ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Устюжна. Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище.


Устюжна. Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище
Церковь. Действует.  
Престолы:Преполовения Пятидесятницы, Василия Великого, Мины великомученика
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:приблизительно 1901 - 1914.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, Устюженский район, г. Устюжна, Преполовенское кладбище

Координаты: 58.84298, 36.40997
Проезд:При движении от А114 переехать Мологу и на первом перекрестке направо ок. 1 км.



Сортировка:

Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Вадим Павлов
10 августа 2023
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Вадим Павлов
10 августа 2023
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
oldboy
23 августа 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
23 августа 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
23 августа 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Nordprod
10 июня 2016
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
20 августа 2008
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
20 августа 2008
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
23 августа 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, , Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
yozik
19 мая 2019
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, 1912 г. Павлов Петр Петрович.ГИМ 89430/4138<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
1912 г. Павлов Петр Петрович.ГИМ 89430/4138
Алёна Александровна Силина
1912
Церковь Василия Великого на Преполовенском кладбище, 1912 г. Павлов Петр Петрович.ГИМ 89430/4139<br>, Устюжна, Устюженский район, Вологодская область
1912 г. Павлов Петр Петрович.ГИМ 89430/4139
Алёна Александровна Силина
1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 марта 2017

Церковь Преполовения Пятидесятницы на Преполовенском кладбище. Храм располагался на новоотведенном в начале XIX века Преполовенском городском кладбище (иначе Васильевском). В древности это была территория Троицкого и Васильевского приходов, что в "Троицком конце". Там же, на старом тракте, на выходе к нему стояли два деревянных храма: во имя Святителя Василия Кесарийского и Мученика Мины, оба построены "клетцки" с папертями. К началу XVII века место было уже пустым, и о храмах не упоминалось. По всей видимости, они были сожжены в 1609 году во время польской интервенции.

В 1800 году на месте, где прежде стояли эти храмы, воздвигли каменную Преполовенскую церковь на средства, собранные среди горожан, поскольку кладбище было общегородским. Позже её украшением занимались представители рода Поздеевых, фамильные погребения которых есть на кладбище. Церковь считалась бесприходскою. Кроме главного престола, в церкви имелись придельные, расположенные в теплой церкви: во имя Святителя Василия Великого, Мученика Мины, Благоверного Князя Михаила Тверского.

В плане храм представлял собою квадрат с вытянутой к западу теплой церковью. На "четверик" храма был поставлен "восьмерик", увенчанный полусферическим куполом с небольшим восьмигранным двухъярусным барабаном и главкою. С западной стороны в связи с храмом возвышалась стройная шатровая колокольня. Выглядывающая из-за деревьев кладбища и стоявшая на возвышенности белая церковь как бы парила в воздухе.

На её фоне ярким красным пятном выделялась маленькая церковка во имя Святителя Василия Великого (престол которой был прежде приделом Преполовенской церкви) постройки начала XX века. Строенная из красного кирпича, с полусферическим куполом и луковичной главкой на нем и на крыше алтаря, арочной звонницей, церковка была необыкновенно хороша. Само кладбище, обнесенное каменной оградой, напоминало тихие сельские погосты.

Снесена была церковь Преполовения в 1939 году. Ныне на ее месте груды битого кирпича и торчащие в разные стороны кованые железные связи. В обезображенном Васильевском храме в 1939 году размещался склад общества "Союзкожа", склады других организаций. Сейчас церковь представляет собой жалкие руины.

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993.


Юрий Д.  10 мая 2022

Церковь была выстроена по ходатайству и на средства Устюженской купеческой вдовы Елизаветы Яковлевны Белоусовой (урожд. Поздеевой) над могилой ее мужа Николая Павловича Белоусова (скончался 16 марта 1915 г.). Храм-памятник был приписан к Преполовенской кладбищенской церкви, в которой Н.П.Белоусов на протяжении 19 лет был помощником старосты (старостой был отец Е.Я. - Яков Михайлович Поздеев).

Обращение Е.Я.Белоусовой в Новгродскую духовную консисторию с описанием обстоятельств стротельства и выбора места для церкви (ГАНО Ф.480, Оп.1, Д.4211)

В документах советского периода церковь фигурирует под названием Никольская (что логично, если ее освящали в честь святого-покровителя Н.П. Белоусова).

В 1930 г. община верующих сумела добиться постановления ВЦИК (Протокол № 14 от 06.10.1930 г.: ГА РФ. Ф. Оп. 44. Д. 55. Л. 43.) об оставлении Никольской церкви в пользовании прихода. Преполовенская церковь к тому моменту уже была закрыта. Однако это решение было опротестовано Ленинградским облисполкомом, и 30 сентября 1931 г. ВЦИК вынес новое постановление (Протокол № 9 от 16.09.1931 г.: ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 45а. Д. 22. Л. 181.): приход ликвидировать, а церковь – снести. Это постановление было доведено до сведения устюжан 25 октября 1931 г. (ЦГА СПБ Ф.1000, Оп.49, Д.86, Л.9-10).

