии.

Исследователь XIX столетия М. Максимович в статье «О создании церкви Святого Кирилла» убедительно разделяет приведенный нами летописный отрывок на две части. Первая часть действительно относилась к дочери польского короля Марии Казимировне, которая в 1179 г. стала супругой среднего сына Святослава - Всеволода Чермного; вторая же часть повествовала о другой женщине - Марии Мстиславовне - жене черниговского князя Всеволода Ольговича, которая умерла в 1179 году и была погребена в церкви св. Кирилла. М. Максимович пришел к выводу: Кирилловская церковь была построена Марией Мстиславовной, вдовой Всеволода Ольговича. Но в Киевском Месяцеслове за 1799 год надзиратель математических классов, учитель богословия иеромонах Иреней подверг сомнению предыдущие ссылки на обеих княгинь и высказал свою точку зрения по поводу даты создания храма: «Создана Великим князем Всеволодом Ольговичем или княгинею Марией, супругой Всеволода Ольговича, 1144 или 1172 г.г...»

Следует упомянуть также и указание в Киевской или Ипатьевской летописи 1167 года: «Ярополк же с берендичами настигли Владимира на реке Желянь коло села Добрый Дуб, и не дали берендичи стреляться с ними... и так ехали берендичи до Всеволодова монастыря...» Упомянутая местность Желянь простиралась до Дорогожицких земель, где в XII в. появился Кирилловский монастырь. Он был не только культовым сооружением, но и выполнял роль крепости на подступах к Киеву. Известно, что именно на Дорогожичах в 1139 г. черниговский князь Всеволод Ольгович расположил свои войска и послал ультиматум своему сопернику князю Вячеславу с требованием уступить ему Киев. Вячеслав требование исполнил, и в 1140 г. Всеволод вошел в Киев «с честию и славою великою».

И хотя в летописях мы не находим прямого указания на то, что Всеволод велел заложить собор на Дорогожичах, можно предположить, что это было бы вполне естественное решение - заложить собор в честь своего святого патрона, александрийского архиепископа Кирилла, на месте, где была одержана победа в борьбе за Киевский стол. Кроме того, в местности, описанной в летописи, ни до, ни после 1167 г. не существовало никаких других монастырей кроме Кирилловского.

А что касается названия «Кирилловская церковь», то здесь особо стоит упомянуть о том, что культ Кирилла Александрийского и его парного святого Афанасия Александрийского был еще мало распространен на территории Руси, но именно святой Кирилл считался покровителем князя Всеволода Ольговича. Почитание этих святых на Руси известно только с XII в. Именно тогда были основаны два Кирилло-Афанасьевских монастыря: в Киеве и около Новгорода. Новгородский монастырь не сохранился.

Для представителей династии Ольговичей храм служил фамильной усыпальницей. В 1194 г. здесь был погребен киевский князь Святослав - герой древнерусского «Слова о полку Игореве». Святослав, сын князя Всеволода, основателя Кирилловской церкви, обрел вечный покой справа от входа в здание. Однако могила князя до наших дней в целости не сохранилась: в ХV в., во времена польско-литовского нашествия, церковь и могилы в ней были разграблены.

За время своего существования Кирилловская церковь знала периоды запустения, ремонты и обновления. В 1748-1760 г.г. здесь при участии известного киевского зодчего И. Григоровича-Барского были построены каменные монастырские здания, от которых до наших дней сохранилась лишь часть ограды с угловой башенкой.

После перестроек XVII-XVIII в.в. древняя Кирилловская церковь получила современный внешний облик с характерными чертами южной барочной архитектуры. В 1860-е г.г. Кирилловская церковь попала в центр внимания общественности: под штукатуркой XVIII века на ее стенах были обнаружены фресковые росписи XII столетия. В 1881-1884 г.г. под руководством знаменитого профессора А. Прахова в храме проводились поистине огромные работы по расчистке фресок и обновлению стенописи. В 1884 г. здесь работал известный русский художник Михаил Врубель. По настоянию церкви открытые древние фрески были поновлены свежими масляными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас.

В мае 1929 г. Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником.
Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с XII века. Перестройки XVII-XVIII в.в. выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками. Стены Кирилловской церкви покрыты фресками XII века, раскрытыми из-под поздних записей, а также отдельными фрагментами росписи XVII века. Отчетливо видны и масляные работы XIX века на участках, где фрески не сохранились. От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.

Из росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского - известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником портретной живописи того времени. Среди масляной росписи, созданной во время реставрации в XIX веке, особое место занимают работы Врубеля 1884-1885 г.г. В этих росписях проявился его талант монументалиста и новатора-колориста.

Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и написаны четыре новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель создал четыре иконы. Для написания заказанных иконостасных образов - Христа, Богоматери и святых Кирилла и Афанасия - Врубель поехал на полгода в Венецию. Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор Святого Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. В иконах Врубеля наблюдается большее следование в самих деталях византийским образцам, чем при создании настенных композиций, и в то же время по своему духу эти произведения оказались дальше от тех древних памятников, которые послужили художнику исходным моментом. Кроме этого, в характере образов и в живописной манере этих работ сказались впечатления Врубеля от искусства эпохи Возрождения.

Одно из самых сильных его произведений в храме - «Сошествие Святого Духа», занимающее свод хоров. В изображениях апостолов художник с необычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой. Правда, следует заметить, что эта манера письма сильно отличается, разумеется, от православных росписей средневековья. Многие современные исследователи церковных росписей и икон справедливо указывают на тот факт, что за несколько сотен лет в церковное искусство было привнесено слишком много человеческого, страстного, и этим позднее письмо в духовном смысле несомненно уступает письму старому. Здесь же, на хорах, М. Врубелем исполнены «Ангелы», полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А. Прахова, М. Врубель написал в Венеции иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством.

По силе эмоционального воздействия более всего удалась художнику «Богоматерь». В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем. Известно, что написан этот образ с живого человека - с жены профессора Прахова Эмилии Львовны, в которую Врубель был влюблен.

Из четырех иконостасных образов образ Богоматери удался художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров - женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
Написана Кирилловская Богоматерь, как поэтично указывают искусствоведы, «на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия - нежные белые розы. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова».

Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.

«ЗДРАВСТВУЙ, РОССИЯ». Энциклопедия. http://www.zdravrussia.ru/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.