ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Устюжна. Церковь Вознесения Господня на Всполье.

Вознесенская церковь


Устюжна. Церковь Вознесения Господня на Всполье
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня, Космы и Дамиана Римских, Феодосия Тотемского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1804.
Год утраты:1939
Адрес:
Вологодская обл., Устюженский р-н, г. Устюжна, Интернациональная улица 14 (на этом месте находится магазин "Дикси")

Координаты: 58.84271, 36.44068



Церковь Вознесения Господня на Всполье, Фото 1912 г. Собрание ГИМ. Номер в ГК 52312108<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Фото 1912 г. Собрание ГИМ. Номер в ГК 52312108
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2015

Когда-то в XVI веке здесь проходила граница города, дальше которой простирались поля, сады и огороды горожан. Приходскими были две церкви, построенные прихожанами. Одна из церквей, холодная,- во имя Святых Бессребреников Космы и Дамиана, вторая, теплая, в честь Вознесения Господня. Обе церкви также являлись деревянными, построенными "клетцки". Именно к этим храмам собирались перевести монахинь из Рождество-Богородицкого монастыря, но так и не сделали этого по неизвестным причинам. Деревянные храмы существовали долгое время, меняя лишь свои размеры, но оставаясь того же имени.

Вместо них в 1804 году выстроили каменную церковь в честь Вознесения Господня на всполье, холодную. В теплой, придельной церкви престолы были посвящены Бессребреникам Косме и Дамиану и Преподобному Феодосию Тотемскому. На приземистый четверик была поставлена ротонда с полуциркульными окнами и полусферическим куполом. Алтарная апсида представляла собой как бы отдельное архитектурное сооружение. Пятигранная в плане, она также имела полусферическое покрытие с главкой. К северному и южному фасадам храма примыкали четырехколонные портики с развитым антаблементом. Верхние части колонн заканчивались капителями коринфского ордера. Традиционный "процветший" крест завершал все здание.

В связи с храмом построена и колокольня. Вокруг Вознесенской церкви имелось обширное старое кладбище, окруженное каменной оградой с башенками. Прототипом для храма послужила Преполовенская церковь. Пережившая "революционные" потрясения церковь была закрыта в 1936 году, а в 1939 году ее начали ломать, разрушив до основания. На месте Вознесенской церкви ныне пустырь, по которому проходит улица Интернациональная, застроенная серыми пятиэтажными домами, и довольно грязная.

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993


Существование храма Вознесения Господня в Устюжне Железопольской известно со времен царя Иоанна Грозного. В октябре 1565 года из Москвы привезли царскую грамоту на имя игумена местного Богородице-Рождественского монастыря Ферапонта. Согласно царскому указу при приходском Вознесенском храме Устюжны должны были основать женскую обитель. По неизвестным причинам волю Грозного царя не исполнили, и церковь Вознесения Господня осталась за приходом.

В описаниях Устюжны Железопольской 1626 года указано: «Храм Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, теплой. А в нем божие милосердие местной образ Вознесение Господнее да другой образ местной Вознесение ж Господне, образ местной Пречистые Богородицы Одегитрие, образ Пречистые Богородицы запрестолной». Рядом с теплым (отапливаемым) Вознесенским храмом, в котором службы проводились в холодное время года, стояла вторая, главная в то время церковь прихода Козьмодемьянская. Здесь служили от Пасхи до Покрова. Оба деревянных церковных здания были построены на окраине города, граничившего с полями и выгонами, как говорили в старину «на всполье». Дальше в полях виднелась небольшая старинная часовня, а вдоль реки Мологи сосновый бор, на месте которого сейчас находится ансамбль каменной Казанской церкви. Кладбище в тот период располагалось в районе Козьмодемьянского (Вознесенского) прихода.

В описании внутреннего убранства храмов «на всполье» указано девятнадцать икон, «да на тябле деисус праздники и с пророки», а также два колокола на колокольне, три «свечи» (подсвечника) и книги «божественного» содержания. Судя по тому, что все имущество церкви и ее здания принадлежали «мирским людям», храмы прихода были построены самими прихожанами. При этом во владении церкви находились загородные участки земли, которые использовали под пашню, сенокосные угодья у д.Ванское на Мологе и три двора в Устюжне, в которых проживали семьи дьячка, пономаря и просвирни. О наличии штатного священника ничего не упоминается.

По данным 1713 года, оба деревянных храма Козьмодемьянского (Вознесенского) прихода продолжали существовать, при этом в штате прибавился священник Варфоломей Кондратьев, а в Козьмодемьянской церкви появился придел преподобного Кирилла Белозерского.

В 1804 году на месте двух обветшавших деревянных церковных зданий, поставили один каменный Вознесенский храм с двумя приделами: южным - бессребреников Космы и Дамиана и северным - преподобного Феодосия Тотемского. Колокольня была построена в одной связи с храмом. По старинной традиции новый Вознесенский храм продолжали именовать церковью «на Всполье», хотя он уже находился в городской черте на пересечении улицы Вознесенской (совр.Интернациональной) и Литченского (совр. Советского) переулка. От проезжей части улицы его отделяло чуть более тридцати метров. Весь церковный участок, включая старинное кладбище, был обнесен каменной оградой с башенками. В этот же период указывается, что церковь Вознесения Господня «изрядно украшенная сосуды сребряные книги церковного круга все имеются».

