Известно, что улица Полянка получила свое название от слова «всполье», то есть от местности между поселением и краями полей. Посему и храм Святой Великомученицы Екатерины на углу Большой Ордынки и Погорельского переулка, получил уточняющее определение «на Всполье». И уже по тому деревянному храму нарекли Екатерининской простершуюся здесь слободу белильщиков тканей. Ту слободу основали приказом государыни Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, первой жены Ивана Грозного. Долгое время слобода числилась дворцовой, но позднее перешла в разряд черных – то есть, в число поселений обычных, рядовых ремесленников.
Храм же построили в дереве еще в шестнадцатом веке, освятив в честь Екатерины. Великомученицу высоко почитал Иван Васильевич Четвертый по прозвищу Грозный. Посещал и поддерживал монастырь Святой Екатерины на Синае. Екатериной звали его прабабку, мать Софьи Палеолог, которая, по преданию, привезла в Москву частицу мощей великомученицы.
Екатерининскую церковь в Замоскворечье впервые упомянули в 1612 году, в конце Смутного времени. И это случилось как раз в связи с победой Минина и Пожарского над гетманом Ходкевичем. Вскоре храм обзавелся двумя приделами: в честь Федора Стратилата (по другой версии, в честь Федора Студита), а чуть позднее Николая Чудотворца. В 1657 году его впервые отстроили в камне, и есть мнение, что сделано то было на пожертвование Алексея Михайловича. Предание рассказывает, что святая Екатерина явилась ему во сне и предсказала, что скоро у царя родится дочь.
В 1696 году храм существенно обновили, а в 1766-1768 гг. по указу Екатерины Второй Екатерининская церковь была перестроена в модном стиле барокко. Автором перестройки храма в честь небесной покровительницы русской императрицы стал архитектор К.И. Бланк. Новый храм выстроили рядом с прежним и объединили с ним центральным объемом с двухъярусной колокольней, весь ансамбль оформив в едином стиле. Феодоровский придел разобрали, а Никольский долгое время служил в качестве теплого храма.
План церковного комплекса имел трёхчастное деление: с востока, ближе к Ордынке, расположен главный летний храм святой Екатерины, а с запада, в глубине владения, – придельный зимний храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. Между собой их соединяла колокольня, бывшая поначалу двухъярусной и затем надстроенная в середине XIX века. Главный Екатерининский храм, созданный К.И. Бланком, отделан в стилистике барокко, увенчан одной главой на широком куполе, прорезанном четырьмя круглыми люкарнами. Иконы для церкви создавали выдающийся живописец своего времени Д.Г. Левицкий и В.И. Василевский. Те росписи большей частью погибли – храм на своем веку претерпел и нашествие французов, и эпоху богоборчества и вандализма в советское время. Особым украшением храмового интерьера были серебряные Царские врата в барочном иконостасе.
В 1870-1872 гг. с запада к Екатерининской церкви была пристроена тёплая придельная Спасская церковь. Она повторяет архитектуру главного храма. Тем самым ансамбль из двух церквей и колокольни между ними приобрёл законченный облик. Церковная ограда с кованой решёткой была создана в 1731 году и первоначально располагалась на Соборной площади в Кремле, а в конце 1760-х гг. была подарена государыней Екатерининскому храму (Некоторые прутья решетки венчали гербовые орлы, но их спилили в 1920-х гг. Трапезная с теплым Никольским приделом сгорела в 1812 году.
Возрождением храма в 1820-е гг. занимался архитектор Ф.М. Шестаков. Он же восстановил ограду вдоль Щетининского переулка, а на церковной территории, на углу Погорельского и Щетининского, выстроил одноэтажную сторожку со свечной лавкой. В 1870-е гг. архитекторы Д.Н. Чичагов и П.П. Петров перестроили трапезную в полноценный теплый храм и обновили колокольню, увеличив до четырех ярусов. Тогда же в пристройке, где размещалась свечная лавка, теперь уже двухэтажной, устроили богадельню. Главный престол зимнего храма освятили во имя Спаса Нерукотворного и устроили приделы Александра Невского и Николая Чудотворца. А летний сохранил свое посвящение великомученице Екатерине. Начиная с 1920 и по 1924 гг. здесь ежегодно на престольные праздники служил патриарх Тихон.
В 1931 году московская власть Екатерининский храм закрыла. Престольную икону великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризой с царским вензелем – подарок императрицы – перенесли в церковь Воскресения в Монетчиках, а оттуда в храм Флора и Лавра на Зацепе. Колокольню разобрали до первого яруса, снесли купола. Спасский храм отдали под жилые квартиры, а в Екатерининском устроили Центральное проектно–конструкторское бюро приборостроения. В 1970-1980-е гг. храм отреставрировали. Тогда же на место бюро пришли НИИ стандартизации приборов и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Грабаря. Иконы для возрожденного храма создавала художник-иконописец Т.В. Трубникова, над восстановлением росписей трудился художник-реставратор А.Е. Олиференко. Колокольню не восстановили. Вместо четырехъярусной создали мемориальную звонницу во дворе.
В 1990-е гг. храм вернули верующим, а в 1994 году по решению патриарха Алексия Второго он сделался подворьем Православной церкви в Америке при Московском патриархате. Освящение храма св. вмц. Екатерины Святейшим Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита Феодосия состоялось 11 июня 1999 года. Богослужения здесь иногда проводят на английском языке. В храме хранятся иконы американских святых и кусок мантии Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
С сайта: https://dzen.ru/a/Тайный фотограф Москвы/Храм Екатерины на Всполье, где положили начало победе русского ополчения над интервентами и сайта: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/hram-ekateriny-na-vspolye