Изучение памятников русской архитектуры конца ХVІІ века вплоть до начала петровских преобразований имеет большое значение для опровержения буржуазных теорий, недооценивающих русское искусство и разрывающих его на два, якобы не связанных между собой периода: допетровский и последующего времени. Архитектура этих памятников может служить ярким доказательством того, что в русском зодчестве уже до начала петровских преобразований содержались те прогрессивные элементы, которые получили свое дальнейшее развитие в русской архитектуре последующего времени, например, B творчестве Растрелли и Ухтомского.
Одним из таких произведений русского зодчества, в котором содержатся черты, характерные для его последующего развития, является малоизвестная и по существу нигде не опубликованная Казанская (Строгановская) церковь в городе Устюжне Вологодской области (ранее Новгородской губернии). В настоящем сообщении мы поставили себе задачу выявить первоначальный архитектурный облик этого выдающегося историко-художественного памятника, а также дату его постройки на основании обмеров и исследований, проведенных автором в 1950 году.
Анализ архитектурно-художественного образа сооружения, его ордера и других деталей (так же, как и «строгановских» построек ХVІІ - начала ХVІІІ веков в г. Горьком и Сольвычегодске) является предметом специальной работы. Краткое описание церкви, опубликованное Е. Поливиным и повторенное позднее И. Токмаковым, не дает ясного представления об ее архитектуре и времени ее постройки.
В своем современном виде церковь представляет собой, на первый взгляд, строго симметричную композицию и производит впечатление одновременности постройки. Ее высокий, расположенный по оси симметрии четверик с тремя апсидами возвышается над примыкающей к нему с трех сторон более низкой частью, включающей с севера придел Екатерины, с юга -придел Антипия и с запада – притвор. Первое впечатление одновременности постройки храма при более внимательном рассмотрении оказывается сомнительным.
При взгляде на здание со стороны западного фасада мы замечаем наряду с общим подчеркнуто симметричным построением отсутствие симметрии в постановке глав над приделами и разницу в их величине и трактовке. Если глава северного придела почти примыкает к стене четверика, то глава южного придела отстоит от него на некотором расстоянии, причем по величине она значительно меньше и выполнена по сравнению с первой крайне примитивно. Обращают на себя внимание обрывающиеся импосты арки входа, заходящие за фланкирующие его колонны, карнизы пьедесталов, а также ни с чем, казалось бы, не связанные раскреповки антаблементов. Характерно отсутствие профилировки в поддерживающих частях карниза первого яруса западного фасада за исключением его центральной части между колоннами входа. Здесь профилировка кончается как раз на одной вертикали с импостами арки и карнизами пьедесталов.
Строгой симметрии западного фасада храма не вполне соответствует композиция восточного фасада, в котором алтарные апсиды приделов в соответствии с различной величиной последних значительно отличаются по размерам друг от друга. Со стороны этого же фасада становится еще более заметным отсутствие композиционной логики в постановке глав над приделами. Так, большая глава расположена над меньшим по величине северным приделом и, наоборот, меньшая глава расположена над более значительным южным приделом.
В целом нужно отметить, что качество выполнения и степень законченности одних и тех же деталей различны в отдельных частях здания. Так, например, для западного фасада, на участках между колоннами 1-2-3 и 4-5-6, а также для выступающей части северного фасада между А и Б и всех фасадов южного придела характерно отсутствие профилированных поддерживающих частей карниза в пролетах между местами раскреповок над колоннами. В противоположность этому на апсидах храма, на северном приделе и над входом в храм между колоннами 3 и 4, все поддерживающие части карниза профилированы. Обращает на себя внимание также отсутствие характерных, профилированных в виде гуська обрамлений оконных проемов южного придела, в то время как в апсидах главного храма и северного придела Екатерины они имеются.
Таким образом, уже внешний осмотр здания позволяет выявить ряд несоответствий композиционного порядка и отдельные недоработки в деталях, характерные для южного придела и частей западного и северного фасадов.
Кроме того, выяснилось, что скрытая под новой масляной окраской кирпичная кладка в отдельных частях здания и на чердаке выполнена в кирпиче разного размера: в южном приделе, частях западного фасада между колоннами 1-3 и 4-6, на северном фасаде между А и Б из кирпича 24х12х7 см, а в остальных частях здания - из большемерного кирпича, характерного для конца XVII века (8х14х29 см). Все это свидетельствует о наличии более поздних пристроек.
