ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Устюжна. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Устюжна. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца, Зосимы и Савватия Соловецких, Иоанна Милостивого
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:Между 1685 и 1690.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, г. Устюжна, Соборная площадь, д. 5

Координаты: 58.842584, 36.433781



Сортировка:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Вадим Павлов
29 июля 2021
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Вадим Павлов
11 августа 2023
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
23 августа 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Сергей Сол
15 августа 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Сергей Сол
15 августа 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Закатная подсветка<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Закатная подсветка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
4 ноября 2018
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Общий вид с юго-запада (с Соборной площади от р. Ворожа)<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Общий вид с юго-запада (с Соборной площади от р. Ворожа)
Игорь Монаков
20 сентября 2013
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с Соборной площади<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Вид с Соборной площади
Наталия
13 августа 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с востока<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Вид с востока
Наталия
13 августа 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
21 сентября 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Крест с одной из главок. Сейчас находится в музейном фонде<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Крест с одной из главок. Сейчас находится в музейном фонде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
13 марта 2021
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2021
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
23 августа 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, южное крыльцо<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
южное крыльцо
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
5 июня 2011
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
5 июня 2011
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Алексей Кротов
3 сентября 2009
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Пятиглавие<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Пятиглавие
Наталия
13 августа 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Окно одной из опсид<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Окно одной из опсид
Молчун
30 августа 2007
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
oldboy
7 марта 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2021
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2021
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2021
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2021
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2021
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Иконостас<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Иконостас
Ольга Борисова
31 марта 2017
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Свод<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Свод
Ольга Борисова
31 марта 2017
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, царские врата<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
царские врата
zavar-vera
18 августа 2012
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Южная сторона. Павлов Петр Петрович. 1912 г. ГИМ 89430/4161<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Южная сторона. Павлов Петр Петрович. 1912 г. ГИМ 89430/4161
Алёна Александровна Силина
1912
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Южная часть иконостаса, верх. Павлов Петр Петрович. 1912 г. ГИМ 89430/4156<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Южная часть иконостаса, верх. Павлов Петр Петрович. 1912 г. ГИМ 89430/4156
Алёна Александровна Силина
1912
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Общий вид интерьера собора. Павлов Петр Петрович. 1912 г. ГИМ 89430/4157<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Общий вид интерьера собора. Павлов Петр Петрович. 1912 г. ГИМ 89430/4157
Алёна Александровна Силина
1912
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фотография с видом собора, датируется началом ХХ века.<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Фотография с видом собора, датируется началом ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1905
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото начала XX века из книги "Из церковной истории Вологодского края", Вологда, 2008 <br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Фото начала XX века из книги "Из церковной истории Вологодского края", Вологда, 2008
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Почтовая открытка нач. ХХ века.<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Почтовая открытка нач. ХХ века.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 ноября 2002

Собор Рождества Богородицы построен в 1690 г. Действующий храм уживается в нём с городским музеем.


Анонимный участник  31 декабря 2009

Устюжна. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

На Соборной площади в центре города возвышается величественный пятиглавый собор Рождества Богородицы (1685—1690). Хорошо сохранились его богатые внутренние интерьеры — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени).


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2015

История Рождество-Богородицкого собора уходит в глубь веков. По всей видимости, в начале своего существования он был приходской церковью, построенной не ранее конца XV века. При ней располагалось небольшое монашеское общежитие, позднее оформившееся в монастырь. Поскольку храм размещался на территории посада, то при нем находили приют и упокоение многие поколения посадских людей. Монастырь представлял собой группу келий, стоявших около Рождество-Богородицкой церкви, возможно, обнесенных низкой деревянной оградою. Особенностью его было то, что обитель являлась смешанною, мужскою и женскою вместе, под управлением игумена. Хотя определение Собора 1503 года и воспрещало жить в одних монастырях инокам и инокиням, отзвуки этой практики продолжали сохраняться на Русском Севере даже в XVII веке.

В монастыре, располагавшемся на правом берегу речки Ворожи, возвышались два храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого; Патриарха Александрийского. В первой из них, деревянной "на взмоете", с папертью, кроме главного престола, имелись приделы Великомученика Георгия и Мучеников Флора и Лавра. Вторая церковь была теплой, трапезной, деревянной, строенной "клетцки". Построенная, по преданию, на средства, выделенные Государем всея Руси Иоанном III из государевой казны, она была посвящена небесному покровителю Великого Князя. В Рождество-Богородицком соборе среди прочих икон находился явленный местночтимый образ Богоматери Одигитрии, прославленный чудо-творениями и исцелениями, позже, в 1609 году, спасший город от нашествия поляков. На небольшой деревянной "колокольнице" висело всего два колокола и помещались боевые часы, за которыми следил часовой мастер "Некраско-часовик". Вокруг монастыря располагалось сорок келий. Специальным указом Царя Иоанна IV планировалось перевести монахинь к церквам Вознесения и Космо-Дамиановской на всполье, где было решено их поселить, и ограду "заметом оградити".

В 1597 году Рождество-Богородицкий монастырь уже не существовал как мужской, в нем проживали одни монахини. Главный храм его был выстроен вновь деревянным, на каменном фундаменте ("на каменное дело"). В начале царствования Михаила Федоровича Романова обитель была упразднена окончательно, а её храм стал приходской и соборной церковью. К прежним трем приделам добавлены были ещё три: во имя Сретения Господня, Владимирской иконы Божией Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы. Таким образом, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1622 году, заменила монастырь.

Взамен сгоревшего в 1677 году деревянного храма 30 мая 1685 года заложили фундамент нового каменного собора, а 6 сентября 1691 года его уже освятили. Каменный храм был выстроен пятиглавым, с пристройкою к главной холодной церкви трапезной и четырех приделов, выстроенных позже. Придел же Святых Флора и Лавра упразднили вовсе. Стоимость нового здания составила 930 рублей. Из них 530 рублей пожертвовал царский духовник, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле Меркурий Гаврилович - уроженец Устюжны; 200 рублей поступило от горожан. Ещё 200 рублей - из устюженских таможенных сборов и кружечного двора по указам Царей Иоанна и Петра Алексеевичей. На западной стене собора укрепили храмоздательную доску с надписью темперными красками. Из пяти глав центральная была световой, открытой внутрь храма.

