Когда подъезжаешь к Шуе, ещё издалека замечаешь колокольню Воскресенского собора. Колокольня строилась более двух десятилетий. Её заложили в 1810 году на 20 саженей (почти 43 метра) южнее храма в соответствии с генеральным планом города. Правда, строительство не обошлось без происшествий. Первым архитектором шуйской колокольни стал итальянский зодчий Гауденцио Маричелли. Согласно его проекту (гениальному, как писали газеты того времени), 64-метровая постройка должна была состоять из четырёх ярусов и иметь более прямой силуэт, нежели у той, что стоит в Шуе сейчас. Строительство длилось девять лет, как вдруг возведённая уже до третьего яруса колокольня рухнула. Никто не погиб, но ущерб составил почти сто тысяч рублей. Причины обрушения выяснить так и не смогли, но архитектора сменили. С иностранцами, видимо, решили больше не связываться и обратились к губернскому зодчему Евграфу Яковлевичу Петрову, ученику М.Ф. Казакова. Артель строителей позвали тоже местную - руководил ею крестьянин-самоучка Михаил Саватеев. Когда в 1832 году колокольню достроили, на открытие съехалось огромное количество народа - люди приезжали даже из других губерний! Ещё бы: её общая высота - 106,5 метра! На тот момент она уступала лишь колокольне Петропавловского собора Санкт-Петербурга (122 метра). Однако, отмечают специалисты, она отнюдь не выглядит тяжеловесной.
В книге "Воскресенский собор в Шуе. История реставрации памятника", изданной Шуйской епархией в 2015 году, написано: "... общее восприятие облегчается увеличением числа арок для звона в верхних ярусах. Полусферический купол увенчивается 35-метровым шпилем, подчёркивающим устремлённость сооружения в высоту. Изящество строению придаёт скромный декор: боковые главки, колонны, лепнина". Вот что писали краеведы Д.И. Зимин и А.П. Кульков в своей книге "Благословенный Шуйский край", Иваново, 2015 г.: "06.05.1868 шпиль был повреждён сильной бурей. Он наклонился так, что грозил полным падением. 17.05.1868 года Владимирская духовная консистория постановила, чтобы шпиль разобрали и сделали новый. В итоге на колокольне поставили деревянный крест на исправленном шпиле. Так всё продолжалось до 1874 года. В течение 8 месяцев этого года подрядчик московский купец Коротков с работниками установили новый металлический шпиль. Старый шпиль после наклона исправлял мещанин Бобков Иван Гаврилович. В 1871 году при 8-градусном морозе и сильном ветре со шпиля сорвало несколько листов железа. Исправление поручено тому же Бобкову И.Г. Исправил этот недостаток хладнокровно 60-летний старичок без лесов. Приделал к шпилю верёвкой сидячую сиделку и спокойно покачиваясь на ветру, на высоте 40 сажень устранил поломку. Брал за работу 75 копеек в день". Сохранившийся крест на колокольне не очень большой (высотой чуть более 3,5 метров). Он выполнен из четырёхмиллиметровых медных пластин, состоит из 17 частей, это перекладины, лепестки, накладные тарелки. Позолота, по словам специалистов, была весьма значительной - 13 микрон. Его блеск был виден издалека. Поэтому во время Великой Отечественной войны крест даже обматывали тканью, чтобы он ненароком не привлёк внимание немецкой авиации, летавшей бомбить Нижний Новгород. В советский период колокольню тоже несколько раз реставрировали. Впервые небольшой ремонт произвели в 1951 году, второй - через десять лет. Проект полной реставрации разработали и утвердили только в 1970 году. Тогда стены оштукатурили, поновили декор, поменяли кровлю и покрасили несущие конструкции. Однако краска, похоже оказалась неудачной. Через несколько лет она начала отслаиваться, и колокольня снова приобрела обветшалый вид. Попытались поновлять колокольню и в начале 90-х годов. Но у города тогда хватило средств лишь на чистку креста и новую кровлю. Только после передачи здания Церкви колокольню начали постепенно восстанавливать. Стены колокольни покрасили, причём для проведения этих работ пригласили профессиональных альпинистов. А в январе 2002 года на звонницу подняли новый большой колокол: его вес составляет более четырёх с половиной тонн. Изготовили его в литейной мастерской Шартомского монастыря. Он стал самым большим колоколом на храмовых звонницах Ивановской области.
До революции на звоннице были установлены 12 колоколов общим весом чуть менее 40 тонн! Причём половина этого веса приходилась на главный колокол. Он был седьмым в России по тяжести. Заказать такой колокол придумал староста Воскресенского собора Михаил Александрович Павлов, известный шуйский фабрикант по случаю чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе у станции Борки под Харьковом. На внешней стороне колокола было решено отчеканить изображения небесных покровителей царской семьи, а также Шуйско-Смоленский образ Божией Матери. Колокольный завод обязался не только отлить колокол и доставить его в Шую, но и поднять его на колокольню. Колокол привезли в крещенские морозы. При транспортировке его по льду Тезы, он проломив толстый лёд, затонул. Но нашёлся один "экстремал", который не только не побоялся нырныть в ледяную воду, но и ухитрился продеть в "уши" колокола канат. Вскоре его всё-таки вытащили на берег и доставили по назначению. Этот "великан" некоторое время стоял у стен колокольни, ибо, как оказалось, здание надо подготовить - укрепить полы, балки и переделать лестницы. Всё было готово только к концу мая 1891 года. В день подъёма колокола на соборной площади собралось более 20 тысяч человек. Отслужили торжественный молебен. Подъём колокола осуществлялся посредством нескольких канатов, продетых через блоки ярусом выше и протянутых в разные стороны Соборной площади. Вся работа по подъёму колокола продолжалась полтора часа, после чего раздался его звон, который был слышен за несколько десятков вёрст. Стоить упомянуть, что Шуйская колокольня самая высокая из исторических отдельно стоящих колоколен в Европе (её тамбовская конкурентка - чистейший воды новодел). Кроме того, она вошла в число так называемых визуальных символов страны. Более ста тысяч человек проголосовали за неё в рамках мультимедийного проекта-конкурса "Россия-10", который прошёл в 2013 году. Тогда же было принято решение о её комплексной реставрации. Она длилась почти год и обошлась в сто миллионов рублей. Деньги нашлись благодаря усилиям Министерства культуры и меценатов.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №233, 2017 г.