ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шуя. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь


Шуя. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Боголюбской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1838 и 1847.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Ивановская область, Шуйский район, г. Шуя, Союзная улица, рядом с домом 17

Координаты: 56.854739, 41.376347



Церковь Спаса Нерукотворного Образа, 1900—1917 год с сайта http://www.etoretro.ru/<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
1900—1917 год с сайта http://www.etoretro.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1900
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Сайт «Фотостарина. Старые фотографии России»<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Сайт «Фотостарина. Старые фотографии России»
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1900
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1884
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1884
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото 1910-х гг.<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Фото 1910-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фотоснимок с фотографии нач. ХХ века.<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Фотоснимок с фотографии нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фотография церкви Спаса Нерукотворного Образа, купеческих особняков и Торговых рядов. Снято в нач. ХХ века.<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Фотография церкви Спаса Нерукотворного Образа, купеческих особняков и Торговых рядов. Снято в нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2015

Шуйский-Спасский монастырь — женский, в городе Шуе Владимирской губернии. Сюда в конце царствования Петра I переведены инокини Борисоглебского монастыря в Шуе. Ныне в городе существует Спасская церковь с часовнею, построенною в память избавления от моровой язвы в 1654 г., когда из 1170 жит. умерло 560 челов. в продолжении времени от 1 сент. по 12 окт. В поручной записи Шуян сказано: «Да в Шуе на посаде у Спаса на монастыре за попом живут Шуянеж посацкие люди во 145 году (1637)». Из челобитной 1689 г. видно, что он зависел от Шуйского-Троицкого мужского монастыря. До 1764 г. монастырь был приписан к Николаевскому-Шартоминскому монастырю. В 1764 году упразднен.

Спасская - кирпичная церковь, построенная в 1838-1847 гг. на месте неоднократно перестроенного каменного здания конца XVII в. Церковь была завершена в 1847 году. Построенная в изысканном итальянском стиле, церковь напоминала петербургский Исакий. Она стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. Трапезная, оконченная в 1833 г., расширена в 1869 г., тогда же на средства Г. В. Щеколдина поставлена колокольня. Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский. Взорвана 01.05.1930 г., на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину. В 2008 г. установлен памятный крест.

Часовня церкви Спаса Нерукотворного Образа в Шуе. Кирпичная часовня, стоявшая с севера от Спасской церкви. Приземистая кубическая постройка под куполом с главкой. Была сооружена для хранения большого креста, поставленного в память эпидемии 1654 г., перестроена в 1-й пол. XIX в. Снесена в 1930 г.

http://rozamira.ucoz.ru/publ/shujskij_spasskij_zhenskij_monastyr/1-1-0-2533

Церковь была одной из старейших в городе, по некоторым источникам, возведена она в посаде в XV-XVI веках. Афанасий Веков в 1629 году описывал ее так: «Церковь Нерукотвореннаго образа Спаса нашего Иисуса Христа деревяна вверх, и два придела Святых Чудотворцев и Безсеребренников Козьмы и Дамиана…»

До 1696 года церковь была деревянной, потом стала каменной. Множество раз она была разрушена пожарами, пока в 1847 году был возведен храм, напоминающий Исаакиевский собор в Петербурге. Вот как пишет про него В.А. Борисов в «Описании города Шуи и его окрестностей» : «в Итальянском вкусе, с портиками, куполом и золоченым крестом, весьма величественна и очень пространна; стены ея внутри росписаны превосходно». При Спасском храме была каменная часовня, построенная в 1654 году в память об избавлении от моровой язвы. При входе в часовню имелась надпись: «Поставися животворящий крест Господень с предстоящими при храме Нерукотворного образа Спаса нашего, по подобию и изображению и мере стоящего в храме Воскресения Христова, что в новом Иерусалиме, из трех составных дерев: кипариса, кедра и, вместо певга, мужжавела, от усердия купечества Шуйскаго». К животворящему кресту ежегодно совершался крестный ход из Воскресенского храма, это была вторая по значению святыня города (первая - чудотворный образ Шуйско-Смоленской Богоматери).