Осмотр здания внутри выявил разный характер композиции интерьеров. Характерны отсутствие портала у входа в южный придел, суховатость в очертании перекрытий сводов и несвойственная для конца ХVII века упрощенная обработка оконных проемов и их откосов. В противоположность этому в храм и северный придел ведут украшенные резьбой по белому камню порталы. В очертании их сводов нет сухости; очертания проемов и откосов, устройство четвертей и наличие подставов характерны для ХVІІ века.
Осмотр чердака подтверждает предположение о пристройке новых частей к ранее существовавшему зданию. Кроме того, на основании обмера и дальнейших исследований были получены основные данные для реконструкции здания. По остаткам сохранившихся на чердаке антаблементов первого яруса первоначального храма можно определить его внешнее очертание и расположение колонн.
Все это позволило установить, что первоначальная архитектурная композиция здания была асимметричной. К пятиглавому четверику храма примыкали с востока алтарные апсиды с небольшой главкой над ними, с севера - одноглавый придел Екатерины с такой же главкой над его апсидой и с запада выступающий по оси храма монументальный портик с вытянутой с севера на юг папертью. Расположенный с южной стороны четверика придел Антипия, выходящий в то же время на западный фасад (справа от входа), был пристроен позднее. Тогда же (что подтверждает размер кирпича) для придания храму симметрии по левую сторону от входа было пристроено дополнительное помещение, соответствующее по ширине приделу Антипия. Закрывая западную стену придела Екатерины, это помещение образовало на северном фасаде выступ А-Б, маскирующий со стороны западного фасада различие в ширине двух приделов.
Теперь становятся понятными те неувязки в композиции и обработке деталей здания, которые были замечены при первом осмотре храма. Обследование чердака и кровли здания показало, что глава пристроенного придела Антипия представляет собой связанный со стропилами кровли деревянный каркас, обшитый кровельным железом и выполненный наподобие главы северного придела. Последняя выложена из большемерного кирпича с деталями из беленого лекального кирпича; поставлена она на сомкнутый свод центрального помещения Екатерининского придела. Выяснив первоначальную архитекурно-композиционную схему здания, рассмотрим его план, а также западный и южный фасады, которые сейчас скрыты за позднейшими пристройками.
До перестройки на западный фасад храма выходили придел Екатерины и вытянутая с севера на юг паперть. Ее выступающая по оси храма в виде портика, квадратная в плане, входная часть, перекрытая крестовым сводом на четырех массивных пилонах, открывалась наружу тремя арками. Одна из этих арок (западная) после перестройки храма вместе с пилонами стала центром композиции нового западного фасада. Две боковые арки северного и южного фасадов портика, остатки антаблементов которого сохранились на чердаке, были заложены и оказались внутри здания в виде больших ниш, обращенных в сторону закрытой теперь входной части паперти.
По раскреповкам антаблементов можно судить о местах расположения колонн, украшавших ранее углы этих фасадов и замковых камней арок. Обрывающиеся импосты входной арки, замеченные на западном фасаде при первом осмотре здания, и ни с чем, казалось бы, не связанные раскреповки антаблементов показывают место расположения углов пилонов, которые в настоящее время скрыты за примыкающей заподлицо к ним кирпичной кладкой пристройки. Профилированные в форме гуська импосты, огибая пилоны по их периметру, уходят вместе с последними в глубь кладки и выходят из закладок северной и южной арок уже внутри портика.
Подобные же остатки антаблемента, найденные на чердаке, дают представление о верхних частях ордера и о размещении колонн на тех частях западного фасада храма, которые сейчас скрыты за позднейшими пристройками. Традиционному подчеркиванию на фасадах мест пересечения стен соответствует расстановка колонн на фасадах здания. Однако колонна 2' оказалась смещенной с оси внутренней стены, отделяющей придел Екатерины от паперти. Такое положение было вызвано, как показывает исследование, необходимостью устройства наружного выхода (заложенного во время перестройки), поскольку в толще стены имелась лестница. Последнюю в настоящее время можно видеть лишь на чердаке; она заключена в прямоугольном в плане проеме и упирается в преграждающую ее поперечную стенку.