В Устюжне особой известностью и популярностью пользовался церковный хор Вознесенского храма. Основу его составляли хористки Устюженской женской гимназии, где серьезно изучалась не только светская, но и духовная музыка. Солистки хора получали право на бесплатное посещение всех занятий в гимназии. Пению гимназисток обучал преподаватель местного духовного училища Дмитрий Никонович Моденский. Гимназический хор насчитывал до пятидесяти человек. В церкви Вознесения Господня хористки пели во все выходные и праздничные дни. Вместе с ними в песнопениях часто участвовали некоторые местные любители музыки.

С 1876 года Вознесенская церковь была приписана к собору Рождества Богородицы. Службы в ней вели соборные священники. В течение тридцати семи лет, с 1887 и до 1924 года старостой Вознесенского храма был личный почетный гражданин Устюжны Федор Иванович Раевский. Родом из никифоровских крестьян, он сумел выучиться и всего добиться самостоятельно. В Устюжне Раевский долгие годы служил нотариусом и занимался активной общественной деятельностью: являлся гласным земских собраний - Устюженского уездного и Новгородского губернского; попечителем Никифоровской сельской школы и городского духовного училища; членом уездного «комитета о народной трезвости» и проч. и проч.

По данным 1903 года, дом Раевского (скромный, деревянный, одноэтажный) находился на Большой Московской улице (совр. К. Маркса, 16).Что касается остальных прихожан церкви Вознесения Господня, то все они проживали в домах, находящихся в черте города, в основном, ближайших к церкви улиц и переулков: современных ул.Интернациональной, пер.Советского и Луначарского, отчасти ул. К. Маркса и Володарского. Всего примерно пятьдесят домов. По данным 1916 года 261 человек. Среди прихожан Вознесенского храма упоминаются фамилии Петровых, Укладниковых, Богомоловых, Нечаевых, Шентяковых, Крутиковых, Чернавиных и проч. Большинство этих людей впоследствии стали членами Вознесенской религиозной общины, которая была создана при храме после 1917 года.

В первые годы советской власти службы в Вознесенском храме проводили два соборных священника Дмитрий Михайлович Ростовцев и Афанасий Арсеньевич Беляев. Среди устюженского духовенства они были людьми заметными, имели церковные награды, пользовались доверием и уважением жителей города.

Одним из самых заметных событий в истории Вознесенского храма этого периода стало посещение его епископом Феодором, учрежденного в 1924 году Устюженского епископата в составе Новгородской епархии. Это был первый и, как оказалось, последний устюженский епископ. Архимандрит Феодор (в миру Константин Михайлович Яковцевский) был выпускником Новгородской духовной семинарии 1886 года, в свое время служил в Знаменском храме устюженского села Никола. В городе его хорошо знали. Став епископом в самое сложное для Русской Православной Церкви время, о.Феодор неоднократно приезжал в Устюжну. Известно, что в Вознесенском храме он проводил службы в 1924 и 1928гг. После ликвидации Устюженского епископата архимандрит Феодор служил в различных епархиях.

Дальнейшая его судьба трагична. 17 июля 1937 года бывший устюженский епископ был арестован по обвинению в создании «контрреволюционной организации церковников» и приговорён тройкой при УНКВД по Ивановской области к расстрелу с конфискацией имущества. 23 октября 1937 года приговор был приведён в исполнение. Реабилитирован о.Феодор посмертно 13 сентября 1989 года.

Храм Вознесения Господня в Устюжне был действующим до 1934 года. С 1929 года он даже имел в штате своего священника. Им был Николай Александрович Тугаринов, служивший ранее в одном из сельских храмов Весьегонского уезда Тверской епархии. Диаконом при Вознесенской церкви этого периода являлся бывший соборный псаломщик Василий Васильевич Соснин. Кроме горожан в состав прихода с 1929 года вошли жители деревень Ганьки, Раменье и Торшеево.

Между тем, давление властей на Церковь продолжало усиливаться. Приходы были обложены повышенными налогами, проходило изъятие церковных ценностей, преследовались священнослужители. В 1931 году членами специальной комиссии с колокольни Вознесенского храма были сняты и сброшены церковные колокола. Их осколки вывезли на металлолом. Годом раньше популярный хор Вознесенской общины, привлекавший большое количество верующих, вынудили отказаться от исполнения авторских хоровых песнопений (в частности, П.И.Чайковского и др.), так как власти потребовали отдельной платы за это, заявив, что музыкальные произведения являются «достоянием народа», а не Церкви.

В том же 1930 году священника храма о.Николая (Тугаринова) отправили на лесозаготовки. В Вознесенской церкви стало некому служить. По настоятельной просьбе членов общины службы в храме возобновил бывший настоятель Николо-Моденского монастыря архимандрит Варлаам. Затем службы вел священник Благовещенского храма Алексей Макарович Сахаров, скоропостижно скончавшийся в мае 1934 года. После этого найти нового священнослужителя Вознесенской общине уже не удалось. В результате в 1936 году Вологодская областная комиссия по культам признала церковь Вознесения Господня в Устюжне бездействующей и подлежащей ликвидации. Окончательное закрытие и разрушение храмового здания произошло по решению Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 февраля 1939 года.

Источник: Е. Воротынцева. Церковь на Всполье (из истории храма Вознесения Господня г.Устюжна Вологодской обл.)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.