Находится на северо-западной окраине города, на высоком берегу р. Сеха, в местечке Мельничное, принадлежавшем в старину князьям Шуйским, а в посл. четв. 17 в. пожалованном дворянскому роду Внуковых. Существующая церковь Николая Чудотворца сооружена в 1833 г. на средства шуйских купцов на месте деревянного храма 1632 г., возобновлявшегося в 1711 г. По-видимому, колокольня возведена несколько позже, в сер. 19 в. Одновременно с храмом по границам близкого в плане к трапециевидному участку была поставлена ограда с воротами и калиткой и одноэтажное здание конторы - в северо-западном углу ограды, а в 1879 г. в нескольких метрах восточнее поставлена церковная сторожка. К северо-западу от храма сохранились остатки парка усадьбы Внуковых с пересекающимися кленовыми аллеями. Все сооружения кирпичные и (кроме конторы) оштукатуренные.
Церковь Николая - характерный пример приходского храма, выполненного в стиле позднего классицизма в его провинциальной трактовке, с колокольней в духе построек К.А. Тона. Двусветный четверик завершен четырехгранной гуськовой кровлей с пятью маленькими, широко расставленными главками на восьмигранных глухих барабанчиках. К нему примыкают пониженные, чуть увеличенные по ширине прямоугольные алтарь и слегка вытянутая по продольной оси трапезная. Высокая трехъярусная колокольня, увенчанная крупной луковичной главой на широком цилиндрическом барабане, соединена с трапезной маленьким притвором-переходом.
Основным элементом архитектурного убранства являются крупные, сильно вынесенные портики боковых фасадов четверика из четырех квадратных столбов в высоту первого яруса, увенчанные треугольными фронтонами; внутри проемы расположены по трем осям (средний - входной). Такой же высоты двухколонный портик в антах, оформляющий трехчастное окно, украшает среднюю часть восточной стены алтаря. Углы второго яруса, прорезанного арочными окнами без наличников, закреплены широкими огибающими пилястрами, венчающий карниз над ними раскрепован. Стены трапезной расчленены пилястрами. Крупный нижний четверик колокольни украшен пучками из трех массивных полуколонн на углах и завершен тяжелым аттиком. Его западный фасад отмечен необычно крупным арочным окном над входом. Одинаковые второй и третий ярусы - более стройные четверики со срезанными углами - прорезаны арками звона и декорированы несложными широкими карнизами и прямоугольными филенками на диагональных гранях. Между узкими арочными окнами барабана главы помещены пилястры.
В интерьере высокий светлый четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь, разделенный на три части, — тремя цилиндрическими. Двустолпная трапезная с переброшенными к столбам подпружными арками перекрыта системой лотковых (в центральном нефе) и цилиндрических (в боковых) сводов с переломами. Площадка перед западным входом в церковь вымощена чугунными плитами сер. 19 в., которыми прежде были покрыты полы в интерьере.
Первоначальная настенная живопись Никольской церкви была выполнена в 1830-е г. в клеевой технике. В 1971 г. она была полностью переписана масляными красками с соблюдением первоначальной иконографии. На северной и южной стенах изображены крупные фигуры святителей и преподобных. На западной -"Воскресение Христово", "Вознесение Господне", "Преображение" и пророки. Композиция "Сошествие Святого Духа на апостолов" как бы опирается на живописный карниз, имитирующий архитектурные формы. Под карнизом изображены херувимы и атрибуты архиерейского богослужения. В трапезной первоначальная живопись полностью утрачена и вновь переписана маслом в 1970-е гг.
Высокий трехъярусный, пятичиновой иконостас, сооруженный в 1830-е гг., - яркое и в композиционном отношении необычное произведение монументально-декоративного искусства позднего классицизма. Система его архитектурных членений довольно сложна. Центральная часть в пять осей выдвинута вперед и делится на три яруса развитым антаблементом, опирающимся на колонны коринфского ордера. Царские врата и большая композиция "Тайной вечери" над ними, скорее всего, поздние, и не соответствуют классицистическим принципам. В центре иконостаса над первым ярусом возвышается большая лучковая арка с розетками в своде. Над этой аркой располагается вторая "веерообразная" арка, опирающаяся на два двухколонных портика. Третий ярус, меньших размеров, повторяет конфигурацию первого. Завершается иконостас овальной иконой "Воскресение Христово" в лучах славы. Почти вся поверхность иконостаса украшена накладной, а в завершении - прорезной резьбой, в формах позднего классицизма. Фон иконостаса окрашен в белый цвет, а все декоративные детали и колонны позолочены. Иконы, находящиеся в иконостасе, выполнены палехскими или холуйскими иконописцами.
Одноярусный иконостас южного придела трапезной сборный. Интерес представляют только его царские врата сер. 19 в. Горнее место в алтаре церкви оформлено небольшой аркой, украшенной резьбой и опирающейся на четыре коринфские колонны.
Ограда представляет собой звенья решетки строгого рисунка, укрепленной на кирпичном цоколе между квадратных столбов; следуя неровности рельефа, южный и западный участки ограды сделаны уступами. Ворота, расположенные на ее северном участке, напротив входа в храм, и на правом фланге, между сторожкой и конторой, выполнены в виде трех пилонов, завершенных треугольными фронтонами с декоративными главками и прорезанных арочными проемами. В центральном, въездном проеме правых ворот сохранилась изящная решетка с рисунком в виде пальметт и волютообразных завитков, широким фризом скрепляющих копьевидные прутья по низу и верху.
Контора - прямоугольное здание с вальмовой кровлей - типично для сооружений такого рода. Стены побелены по обмазке. Основные плоскости фасадов, прорезанных прямоугольными окнами, представляют собой крупные филенки, образованные огибающими угловыми и фасадными лопатками, цоколем и венчающим карнизом. Последний украшен поясом ступенчатых кронштейнов. Обращенный к улице северный торцовый фасад маленькой, крытой на два ската сторожки украшен пилястрами на углах, ступенчатым карнизом и тремя низко опущенными ложными окнами, объединенными широким подоконным поясом.
Борисов, 1851, с. 174—177; Березин, Добронравов, 1898, с. 41-43. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 530-534