Расчет длины марша в соответствии с величиной существующих ступеней позволил определить возможную величину площадки и положение наружного выхода. Часть западного фасада, расположенная вправо от выступа входной части и закрытая теперь пристройкой, была прорезана арочным проемом, открывавшимся внутрь паперти. Об этом свидетельствует углубление в стене паперти в виде удлиненной по пропорциям арочной ниши с остатками сбитого импоста.
Торцовая часть этой же перекрытой коробовым сводом паперти, выходившая на южный фасад, также открывалась аркой, через которую был виден белокаменный портал придела Екатерины. О характере этой арки и ее внешнем виде можно судить по расположенной внутри паперти арочной нише с уцелевшей частью импоста и по выходящей на чердак верхней части арочного проема. Замковый камень последнего и треугольная белокаменная декоративная вставка между низом архитрава и архивольтом арки сохранились.
Следует отметить, что профили импоста в этих двух арках повторяют профилировку рассмотренных ранее наружных арок. Нижняя часть стены южного фасада четверика, закрытая пристройкой придела Антипия, является в настоящее время внутренней стеной храма; она соединяет тремя арочными проемами интерьер четверика с приделом. До перестройки храма эти проемы являлись окнами первого яруса южного фасада четверика, его первым светом. После пристройки придела они были использованы в качестве проходов; для этого подоконные кирпичные стенки были разобраны, а проемы путем растески увеличены до очертания их внутренних откосов. Места разборки подоконных стенок заметны на порогах проемов в виде открытой заподлицо с полом кладки из большемерного кирпича, что подтверждает первоначальное существование этих проемов. Размещение нижних проемов по осям второго света четверика и одинаковое очертание их оконных ниш по ширине откосов в виде трехцентровой арки также свидетельствуют о цельности первоначального композиционного замысла, аналогичного и для других «строгановских» церквей этого времени.
Что касается формы оконных наличников, то есть основание предполагать, что она была аналогична форме существующих на первоначальных фасадах и что их белокаменные части могли быть использованы в новых пристройках. Об этом свидетельствует одинаково высокое качество выполнения белокаменных элементов наличников как в старых, так и новых частях здания.
Исследование чердака показало, что перенесение старых белокаменных деталей на новые пристройки имело место и в других частях здания. Уступы и гнезда, обнаруженные на чердаке B кирпичной кладке стены, где проходил карниз южного фасада четверика, свидетельствуют об изъятии его белокаменных частей. Последние были использованы для устройства карниза новых наружных стен пристроек. Выполненные из лекального кирпича поддерживающие части карниза между раскреповками были оставлены на месте.
Замеченное при первом осмотре отсутствие профилировок на пристроенных к храму новых частях здания объясняется трудностью переноса кирпичных деталей. То же можно сказать и об оконных наличниках. К сожалению, свод новой пристройки, примыкающий к южному фасаду четверика, закрыл почти все места выборки белокаменных плит оконных наличников. Прямоугольное углубление в стене четверика, уходящее внутрь пазухи свода и расположенное по оси оконного проема, соответствует тому месту, где ранее находились белокаменные плиты разрезного сандрика наличника. Отсутствие этих плит на чердаке, а также высокое качество их выполнения на пристройках и полное сходство с наличниками старых частей зданий свидетельствуют о переносе плит на новые фасады здания.
Неясным оставался вопрос о характере обработки двух междуоконных простенков южного фасада четверика. Их незначительная ширина позволяла разместить лишь колонки оконных наличников. Судя по раскреповкам над этими простенками антаблемента и расположенным выше колоннам второго яруса, можно было предположить, что колонны могли быть и в первом ярусе. Однако после раскопки мусора под выступами этих раскреповок (в той же пазухе свода) были обнаружены заделанные в стену кронштейны, украшенные накладным орнаментом.
После выяснения всех неясных вопросов стало возможным составить реконструкцию здания, которая выявила поразительное сходство между двумя «строгановскими» храмами: Казанской церковью в Устюжне и «Смоленской» церковью в Гордеевке (1694-1697 гг.). Общность отдельных композиционных приемов, планов и фасадов и поразительное сходство деталей обоих храмов можно заметить с первого же взгляда. Реконструкция показала почти полное тождество планов и общего архитектурно-композиционного замысла этих храмов.