В 1872 году все главы покрыли белой жестью и позолотили. Приделы во имя Великомученика Георгия и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в том же году разделили ризницей, которая поместилась на паперти. Кроме них, в теплой церкви имелись приделы во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и Благовещения, созданные в 1721-1730 годах. Декор храма близок аналогичному декору ярославских посадских храмов конца XVII века. Именно они послужили образцами для многих церквей в пограничных с ярославскими землями районах. В интерьере собора сохранился высокий пятичиновый иконостас работы мастеров московской Оружейной палаты. Среди его икон произведения "Кирилла Иванова сына Уланова". На западной стене собора сохранены иконы конца XVI-начала XVII века деисисного чина прежнего деревянного Рождество-Богородицкого собора. Стилистические особенности и колорит выдают почерк столичных изографов.

В конце XVII века отдельно от собора с юго-западной стороны была воздвигнута величественная колокольня, увенчанная шатром с тремя ярусами слухов. Основу её звона составляли колокола русского и голландского литья. Среди них выделялся Большой колокол весом 120 пудов, бывший вкладом протопопа Меркурия Гавриловича на помин души. Остальные колокола распределялись по своему назначению и весу следующим образом: полиелейный - весом 102 пуда 28 фунтов, вседневные - по 64 пуда 12 фунтов, 32 пуда, 25 пудов. Завершали звон зазвонные колокола весом по 4 пуда каждый. Соборной колокольней восхищался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь, относивший её к числу лучших в России. По данным музейного архива Устюжны, ликвидация колокольни, центральных ворот и ограды собора была произведена в конце 1936 - начале 1937 года. В основание колокольни на место выбитых кирпичей были вставлены бревна, которые затем подожгли. Когда бревна сгорели, лишенная опоры красавица-колокольня рухнула под берег речки Ворожи. Ныне ее место отмечает лишь небольшой холмик.

Хотя Рождество-Богородицкий собор оставался действующим до середины 1930-х годов, дни его были сочтены. В 1935 году было утверждено закрытие храма. Хотя община и обжаловала решение областного исполкома в суде, тем не менее этот вопрос не был снят с повестки. Жаловаться в условиях усиления нетерпимости к верующим и репрессий оказалось делом безрезультатным. Гонители на местах превосходили своим усердием столичных...

5 апреля 1936 года собор Рождества Богородицы был закрыт и в том же году передан музею под экспозицию. Каменные часовни с южной стороны соборной ограды постройки 1842 и 1892 годов (последняя - во имя Святителя Николая - построенная на пожертвования горожан и духовенства г. Устюжны в память спасения Императора Александра III и его семьи) были сданы в 1936 году под ларьки для продажи пива и воды. Только с 1936 года в соборе расположился местный краеведческий музей, существующий там и поныне. Здание требует капитальной реставрации и для музейных экспозиций совсем не приспособлено. Из-за нарушения гидроизоляции фундаментов, ветхости кровли и водостоков стены храма пропитываются водой. Разрушается юго-восточный угол правого придела; здание требует срочного ремонта.

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 января 2016

История и архитектура города Устюжны Вологодской области и городского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы имеет довольно обширную библиографию. В обобщенном виде имеющиеся данные можно представить следующим образом. Первые упоминания о ней относятся к XIV веку. В начале следующего столетия она уже входила в состав владений московских князей. В XVI-XVII веках Устюжна находилась в черте юго-восточной границы Новгородской епархии и являлась центром Устюженского уезда, который непосредственно примыкал к Бежецкой пятине Новгородских земель. С юго-запада от него находилась Ростово-Ярославская епархия. Более пятидесяти лет, с 1620-х до 1685 года, Устюжна упоминалась как город Угличского уезда, затем ее статус был восстановлен. В 1727 году Устюженский уезд включили в состав земель Новгородской губернии. Таким образом, на протяжении своей истории город существовал как бы на пересечении нескольких культурных традиций.

Местность, где находится Устюжна Железопольская, расположена на берегах реки Мологи и ее притоков Ворожи и Ижны. Своим благосостоянием город обязан добыче и обработке железной руды, за что и получил свое название. Край этот очень красив. С речных просторов некогда вырисовывались силуэты городских храмов и колоколен. В XVI веке здесь, согласно данным «сотной выписи из книги письма и меры Ильи Ивановича Плещеева да Григория Зубатово Никитина сына Беспятово» 1567 года, существовало две монашеских обители Богородице-Рождественская и Ильинская, поставленные на берегу реки Ворожи, недалеко от впадения ее в Мологу.

В Богородице-Рождественском монастыре в этот период находилось две деревянные церкви: «Рождества Пречистые соборная, деревянная на взмосте (т.е. с высоким крытым крыльцом с переходами или крытой галереей) с папертью, приделы в ней: Георгия страстотерпца и Фрола и Лавра; теплая с трапезою, деревянная же клецки Святаго Ивана Милостиваго, строенная, по преданию, из царской казны царем Иоанном Васнльевичем III». Уже в это время при монастырских храмах существовала «колокольница; на ней двои колокола да часы с гирями, приведенные к большому колоколу; при них жил часовой мастер, наблюдавший за ними (Некраско часовик)». Часы эти имели двойной завод для дневных и ночных часов и отбивали не только часы и четверти, но даже и минуты. Монастырь это был общим – мужским и женским, но просуществовал недолго.

В описи 1597 года «Списке к сотне письма и меры кн. Дмитрия Григорьевича Бельскаго с товарищи Устюжны Железопольские, а взяты с списка у Устюжскаго челобитчика, у Ефремка у Белянинова» он уже не упоминается. Церковь названа соборной: «на посаде соборная церковь Рождества Пречистые на каменное дело (на каменном фундаменте) древяна». Деревянная церковь имела пять престолов. К прежним прибавился придел свв. Зосимы и Савватия «на полятех». Тот же документ свидетельствует, что при ней находились еще 25 келий, в которых жили монахини.

