Церковь Введения Пресвятой Богородицы на западной окраине Дмитрова является одной из двух городских церквей, которая не закрывалась в советское время. Каменный храм 1766 года находится в районе Заречье в бывшей Конюшенной слободе. Неподалеку от храма сохранилась купеческая усадьба хлеботорговца Ивана Алексеевича Толченова, известная по имени следующего владельца как «Тугаринов дом». Храм в Заречье строился и украшался на деньги купцов Ф.К. Макарова, его зятя А.И. Толченова и внука И.А. Толченова. В честь небесного покровителя отца храмоздателя один из приделов Введенского храма был посвящен редкому святому Кирику и его матери мученице Иулитте.
В книге «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии» А.И. Некрасова (1928) давалась высокая оценка архитектуры усадебного дома, флигеля и Введенской церкви, составивших единый комплекс зданий второй половины и конца XVIII в. С 1754 года деревянные церкви в Дмитрове повсеместно заменялись каменными, но, по словам А.И. Некрасова, в архитектурном отношении все они были просты и похожи друг на друга. «Лишь один архитектурный памятник конца XVIII в. стоит на большой высоте искусства, именно: в заречной слободе дом купцов Тугариных… снаружи представляет замечательное произведение в пилястровом стиле Ринальди; выполнение форм первоклассно…Современен Тугариновскому дому исключительно художественный иконостас стиля рокайль в церкви той же заречной слободы». Дом у Введенской церкви стали называть «Тугариновским» позже, а первым его владельцем и строителем был хлеботорговец Толченов. Справочник «Памятники Архитектуры Московской области» называет дом единственным образцом усадебного комплекса эпохи классицизма в Дмитрове. На 1770-1780 годы пришелся расцвет хлебной торговли Толченовых, во время которого в Дмитрове побывал известный историограф Г.Ф. Миллер. В своих записках он причислял Толченовых к числу самых влиятельных людей города: «Купцы с мещанами состоят в гражданских делах под ведением бургомистров и двух ратманов. Прочие жители, кои под общим званием разночинцев разумеются, принадлежат воеводской канцелярии… Первейший купец Алексей Ильин сын Толченов с сыном составляют первую гильдию. Они платят с обращавшегося у них в торгу ими самими объявленного капитала по 200 рублей». Сын Алексея Ильича Толченова Иван до 1812 года вел записи, которые назвал «Журнал или записка жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова». В этом дневнике рассказывается о семье храмоздателей зареченской церкви.
Устроителем сохранившегося Введенского храма являлся тесть Толченова, купец из Конюшенной слободы Федор Кириллович (Кириков) Макаров. Первая жена храмоздателя Марфа Матвеевна (в девичестве Мошарова) родила Макарову единственную дочь Феодосию, которая в 1750 году вышла замуж за упоминавшегося Алексея Ильича Толченова. Молодой купец унаследовал от своего тестя торговое дело и продолжил богоугодное начинание жертвовать деньги на храм в Заречье. Теща Толченова Марфа Матвеевна Макарова скончалась в 1763 году и была погребена в трапезной части строящейся Введенской церкви. Федор Кириллович Макаров скончался в 1771 году при следующих обстоятельствах: старик сильно заболел, находясь на одной из своих мельниц. Толченов поспешил к тестю на лодке, забрал больного и вместе с ним отправился было в Дмитров, но тот скончался по дороге, посреди реки Сестры недалеко от деревни Стрелка. Тело Федора Кирилловича было погребено рядом с первой супругой в трапезе Введенской церкви.
Сам Алексей Ильич Толченов умер от сердечного приступа в 1779 году во время поездки в Переславль к епископу Феофилакту. Ночью в Переславле у дмитровского купца украли коней, и это происшествие сильно расстроило хозяина. На обратном пути в Дмитров при подъезде к Сергиеву Посаду А.И. Толченову неожиданно стало плохо – вскоре он умер. Купец был погребен в склепе у собора Борисоглебского монастыря города Дмитрова.
Иван Алексеевич Толченов – автор дневниковых записок – в 1786 году заложил каменную колокольню храма, который строил его дед Федор Кириллович Макаров и украшал его отец Алексей Ильич Толченов. В это же время началось строительство нового усадебного дома Толченова неподалеку от церкви – одного из первых каменных жилых зданий в Дмитрове. Синхронность возведения обоих построек у одного заказчика дала повод искусствоведу К.А. Соловьеву, инспектировавшему в 1942 году состояние памятников, которые пострадали во время боев в Дмитрове, предположить, что колокольню Введенской церкви и дом Толченова (Тугаринов дом) строил один и тот же архитектор.