Только отсутствие колокольни (последняя имеется в Гордеевской церкви над выступающей входной частью) указывает на незавершенность первоначального замысла устюжненской церкви. Становится понятным несоответствие между монументальным характером входной части и легкостью ее фронтонного завершения. Вся компоновка этой части с крестовым сводом на мощных пилонах и арках предназначена для несения большей тяжести, нежели ее фигурный фронтон, кажущийся при сопоставлении его с нижней частью еще более дробным и измельченным. О том же свидетельствует и лестница в стене, ведущая лишь на чердак. В представленной реконструкции церковь показана без колокольни, так как это соответствует тому подлинному архитектурному облику, который она имела с самого начала.
Все эти факты свидетельствуют об одновременности постройки данных храмов, а также возможной принадлежности архитектурного замысла одному и тому же зодчему и об участии в их сооружении одних и тех же мастеров. Однако упрощенность трактовки отдельных частей церкви в Устюжне, например, восьмигранных двухъярусных глав храма, где в проемах центральной главы отсутствуют даже решетки, свидетельствует о меньшей тщательности и мастерстве работы. Это позволяет предположить, что верхняя часть церкви могла быть достроена менее квалифицированными мастерами.
При сравнении указанных «строгановских» храмов можно отметить, что церковные главы и некоторые другие детали церкви в Гордеевке, в частности, элементы ордера выполнены с большим мастерством, чем в Устюжне. Лучше сконструировано и перекрытие четверика гордеевского храма. Если в устюжненской церкви восьмигранная глава врезается в четыре лотка сомкнутого свода прямо, без смягчающих этот переход элементов, то в гордеевской церкви система свода усложняется введением четырех дополнительных треугольных лотков, расположенных по диагонали четверика. Благодаря этому свод приобретает более правильную звездообразную форму и представляет как бы дальнейшее развитие типа перекрытия первого храма. В известной степени это можно объяснить более ранней датировкой устюжненской церкви. В атласе городов Новгородской губернии, составленном конце ХVІІІ века, в списке каменных церквей города Устюжны указано, что церковь «Казанской пресвятой богородицы» была построена «в 1694 году коштом барона Григория Дмитриевича Строганова».
В музее г. Устюжны хранится проект «на распространение» Казанской кладбищенской церкви, помеченный 1850 годом, на основании которого дату перестройки можно отнести к 50-м годам ХІХ века.
Церковь была расписана фресковой живописью ярославскими мастерами в 1756 году, о чем свидетельствует надпись на стене храма. Там упоминаются «трудившиеся... церковь стенным писанием иконницы града Ярославля посадские люди Афанасий Андреев, Иван Андреев, Шустовы, Козма Козмин, Овсянников, Семен Семе- нов с детьми Дмитрием и Козмою, Устин Никифоров, Егор Семенов, Василий Васильев, Степан Андреев, Андрей Осипов, Иван Григорьев». По высокохудожественному мастерству выполнения и композиции фрески заслуживают специального изучения.
Следует отметить, что в этом возведенном еще до петровских преобразований памятнике ярко проглядывают те характерные черты, которые находят развитие в XVIII веке. Прежде всего следует указать на особую роль ордера, служащего здесь не только украшением, но и элементом, организующим все здание. Отмечая по традиции места пересечения стен, ордер первого яруса (близкий по пропорциям к классическому) в то же время вводит единую высоту в разновысотные в более ранних постройках апсиды, придел и притвор и связывает их в одно целое с высоким четвериком храма.
Некоторые детали, как, например, завершающие устюжненскую церковь фронтоны, получили дальнейшее развитие в XVIII веке. Об этом свидетельствуют, в частности, работы А. Квасова (центральная часть его модели перестройки Царскосельского дворца 1744 г.) и В. Растрелли (например, садовый фасад «Среднего дома» Большого Царскосельского дворца). В этих произведениях, так же как и в устюжненской церкви, троечастное завершение разрывных фронтонов композиционно связано с таким же членением фасада ордером. Характерна также и пластическая декорация фасадов, основным элементом которой является ордер с рельефно выступающими приставными колоннами и раскрепованным антаблементом. Этот прием, органически связанный в устюжненской церкви с традиционными формами русской архитектуры более раннего времени, получает свое дальнейшее развитие и новое звучание в архитектуре последующего времени.
Источник: Статья О. Брайцевой "Исследование одного малоизвестного «строгановского» сооружения" в сборнике Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 221-231
Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра