Как это часто бывает со старинными зданиями, ни точной даты постройки собора Успения Божией матери в Дмитрове, ни имён его зодчих в архивах не сохранилось. Сохранился лишь сам храм - многократно перестроенный. Большинство исследователей ограничивают время постройки собора эпохой княжения в Дмитрове князя Юрия Ивановича, брата Василия III, то есть 1505-1534 годах, а завершён к 1533 году. Но, например, авторы монографии "Успенский собор в Дмитрове" (2003) А.В. Яганов и Е.И. Рузаева, основываясь на проведённых исследованиях ими в 2001-2003 годах натурных исследованиях, говорят о том, что в 1512 году строительство собора уже завершилось. Несколько раньше, в 1970-е годы, удалось выяснить и другие факты ранней биографии Успенского собора. Исследовавший его С.А. Гаврилов опроверг бытовавшее до той поры мнение, что погреба храма остались от другого сооружения, выстроенного якобы ещё в ХIV веке. Тогда же, наконец, было доказано, что двухъярусные паперти-галереи появились одновременно с собором. До этого считалось, что их пристроили несколько позже. Бытовало утверждение, что храм строили итальянцы, а образцом для него назывался Архангельский собор Московского Кремля, возведённый в 1505-1508 годах. Действительно, оба эти памятника имеют ряд родственных черт. Есть и другая версия, указывающая на строительство памятника артелью ростовских мастеров под руководством Григория Борисова, строителя Борисоглебского собора в одноимённом монастыре в пос. Борисоглебский, что под Ростовом. Ростовцы действительно могли - и должны были - ориентироваться на московский храм, поскольку в Италии не бывали и с тамошней школой могли познакомиться лишь опосредственно.
Отдельно хотелось бы остановиться на трёх изразцовых барельефах, созданных примерно в то же время, что и сам Успенский собор, и, как и он, являющихся предметом оживлённых споров. Это круглое, три метра в диаметре, изображение Георгия Победоносца, а также два Распятия. Любопытно, что изразцовые иконы, будучи почти ровесниками (чуть моложе) дмитровского собора, на стенах его появились, как принято считать, лишь в ХVIII веке. Привезли их, по мнению М.Б. Чернышёва и В.В. Кавельмахера, из Старицы, где они украшали стены Борисоглебского собора, обветшавшего в ХVIII столетии настолько, что в 1802 году сочли его более целесообразным не реставрировать, а разобрать и на освободившемся месте построить новый храм. Борисоглебский собор в Старице построили иждивением известного своей печальной судьбой Владимира Андреевича Старицкого, кузена Ивана Грозного. Он-то и заказал, возможно, изразцовые иконы, впоследствии "перекочевавшие" в Дмитров. В это время (1730-е годы) Успенский собор как раз поновлялся, "обветшав до крайности".
Изначально Успенский собор представлял собой четырёхстолпный крестово-купольный храм с пятью главами и позакомарным покрытием. По сторонам его обвивали двухъярусные галереи. Изначальную форму глав собора установить не удалось, однако известно, что барабаны были каменными. Храм стоял на высоком подклете, а под ним располагались довольно большие погреба. Несомненно, уже при постройке главный храм города должен был иметь и собственную звонницу. С. А. Гаврилов определяет её место восточнее северной апсиды и полагает, что она могла стоять на особом выступе соборного фундамента. Просуществовала она недолго - спустя примерно столетие её разобрали, с тем чтобы поставить новую, "на левой стороне паперти". Очевидно, это произошло в последние предсмутные годы. Ныне существующую колокольню возвели в конце ХVIII века по проекту архитектора М.Я. Агафонова, крепостного И.Ф. Голицына. В 1820-е годы на колокольне установили часы, несколько изменив при этом её завершение. Одновременно с постройкой колокольни видоизменилась кровля собора - она утратила позакомарное покрытие и стала четырёхскатной. Первоначальные каменные барабаны разобрали и заменили их деревянными (вероятно для того, чтобы снизить нагрузку на древние стены собора). В первой половине 1820-х годов на месте северной галереи собора, был возведён по проекту Ф. М. Шестакова каменный придел в модном тогда псевдоготическом стиле. В 1840-х годах с южной стороны выстроили такой же (для симметрии). А вскоре по углам приделов появились четыре деревянных барабана с куполами, визуально приземлившие и расширившие собор. ХХ век начался с очередного ремонта. Идя навстречу желанию прихожан, Императорская археологическая комиссия позволила привести в порядок обветшавшие деревянные барабаны под куполами и перекрыть крышу храма. Кроме того, стены собора оштукатурили и покрасили. В 1912 году провели ещё один цикл работ - по возобновлению тёплой Дмитриевской церкви: здесь поновили штукатурку и живопись, покрасили стены. Также предполагалось " в приделе великомученика Дмитрия исправить иконостас и возобновить его позолоту, вызолотить киоты у трёх икон". Было это реализовано или нет, неизвестно, документов на сей счёт не существует.
После Октябрьской революции собор оставался действующим вплоть до 1932 года - естественно, пройдя через все мытарства 1920-х годов, связанные с отъёмом собственности, реквизицией ценностей и иными проявлениями всё более усиливавшегося давления со стороны властей. В 1932 году Успенский собор вдруг решили превратить в храм искусства и передали Дмитровскому краеведческому музею. Над организацией этого музея в своё время трудились анархист П.А. Кропоткин и будущий академик, а тогда - недавний выпускник Московского университета М. Н. Тихомиров. Но увы, в 1933 году во главе музея, считавшегося в 1920-е годы образцово-показательным (он так и назывался: "Государственный показательный музей местного края"), встал некто С.И. Ивкин, имевший слабое представление о музейной работе, зато умевший чутко прислушиваться к "голосу современности". Внимая этому голосу, он изгнал опытных сотрудников, набрав новый штат - более надёжный с точки зрения идеологии. В Успенском соборе развесили атеистические лозунги, писанные как водится, на кумаче, и обустроили соответствующие экспозиции. Проводились и выставки, например, "антирождественская". К началу войны храм представлял собой печальное зрелище - как снаружи, так и внутри. Иконостас был закрыт от посторонних глаз, купола лишились крестов, колокольня - верхнего яруса и шпиля. По счастью, во время войны здание не сильно пострадало от обстрелов, хотя оконные рамы были выбиты, а кровля в нескольких местах повреждена.
В начале 1960-х годов было принято решение о серьёзной реставрации Успенского собора. Руководство ею поручили Е.Р. Куницкой, сотруднице Межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Во время реставрации собор лишился угловых барабанов над приделами. Снос обосновали тем, что они, барабаны, "нарушали целостность впечатления, усложняя силуэт здания, выходя за грани воображаемой пирамиды, в которую он вписался". А.В. Яганов, сам архитектор, уже в ХХI веке вместе со своим коллегой И.Ю. Коровиным предложил новый проект реставрации Успенского собора. Работы начались после распоряжения Министерства культуры о передаче всего храма Церкви в 2000 году. Здесь необходимо пояснить: формально его вернули верующим ещё в 1991 году. Тогда же в одном из приделов начались службы. Но остальные приделы собора по-прежнему занимали музейные экспозиции. Своё здание музей получил лишь в 2002 году. В период реставрационных работ специалисты в первую очередь восстановили утраченные боковые главы, привели в порядок фасад, отремонтировали колокольню и Покровский придел; вернули прежний вид росписям, отреставрировали старинный иконостас. К середине июля 2003 года Успенский собор был готов. 31 июля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил все престолы собора.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №162, 2015 г.