Эта церковь уже более трёх столетий является подлинным украшением Пороховых - так в обиходе питерцы издавна называют в честь петровских военных заводов долину в северо-восточной части Санкт-Петербурга, что раскинулась в междуречье реки Охты и её замысловато извилистого притока Луппы. Сегодня Пороховые - это внушительный жилой массив Северной Пальмиры, застроенный и заселённый по большей части во второй половине ХХ столетия. Начало его истории во многом связано с первым местным храмом в виде маленькой часовни, а та своим рождением обязана Охтинскому пороховому заводу, основанному в 1715 году высочайшим петровским указом. Не имея средств на постройку храма и содержание его причта, в мае 1721 года работники Охтинского порохового завода отправили в Главную артиллерийскую канцелярию следующее слёзное прошение: "В прошлом 1715 году высланы мы, пороховые, селитерные мастера и ученики и прочие служители из Москвы в Петербург на вечное житье с женами и с детьми и определены на Охтинские пороховые заводы к пороховому и селитерному делу к работе, а от Санкт-Петербурга в дальнем расстоянии в десяти верстах, а церкви Божьей у нас на оных заводах нет, понеже мы имеем в том немалую нужду душевную, жены и дети наши такожде, и мы при пороховой работе у смертного дела помираем без покаяния и без причастия Христовых Таин, дабы повелено из Главной артиллерийской канцелярии послать указом Царского Величества или просительным письмом в Правительствующий Духовный Синод, чтобы нам повелено было построить церковь, которая часовня построена, чтобы оной часовне быть церковью и отпустить бы из Правительствующего Духовного Синода повелительный указ об освящении оной церкви, дабы души наши вотще не отпали...". Рассмотрев его, Синод спустя два месяца издал указ выстроить "при Санкт-Петербурге на реке Охте близ пороховых заводов на пристойном к церковному строению месте" деревянную церковь и освятить ее во имя святого пророка Илии. Тем же указом надлежало вокруг будущего строения выделить землю на сорок саженей во все стороны "под церковь и под кладбище и попу с причетниками".
Тем же летом 1721 года в слободе работных людей Охтинских пороховых заводов начали возводить свой храм. Год спустя его завершили и освятили, но был он скромен и украшен "весьма небогато". Вдобавок этого деревянного здания под двухскатной крышей хватило ровно на 20 лет, и уже в 1742 году его священник Евтихий Ильин пожаловался в Главную артиллерийскую канцелярию на скверное состояние церкви: "полы сгнили, парапеты развалились, в крыше течь...". Настало время возводить для работников Пороховых новый храм. Деньги сыскались на удивление быстро, после чего архитектор немецкого происхождения Иоганн Шумахер подготовил проект, и началось строительство. В 1743 году новое здание было завршено. Вторая из Ильинских церквей получилась больше своей предшественницы: - почти 30 метров длиной и около 11 шириной. Здание покоилось на каменном фундаменте и было дополнено низкой, в один ярус, звонницей. Основными архитектурными украшениями стали античные портики, которыми оформили боковые входы. 18 июля храм освятили, при этом старая церковь по-прежнему высилась по соседству. Внутри церкви, где ещё пахло свежей стружкой, повесили образа работы иконописца Ивана Поспелова, однако даже они не могли согреть холодные помещения храма. Это стало ясно уже в первую зиму: "Служба Божия отправлялась с нуждою великою". Меж тем церковная жизнь здесь кипела, вдобавок рядом разместили приходское кладбище, и холод во время служб и обрядов вызывал недовольство богомольцев.
Тогда 6 апреля 1760 года начальство дало разрешение на достройку маленькой тёплой церкви в качестве зимнего придела. Её установили зимой того же года и на исходе декабря освятили во имя святителя Димитрия Ростовского. Но то ли строили поспешно, то ли изначально следовало строить более прочный храм, но уже к 1780 году и этот пристрой к церкви Святого Пророка Илии, обветшал. Деревянные стены сгнили от непогоды, а кровля постоянно текла; каменные плиты фундамента всё глубже оседали в грунт, колокольный купол же опасно раскачивался на ветру, грозя бедой в любую минуту. Пришло время собирать камни и строить из них добротный и самое главное - долговечный - Божий дом на Пороховых. В Рождество 1781 года Синод разрешил приступить к возведению каменной церкви, и тотчас был объявлен двухлетний сбор пожертвований по всей Санкт-Петербургской епархии. А коль скоро начальник порохового завода Карл Гакс обратился с просьбой в Главную канцелярию артиллерии и фортификации: "... на построение оной церкви для положения фундамента, к покупке припасов и материалов... Прошу ныне на первый случай для сделания оного фундамента денег 1500 отпустить...". В октябре прошение было удовлетворено, и на эти первые средства осенью 1783 года Гакс приступил к строительным работам. А ввиду того, что "в зимнее время церковной службы не отправляется, вновь строящаяся каменная церковь на будущий год совсем исправлена и к службе в готовности быть имеет", старый деревянный храм в 1783 году был разобран. Ещё в 1780 году новоиспечённый командующий Охтинским пороховым заводом капитан артиллерии Гакс передал в Главную канцелярию артиллерии и фортификации план, чертежи фасадов каменного Ильинского храма и смету. 23 декабря он отправил план в Санкт-Петербургскую духовную консисторию для "благословления", а в июне 1782-го направил в канцелярию уже подробнейшее описание возводимой Ильинской церкви, а также требования на стройматериалы. Странно, что передававший проект Гакс ни словом не упомянул имени его автора, словно это было само собой разумеющимся.