Мне приходилось слышать от старых людей, что в храме находились иконы работы Андрея Рублева, правда это или нет - не знаю. Церковь была богатейшей – ее приход составлял около 950 человек, в числе которых были и весьма состоятельные горожане, жертвовавшие на богоугодные дела немалые суммы. Так, в 1869 году на средства купца Г.В. Щеколдина при храме была сооружена каменная колокольня. Надо думать, что внутреннее убранство церкви было под стать внешнему великолепию. Возможно, это и сыграло свою решающую роль в судьбе храма – уж слишком много могли получить власти при разрушении самого здания: это и демонстрация победы советского строя над религией, и материальные ценности – их ведь сложно учесть. Да и кто спросит потом, что куда «ушло» - прихожан запугали, священнослужителей пересажали.

В апреле 1928 года церковь была отдана обновленцам, а 1.10.1929 г. храм был и вовсе закрыт. 9 марта 1930 года шуйский горсовет принял решение о сносе церкви. Говорят, что шуяне пытались предотвратить уничтожение храма, и, узнав о решении горсовета, писали письмо народному комиссару просвещения А.В. Луначарскому с приложенной фотографией, и даже получили на него ответ, в котором говорилось: храм не взрывать, а составить смету и поддерживать ремонтом. Но то ли ответ слишком уж задержался, то ли шуйские власти твердо решили храм уничтожить - 1 мая 1930 года Спасский храм был взорван, причем с первого раза разрушить его не получилось, и в этом некоторые усмотрели тайный смысл. Вместе с ним погибла и древняя часовня.

http://myshuya.ucoz.ru/publ/utrachennoe/spasskaja_cerkov/2-1-0-3


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2015

Церковь была одной из старейших в городе, по некоторым источникам, возведена она в посаде в XV-XVI веках. Афанасий Веков в 1629 году описывал ее так: «Церковь Нерукотвореннаго образа Спаса нашего Иисуса Христа деревяна вверх, и два придела Святых Чудотворцев и Безсеребренников Козьмы и Дамиана…»

До 1696 года церковь была деревянной, потом стала каменной. Множество раз она была разрушена пожарами, пока в 1847 году был возведен храм, напоминающий Исаакиевский собор в Петербурге. Вот как пишет про него В.А. Борисов в «Описании города Шуи и его окрестностей»: «в Итальянском вкусе, с портиками, куполом и золоченым крестом, весьма величественна и очень пространна; стены ея внутри росписаны превосходно». При Спасском храме была каменная часовня, построенная в 1654 году в память об избавлении от моровой язвы. При входе в часовню имелась надпись: «Поставися животворящий крест Господень с предстоящими при храме Нерукотворного образа Спаса нашего, по подобию и изображению и мере стоящего в храме Воскресения Христова, что в новом Иерусалиме, из трех составных дерев: кипариса, кедра и, вместо певга, мужжавела, от усердия купечества Шуйскаго». К животворящему кресту ежегодно совершался крестный ход из Воскресенского храма, это была вторая по значению святыня города (первая - чудотворный образ Шуйско-Смоленской Богоматери). Церковь была богатейшей – ее приход составлял около 950 человек, в числе которых были и весьма состоятельные горожане, жертвовавшие на богоугодные дела немалые суммы. 

Спасская - кирпичная церковь, построенная в 1838-1847 гг. на месте неоднократно перестроенного каменного здания конца XVII в. Построенная в изысканном итальянском стиле, стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. Трапезная, оконченная в 1833 г., расширена в 1869 г., тогда же на средства Г.В. Щеколдина поставлена колокольня. Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский.

Взорвана 01.05.1930 г., на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину. В 2008 г. установлен памятный крест.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2016

Спасская церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в ней три: в холодной – в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его образа, и в теплых приделах – во имя Владимирской Божией Матери и во имя Боголюбовской Божией Матери.

В писцовых книгах 1629 г. Афанасия Векова, составлявшим писцовые книги Шуи, упоминается «церковь Нерукотворенного Его образа Спаса нашего Иисуса Христа древяна верх, и два придела святых чудотворцев бессребреников Космы и Дамиана… да на колокольнице шесть колоколов: большой, средний и два зазвонных».

