ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шуя. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь


Шуя. Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1693. 1776-Борисоглебский придел, 1823-здание обновлено, устроен Тихвинский придел.
Адрес:
Ивановская обл., Шуйский р-н, г. Шуя, Театральная пл., 4 (фабрика "Игрушка")

Координаты: 56.856629, 41.379268





Церковь Воздвижения Креста Господня, , Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 апреля 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня, Южная часть Крестовоздвиженской церкви (плакат "Пятнадцать республик...") до пристройки нового производственного корпуса. Видны новые оконные проемы<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Южная часть Крестовоздвиженской церкви (плакат "Пятнадцать республик...") до пристройки нового производственного корпуса. Видны новые оконные проемы
Черниховский Дмитрий
1 января 1988
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фотоснимок сделан с дореволюционной карточки<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Фотоснимок сделан с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1912
Церковь Воздвижения Креста Господня, фото с сайта http://www.etoretro.ru/<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
фото с сайта http://www.etoretro.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1908
Церковь Воздвижения Креста Господня, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1884
Церковь Воздвижения Креста Господня, Вид с Крестовоздвиженской улицы<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Вид с Крестовоздвиженской улицы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Церковь Воздвижения Креста Господня, Вид с колокольни Воскресенского собора. Слева Спасская церковь. Фотография нач. ХХ века.<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Вид с колокольни Воскресенского собора. Слева Спасская церковь. Фотография нач. ХХ века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото 1900-х гг.<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Фото 1900-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Воздвижения Креста Господня, Вид с юго-востока<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
25 октября 2023
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Юрий Моченов
3 августа 2022
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Алексей Кротов
8 марта 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Черниховский Дмитрий  13 апреля 2007

Находится на территории посада, прилегающего к кремлю. До середины XVII в. главным престолом был Борисоглебский, затем Воздвиженский. В 1616 г. рядом с деревянной Крестовоздвиженской существовала отдельная Борисоглебская церковь с собственным причтом (предполагается, что первыми шуйскими храмами на посаде были Козмодемьянская, Никольская и Борисоглебская церкви, позднее ставшие приделами или зимними). По названию Борисоглебской церкви на посаде именовалась значительная территория по левому берегу Тезы - Борисоглебская слобода. Возможно, Шуя младше Борисоглебской слободы и возникла на ее территрии.

Крестовоздвиженская церковь на рубеже XIX-XX вв. - одна из крупнейших городских церквей, комплекс сооружений которой играл существенную роль в городском ландшафте. На территории храмового комплекса существовал небольшой женский монастырь, именовавшийся поочередно Борисоглебским и Воздвиженским и прекративший свое существование в конце XVII в.

Существующее каменное здание построено в 1693 г. (одно из наиболее древних сооружений в Шуе). Значительные перестройки произошли в первой половине XIX в. на средства успешных шуйских фабрикантов Посылиных и Киселевых. Церковный комплекс включал Крестовоздвиженскую летнюю церковь (на фото), Георгиевскую зимнюю церковь, шатровую колокольню, часовню в одной ограде. После перестроек, росписи, оформительских работ XIX в. Крестовоздвиженская церковь в Шуе по своему наружному и внутреннему благолепию, значительному количеству церковных ценностей, произведений искусства, древностей входила в число лучших во всей Владимирской губернии. Церковь в 1837 г. посетил наследник престола – будущий император Александр II с сопровождавшим его поэтом В.А. Жуковским. После закрытия в 30-е годы комплекс значительно пострадал – снесена колокольня, часовня, главы, ограда, выполнена внутренняя перепланировка, пристроены производственные корпуса. Сейчас в комплексе зданий размещается фабрика.

В архитектурном отношении церковь интересна сочетанием русской архитектуры XVII в. с элементами классицизма, появившимися после перестроек. Рядом с церковью проводилась ежегодная Борисоглебская ярмарка (24 июля). Приход Крестовоздвиженской церкви в Шуе - 130 дворов, деревнях Бильдюхино, Змиево, Остапово, Камешково, Литвинцево, Алешово (в пределах 6 верст от церкви) - 292 двора, 412 мужчин, 508 женщин (1898 г.).


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2016

В Крестовоздвиженском приходе две каменные церкви: холодная пятиглавая Крестовоздвиженская и теплая Георгиевская. Колокольня и ограда - каменные. Время основания Крестовоздвиженской церкви неизвестно, но по народному преданию - она есть одна из древнейших церквей в городе. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков указал, что в 1629 г. была сия церковь деревянная. Каменною она сделана в 1693 г., в котором 25 сентября была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви.

До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывают старая церковная опись и приходо-расходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших в Шую на жительство из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, церковная бедная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским.

В церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные – в честь св. благ. князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 г.) и в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 г.). Престол в главном алтаре бронзовый, с отлитыми бронзовыми барельефами: с западной стороны - Тайная Вечеря, с южной – Рождество Христово, с восточной – Снятие с Креста и с северной - Благовещение Божией Матери с отлитыми херувимами вокруг, по углам и избранными святителями. Весь престол вызолочен через огонь и утвержден на основании из белого мрамора.