Окончательно монастырь прекратил свое существование около 1609 года. В 1622 году сгоревший храм вновь отстроили из дерева на прежнем месте. К этому времени церковь стала приходской и получила еще два придела: Сретения и Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Благовещения. В 1677 году и этот храм сгорел. На его месте в 1685-1691 годы возвели каменный пятиглавый собор с тем же названием. С западной стороны к нему примыкает трапезная. Немного позже рядом с собором появилась шатровая колокольня редкой красоты. Примерно в то же время к церкви пристроили четыре придела. Исследователи полагают, для строительства пригласили ярославских мастеров. На эти работы израсходовали 930 рублей, из которых 200 собрали сами горожане, такую же сумму пожертвовали государи Петр и Иван Алексеевичи, остальная часть является несолькими вкладами протопопа Благовещенского собора Московского Кремля и духовника двух молодых царей Меркурия Гаврилова. Уроженец Устюжны, он и в дальнейшем не оставлял собор своими благодеяниями. Благодетельствовала церкви и царская семья. Среди вкладов в ризнице хранились шитые пелены и иконы, выполненные царицами Натальей Кирилловной Нарышкиной и Параскевой Феодоровной, царевнами Софьей Алексеевной и Татьяной Михайловной.

Над внутренним убранством собора, его росписями и иконостасом трудились изографы государевой Оружейной палаты. Самый известный из мастеров – Кирилл Уланов. Иконы его работы «Спас Вседержитель», «Богоматерь Боголюбская с предстоящими» и «Троица Ветхозаветная» из уничтоженной церкви Петра и Павла в Устюжне хранятся в храме и поныне. В создании иконостаса также принимали участие Тихон Филатьев и Карп Золотарев. Остался в соборе и деисусный чин из прежнего, деревянного собора, выполненный в 1627 году Назарием Истоминым с артелью.

В 1759-1764 годах своды собора получили новое оформление, соответственно вкусам эпохи. Живописные клейма на сюжеты сотворения мира, деяний апостольских и Апокалипсиса выполнил Андреян Трофимов. Их обрамления представляют собой лепнину сложного рельефа и декоративные розетки. В 1822-1834 годах бежецкий бронзовых дел мастер Иван Тыранов заменил новыми прежние царские врата.

Отдельного упоминания заслуживает соборная колокольня. Ее высокий восьмигранный столп, увенчанный шатром, нарядно украшенным тремя рядами окошек-слухов в обрамлениях из фигурного кирпича, без преувеличения считался украшением города. На него перенесли часы с боем эпохи царя Иоанна IV Грозного, о которых уже шла речь выше. Они оставались на своем месте до 1895 года, затем их поместили в ризницу и заменили более современными. В XIX столетии на колокольне находилось девять колоколов русской и голландской работы: благовестный, весом в 120 пудов, полиелейный (102 пуда), три подзвонных весом в 64, 32 и 25 пудов и четыре малых зазвонных. Такое распределение веса колоколов свидетельствовало об очень грамотном их приобретении и гармоничном звучании всего подбора.

Благовестный 120-пудовый колокол был особенно интересен. На нем находилась пространная литая надпись: «Лета 7199 июля в (5) день вылит сей колокол в царствующем граде Москве при державе благочестивейших Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича вся великия и малыя и белыя России Самодержцев на Устюжну железопольскую к соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и чудотворнаго образа Одигитрия, и построил сей колокол по обещанию царствующего града Москвы Благовещенскаго собору, что у их Великих государей на сенях протопоп а их Великих Государей духовник Меркурий Гаврилович по себе и по своих родителей в вечный помин. Лил сей колокол мастер Михайло Матвеев». Из нее можно заключить, что колокол в собор пожертвовал протоиерей Меркурий Гаврилов, который заказал его у работавшего на Государевом Пушечном дворе литейщика Михаила Матвеевича Лодыгина, известного по своим колоколам в Новодевичьем монастыре, церкви свт. Николая в Хамовниках, храме Параскевы Пятницы на Охотном ряду (сейчас хранится в музее-заповеднике «Коломенское»), Антониево-Сийском монастыре и другим. Устюженский колокол – одна из поздних работ мастера.

В ХХ столетии в судьбе храма произошли трагические изменения. В 1935 году его решили закрыть. В конце 1936 или в начале 1937 года на место вынутых кирпичей в основании колокольни подсунули бревна и подожгли их. Красивейшая колокольня рухнула в речку. Скорее всего, при этом погибли и колокола. Собор перешел в ведение Устюженского краеведческого музея. Его сотрудникам, к счастью, удалось сохранить уникальный пятиярусный иконостас XVII века, росписи и собрание икон. В настоящее время собор находится в совместном ведении музея и церкви.

Библиография:

1. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. Спб., 1897.

2. Поливин А. Монастыри и церкви в Устюжне Железопольской. Устюжна, 1863.

3. Рыбаков А.А. Устюжна, Череповец, Вытегра. Л, 1981.

4. Пугач И.В. Устюжна Железопольская и уезд в XVI первой половине XVII века: территория, население, хозяйство: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Вологда, 1991.

5. Колесников П.А. Устюжно-Железопольский уезд в XVII веке // Проблемы исторической географии России. М., 1982. Вып. 2, C.: 182-189.

6. Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской // Устюжна. Устюжна-Вологда, 1993. Вып. 2, C.: 16-41.

7. Колесников П.А. Устюжна. Архангельск, 1979.


Вадим кр
 
Вадим кр  23 января 2017

В центре гoрoдa нa Сoбoрнoй плoщaди вoзвышaется пятиглaвый величественный сoбoр Рoждествa Бoгoрoдицы, пoстрoенный в 1685—1690 гoдaх. Oн рaспoлoжен нa месте деревяннoгo сгoревшегo хрaмa, нa берегу реки Вoрoжи, у впaдения её в Мoлoгу.

Сoбoр Рождества Пресвятой Богородицы - пятикупoльный, квaдрaтный, с примыкaющей oкруглoй aпсидoй. Кaменный сoбoр пoстрoен вместo сгoревшей древней деревяннoй церкви нa берегу реки Вoрoжи. Приделы Зoсимo-Сaввaтьевский, Блaгoвещенский, Иoaнoвский и Геoргиевский. С зaпaднoй стoрoны к нему приделaнa зимняя церкoвь с четырьмя приделaми.

