ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Устюжна. Церковь Димитрия Солунского.


Устюжна. Церковь Димитрия Солунского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Димитрия Солунского, Симеона Столпника
Год постройки:не ранее 1828.
Год утраты:1939 (снесена)
Адрес:
Вологодская область, г. Устюжна, правый берег Мологи

Координаты: 58.844109, 36.429331 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Димитрия Солунского, Фото П.П Павлова, 1912. Фонды ГИМ. Номер в ГК 52311771<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Фото П.П Павлова, 1912. Фонды ГИМ. Номер в ГК 52311771
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Церковь Димитрия Солунского, Фото П.П. Павлова, 1912 г. Фонды ГИМ. Номер в ГК 52311959<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Фото П.П. Павлова, 1912 г. Фонды ГИМ. Номер в ГК 52311959
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В старинной Устюжне Железнопольской долгие столетия сохранялась легенда о том, что «в половине XVI века царь Иоанн Грозный, после окончательного покорения Новгорода, ходил на богомолье в Тихвинский монастырь и на обратном пути был в Устюжне». Говорят, что после этого в городе на средства царской казны были выстроены две церкви: Воздвиженье Креста Господня на Городище и Св. Димитрия Солунского на высоком правом берегу реки Мологи в городской черте.Эти данные частично подтверждаются архивными документами. В описании Устюжны Железнопольской 1567 года о Димитриевском храме сказано: «Церковь ружная святого Димитрия Солунского древяна клетцки с папертьми, сооружение государя царя и великого князя; а в церкве деисус и двери царские, и образы, и свечи, и книги, и ризы, и все церковное сооружение государево ж».

Если Иоанн Грозный действительно посетил Устюжну Железнопольскую после «окончательного покорения Новгорода», о чем говорится в легенде, то средства на строительство Димитриевского храма им были выделены раньше, так как знаменитые новгородские погромы, инициированные царем, произошли только зимой 1569/70 года. Посещая город, Грозный мог видеть уже построенную церковь.В тот период каждый приход имел, как правило, по два церковных здания с разными названиями. В одном храме службы велись в теплое время года, и он считался холодным. Второе здание отапливалось, здесь служили от Покрова до Пасхи. Главный деревянный Димитриевский храм, строенный, как обычно, по принципу избяной клети («клетцки»), с прирубами алтаря и паперти, являлся холодным. Стоящая рядом теплая церковь была посвящена преподобному святому Симеону Столпнику. Ее выстроили на средства прихожан.

Эти церкви прослужили устюжанам до февраля 1609 года. Летопись указывает: «В лета 7117 [1609] году по всей Русстей земли протекаше огнь и меч: поляки и литва и черкасы многия горады поимали и веси попленили». Один из польско-литовских отрядов пытался тогда завоевать и Устюжну Железнопольскую, однако горожане успели возвести вокруг города крепостные стены. Одна из стен острожной крепости проходила рядом с Димитровским храмом и потому расположенные здесь ворота поименовали Димитровскими.На протяжении от Димитровских до Благовещенских ворот крепости шли самые тяжелые бои. Сюда же на крепостную стену, недалеко от Димитриевского храма, вынесли наиболее почитаемые в городе иконы. Среди них образ Димитрия Солунского из соименной церкви. Между тем «злии опольчившеся приидоша ко острогу ко вратом… с считы и с китными возы и со всякими хитростьми стенобитными, и начаша стреляти по острогу, и пустиша на град стрелы яко дождь».Устюжане тогда отбили все атаки и прогнали врага от города, но в результате боев деревянные храмы Димитрия Солунского и Симеона Столпника сгорели дотла, как и стоящие рядом с ними дворы посадских людей. Церкви и дома пришлось отстраивать заново.

К 1626 году оба храма уже стояли почти на прежнем месте. Их восстановление связывают с именем местного дьякона Ивана Омельянова, который, видимо, был организатором и основным вкладчиком строительства. По данным 1626 года двор семьи дьякона Омельянова находился рядом с Димитриевским храмом. Что касается описания церкви этого периода, то он был ружным, то есть причт храма, состоящий из священника и дьякона, получал жалование от казны. Кроме того, к храму были приписаны небольшие пашни и покосы на реке Мологе.

Здания возобновленных храмов Димитрия Солунского и Симеона Столпника снова выстроили деревянными и небольшими. Среди церковного имущества упоминаются особо иконы Спаса, Димитрия Солунского и Симеона Столпника, а также «две свечи местных» (подсвечники), несколько ветхих богослужебных книг, риз и стихарей, «да два колокола невелики».Судя по всему, отношение устюжан к восстановленным храмам было особенным. Фактически они явились памятниками воинской славы горожан в период Смутного времени начала XVII. Однако деревянные здания периодически требовали ремонта.