В конце 1790-х годов торговая династия Толченовых теряет свои позиции. Неудачная экономическая политика Павла I, плохой урожай хлеба, рост конкуренции и другие факторы привели к разорению многих дмитровских купцов, в особенности хлеботорговцев. В 1796 году Иван Алексеевич Толченов, не имея средств платить многочисленным кредиторам, распродавал свое имущество в Дмитрове, а сам скрывался на мельнице. Финансовые авантюры его главного поверенного в Петербурге и карточные долги ускорили банкротство Толченова. Каменный дом в Заречной слободе возле церкви был продан купцу И. А. Тугаринову, благодаря чему он получил свое имя «Тугаринова дома». В 1820 году в семье дьякона Введенского храма города Дмитрова родился Дмитрий Иванович Кастальский – известный священник, преподаватель богословских дисциплин, церковный писатель, протоиерей Казанского собора на Красной площади в Москве.
Священник оставил после себя девять томов ценных воспоминаний «Семейные записки», которые иллюстрировал собственными рисунками. Вот как он описывал родной дом в Конюшенной слободе Дмитрова: «Наш старый в три окошка дом, сильно севший наперед и упиравшийся на песочную завалинку… Этот дом, такой тесный, был для нас теплым уютным гнездом, который мы не променяли бы на чужие хоромы… Окна нашего дома смотрят на Введенскую церковь, на ее северную сторону, и одно окно – на восточную». Сын дмитровского священника Александр Дмитриевич Кастальский стал известным композитором, дирижером и музыковедом.
В 1913-1937 годах в Введенском храме служил священномученик Константин Михайлович Пятикрестовский. В советские годы храм не был закрыт, но гонения не обошли стороной его служителей. Судьба местного новомученика связана сразу с несколькими уголками Подмосковья. Красивая фамилия отца Константина происходила от имени древнего погоста Пять Крестов в Коломенском уезде, в храме которого издавна служили предки священномученика. Крестили младенца Константина в Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи (деревня Павлино в г.о. Балашиха). В 1899 году Константин Пятикрестовский был назначен служить в Михаило-Архангельский храм села Коробчеево Коломенского уезда. С 1903 по 1913 годы отец Константин был настоятелем Никольского храма села Летово Подольского уезда. А последние 25 лет жизни отец Стефан был настоятелем Введенской церкви города Дмитрова. В 1937 году священник был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и приговорен к 10 годам лагерей. Отец Константин скончался в Мариинских лагерях. В 2017 году на стене Введенского храма была установлена памятная доска с барельефным портретом священномученика Константина, ставшего небесным покровителем церкви в Заречье.
Что касается непосредственно истории самой церкви, то можно отметить следующие моменты: Первое упоминание о Введенском храме встречается в дозорной грамоте 1625 года, которая сообщает, что "храм Введения Пресвятой Богородицы, что в Конюшенной слободе, стоит пуст" из-за сильного обветшания. Здание было деревянным, о чем свидетельствует документ 1707 года. Ныне существующий каменный храм был возведен "тщанием прихожан" во второй половине ХVIII века. Храмоздателями, или, выражаясь современным языком, спонсорами постройки, выступили мещанин Ф. К. Макаров и семья Толченовых. Установить точную дату постройки храма не представляется возможным, большинство документов указывают на 1766 год, но в храмозданной грамоте сказано, что она выдана священнику Дорофею Трофимову Преосвященным Сильвестром (Страгородским, +1802) 4 июня 1762 года. Такое расхождение объясняет клировая ведомость 1887 года, которая сообщает, что грамота была выдана прежде окончания строительства храма. Придел святителя Николая освящен 24 октября 1764 года, 15 июня 1765 года — придел свв. мучеников Кирика и Иуллитты и, наконец, 10 сентября 1768 года епископ Переяславский и Дмитровский Геннадий (Границкий, + 1773) освятил главный престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Таким образом, 1766 год является усредненной общепринятой датой постройки храма.
В документах тех лет указывается, что церковь "состоит во всяком благолепии, утварью достаточна", количество дворов в приходе в разные годы колеблется от 89 до 94, число прихожан — около 350, "дворянских, приказных и раскольников не имеется, а причта положено по штату издавна: священник — один, диакон — один и два причетника". К тому времени церковь владела 2650 квадратными саженями земли и деревянным зданием, в котором размещалось приходское училище. В 1786 году священник Симеон Наумов и "все тоя церкви прихожане" "всем коштом" подали прошение на высочайшее имя, чтобы "при оной церкви вместо деревянной колокольни построить каменную". Разрешение было получено и была отстроена трехъярусная колокольня по проекту архитектора Осипова Н. П. Однако за высоким куполом храма звон был плохо слышен в округе, что немало огорчало местных жителей. Поэтому спустя 46 лет неугомонные зареченцы добились разрешения надстроить четвертый ярус. Колоколов было восемь, из них самые большие весили: 213 пудов (3400 килограммов) работы московских мастеров и 75 пудов (1200 килограммов) работы дмитровского мастера Константина Сизова. Об остальных колоколах сведений нет.