В сoбoре - резнoй пятиярусный икoнoстaс XVII векa, нa стенaх - лепнинa и фрески, кoтoрoй церкoвь былa укрaшенa в 1758-1764 гoдaх. Хoрoшo сoхрaнились егo бoгaтые внутренние интерьеры — рoспись стен, лепнинa, пятиярусный икoнoстaс кoнцa XVII векa с 95 икoнaми, выпoлненными мoскoвскими мaстерaми из мaстерских Oружейнoй Пaлaты (среди них были Тихoн Филaтьев и Кирилл Улaнoв — oдни из сaмых известных русских живoписцев тoгo времени).

В нaстoящее время храм Рoждествa Пресвятoй Бoгoрoдицы делит здaние с крaеведческим музеем.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 июня 2018

Во многих путеводителях по Устюжне можно встретить такие слова: "На главной площади города Устюжны величественно возвышается Богородице-Рождественский собор ...". Так-то оно так! Собор действительно величествен, однако возвышается явно недостаточно, более того - из-за обширной трапезной, частично охватывающей его северную и южную стены, выглядит даже несколько распластанным. Пока была колокольня, она спасала положение, зрительно "подтягивая" к себе мощный приземистый четверик и одновременно отвлекая внимание от удобной, но такой грузной, такой эстетически-необусловленной трапезной. Колокольню разрушили, и ансамбль рассыпался. Кому мешала она, стройная шатровая красавица? Неужели - даже если попытаться вникнуть в психологию богоборцев - нельзя было "приспособить" её, использовать в хозяйственных целях? Однако напрасны эти речи. Понятно, что сломали её именно потому, что - слишком заметна была, слишком доминировала в пейзаже. Слишком указующим смотрелся её острый перст. И указывал совсем не туда, куда глядели большевики. Вернёмся к тому, что осталось.

Правду сказать - устюженский собор по внешности своей вполне ординарен. С такими карнизами и наличниками мы сталкивались уже не раз, столкнёмся и впредь. Интересен собор прежде всего своим внутренним убранством сохранившимся в удивительной целости. Недаром же те исследователи, которым доводилось писать о нём, после нескольких кратких фраз о том, что - вот, четверик, фальшивые закомары, ярославская школа, пять барабанов, один из них световой, поворачивали оглобли к истории создания иконостаса и образов. Но, прежде чем перейти к соборным интерьерам, мы всё-таки остановимся ненадолго снаружи. Вглядимся в черты собора, не уникальные, но характерные. Первый каменный храм Устюжны, он воплотил в себе то представление о городском соборе, которое имел житель небольшого городка, где прежде каменных церквей не было. Строили его, как говорят, ярославские мастера. Но в Ярославле к этому времени уже процветало такое декоративное буйство (каждый посадский храм стремился быть не хуже, чем его сосед), что оно не годилось для единственной в своём роде городской доминанты. И ярославцы - если это действительно были они - подчинились требованиям устюженской действительности.

"Пять стройных барабанов собора, из которых лишь центральный является световым, увенчивается луковичными главами изящного силуэта", - писал в своей книге "Устюжна. Череповец. Вытегра" (1981) А. А. Рыбаков. Стоит отметить, что декор барабанов - очень "ярославский". Окна четверика оформлены традиционными, с трёхчастными навершиями, наличниками. Алтарь Богородице-Рождественского собора - трёхчастный, но апсиды не слишком выражены и укрыты одной кровлей (что в целом характерно для памятников ярославской школы). В 1720-е годы каменщики Ярославского уезда Василий Назарьев и Михаил Гаврилов "со товарищи" пристроили к Богородице-Рождественскому собору с западной стороны тёплую трапезную с приделами. Она получилась обширной и удобной, но конечно, внешность собора проиграла с её появлением. Заметен проигрыш и в деталях: вот частью срезанный, частью придавленный наличник четверика в том месте, где к нему примыкает трапезная.

Трапезная часть (иначе её ещё называют здесь "тёплой церковью"), через которую мы попадаем в Богородице-Рождественский собор, не представляет собой ничего занимательного в отношении внутреннего убранства (равно, впрочем, как и в отношении экстерьера). В ней сейчас расположена типичная для провинциального музея экспозиция - так называемый "зал природы". Поэтому здесь, не задерживаясь, проходим в музейный "зал древнерусской живописи". Первое, на что стоит обратить внимание в этом "зале", - иконостас. Но сперва стоит оглядеться вокруг. На западной стене четверика, прямо над входом, мы увидим деисис. Можно было бы предположить, что оказался он здесь по воле музейных работников, но это не так. Во время пожара деревянного Богородице-Рождественского собора прихожанам удалось спасти часть икон из старого иконостаса, и вот - после постройки и освящения нового собора в 1691 году, они заняли своё место на его западной стене. Реставраторы датируют эти иконы первой третью ХVII века, т.е. первыми послесмутными годами, и очень высоко оценивают их именно как произведение искусства. "Перед нами, - пишет Рыбаков, - произведения изографов высокого класса, которые в это время могли работать только в крупнейших столичных мастерских. Ближайшая аналогия для деисусного чина устюженского Рождественского собора обнаруживается в Ризположенской церкви Московского Кремля, где живопись иконостаса была выполнена в 1627 году выдающимся мастером начала ХVII века Назарием Истоминым с артелью". Что же касается "нового" иконостаса и его образов, то здесь видна и документально подтверждена - работа мастеров Оружейной палаты. Далеко не все иконы подписаны, но, например, "Успение Богородицы" в местном ряду исследователи "отдают" Тихону Филатьеву, а "Николу Зарайского" (тоже в местном ряду) - Ивану Безмину. Кроме того, в местном же ряду находятся и более старые иконы, из прежнего иконостаса. Здесь раньше находилась одна из самых дорогих устюжанам икона - "Одигитрия Устюженская".