Ничего не говорится и о характере финансовых отношений с этим неизвестным зодчим. Зато Гакс - автор вполне компетентного описания Ильинской церкви на момент её постройки. А позднее (1803) новый начальник Охтинского порохового завода, полковник де Понтлеруа передаст в Артиллерийскую экспедицию выполненные им чертежи и проекты всего здания и отдельных фасадов храма Святого Благоверного Князя Александра Невского, который построят подле Ильинской церкви в 1806-м под руководством зодчего Демерцова. Получается, подобная практика существовала и была вполне обыденной? Это даёт основания для версии о том, что храм на Пороховых мог проектировать и сам капитан, возможно, с командой своих мастеров, поскольку штатного архитектора Пороховых тогда ещё не полагалось - штатная единица появилась лишь в 1798 году. В числе других возможных кандидатур на роль проектировщика и архитектора Ильинского храма на Пороховых историками рассматриваются весьма именитые зодчие российской эпохи Просвещения: Иван Старов, Николай Львов и Юрий Фельтен. Всех троих объединяет в этом списке использование в творческом арсенале построек типа "ротонда". Специалисты находят черты сходства в облике Ильинского храма и лютеранской церкви Святой Анны работы Юрия Матвеевича Фельтена. Он вполне мог водить знакомство с лютеранином Гаксом, однако Фельтен никогда не упоминал о своей работе над храмом Порохового завода. Две церкви авторства Николая Львова также имели сходство с храмом Илии Пророка, и во многом - своими ротондами. Это Троицкая церковь в Петербурге, известная в кругу прихожан под названием "Кулич и Пасха", как раз из-за её ротонды, и храм великомученицы Екатерины, выстроенный в городе Валдай в 1786-1794 годах. Что до зодчего Ивана Старова, то он ещё в 1773 году приступил в Тульской губернии к строительству дворца с ротондой в местных Бобриках, а в 70-е годы ХVIII столетия работал в Северной Пальмире над Таврическим дворцом, и тоже с ротондой в центральном завершении архитектурного ансамбля. Львов также считается историками одним из возможных авторов Ильинского храма, поскольку уже в наше время были обнаружены документальные свидетельства его причастности к постройке усадеб в ближайших окрестностях Пороховых.
Так или иначе, вопрос об авторстве храма и по сей день остаётся открытым. Каменный Ильинский храм был возведён в течение четырёх лет, с октября 1781 года по сентябрь 1785-го. В 1785-м храм и был освящён. Его строительство обошлось в 11 951 рубль, из них почти полторы тысячи составили добровольные пожертвования, а остальные деньги покрыли из казённых средств. Благодатный ХIХ век для Охтинского завода начался, тем не менее, с суровых испытаний. В 1803 году на предприятии произошёл сильный взрыв, оказавшийся губительным как для ряда производственных построек, так и для старой деревянной Георгиевской церкви, простоявшей после этого лишь восемь лет. Будущий военный министр и реформатор русской артиллерии Аракчеев приказал полностью перестроить Пороховые. В ходе реорганизации Охтинского завода было решено обновить и ансамбль храма Святого Пророка Илии. Работу над ним осуществлял тот же архитектор, что обновлял и весь завод. Инженер-поручик Инженерного департамента и штатный архитектор Артиллерийского департамента Фёдор Иванович Демерцов происходил из крестянского сословия, а в творчестве предпочитал классицизм. Замену ветшающей и вдобавок серьёзно пострадавшей от взрыва Георгиевской церкви Демерцов решил установить в непосредственной близости - всего в 20 саженях - от зимнего Ильинского храма. Проект был закончен в 1804-м, а год спустя зодчий приступил к строительству. В 1806 году с западной стороны от каменной церкви уже стояла колокольня, в первом ярусе которой соорудили летний тёплый придел, освятив его 23 сентября во имя святого Александра Невского. Постепенно, с ростом прихода за счёт увеличения численности работников Охтинского завода и жильцов округи, разрастался и церковный ансамбль на Пороховых. Так, на месте старой деревянной церкви Святого Пророка Илии в 1834 году установили каменную часовню. Её освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, и это привлекло в охтинский храм новых верующих. Теперь он уверенно играл роль главного духовного и культурного центра округи, к тому же - единственного на достаточно большой территории. Не случайно именно здесь, при храме, с 1793 года начало свою общественно полезную работу Охтинское благотворительное общество.