Престол устроен в Москве художником итальянцем Кампиони, на средства купца В.М. Киселева. На восточной стороне престола приделана для ковчега бронзовая вызолоченная доска, поддерживаемая двумя отлитыми из бронзы вызолоченными ангелами на мраморном пьедестале; устроена усердием купца Н.И. Посылина. Вокруг престола устроен фуляр из цельных шлифованных стекол, в бронзовых рамах. Распятый Спаситель и предстоящие очень искусно сделаны из бронзы и вызолочены. Крест утвержден на мраморном пьедестале.

Иконостас о 4 ярусах, с большими колоннами и весьма искусной резьбой, вызолочен на полимент червонным золотом; устроен усердием купцов В.М. Киселева и братьев Посылиных. Царские врата резные, ярко вызолоченные на полимент, вверху их - в сиянии святой крест, резной по дереву, очень древний; кругом его лучи из стразов. Св. иконы? находящиеся в иконостасе, богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями.

Церкви принадлежат каменные здания: часовня, устроенная в ограде, лавочка для продажи восковых свеч Владимирского епархиального свечного завода и церковная сторожка. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1789 г., исповедные росписи с 1829 г., опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в церкви.

Причт при церкви: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается до 2221 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из 130 дворов в г. Шуе и деревень: Бильдюхино, Змеево, Остапово, Камешково, Литвинцево и Алешево - 292 двора; душ муж. пола в приходе 1188 и жен 1350 душ. В деревнях Бильдюхине и Литвинцеве с 1894-95 гг. существуют школы грамоты.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 марта 2017

Крестовоздвиженская церковь – древнейший храм города. Он был построен в конце 17 века, в последующие годы несколько раз перестраивался и по внутреннему убранству мог соперничать с Воскресенским собором. Судьба комплекса в 20 веке печальна: была снесена колокольня, постройки по фасаду, часовня, в храме располагалось производство товаров из пластмасс, полностью исчез некрополь. Сейчас зданиями на площади Театральной в границах храмового комплекса владеют несколько собственников, и новый статус возложит на них особую ответственность по соблюдению требований к сохранению объекта культурного наследия.

Из выводов эксперта государственной историко-культурной экспертизы Тихомирова А.М.: «Храмовый комплекс, включавший Крестовоздвиженскую и Георгиевскую церкви и шатровую колокольню, имел большое градостроительное значение, играя важнейшую роль в формировании панорамы города. Утрата колокольни считается одной из заметных потерь в силуэте Шуи. Здания Крестовоздвиженского и Георгиевского храмов в целом сохранили фасадные композиции и некоторые элементы оформления фасадов в формах классицизма — периода реконструкции зданий в первой половине XIX века, поэтому их исторический облик вполне может быть восстановлен при проведении натурных исследований и реставрационных работ».

http://shuya-eparhia.ru/2016/08/24/post_22986/


Марина Зуйкова  5 октября 2020

Своеобразный пример крупного храма, сохранившего объемную композицию и внутреннюю структуру кон. 17 в. и получившего интересный фасадный декор в стиле классицизма. К массивному двусветному четверику с четырехскатной кровлей примыкают пониженные прямоугольные объемы алтаря (его восточные углы скруглены) и более узкого западного притвора. С северной стороны расположен двухэтажный придел 1823 г. Широкие лопатки, которые впоследствии были превращены в ионические каннелированные пилястры, членят стены четверика на прясла. Фасады увенчаны широким аттиковым ярусом с прямоугольными филенками вместо традиционных закомар. Наиболее выразительна композиция восточного, алтарного фасада. В центре его – четырехколонный портик из спаренных тосканских колонн, завершенный треугольным фронтоном. В широком среднем интерколумнии помещено трехчастное окно. Трехчетвертные коринфские колонки в простенках поддерживают треугольный фронтон, в тимпан которого врезано арочное завершение среднего проема. В его верхней части сохранилась ампирная металлическая решетка. В филенках аттикового яруса сохранились фрагменты живописных композиций.


В интерьере четыре основных массивных столба сдвинуты к востоку. Для опоры центральной световой главы устроена дополнительная пара столбов и подпружная арка с востока. В ячейках основного объема - коробовые своды. Алтарь объединен с храмом тремя широкими арками и перекрыт вспарушенными сводами. Западный притвор имеет поперечный коробовый свод с распалубками над проемами.

Живопись темперой исполнена между 1823 и 1828 гг. тейковским живописцем Тимофеем Медведевым на средства шуйских купцов Киселевых и Посылиных и является одним из наиболее выразительных примеров росписей 1-й трети 19 в. Стиль барокко в ней сочетается с иконописными приемами, что ха-рактерно для раннего периода творчества Т. Медведева. Колорит росписи, был, видимо (насколько позволяют судить отдельные фрагменты), основан на сочетании чистых и прозрачных тонов. Росписи сохранились на сводах, в люнетах, верхних частях боковых стен, подпружных арках.

Барабан, отделенный в основании штукатурным карнизом, расчленен по вертикали широкими полосами гризайли на четыре части, в которых изображены евангелисты. На коробовых сводах написаны композиции на библейские сюжеты, заключенные в рисованные рамки различной конфигурации, что определяется их местоположением на своде. На подпружных арках расположены «Несение креста», «Снятие с креста» и «Положение во гроб». В люнетах южной стены под сводами «Моисей со скрижалями» и «Тайная вечеря», в люнетах северной – «Исход из Египта» и «Омовение ног». Свободное пространство на сводах и стенах заполнено изображением гризайльных кессонов, розеток, аканта.

http://svodokn.ru/object/111501717?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.