У храма святителя Григория Неокесарийского - редкое посвящение и редкая судьба. Он был и обетной церковью и дворцовой, видел крещение первого российского императора и в некоторой степени "породнился" с Московским Кремлём... На строительство и украшение храма царь Алексей Михайлович денег не жалел. Но об этом всё по-порядку...
Место где стоит храм Григория Неокесарийского, в древности именовалось Дербицами, то есть замшелой, топкой землёй. Сначала здешняя церковь была деревянной. Известно, что её строили по распоряжению великого князя Московского Василия Тёмного, внука Дмитрия Донского. По некоторым сведениям, находясь в татарском плену, он дал обет: если окажется на свободе, то возведёт храм - на том месте, с которого увидит по возвращении стены Московского Кремля, а посвятит его тому святому, в день памяти которого это произойдёт. Своё обещание Василий Тёмный сдержал: он вернулся в Москву 30 ноября 1445 года - в день святителя Григория Неокесарийского. Потом этот храм сгорел, а вместо него к 1632 году построили новый - тоже деревянный. Через 20 лет, после эпидемии чумы, церковь пришла в запустение, и лишь в 1667 году государь Алексей Мизайлович дал добро на строительство нового, каменного храма. Чуть раньше, ещё до своего низложения, начинание успел благословить Патриарх Никон, а настоятелем церкви стал священник Андрей Савинов Постников - личность весьма яркая и неординарная. Отец Андрей Савинов являлся духовником царя Алексея Михайловича.
В 1671 году в храме Григория Неокесарийского (отделку которого ещё не закончили) священник, к тому времени ставший протопопом, обвенчал недавно овдовевшего царя с юной красавицей Натальей Нарышкиной - невеста была почти вдвое моложе жениха. Уже через год в этих же стенах крестили новорождённого царевича Петра - будущего Петра Первого. Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ - известно, например, что в 1668-1670 годах в день святого Григория царь приезжал в храм к обедне. А все распоряжения, касающиеся стройки, закупок материалов и затрат, начинались словами: По указу Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца..." Сохранились и царские предписания по выполнению постройки: "Прописать колокольню красками разными ростески, а где прямая стена, прописать в кирпич суриком, а у шатра стрелки перевить, а меж стрелок обелить, а слухи и закомары и окна прописать разными красками; да у колокольни, которое резное дело каменное разветвить и прописать красками". Как видим, самодержца можно считать одним из авторов нового столичного храма.
На строительстве работали "каменных дел подмастерья" Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове - тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен Московского Кремля. Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом - так называемым "Павлиньим оком" - поручили изготовить известному мастеру Степану Полубесу, а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Над росписью храма трудились не менее известные костромичи - Гурий Никитин и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского - Семён Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая всё это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой - "красной", как её сразу стали называть, причём не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в неё, буквально захватывало дух. Несколько древних икон подарил храму сам Алексей Михайлович. К ним впоследствии приходили молиться даже старообрядцы. Известно, что некоторые образа представляли в лицах изъяснение Символа веры и евангельских изречений - например, "В начале бе Слово".
В самом начале строительства храма, в 1670 году, умерла жена священника Андрея Савинова, а через два года - дочь. После этого в юго-западном углу трапезной появился склеп размерами семь с половиной на пять метров. Сейчас это - составная часть правого придела, который устроили позже. Если приглядеться, то можно увидеть, что два его последних окна имеют наличники первоначальной постройки. Это и есть усыпальница семьи протопопа. В ней же, к слову сказать, похоронены и родители Андрея Савинова. На одной из её стен находилась закладная доска с соответствующей надписью (позже её поместили над аркой, соединившей новый придел с усыпальницей, а при последней реставрации повесили слева от белокаменного портала при входе в трапезную). Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня - 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Правда, тем, кто так мечтал увидеть церковь завершённой, присутствовать на нём не пришлось: Андрей Савинов к этому времени находился в ссылке, а царь Алексей Михайлович - в земле... Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии нового государя Фёдора Алексеевича. С тех пор храм получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны.
Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее "вразумление", приходилось вёдрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить её от огня. Ни её убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.
Во второй половине ХVIII - нач. ХIХ веков храм Григория Неокесарийского начал "обрастать" приделами. Тёплый, южный, придел во имя Григория Богослова появился к 1767 году. Он был совершенно необходим - ведь главный храм оставался холодным, неотапливаемым. Придел возвели стараниями одного из прихожан - купца первой гильдии Григория Лихонина. И если при устройстве этого придела ещё пытались следовать традициям ХVII века, то появившаяся шестьюдесятью годами позже северная пристройка уже имеет ампирные формы с элементами псевдоготики, храму несколько чужеродные, но по счастью, в глаза особо не бросающиеся. Северный придел начали строить в 1830-е годы, поскольку церковное здание перестало вмещать всех своих прихожан. Соответствующее прошение купец первой гильдии Павел Сазиков адресовал митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Владыка благословил - и купец пожертвовал на строительство более сорока тысяч рублей, за что получил благодарность от архирея. Освятили придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери: этот чудотворный образ стал особо почитаемым в Москве после того, как по столице прокатилась эпидемия чумы 1771 года, остановленная заступничеством Богородицы...
В 1859 году началась первая серьёзная реставрация храма Григория Неокесарийского. Главное, что требовалось сделать, - это восстановить алтарные росписи и росписи четверика, а также поновить серебряные ризы иконостаса. Освящал отремонтированный храм митрополит Московский Филарет (Дроздов). В следующий раз храмовую роспись поновляли через тридцать лет. А перед этим был фактически заново переустроен тёплый храм, в приделах вызолочены иконостасы, возобновлена вся церковная утварь и, что немаловажно, установлены новые печи и положены новые каменные полы. За три с половиной века истории церкви в ней служили Патриархи Иоаким и Андриан, святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, многие епископы Дмитровские и другие известные деятели Русской Церкви. Всё, казалось бы, предсказывало храму славное будущее и долгое процветание...
А потом начался ХХ век. И если ещё в начале столетия храм продолжал иметь статус придворного - молиться сюда приезжала великая княгиня Елизавета Фёдоровна, позже канонизированная Церковью, - то после революции для него, как, пожалуй, и для всей страны, наступили тяжёлые времена. Свои же, московские, люди не пощадили того, что пожелал даже захватчик-иноземец. В 1922 году доморощенные вандалы уже не восторгались красотой, а искали ей практическое применение. Из храма изъяли многие ценности. В попытке спасти то, что нельзя вывезти - настенные росписи, - совет общины принял решение "произвести окраску крыши на здании храма и тем самым предотвратить его от порчи и разрушения". А вот спасти от порчи шатровую колокольню не удалось. В 1930 году Моссовет вообще постановил её снести, потому что она якобы мешала пешеходам - перекрывала тротуар Полянки до самой презжей части. Но после долгих баталий решили ограничиться... сквозным проходом. Как ни крути, всё же лучше, чем снос. В конце 1930-х годов храм закрыли. Последнего настоятеля Бориса Ивановского расстреляли по обвинению в антикоммунистической пропаганде: один из его знакомых, тоже священник, донёс, что протоирей мечтал о временах, когда "всех коммунистов сотрут в порошок с лица земли". В 1960-е годы храм, в котором размещались различные заведения - от комбината имени Вучетича, занимавшегося скупкой икон, до цеха по производству батика, - сильно обветшал, "купола проржавели до дыр". Приличествующий ему вид вернули реставраторы, после чего церковь наконец получила статус памятника истории и культуры.
Храм вернули верующим в 1990 году стараниями Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Богослужения в нём возобновились через четыре года, и одновременно началась новая масштабная реставрация главной целью которой было возвращение зданию первоначального облика. Суриком, бирюзой и белилами выделили церковный декор, покрыли позолотой кресты и воссоздали набор утраченных колоколов. По сохранившимся фрагментам удалось восстановить древние настенные росписи. Даже новый иконостас "скопировали" с оригинала. Остальные иконы тоже выполнили в стиле Симона Ушакова. После долгих лет заброшенности пришлось возрождать и приделы. Так, в отреставрированном приделе Григория Богослова теперь находится баптистерий (крещальня). Он оформлен в византийском стиле. Кроме того, обновлённый храм украсили новыми изразцами. Над южными воротами теперь - майоликовый образ Григория Богослова, а над северными - Боголюбской иконы Божией Матери, сообразно посвящению приделов. Святитель и Дева Мария словно благословляют всех входящих.
30 ноября 1996 года, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, главный престол отреставрированного храма освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. После того как храм освятили, Патриарх Алексий II двенадцать раз возглавлял службу в нём в день памяти святителя.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №43, 2013 г.