Хронологию служения священников удается восстановить лишь частично. Первым упоминается "Дмитровской десятины староста грядской Введенский поп Василий Михайлов" — 1744 год. В 1748 году отец Василий овдовел и ушел в Борисо-Глебский монастырь. Бывший при нем диаконом Дорофей Трофимов занял его место, а диаконом стал племянник о. Дорофея Иван Димитриев. В 1777 году священником назначен Семен Емельянов Наумов. Диаконом в 1785 году стал Е. Петров. С 1806 года служит священник Никита Алексеев Романовский, а по его кончине, с 1841 года, — его внук Василий Иванов Попов. 26 мая 1858 года священником назначен Василий Николаев Лебедев, усердием которого в 1868 году на Введенском кладбище (современная Красная горка) построена деревянная "холодная" Всехсвятская церковь. Средства на строительство пожертвовал архимандрит Московского ставропигиального Симонова монастыря Евстафий (Романовский). Сразу обращает на себя внимание совпадение фамилий и обстоятельств. Судя по всему, о. Евстафий был родственником почившего о. Никиты Романовского. Можно предположить, что таким образом сын почтил память отца в родном селе.
Введенская церковь имеет необычайно пышное для сельского храма убранство. Более всего поражает центральный иконостас — шестиярусный, золоченый, с объемной барочной резьбой. Уникальны его Царские врата — они вырезаны из цельного куска дерева, так что если смотреть на них из алтаря, то видна одна целая доска с прорезями по местам и даже иконы апостолов и Благовещения невозможно вынуть из их мест, они представляют одно целое с вратами. В такой же технике выполнен ряд икон праздничного чина. Неизменно обращают на себя внимание центральное семиярусное паникадило, украшенное ветвями и цветами райских деревьев и фигурами ангелов и трехметровый крест, являющийся наиболее точной копией чудотворного Яхромского Креста. В храме имеются три точных списка чудотворных икон Божией Матери: Феодоровской, Казанской и Тихвинской. Представляет интерес кафельная плитка, образующая великолепную "ковровую дорожку" от входных дверей храма до амвона. Орнамент в стиле "модерн" из переплетающихся белых лилий не напечатан поверх плитки, а набран из кусочков цветного пигмента подобно мозаике и спрессован, благодаря чему этот рисунок практически нестираем. Имеется клеймо производителя: "Косъ и Дюрръ. Мясницкая, 13".
Настенная живопись принадлежит "свободному художнику" П. В. Кузяеву, который работал в храме в 1872-м и 1879-м годах. В архитектурном плане Введенский храм также очень интересен и необычен: Композиционным центром здания с трехчастной схемой служит одноглавый храм типа "восьмерик на четверике" с двусветным основанием, граненой апсидой и высоким сомкнутым сводом с люкарнами. Четырхстолпная трапезная, перекрытая системой коробовых сводов, соединяет его с колокольней в четыре яруса. Фасады церкви имеют развитой, в основном кирпичный декор с сильным рельефом. Активными элементами убранства служат спаренные лопатки, поярусные карнизы и плоские силуэтные наличники с лучковыми и треугольными фронтонами. На восьмерике декорация становится более легкой и меняет свой характер. Главное место здесь занимает классический мотив палладианского окна. Очень хороши резные, с головками херувимов белокаменные капители угловых пилястр. В архитектуре колокольни обращают внимание изящные, тонко проработанные лепные гирлянды.
Советское время началось для Введенской церкви с изъятия ценностей - в 1920-е годы из этого дмитровского храма вынесли всю драгоценную утварь, бесследно исчезли кресты, мощевики. С некоторых икон сорвали венцы и оклады — экспроприаторам всюду мерещилось золото. Под слоями извести исчезла живопись на фасаде. В 1937 году в Заречье приехал грузовик с солдатами. Всех жителей села согнали к церкви и объявили, что сейчас "по просьбам трудящихся" будут сбрасывать колокола — их звон мешал пролетариату строить светлое будущее. В тот день было уничтожено три самых больших колокола, в том числе московский гигант, причем он оказался столь велик, что для того, чтобы сбросить его, пришлось срочно разрушать одну из опор верхнего яруса — он не проходил через арку. Оставшиеся колокола были перевешены на нижний ярус. Отсюда их было слышно разве что в радиусе 50 метров, и они не так сильно раздражали начальство. Тем не менее, храм никогда не закрывался. Даже во время Великой Отечественной войны в нем шли службы, а местные жители находили в нем убежище во время артобстрелов — в народе ходило убеждение, что "немец храмы не бомбит". Но на высокой колокольне разместили наблюдательный пункт, и, возможно, поэтому или по иной причине по храму было сделано несколько выстрелов из вражеских орудий. 5 декабря 1941 года один из снарядов пробил стену трапезной и разорвался в приделе святителя Николая. Осколки побили полы, срезали часть иконостаса и унесли жизни 11 человек. Погибшие похоронены в двух братских могилах на территории храма.
Минула война. Но мирное время оставалось для храма военным — приходилось неоднократно отражать попытки закрыть храм и во время хрущевских "безбожных пятилеток", и позднее. Но Господь и Пресвятая Богородица хранили Свой дом ради молитв подвижников, среди которых в первую очередь надо назвать схимонахиню Иоанну (Анну Сергеевну Патрикееву), духовную дочь и келейницу новосвященномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Введенский храм в Заречье в Дмитрове и https://www.pravda.ru/news/faith/1067250-vvedenie/