В 1759-1764 годы своды собора получили новое оформление, соответствовавшее вкусам того времени. До наших дней сохранились живописные клейма на сюжеты сотворения мира, деяний апостостольских и Апокалипсиса, выполненные мастером Андреяном Трофимовым. Их обрамления представляют собой лепнину сложного рельефа и декоративные розетки. Лепные тяги, розетты и арабески украсили своды и подпружные арки. Клейма, написанные Трофимовым, были обрамлены горельефной лепниной с излюбленным в искусстве рококо мотивом раковины. На столбах со стороны главного входа в храм появились лепные композиции геральдического характера с изображением летящих ангелов.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №109, 2014 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 августа 2024

«…Рождественский собор был построен на берегу Ворожи, недалеко от впадения ее в Мологу. Речка Ворожа разделила правобережную, более древнюю, часть Устюжны почти пополам. На одной ее стороне образовалась Соборная площадь (ныне пл. Жертв Революции), на которой и был воздвигнут храм Рождества богородицы, а на другой, прямо напротив собора, — Торговая площадь (сейчас пл. 25 Октября), являвшаяся торгово-ремесленным центром Устюжны.

На западной стене Рождественского собора укреплена доска с надписью темперными красками, в которой сообщается, что строительство храма было начато 30 мая 1685 года, а освящение состоялось 6 сентября 1690 года. Каменное здание было возведено на месте сгоревшей в 1677 году деревянной Рождественской церкви. К каменному «холодному» храму в 1721-1730 годах с западной стороны был пристроен теплый храм с приделами Иоанна Милостивого, Благовещения, Георгия, Зосимы и Савватия.

Собор Рождества богородицы в плане квадратный, с восточной стороны примыкает трехчастная алтарная апсида округлых очертаний. Пять стройных барабанов собора, из которых лишь центральный является световым, увенчиваются луковичными главами изящного силуэта. Оконные проемы двухсветного четверика и алтарной апсиды обрамлены наличниками сложного профиля с традиционным завершением в виде двух кокошников с килевидным подвышением между ними. Углы четверика обработаны спаренными полуколонками, фасады завершаются ложными закомарами. Кровельные свесы украшены подзорами из просечного железа. Барабаны декорированы аркатурными поясами.

В интерьере два столба поддерживают коробовые своды с распалубками. Световой барабан поднимается над системой подпружных арок и парусов. С трех сторон в собор ведут перспективные порталы с килевидным завершением архивольт. Пол выложен белокаменными плитами. С внутренней стороны входы прикрывались массивными железными дверями, изготовленными местными кузнецами.

Имена строителей собора остались неизвестны, но, судя по мягкой пластике форм и особенностям декора, ими, скорее всего, были ярославские мастера. Их постройки этих лет и по композиции объемов, и по рисунку деталей близки Рождественскому собору в Устюжне. Что же касается приделов, то известно, что они возведены каменщиками из Ярославского уезда — Василием Назарьевым и Михаилом Гавриловым «со товарищами». Позднее, в XIX веке, луковицы глав собора были вызолочены. В летнюю солнечную погоду они сияли над утопающим в зелени городом и были видны за много верст.

Интерьер устюженского собора был богато убран при участии лучших московских мастеров конца XVII столетия. Главным украшением интерьера поныне является великолепный резной золоченый иконостас. Он состоит из пяти ярусов — местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого. Завершают иконостас клейма с изображением «страстей» и резное «Распятие». Иконы верхних ярусов современны резьбе иконостаса, в местном ряду сохранилось несколько более древних произведений.

Исполнение живописи для иконостаса Рождественского собора было заказано мастерам Оружейной палаты и велось одновременно с завершением строительства собора. Об этом свидетельствует одна из центральных икон местного ряда «Спас Вседержитель», написанная ведущим мастером Оружейной палаты Кириллом Улановым в 1688-1689 годах. На нижнем поле иконы сохранилась авторская подпись: «Лета 7197 писал сий образ великих государей жалованный иконописец Кирилл Иванов сын Уланов». К подножию Спаса, восседающего на золотом престоле, припадают Иоанн Предтеча и апостол Петр — соименные святые царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

Несомненно, мастерами Оружейной палаты были созданы еще две иконы местного ряда — «Успение» с «восхищенными» апостолами на облаках и «Никола Зарайский» с шестнадцатью житийными клеймами. По стилистическим особенностям и характерным чертам исполнения можно предполагать, что «Успение» написано Тихоном Филатьевым, а «Никола Зарайский» — Иваном Безминым, работавшими в те годы в иконописной мастерской Оружейной палаты. Этим произведениям присущи светлый холодноватый колорит с преобладанием разбеленных зеленоватых и розовых тонов, с обилием золотого орнамента.

В соответствии с эстетическими принципами раннего русского барокко в плоскостную композиционную схему мастерски вплетаются элементы перспективного изображения пространства, особенно в архитектурных построениях. В сцены вводится множество любопытных реалий, окружающий персонажей предметный мир приближается к реальной земной обстановке. Так, в сцене явления Николы и Ильи узникам в темнице воспроизводится картина русской средневековой тюрьмы, здание которой с решетчатой дверью обнесено высоким тыном из заостренных бревен. В тюремный двор ведет маленькая калитка на кованых петлях, рядом стоит будка привратника. Но при этом фасад тюрьмы украшен роскошными пилястрами и аттиком.

В киоте на левом столбе храма помещалась еще одна икона работы Кирилла Уланова — «Богоматерь Боголюбская» с предстоящими. Среди предстоящих изображены Иоанн Милостивый, Георгий, Меркурий, Зосима и Савватий и другие. На нижнем ее поле также имелась надпись (она не сохранилась) о том, что икона написана в 1689 году Кириллом Улановым. Помещение среди предстоящих святого Меркурия, несомненно, свидетельствует о причастности Меркурия Гавриловича (уроженца Устюжны, духовника царей Иоанна и Петра Алексеевичей) к созданию соборного иконостаса и к привлечению для этой работы царских мастеров.

Живопись икон праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов иконостаса по особенностям манеры исполнения напоминает произведения Карпа Золотарева и его учеников (в частности, их иконы для московской церкви Покрова в Филях). От традиционных иконописных приемов здесь остались лишь локальный цвет да композиционная схема. Плотные, тяжелые, приземистые фигуры персонажей обладают уже вполне земной ощутимой материальностью.

Темный коричневый колорит, округлые розовые лики, тяжелые складки тканей на дорогих одеждах и завесах, разделение композиции на планы, стремление передать фактуру материалов — все это свидетельствует о кардинальных изменениях в мировосприятии художников. Ценность земного бытия утверждается в этих произведениях еще с наивной, но напористой убежденностью. Появляются такие небывалые прежде в русском изобразительном искусстве детали, как сучки на изображении «животворящего» креста в композиции «Воздвижение креста», вазы с цветами на первом плане в «Благовещении», крытый соломой хлев в «Рождестве Христовом». Это говорит об активном освоении мастерами художественных принципов барокко и предвозвещает будущий расцвет русского «мирского» искусства XVIII века.

Три иконы местного ряда — «Троица», «Воскресение» и «Преображение» — были созданы в первой четверти XVII века, видимо, сразу после событий Смутного времени. Поля этих икон написаны охрой слегка зеленоватого оттенка, фоны выполнены золотом. Композиция этих икон уже значительно усложнена введением дополнительных сцен, развивающих повествовательную канву сюжета: в «Преображении» появились сцены принесения Илии и Моисея ангелами, восшествия Христа с учениками на Фаворскую гору и нисхождения их; в «Воскресении» изображается торжественное шествие пророков и праотцев в отверстые двери рая, введены сцены из истории о раскаявшемся разбойнике, композиционным центром становится фигура Христа, восставшего из гроба. Однако в них еще нет того обилия персонажей и декоративного узорочья, которые появляются в русской иконописи к концу XVII века. Высокий уровень исполнительского мастерства и использование золота на фонах, нимбах в этот трудный для русского государства период заставляет предполагать, что и эти иконы также появились в Рождественском соборе не без участия «государева» двора и лучших придворных мастеров.

При устройстве нового иконостаса иконы старого деисусного чина были размещены на западной стороне собора. Такое внимание к иконам прежнего иконостаса — случай довольно редкий в ансамблях интерьеров XVII века. После удаления позднейших записей открылась оригинальная живопись начала XVII века. Фигуры святых удлиненных пропорций с большим мастерством и изяществом вписаны в поле иконы. Санкирь личного письма на этих произведениях отличается особой рдеющей глубиной теплого красноватого оттенка. Плотное желтоватое вохрение с активным выявлением пробелов приближает живопись ликов к чеканному делу. Особое внимание мастеров к красоте пропорций и силуэтов, применение дорогих и высококачественных материалов — киновари, голубца, золота, тонких и прочных белил, золоченой басмы, гравированных нимбов — все это признаки того, что перед нами произведения изографов высокого класса, которые в это время могли работать только в крупнейших столичных мастерских. Ближайшая аналогия для деисусного чина устюженского Рождественского собора обнаруживается в Ризположенской церкви Московского Кремля, где живопись иконостаса была выполнена в 1627 году выдающимся мастером начала XVII века Назарием Истоминым с артелью.

Самыми древними иконами в местном ряду иконостаса Рождественского собора являются знаменитая «чудотворная» икона «Богоматерь Одигитрия» с клеймами земной жизни богоматери и «Рождество богоматери» с такими же клеймами. На особо почитавшейся иконе «Богоматерь Одигитрия» имелась серебряная вызолоченная риза, сделанная бежецким мастером Иваном Татыковым в 1821 году. Икона была усыпана драгоценными камнями.

Открывшаяся после проведенных реставрационных работ живопись иконы отличается свободной и легкой манерой, прозрачностью красочного слоя, тонко сгармонированным колоритом — на фоне желтоватых и розоватых «горок» выделяются голубые, киноварные и белые пятна «риз» и «палат». Особенности колорита, композиции и рисунка, пропорции иконы и клейм указывают на то, что она была написана, по-видимому, во второй половине или в конце XV века в традициях поздней ростовской, а точнее, верхневолжской школы живописи одним из выдающихся ее представителей. Не противоречит такой атрибуции памятника и указание сотной 1567 года на то, что уже тогда эта икона почиталась как чудотворная.

Также весьма ценилась жителями Устюжны икона Рождественского собора «Рождество богоматери» с клеймами. Она тоже находилась под серебряной ризой, как и «Богоматерь Одигитрия», и близка ей по манере исполнения. Как показали пробные раскрытия, живопись этой иконы создана мастером того же круга или той же мастерской, к которым принадлежал и мастер «Одигитрии». Клейма «земной» жизни богоматери почти идентичны на обеих иконах как по композиции, так и по живописи.

В 1759-1764 годах убранство интерьера Рождественского собора обогатилось высокохудожественной лепкой и живописными клеймами на сюжеты сотворения мира, деяний апостольских и Апокалипсиса. Лепные тяги, розетты и арабески украсили своды и подпружные арки. Клейма, написанные живописцем Андреяном Трофимовым, были обрамлены горельефной лепниной с излюбленным в искусстве рококо мотивом раковины. На столбах со стороны главного входа в храм появились лепные композиции геральдического характера с изображением летящих ангелов.

Некоторые изменения в интерьере собора были сделаны в первой половине XIX столетия. В основном они касались местного яруса иконостаса, где старая резьба и царские врата были заменены золоченым и посеребренным бронзовым декором. Эту работу выполнил в 1822-1834 годах бежецкий бронзовых дел мастер Иван Тыранов. Поновлял иконы в 1834 году устюженец Яков Бельтенев, а в 1849 году — бежецкий мастер Василий Степанов. Предалтарную железную решетку выковали и поставили в 1835 году устюженские кузнецы Михайла Сосин и Аким Меркульев.

В настоящее время в Рождественском соборе размещается Устюженский краеведческий музей. В коллекциях музея собраны многочисленные экспонаты, рассказывающие о богатой событиями истории Устюжны, о культуре и быте посадских людей и крестьянства уезда в различные эпохи, о богатом и своеобразном народном искусстве края…»

Источник: Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра. - М., 1981.

РусАрх - Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра (rusarch.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 октября 2024

«…Храмы из камня начали строить в Устюжне лишь в XVII в. Из памятников деревянного зодчества до нашего времени дошли строения более позднего времени. В конце XVII в. в Устюжне возводят два величественных каменных храма - собор Рождества Богородицы (1685-1690) и церковь Казанской Богоматери (1694). Оба храма хорошо сохранились.