Приход был ликвидирован, здание церкви изъято, и 15 мая 1932 г. Устюженский райисполком докладывал, что «к сносу данной церкви приступлено, частично уже снесено» (ЦГА СПБ Ф.1000, Оп.49, Д.86, Л.7). Однако стены храма оказались крепче, чем этого ожидали. И 26 июля 1932 г. райисполком сообщил: «Никольская церковь, по размерам являющаяся часовней, ликвидирована, имущество реализовано. Здание церкви частично снесено (верх часовни), а дальше стены не представляется возможным снести, т.к. они сделаны на цементном растворе».

К донесению было приложено заключение техника от 20 июня 1932 г., в котором говорилось: «Строение бывшей Никольской церкви расположено в пределах Васильевского кладбища. Стены сложены из кирпича на цементном растворе. При осмотре на месте на предмет разборки строения на материал - кирпич оказалось, что благодаря крепости раствора выборка кирпича является невозможной. И строение возможно снести путем закладки взрывчатых веществ, что, считаю со своей стороны, будет не рационально и потребует больших затрат впоследствии на уборку-вывозку с участка кладбища дробленого кирпича, какового уже имеется в излишке на том же кладбище от ранее разобранной Васильевской церкви.
Предполагая использовать данное помещение – строение бывшей Никольской церкви - под склад, потребуется произвести затрат в сумме 100-150 рублей (ориентировочно). Необходимости в покрытии крыши вновь не нахожу (железо крыши ранее снято), так как свод потолков пролит цементом и, очевидно, течи давать не будет» (ЦГА СПБ Ф.1000, Оп.49, Д.86, Л.41-42 об.).


Первые письменные свидетельства о существовании в Устюжне Железопольской храма Василия Великого Кесарийского относятся ко второй половине XVI века. По данным 1567 года в Троицком конце, как называлась в то время часть западной территории городского посада, стояли две деревянные церкви: холодная летняя Васильевская и теплая зимняя мученика Мины, сооружения прихожан. При церквях было тринадцать келий для пономаря, просвирни («проскурницы») и нищих. Город в тот период считался крупным промышленным центром и занимал территорию от Заижинья до современного Казанского храма, располагаясь по обе стороны реки Мологи.

В 1569 году на Устюжну обрушилось страшное бедствие. Эпидемия чумы или, как тогда говорили, «морового поветрия» опустошила практически всю Заижинскую часть города, которая впоследствии была заброшена на многие годы. В результате Васильевский храм оказался стоящим «на всполье», то есть на границе городского поселения и загородных полей. Устюжане, напуганные эпидемией, старались не посещать опустошенные чумой постройки на западной окраине города, и Васильевский храм постепенно приходил в запустение. По описаниям 1597 года он еще был действующим, но при нем оставалось только девять келий, а службу вел не священник, а «черный поп» монах Елинарх.

В феврале 1609 года Устюжна пережила осаду польско-литовским отрядом интервентов. Горожане сумели отстоять город благодаря тому, что за короткий срок возвели вокруг поселения высокие крепостные стены. Однако в территорию крепости попали не все кварталы, а только центральная часть. Малонаселенный Троицкий конец с Васильевским храмом оказался за крепостными укреплениями и в результате сильно пострадал. По крайней мере, в описаниях Устюжны 1626 года указано вместо храмовых строений, «место пустое церковное Василия Кесарийского да место пустое ж великомученика Мины».

С течением времени жизнь в Заижинскую часть города постепенно вернулась. В Троицком конце вновь понадобились храмы. Васильевскую церковь отстроили заново. По данным 1713 года деревянная церковь Василия Великого в тот период стояла с приделами «мученика Мины да Фомина Уверения, да Положение честнаго пояса пресвятые богородицы». При церкви были два двора: священника и просвирни. Причт жалования не имел, а жил «с мирского подаяния и з земли и с сенных покосов».

Вплоть до второй половины XVIII века в Устюжне не существовало общественных кладбищ, не считая кладбища «убогих душ» в восточной части города, где хоронили неимущих и нищих жителей. Остальные православные устюжане имели право упокоить своих умерших родичей фактически возле любого из городских храмов, если на то имелось разрешение церковных властей. Назначение места захоронения зависело, в основном, от социального статуса и размеров кошелька родственников умершего.

Позднее в городе было организовано два общественных кладбища: на восточной окраине Казанское и, на западной окраине, Преполовенское (Васильевское). Оба по названию расположенных на них храмов. Каменную Преполовенскую церковь построили в 1800 году. До этого здесь, рядом со старым Васильевским храмом, стояла деревянная церковь того же названия, которая была куплена в 1690-е годы Васильевским приходом у прихода Казанского. В этот период московский купец Г.Д. Строганов, имевший в Устюжне свои дворы, решил построить на собственной земле каменный Казанский храм, в результате чего два стоящих здесь ранее деревянных церковных строения и были проданы Васильевскому и Троицкому приходам за 130 рублей.