К 1713 году вместо двух церквей: Димитриевской и Симеоновской, на прежнем месте был выстроен один теплый деревянный храм Св.Димитрия Солунского с приделом Симеона Столпника. Церковный причт тогда состоял из молодого священника Ивана Анофриева и дьячка Матвея Корнилова, семьи которых жили «в купленных своих крепостных дворех» рядом с церковью.

К XIX столетию деревянное здание церкви вновь потребовало капитального ремонта, и тогда было принято решение о постройке на этом месте одноименного каменного храма. Он был воздвигнут в 1828 году «тщанием прихожан». Помимо главного престола Димитрия Солунского, было построено еще два: во имя Симеона Столпника и Мученицы Анисии.Белокаменная красавица-церковь с такою же «в связи с ней» колокольней имела купольное покрытие с двухъярусным барабаном и была хорошо видна с пароходов, ходивших еще тогда по реке Мологе. При этом Димитровский приход был по-прежнему малочисленным, вследствие чего во второй половине XIX века храм приписали к Преполовенской церкви, которая находилась на Васильевском (Преполовенском) кладбище Устюжны. С тех пор в Димитриевском храме служили священники этой церкви, а ее старосты заботились и о приписных прихожанах. С 1884 года это был известный в Устюжне купец и благотворитель Яков Михайлович Поздеев, который, как указывают архивные документы, «к церкви [был] очень усерден».

Малочисленность прихода стала поводом к быстрому закрытию Димитриевского храма в советское время. Новые власти Устюжны, которые, как следует заметить, в первые годы своего существования довольно аккуратно относились к проведению в жизнь антирелигиозной политики, пришли к выводу, что для устюжан, живущих в этой части города, будет достаточно Преполовенской церкви. В результате Димитриевский храм был закрыт первым не только в городе, но и в районе. Произошло это в 1926 году по решению Череповецкого губисполкома, которому в тот период административно подчинялся местный уездный Совет.

Община верующих Димитриевского храма попыталась обжаловать это решение во ВЦИК, но безуспешно. Не дожидаясь окончательного решения «сверху», Устюженский горсовет начал переоборудование здания церкви под спортивный клуб. Однако по какой-то причине это начинание не увенчалось успехом. В 1939 году Димитриевская церковь - памятник воинской доблести устюжан, была уничтожена до основания. В настоящее время на этом месте частная застройка.

В 2016 году на высоком берегу Мологи, недалеко от того места, где стоял Димитриевский храм по инициативе устюженского предпринимателя Ирины Антиповой в память защитников города 1609 года и погибшей церкви был установлен Поклонный крест работы местного кузнеца Сергея Веркеенко.

Источник: по материалам статьи Воротынцевой Е. " Царский храм воинской славы (к истории церкви Св.Димитрия Солунского в г.Устюжна Вологодской обл.)"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 февраля 2025

«…Храм с этим наименованием стоял когда-то на правом берегу реки Мологи. На месте его - городская застройка. Равно, как и Крестовоэдвиженская церковь, Димитриевская была выстроена на средства, выданные из царской казны Царем Иоанном IV Грозным. Первоначально построили ее из дерева, "клетцки", с папертями. При ней на средства прихожан была поставлена теплая церковь во имя Симеона Столпника. На небольшой колоколенке имелось всего два колокола. По переписи 1626 года известно, что вместо прежней стояла уже новая церковь, построенная на вклад диакона Ивана Омельянова.

С западной стороны храма в древности проходил городской вал с укреплениями, окружавший территорию устюженского посада. На церковь выходили Димитриевские ворота. Именно сюда, на стену острога, вынесли устюженцы чудотворную икону Богоматери Одигитрии в 1609 году, спасшую город от поляков. На этом месте в 1828 году на средства жертвователей начали строить каменную церковь во имя Димитрия Солунского. Храм завершало купольное покрытие с двухъярусным барабаном. Кроме главного престола в холодном храме, было еще два - в теплом: во имя Симеона Столпника и Мученицы Анисий.

Вследствие малочисленности прихода Димитриевскую церковь во второй половине XIX века приписали к ближайшей Преполовенской церкви. Наряду с другими храмами города Димитриевская церковь - памятник воинской доблести устюженцев, была просто так уничтожена до основания в 1939 году…»

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993

РусАрх - Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.