В таком бедном виде Спасская церковь существовала до 1696 г. В этом году она была разобрана и вместо нее была построена на том же месте новая каменная церковь, которая и освящена в том году 29 марта, что видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся при церкви. Бывшие же прежде приделы в честь чудотв. И бессребреников Космы и Дамиана, надо полагать, были в этом году упразднены, так как в надписи на храмозданном кресте об освящении их не говорится, а равно и в следующие затем годы об них нигде не упоминается. Вместо них говорится об отдельной деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери. Когда при Спасском храме устроена была эта церковь – неизвестно. В описи г. Шуи, составленной в 1709 г. воеводою Яковом Сытиным, сказано, что в Шуе на посаде церковь Всемилостивого Спаса каменная, да церковь Владимирской Богородицы, деревянная, ветхая.

Обе эти церкви во время бывшего 12 мая 1710 г. пожара были разрушены. В 1716 г. Спасская церковь снова была выстроена каменная, что доказывает надпись на храмозданном кресте, на который указывают клировые ведомости очень давних времен. Вместо сгоревшей деревянной церкви был устроен каменный придел во имя Владимирской Божией Матери при самом Спасском храме. В 1770 г. во время бывшего в городе пожара церковь снова обгорела. После возобновления существовала до 1792 г., в котором опять обгорела. По возобновлении была освящена 17 августа 1796 г., что видно из обычной надписи на храмозданном кресте, хранящемся при церкви.

С этого года церковь существовала до 30-х гг. XIX ст. В этих годах Спасские прихожане решили дать храму более благолепный вид и расширить его, так как теплый храм был очень тесен. Придел был разобран и к главному Спасскому храму пристроены были новые каменные, вместо одного, два теплых придела: во имя Владимирской Божией Матери и во имя Божией Матери Боголюбивой, которые и были освящены 7 и 8 ноября 1833 г., что видно из надписи на храмозданном кресте. Приделы устроены усердием купца П.А. Волкова. После устройства приделов приступлено было к переустройству и главного Спасского храма, который окончательно устроен в 1847 г. и 6 июля того же года был освящен. Св. иконы в церкви, утварь и ризница богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями.

На северной стороне церкви находится входная каменная часовня, крытая железом; купол на ней украшен накладными вызолоченными звездами; глава же и крест вызолочены через огонь червонным золотом. Наверху, над входом в часовню, живописное изображение Нерукотворенного образа Спасителя. По сторонам его, на стенах, следующая надпись: «Поставша Животворящий Крест Господень с предстоящими при храме Нерукотворенного Образа Спаса нашего, по подобию и изображению и мере стоящего во храме Воскресения Христова, что в Новом Иерусалиме, из трех составных древ: кедра, кипариса, а вместо певга (сосны), мужжевеля от усердия жителей в лето от Р. Х. 1654 г. Во дни Благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича…, при великом святейшем Патриархе Никоне бысть смертоносная язва в городе Шуе, от 1 сентября по 12 день октября. В течение сего времени померло 560 человек, а осталось 610. Отныне поставлен сей крест Господень на предбудущие веки Христианскому роду, и для того установлено молебное пение о спасении города Шуи на память Симеона Столпника и матери его Марфы». Самая часовня была устроена в 1654 г. при храме по тому же случаю, т.е. в благодарность Господу Богу за избавление города Шуи от моровой язвы. С древних времен в часовню совершаем был из Воскресенского собора, с чудотворною иконою Шуйской – Смоленской Божией Матери, крестный ход каждогодно в 1 день сентября.

В 1770 г., во время бывшего в городе пожара, часовня обгорела, сгорел и означенный крест 1654 г. Вместо него устроен был другой такой же, в часовне стоял он до 1831 г. Так как, по случаю бывшей в этом году в Шуе холеры, стечение богомольцев в часовню было очень большое, а часовня тесная, то Крест перенесли тогда в самый храм, куда совершается из собора крестный ход. В часовне после того устроен был другой крест с предстоящими. В 1879 г. усердием купца П.В. Китаева в часовне сделан был иконостас, а в 1880 г. тем же благотворителем иконостас был вызолочен.

При церкви имеется каменная, довольно обширная сторожка, крытая железом, оштукатуренная и выкрашенная красной краской. Устроена в 1869 г. усердием Г.В. Щеколдина. Церковные документы хранятся в церкви: копии метрических книг с 1829 г., опись церковного имущества составлена в 1896 г. и также хранится в церкви. Причта положено: священник, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается до 2120 руб. в год. Причт живет на квартирах. В приходе числится 135 дворов, душ муж. пола 441 и жен. пола 542.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  5 июня 2017

Не было красивее, говорят старожилы, бывшей большой Спасской церкви. Она была возведена на посаде в восточной части города в ХV-ХVI веках. В писцовой книге Афанасия Векова отмечено: "Церковь нерукотворного Его образа Спаса нашего Иисуса Христа деревяна верх и два придела святых чудотворцев Козьмы и Даниила". Такой она прослужила до 1696 года. Потом за ветхостью церковь разобрали и построили новую - каменную. Но очень скоро, в 1710 году, храм сгорел в пожаре. Восстановили его лишь через шесть лет, а в 1770-м он вновь погиб от пожара. Спустя 22 года Спасская церковь ещё раз выгорела от разбушевавшегося в Шуе огня. Наконец, в 1847 году на месте многократного пожарища по проекту неизвестного архитектора был возведён новый и прочный храм, удивительно похожий на соборы святого Петра в Риме и Исаакиевского в Санкт-Петербурге. Тот же итальянский классический стиль, тот же широкий купол главного здания с торжественным портальным входом парадного подъезда. А на голубом куполе - позолоченные звёзды. С северной стороны храма стояла каменная часовня, построенная в 1655 году в память об умерших от чумы. Её разрушили вместе со Спасской церковью 1 мая 1930 года.

"...Мне довелось быть свидетелем разрушения этого необыкновенного храма, - вспоминает старейший краевед Шуи Михаил Андреевич Ковалёв. - Одиннадцатилетними мальчишками стояли мы на углу аптеки напротив типографии в оцеплённом месте. Жителей собралось несметное число. Рядом со мной стояла древняя старушка, она постоянно что-то бормотала и крестилась. Вокруг храма бегали какие-то люди - видимо, взрывники. Потом они исчезли, и последовала команда на взрыв. От мощного удара церковь чуть дрогнула, приподнялась и села на прежнее место. Второй взрыв был роковым. Тучи пыли, песка, кирпичей поднялись в воздух и осели конусом на месте прекрасного сооружения. Что тут поднялось! Плач, крики, проклятья... Мы, мальчишки, конечно, не сознавали тогда всего ужаса содеянного... Это потом, с годами, у нас открылись глаза на то, чему мы были свидетелями. Может быть, и эта запавшая в память картина уничтожения храма заставила меня однажды всерьёз заняться историей нашего края... Когда город узнал о предстоящем уничтожении храма, интеллигенция Шуи обратилась с письмом и приложенной к нему фотографией к народному комиссару просвещения А. В. Луначарскому. Ответ вскоре пришёл. В нём говорилось: церковь не взрывать, а составить смету и поддерживать ремонтом. Но городские власти рассудили по-своему..." Когда-то Шую справедливо называли вторым Суздалем, а теперь только по старым фотографиям можно представить, какой она была до 1920-х годов. Из 14 храмов в городе действующим долгое время оставался лишь Преображенский храм в посёлке Мельничное, а неразрушенным - только Воскресенский собор с уникальной 106-метровой колокольней.

Из книги: Сурин Г.И. Слово о Шуе. - Иваново: ОАО издательство "Иваново", 2005


Марина Зуйкова  14 сентября 2021

В 2020 году отмечается печальная годовщина — 90-летие разрушения церкви Спаса Нерукотворного в г. Шуя. Храм был взорван 1 мая 1930 года. Об истории Спасской церкви рассказывает краевед Евгений Ставровский.

В 1920-30-е гг. в несколько волн прошла кампания закрытия и уничтожения шуйских храмов. Церковь во имя Илии Пророка после закрытия была перестроена и стала на много десятилетий клубом «Безбожник». Были обезображены и перестроены древнейшие Крестовоздвиженский и Георгиевский храмы, полностью уничтожены все три храма Всехсвятского единоверческого женского монастыря, Троицкая кладбищенская церковь, храмы в Юрчакове и Взорнове, Александро-Невская часовня и многие другие памятники церковного зодчества. Одной из самых значительных потерь стало разрушение Спасской церкви, расположенной в центре Спасской площади (ныне площади Ленина).