Будучи главным православным центром в своей округе, Ильинская церковь имела ряд приписных храмов. На территории самого завода по проекту академика архитектуры Ивана Петровича Мааса была возведена каменная часовня, освящённая во имя святого благоверного князя Александра Невского. Этим событием решили увековечить памятную дату 4 июня 1866 года - день чудесного спасения императора Александра II во время неудавшегося покушения. Позднее установили и вторую часовню - Никольскую. Была часовня и на новом Пороховском кладбище, перестроенная в 1911 году, при советской власти отданная обновленцам и уничтоженная вандалами в 1938 году. Изначально Охтинский пороховой завод был предприятием военного ведомства, поэтому его церковью управлял военный протопресвитер. Согласно данным церковных документов за 1884 год, на тот момент приход храма Святого Пророка Илии состоял из военных, рабочих и служащих порохового завода, членов артиллерийской команды, а также жителей окрестных деревень и сёл: Жерновка, Ковалёво, Малиновка и Ржевка. Постоянных прихожан храма насчитывалось около тысячи человек, и ещё 700 - из числа приходящих. Зато в храмовый праздник у церкви на Пороховых собиралось огромное количество верующих - до 150 тысяч человек, и после крестного хода и богослужения проходило массовое народное гулянье. Традиция крестных ходов к церкви Илии Пророка берёт начало ещё в ХVIII столетии, когда и состоялся первый массовый крестный ход к Ильинскому храму. А 20 июля 1744 года императрица Елизавета Петровна распорядилась: "к церкви Илии крестное хождение иметь неотменно". Особо чтимой и неизменно привлекавшей к крестным ходам сотни и тысячи всё новых верующих богомольцев была местная икона Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. В рамках программы расширения всего Ильинского церковного комплекса часовню, освящённую во имя этой святой, перестроили на средства одного из частных благотворителей в 1897 году. Отныне она стала небольшой, рассчитанной на 400 богомольцев, пятикупольной церковью.
Проект подготовил петербургский зодчий, специалист в области архитектурной эклектики и модерна Пётр Иванович Гилёв. В середине июля того же года новая церковь была освящена. Церемонию провёл широко известный в церковных кругах военный протопресвитер Александр Желобовский. Храмовая икона святой, находившаяся в этой церкви вплоть до её разрушения в 1936 году, почиталась чудотворной и привлекала к себе немало богомольцев со всех уголков России. Как ведомственный храм, церковь Илии Пророка содержалась на деньги, ежегодно выделяемые Главным артиллерийским управлением страны. Её священники состояли в заводском штате подобно врачам и фельдшерам. Масштабный праздник с крестным ходом и ярмаркой состоялся в 1908 году по случаю завершения в церкви Илии Пророка масштабных реставрационных работ. Следующий капитальный ремонт Ильинского храма последовал в 1911 году, после чего, летом, провели его малое освящение. В этот год, к Ильинской церкви на торжества и крестный ход собралось почти 100 000 верующих! Популярность храма в округе постоянно росла, но статус собора он получил только в 1923 году, уже при большевиках. Власти решали свои идеологические задачи: тогдашний церковный комплекс, состоявший из храмов Илии Пророка и Александра Невского, был передан Обновленческой церкви. Однако попытки навязать Церкви раскол потерпели крах, и в 1938 году оплот обновленцев был закрыт. Летом здание Ильинского собора передали в распоряжение штабу МПВО, а в ходе Великой Отечественной войны оно сильно потрадало.
Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы городские власти закрыли ещё в 1929 году и семь лет спустя уничтожили. В том же году часовню на Пороховском кладбище тоже попытались преобразовать в обновленческую церковь Святого Николая Чудотворца, но затем коммунисты разочаровались в раскольниках и сами уничтожили храм в год закрытия Ильинской церкви. Спустя 36 лет после закрытия Ильинская церковь выдержала ещё одно суровое испытание: её здание сильно пострадало в пожаре. Лишь через десять лет святыню стали реставрировать и восстанавливать, однако вялотекущий процесс длился аж до 1988 года, пока церковный комплекс усилиями православной общины не возвратили верующим. На исходе декабря ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии, протоиерей Владимир Сорокин освятил придел храма, который не пострадал от огня, во имя святого Александра Невского, а в августе 1989 года владыка Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освятил главный, Ильинский престол.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №410 (2020 г.), ООО "Де Агостини".