Исстари левобережную часть города, разрезанного рекой Мологой, называли Зарецкой. Из четырнадцати местных православных храмов здесь располагались только два. В простонародье их называли Покровский и Успенский, в официальных документах - Рождества Христова и Сошествия Святого Духа на Апостолов. При этом в XVI веке местность вокруг последнего храма именовалась Успенским концом, а в начале XX века территория вокруг этой церкви имела название Успенской площади.
По данным 1567 года в Успенском конце Устюжны по северной русской традиции в приходе стояли два храма – холодный (для службы в летнее время) в честь Успения Пресвятой Богородицы и теплый (зимний, отапливаемый) – в честь Введения в церковь Пречистой Богородицы. Деревянные церковные здания строились «тщанием прихожан». Они представляли собой обычные избяные клети с прирубленными папертями и небольшими главками. Причт полагался один на оба храма: священник, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня, занимавшаяся изготовлением просфор.При церквях Успенского конца в тот период в пяти кельях проживали нищие, которые кормились подаянием от прихожан. В доход Успенского прихода, кроме прочего, шла плата от местных жителей, которые построились на церковной земле. Например, один из зарецких обывателей, некто Мишка Степанов, за пользование землей платил «в церковь на ладон, чем поп его обложит».
По описаниям 1626 года в церквах Успенского прихода «образы и свечи и книги и колокола приходных людей строенье». Кроме перечисления икон и утвари, переписчик отметил наличие девятнадцати богослужебных книг, включая знаменитый «Апостол» первопечатника Ивана Федорова 1564 года, древнерусский богослужебный сборник «Златауст писмяной» и старинные рукописные псалтыри и требники. Служили тогда в храмах поп Яков, да пономарь Дружинка, мать которого Марья состояла в должности просвирни. Успенский священник и члены его причта жили, как и все «зарецкие» обыватели, имея скромные деревянные дома с огородами, небольшие пашни и сенокосы за городом на реке Мологе.
К 1713 году в Успенском конце Устюжны вместо двух старинных обветшавших церковных зданий прихода был построен один, опять-таки, деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В списке причта упоминаются священник о.Иоанн Феофилактов, дьячок Иван Иванов, пономарь Илья Данилов и просвирня Авдотья. Все они являлись местными жителями, проживали в собственных домах и служили «у той церкви без жалованья из мирского подаяния и з земли да сенных покосов».
В 1781 году на средства прихожан вместо деревянной Успенской церкви был выстроен каменный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов с двумя приделами Успения Пресвятой Богородицы и Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Строение представляло собой пятиглавый четверик с трапезной, в которой помещались Успенский и Трёхсвятский приделы. В начале XIX века к основному зданию была пристроена многоярусная колокольня с высоким шпилем. Каждый ярус колокольни был украшен колоннами. Позднее вокруг храма выстроили каменную ограду с железными решетками и с трехчастными воротами с западной стороны. При храме имелись также каменная сторожка под железной крышей и здание деревянной, крытой тесом, кладовой.
К новой церкви, которую устюжане по старой памяти называли Успенской, были приписаны две часовни: в д.Соловцово «Во имя Святого великомученика Георгия» и в д.Софронцево «Во имя Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев». По данным 1916 года в приход храма входили часть «зарецких» горожан (70 домов, 470 человек), а также жители деревень Соловцово, Софронцево и Берняково. Всего в приходе того периода числилось 1 141 чел.
Святодуховской (Успенской) церковь оставалась действующей до конца 1939 года. При этом члены местной общины пытались на собственные средства содержать храмовое здание и даже делать косметические ремонты. Однако, еще в первой половине 1930-х годов по распоряжению областных властей у церкви изъяли колокола, а по решению уездного исполкома для каких-то нужд были сняты и увезены железные решетки ограды. При этом рабочие повредили ее кирпичные опорные столбы и железные навесы колокольни.
Разрушение храмового здания, с полным уничтожением колокольни и глав произошло после закрытия церкви по решению Вологодской областной комиссии по вопросам культов от 29 декабря 1939 года. Основной объем здания приспособили под цеха Устюженского пищепрома, работавшего здесь не одно десятилетие. В наши дни брошенные останки Успенской церкви находятся в руинированном состоянии.
Источник: Е. Воротынцева. Храм на Успенской площади (к истории храма Сошествия Святого Духа на Апостолов г.Устюжна Вологодской обл.)