Спасская церковь известна с начала 17 века. Как и другие храмы, Спасская церковь сначала была деревянной.

Первое подробное описание Шуи, сохранившееся до нашего времени, отразилось в писцовой книге, составленной Афанасием Вековым в 1629 году. Уже в те годы в Шуе было 4 храма и монастырь. На посаде находилась «церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа древена вверх, да в пределе Святых Чюдотворец и бессребрениц Козмы и Демьяна, а в церкве образов: образ Спасов на золоте приклад три венца серебрены сканные, да цата серебреная резная, а прикладу Прокофья Зарина, да образ Чюдотворцав Козмы и Демьяна обложен серебром, венцы сканные, да цаты басмяные, да четыре гривны басмяные, да четыре копейки, двери царские и сень и столбцы на празелени, да в олтаре на престоле образ Пречистые Богородицы запрестолные на золоте, сосуды церковные оловянные…»

До середины 18 века при Спасском храме существовал небольшой женский монастырь. Он упоминался уже в начале 17 века: «Да в Шуе на посаде у Спаса на монастыре за попом живут Шуянеж посацкие люди во 145 году (1637)». Из челобитной 1689 г. видно, что Спасский монастырь находился в подчинении Шуйского Троицкого мужского монастыря.

При Спасском храме была каменная часовня, построенная сразу после окончания моровой язвы 1654-1655 гг. Здесь находилась вторая (после Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери) святыня Шуи – Животворящий Крест, к которому ежегодно совершался крестный ход из Воскресенского собора.

В конце XVII в. Спасская церковь была разобрана, и «в том же месте» выстроена новая, уже каменная церковь, которая была освящена в марте 1696 г.

В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, сказано: «да в Шуе на посаде церковь Всемилостиваго Спаса, каменная, да церковь Владимирской Богородицы, деревянная, ветха». Обе эти церкви во время бывшего 12 мая 1710 года пожара серьёзно пострадали. Пожары затем повторялись, и храмы вновь отстраивались.

После освящения в 1796 г. церковь существовала невредимо до 30-х годов XIX в. В это время прихожане Спасской церкви решили придать храму большее благолепие. Эта реконструкция затянулась почти на 40 лет. Анализ её особенностей по материалам РГИА провёл петербургский краевед Дмитрий Черниховский. Он выделил в процессе перестройки 3 этапа, при этом проекты церкви в разное время трижды представлялись на Высочайшее рассмотрение Императору.

Вместо одного придела к Спасскому храму были пристроены два новых тёплых каменных придела: справа – во имя Владимирской иконы Божией Матери, слева – во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Приделы были устроены усердием шуйского 3-й гильдии купца П.А. Волкова и освящены в ноябре 1833 г. ректором Владимирской духовной семинарии архимандритом Неофитом. Затем приступили к переустройству и главного храма, ставшего к тому времени тесным. Храм решено было расширить. Когда его возвели почти до сводов, произошло непоправимое – 28 сентября 1835 г. упал главный купол. Судебное разбирательство не нашло виновных, и в 1838 г. строительство возобновилось.

В 1847 г. состоялось освящение вновь устроенного храма. «В настоящем виде вновь построенная Спасская церковь, в Итальянском вкусе, с портиками, куполом и золочёным крестом, весьма величественна и очень пространна; стены ея внутри росписаны превосходно».

Даже по фотографиям можно понять, что данный храм был настоящим архитектурным шедевром Шуи и вполне мог бы украшать любые губернские города Российской империи. Внешне Спасская церковь существенно отличалась от большинства местных храмов. Кроме торжественного архитектурного убранства эпохи классицизма, Спасская церковь отличалась от других местных храмов и цветовым оформлением. Стены храма были выкрашены красной краской, выступающие элементы декора – белой, крыша была зелёной, на куполе чередовались голубой, серебристый и золотой цвета.