Когда деревянные храмы Васильевского прихода обветшали, было решено возвести один каменный храм Преполовения Пятидесятницы с двумя приделами: 1-й Василия Великого; 2-й Святого Мученика Мины Александрийского, Святого благоверного князя Михаила Тверского и преподобного Иоанна Рыльского.Прошло более ста лет, прежде чем на Преполовенском (Васильевском) кладбище возвели еще одну, небольшую однопрестольную церковь. Проект нового епархиального храма был рассмотрен и одобрен строительным отделением Новгородского губернского правления по протоколу № 70 от 6 июня 1915 года. При этом название престола новой церкви в проекте указано не было.

В этот период епархиальным губернским архитектором в Новгороде служил известный в профессиональных кругах России Алексей Егорович Эренберг (1863-1938гг.). В его обязанности входили не только контроль качества проектных, строительных и ремонтно-реставрационных работ епархиальных объектов, но и составление планов и фасадов зданий по ходатайству прихожан. Выпускник Императорской Академии художеств А.Е. Эренберг имел на своем счету более полутора сотен архитектурных сооружений в Петербурге и российской провинции. Не исключено, что проект новой кладбищенской церкви в Устюжне, выполненный в стиле эклектики, также принадлежал ему. Контроль над работами по сооружению храма осуществлял новгородский губернский инженер архитектор Евгений Алексеевич Трубников (1883-1964гг.).

Новое церковное здание на Преполовенском (Васильевском) кладбище выстроили в том же 1915 году из красного кирпича, с полусферическим куполом, с луковичной главкой на нем и на крыше алтаря, с арочной звонницей. Этот храм стал единственным культовым объектом, построенным в Устюжне в годы I Мировой войны.

В 1939 году, в период антирелигиозной кампании, церковь Преполовения Пятидесятницы была уничтожена. В обезглавленном здании однопрестольного кладбищенского храма организовали склад, а позднее здание и вовсе забросили.Прошли годы. Новые поколения устюжан привыкли к существованию на втором городском кладбище полуразрушенной церковной постройки, которую стали именовать по названию кладбища Васильевской. Такое наименование утвердилось в официальных документах и публикациях краеведческой литературы. Но возникает вопрос: зачем понадобилось строить храм с одноименным престолом придела Преполовенской церкви, стоящей на этом же кладбище?

Специалисты предполагали, что Васильевский престол был, видимо, вынесен из, возможно, обветшавшего придела Преполовенской церкви в отдельно стоящий храм. Действительно, такие случаи допускались. Однако, судя по недавно оцифрованным документам Государственного архива Новгородской области за 1916 год, храм Преполовения Пятидесятницы находился в удовлетворительном состоянии и придел Василия Великого в нем по-прежнему функционировал. Однопрестольный храм, приписанный к Преполовенской церкви Устюжны, изначально был спроектирован и построен как кладбищенский. Кладбищенские храмы предназначались исключительно для православных погребальных богослужений, чаще всего таких, как отпевание и панихида. Они имели небольшой размер и были не рассчитаны на единовременный прием большого количества прихожан. В обязанность местных священнослужителей, в данном случае Преполовенского храма, входило совершение здесь по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище.

Кладбищенские храмы, как правило, строили по, так называемым, кладбищенским сборам. В большинстве случаев это являлось своеобразной платой за возможность хоронить усопших в престижных частях кладбища. Престол храма в Устюжне, который ныне именуется Васильевским, первоначально, в 1915 году, был освящен Во имя Св. Николая Чудотворца, Св. мученицы Елизаветы, апостола Иакова и великомученицы Параскевы. Судя по всему люди с этими именами и стали вкладчиками кладбищенского сбора для построения данного храма, а указанные святые, в честь которых был освящен престол, являлись их небесными покровителями. Не исключено, что это были представители богатой купеческой семьи Поздеевых, на Преполовенском (Васильевском) кладбище которых находились их родовые захоронения, сохранившиеся до сих пор.

Вопрос о необходимости восстановления храма на втором городском кладбище Устюжны поднимался еще в 1990-е годы, однако из-за отсутствия финансирования так и не был решен. Время «собирать камни» пришло в 2021 году. Церковь начала восстанавливаться по инициативе и на средства местного мецената, председателя Совета директоров ООО «Жуковец» Николая Андреевича Великанова. 21 октября 2021 года состоялось освящение креста на возрождавшемся церковном здании. 2 июня 2022 года освятили колокола, которые установили на восстановленную звонницу. 7 мая 2022 г. епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий совершил в ожившем храме первую, после многолетнего забвения, Божественную литургию. Престол восстановленного храма освятили во имя архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого.

Источник: Е. Воротынцева. История Васильевского храма в Устюжне



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.