Рождественский собор стоит на месте сгоревшего деревянного храма на берегу реки Ворожи у впадения ее в Мологу. Ворожа делит древнюю часть города надвое: с одной стороны - Соборная площадь с этим храмом, с другой - Торговая площадь (переименованные в советское время, соответственно, в площади Жертв революции и 25 Октября).

Собор Рождества Богородицы - квадратный, пятикупольный, с примыкающей округлой апсидой. Формы собора просты, но он богато декорирован, а большие, нависающие над барабанами луковицы глав золотились и сияли на много верст окрест. С западной стороны к нему пристроена зимняя церковь с четырьмя приделами.

В соборе - пятиярусный резной иконостас ХVІІ в., на стенах - фрески и лепнина, которой храм был украшен в 1758-1764 гг. Резной иконостас великолепен. Иконы для него писаны мастерами Оружейной палаты в последние десятилетия XVII в. Известны даже их авторы, например, икона местного ряда «Спас Вседержитель» написана Кириллом Улановым, «Успение» - Тихоном Филатьевым, а «Никола Зарайский» - Иваном Безминым.

Иконы праздничного, деисисного, пророческого и праотеческого рядов напоминают работы известного иконописца того времени Карпа Золотарева. Самая древняя и знаменитая икна собора - чудотворный образ Богоматери Одигитрии (конец XV в.), в 1821 г. ее покрыли злоченой ризой с драгоценными камнями. И в первой же четверти XIX в. устюжанские кузнецы выковали замечательную предалтарную железную решетку.

Ныне в Рождественском соборе располагается краеведческий музей, где богато представлено местное декоративно-прикладное искусство. Оно четко определяется историей города, занятиями его жителей в разные эпохи: в XV-XVI веках это древнерусская живопись, в XVII-XVIII столетиях - резьба по дереву (киоты, прялки, пряничные доски), в XVIII-XIX веках литье и просечное железо (фигурные замки и ключи, свесы для кровель и дымники для труб), в XIX - начале ХХ в. вышивки и фаянс (свадебные венчальные наряды, полотенца, изделия фаянсовой фабрики Ивана Небаронова)…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 496-497


Впервые в письменных источниках собор Рождества Богородицы в Устюжне Железопольской упоминается в 1545 году в послании новгородского архиепископа Феодосия «на Устюжну Железную». В тот период собор входил в состав одноименного монастыря, который располагался на правом берегу реки Ворожи, почти в самом ее устье. Монастырь имел два храма – теплый Святого Иоанна Милостивого и холодный Рождества Пречистыя Богородицы. В первом службы велись от Покрова до Пасхи, во втором – от Пасхи до Покрова. По общепринятой традиции монастырь получил свое название по холодному Богородице-Рождественскому храму. Обе церкви были деревянными, строенными «клетцки», то есть представляли собой обычную избяную клеть, с прирубами трапезной, алтаря и паперти. Такие храмы, как правило, завершались двухскатной кровлей и небольшой главкой.

Управителем всей монастырской жизни был настоятель-игумен. Среди первых игуменов Богородице-Рождественского монастыря история сохранила память о трех – Ферапонте, служившем в 1563 – 1577 г.г., Авраамии, упоминаемом в документах 1592 года, и Гурии. О последнем известно, что он являлся «мужем святой жизни», был погребен в монастыре, а память его чтилась устюжанами даже в конце XIX века.

Кроме игумена и монахов, в монастыре жили два «попа-бельца», два дьякона и два пономаря, а также проскурница и миряне – «люди молочие [кузнецы] и нищие и вдовицы, а питаютца по миру и о монастыре, а иные из них питаютца и своими промыслы, а делают дела монастырския и подати дают в монастырь».

Денег из государевой казны на монастырь не шло. Свои доходы обитель черпала из прихода и оброчных крестьян двух некогда жалованных в монастырь деревень Ветренниково и Игумново. Приход же состоял из трех городских улиц – Шиловой, Рылковой и Пречистенской с 75 дворами, а также монастырской слободки в 52 двора. Слободка была выстроена в начале XVI века на средства обители с целью увеличения доходов, а также и для благотворительных целей, так как там жили не только мастеровые люди, но и те, кто по каким-либо причинам потерял кров. В зависимости от доходов слободских жителей игумен устанавливал им размеры оброка. Кроме всего вышеизложенного у обители была «пашня монастырская» и «дворчик монастырской коровей».

До середины XVI века Богородице-Рождественский монастырь был «двойным», т.е. мужским и женским одновременно. Это противоречило принятым тогда церковным правилам, которые воспрещали совместное проживание иноков и инокинь на территории одной обители. Стараясь исправить создавшееся положение тогдашний монастырский игумен Ферапонт обратился с челобитной к царю, указывая, что «игумену и братии с старицами черноризицами в одном монастыре пробыти не мочно для презорства ж и нестроения…» От имени государя Иоанна IV последовал указ: «…старец-черноризец всех из того Рожества Пречистые вывести, и монастырь им девич устроить на посаде ж у церквей Вознесения Христова да святых чудотворцев Козмы и Дамиана. Кельи их переставить и около монастыря ограду заметом оградити, и ворота святые учинити».

История умалчивает о том, почему не состоялась монастырская реорганизация, однако известно, что в царствование сына Иоанна Грозного Федора Иоанновича (1584–1598 гг.) монашки продолжали жить при соборе Рождества Богородицы, а из монахов остался лишь черный поп Геннадий и старец Михайло.

Богородице-Рождественский собор в составе монастыря просуществовал до конца XVI века, после чего превратился в приходскую церковь. В начале XVII века, после героической обороны Устюжны от польско-литовской интервентов, отношение местных жителей к собору Рождества Богородицы стало особенным, ведь, согласно легенде, именно две древние соборные иконы – Смоленская и Рождества Богородицы воодушевили устюжан на подвиг и помогли спасти город от разорения.

В 1677 году в Устюжне произошел большой пожар, в котором сгорел соборный храм, однако благодаря мужеству прихожан из огня вынесли иконы и церковную утварь. Одно из самых красивых центральных мест города оказалось в руинах. В Устюжне начался сбор средств на устройство нового собора, который решено было выстроить в камне. Каменный собор Рождества Богородицы в Устюжне был воздвигнут за несколько лет. Строительство началось 30 мая 1685 года, а освящение состоялось 7 сентября 1691 года. Специалисты предполагают, что каменные работы проводились ярославскими мастерами.