Спасская колокольня, как установил Д. Черниховский, была построена по проекту архитектора Н.И. Финисова «по образу вновь построенной колокольни при церкви св. Великомученика Никиты, что в Кузнецкой улице в Москве». Таково было желание заказчика – шуйского купца Г.В. Щеколдина. Проект колокольни несколько раз перерабатывался, пока в 1866 г. не был утвержден компромиссный вариант между планами начальства и желанием заказчика. В 1869 г. при храме была сооружена каменная колокольня.

Благодаря щедрым жертвователям «утварь и ризница богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями». В описи церковного имущества выделялись следующие православные ценности. «За правым клиросом в холодной церкви, древний, большой, устроенный из трех дерев: кипариса, кедра и мужжевела, св. крест, с изображением на нем Распятия Господня. Крест этот устроен был в 1770 году вместо сгоревшего в том году точно такого же креста, устроенного в 1654 году. На Распятом Спасителе один венец сребропозлащенный, другой — жемчужный; препоясание и оклад сребропозлащенные. На задней стороне креста — изображение Пр. Симеона столпника с предстоящими. На этой стороне — оклад медный, вызолоченный чрез огонь. Крест вызолочен усердием купеческой вдовы Е. В. Крайкиной. Длина креста 4 ½ арш. и ширина 2 арш. 14 вер.». «Аналойный образ Св. Чудотворцев и Безсребренников Козьмы и Дамиана, в серебряной ризе. Образ этот древний. Устроен в 1606 году, как видно из надписи на нем».

Также особую ценность представлял древний крест – «времен Великого Князя Иоанна Васильевича III, с резным по дереву Распятием Господним, восьмиконечный, 12 вершков длиною, в сребропозлащенном окладе, устроенном в 1831 году. На противоположной стороне — клейма с изображением страстей Господних. Крест этот поставлен на престоле, на посеребряном пьедестале. На задней стороне его вырезана полууставом следующая надпись: «В лето 6989 (1481) при Великом Князе Иоанне Васильевиче и при Митрополите Геронтие, а положил сей крест Василий Дмитриев».

Спасский храм в 1928 г. сначала отдали «обновленцам». Вскоре он был закрыт и 90 лет назад (в мае 1930 г.) взорван, причем организацией взрыва занималась бригада подрывников «Взрывсельпрома» во главе с инженером Г.И. Жевалкиным (те же люди через год взорвали храм Христа Спасителя в Москве). При этом была уничтожена и древняя часовня.

Кроме архитектурной значимости и христианской ценности, Спасский храм имел для Шуи существенную градостроительную роль и высочайшее историко-культурное значение.

Немногие знают, что в Спасском храме с 1816 по 1820 гг. служил дьяконом Василий Петрович Цветаев, дед создателя Музея изящных искусств имени Императора Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева, прадед поэта Марины Цветаевой. Прадед писателя Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке», о. Михаил Миловский в течение 43 лет был священником Шуйского Спасского храма.

Спасская церковь с изящной колокольней являлась высотной доминантой нашего города, придавая завершенность огромной площади. Ныне площадь без храма более всего напоминает парк.

В центре площади Ленина (ранее Спасской площади) более 300 лет стоял храм, сначала деревянный, затем каменный. Около него образовался некрополь, на котором похоронены многие именитые шуяне — священники, купцы, чиновники, благотворители.

Ныне на месте Спасского храма установлен Памятный крест. Это хорошо, но недостаточно. В качестве следующего шага можно построить часовню с памятной доской со списком погребенных здесь шуян, среди которых назовём лишь несколько имён: родственник А.П. Чехова, шуйский купец, шуйский городской голова Н.А. Закорюкин, шуйский городской врач А.К. Звездин, протоиерей Спасской церкви М.В. Миловский, предводитель шуйского дворянства Н.А. Порошин, директор Шуйской мужской гимназии И.И. Рогозинников, шуйский купец, благотворитель Г.В. Щеколдин…

Е.С. Ставровский, http://www.shuya-eparhia.ru/2020/05/22/post_41833/



Комментарии и обсуждение


Видеосюжет программы "Прогулки по городу". Рассказывает краевед Александр Тихомиров

16 декабря 2015, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.