К холодному храму, в плане квадратному, пристроили увенчанный главкой алтарь. Основной объем церкви украшали пять луковичных глав, из которых центральный сделали световым. В интерьере своды собора поддерживали два столба. Пол был выложен белокаменными плитами. С внутренней стороны входы прикрывались массивными железными дверями производства местных кузнецов. Одновременно с храмом возвели восьмиугольную каменную колокольню. Колокольня имела одну особенность – на ней были вывешены большие городские часы с двойным заводом и боем, изготовленные в XVI веке талантливым местным мастером Некраской по прозвищу Часовник. Часы висели на колокольне вплоть до 1895 года.

Главным украшением собора стал деревянный резной позолоченный пятиярусный иконостас. В местный ряд поставили иконы из старой церкви, спасенные во время пожара, включая храмовую икону «Рождества Богородицы» и особо почитаемую явленную чудотворную Смоленскую икону Богоматери Одигитрия.

На строительство и украшение устюженского собора большую сумму внес протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник малолетних царей Петра и Иоанна Алексеевичей, уроженец Устюжны о.Меркурий (Гаврилович). Высокое положение протоиерея позволяло ему не только делать крупные денежные вклады в фонд строительства собора в родном городе, но и привлечь к украшению храма царских изографов. По инициативе о.Меркурия соборный иконостас был написан мастерами Московской Оружейной палаты под руководством прославленного изографа Кирилла Ивановича Уланова. Кроме того, из Успенского собора Московского кремля в устюженский собор передали более двадцати икон, которые установили на западную, южную и северную стены. Известно также, что о.Меркурий пожертвовал для устюженского собора драгоценную церковную утварь, священные книги и колокол весом 120 пудов.

Впоследствии собор Рождества Богородицы также был не обойден вниманием столичных меценатов. Жаловали устюженский собор и русские цари. В разные годы вклады в соборную ризницу делали невестка Ивана IV Грозного Ульяна Палицкая, жена и дочь царя Алексея Михайловича Романова Наталья Кирилловна и Софья Алексеевна, жена царя Иоанна Алексеевича Прасковья Федоровна, а также родная тетка Петра I царевна Татьяна Михайловна. Кроме того, известны значительные вклады со стороны состоятельных устюжан, представителей местных купеческих фамилий Серебрянниковых, Поздеевых, Иконниковых, Шарухиных и проч.

В 1721 – 1730 г.г. к каменному холодному храму пристроили крытую паперть, трапезную и четыре придела. Из них два – Зосимы и Савватия, и Благовещения - с северной стороны; а еще два - Георгия Победоносца и Иоанна Милостивого - с южной стороны. Кирпич для пристроек изготовляли по подряду крестьяне устюженских деревень Чирец и Берняково. Строительные работы выполнили «Ярославскаго уезду городишного стану крестьяне подрядчики». Известно также, что работы по покрытию соборной кровли и всех соборных построек производили крестьяне Адомской волости Белозерского уезда.

В таком виде собор простоял долгие годы. При этом местный причт, благотворители и «доброхотные датели» постоянно заботились о его сохранении и украшении. Так, в соборе постоянно подновлялись старые образа, а в 1759 году стены храма были украшены лепниной и иконами работы мастера Андреяна Трофимова. В 1835 году в холодном храме установили новую предалтарную решетку, которую изготовили устюженские кузнечные мастера Михайло Сосин и Аким Меркульев. Еще раньше, в 1822-1834 г.г., деревянный нижний ярус иконостаса холодного храма был переделан в бронзовый. В 1872 году главы на соборе обили листами белой жести и позолотили. Позолота подновлялась в 1889 и 1916 годах.

Долгие столетия собор Рождества Богородицы, расположенный в центре города, являлся главным храмом Устюжны. Среди его посетителей были известные люди своего времени, в том числе и представители Императорского дома Романовых Александр I и Великий князь Владимир Александрович. В начале ХХ века, во время посещения города, здесь служили знаменитый проповедник, духовный писатель и русский святой о.Иоанн Кронштадский и уроженец Устюжны, причисленный к лику святых Русской православной церковью заграницей, митрополит Петроградский Иосиф (Петровых).

Духовное правление назначало в настоятели устюженского собора наиболее опытных и пользующихся большим авторитетом священнослужителей. Например, в начале ХХ века настоятелем собора являлся протоиерей Иван Васильевич Казанский. Кроме исполнения своих непосредственных обязанностей в храме, о.Иоанн активно занимался преподавательской, а также различной общественной и благотворительной деятельностью. Он, в частности, стал инициатором создания при соборе специальной комиссии «для собирания древностей» с целью создания городского музея.

В 1892 году рядом с собором была освящена часовня Во имя Святого Николая Чудотворца, построенная на пожертвования горожан и местного духовенства специально для привозимой ежегодно в Устюжну из Николаевского Моденского монастыря чудотворной иконы Святителя Николая. Кроме часовни Николая Чудотворца, при соборе существовала еще одна – при вратах ограды, выстроенных в 1842 году.

В таком виде комплекс собора Рождества Богородицы в Устюжне просуществовал до 1936 года. Позднее храм был закрыт и подлежал уничтожению. На его месте планировали разбить городской сквер, но потом решение все-таки отменили и разрешили перевести в соборное здание краеведческий музей. Перестроенный, лишенный колокольни, часовен, входных ворот и ограды, устюженский собор Рождества Богородицы все-таки устоял. Сохранился и иконостас работы мастеров московской Оружейной палаты второй половины XVII века. В настоящее время собор Рождества Богородицы Устюжны передан в ведение Русской Православной Церкви.

13 сентября 2022 года на заседании попечительского совета Благотворительного фонда «Наследие Русского Севера» было принято решение о включении собора Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне в список первых семи объектов попечения для восстановления и реставрации.

Источник: Е. Воротынцева. Главный храм города (история собора Рождества Богородицы в г.Устюжна Вологодской обл.)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.