ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Волгоград. Церковь Иоанна Предтечи (старая).


Волгоград. Церковь Иоанна Предтечи (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Иоанна Предтечи , Петра и Павла, Корсунской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:Между 1700 и 1704. В 1722 (?) с юга пристроен Петропавловский придел.
Год утраты:1932 (снесена)
Адрес:
Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, на месте ресторана "Маяк" (наб. 62-й Армии, д. 1А)

Координаты: 48.700279, 44.515282
Проезд:Станция скоростного трамвая "Пролетарская"





Церковь Иоанна Предтечи (старая), Альбом ‘«Волга от истока до Каспия’». Фото 1894г.<br>, Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Альбом ‘«Волга от истока до Каспия’». Фото 1894г.
Т.
??
Церковь Иоанна Предтечи (старая), Фото 1920-ых годов из фондов Саратовского областного музея краеведения. Авторы Леонтьевы А.В. и В.В.<br>, Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Фото 1920-ых годов из фондов Саратовского областного музея краеведения. Авторы Леонтьевы А.В. и В.В.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Иоанна Предтечи (старая), Фото 1920-ых годов из фондов Саратовского областного музея краеведения. Авторы Леонтьевы А.В. и В.В.<br>, Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Фото 1920-ых годов из фондов Саратовского областного музея краеведения. Авторы Леонтьевы А.В. и В.В.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Иоанна Предтечи (старая), Старинное фото<br>, Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Старинное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


На набережной Волги расположена самая старая и самая первая церковь города Царицына и сегодняшнего Волгограда – церковь Иоанна Предтечи. Официальная родословная этой церкви начинается в 1664 году, когда было выстроено деревянное здание церкви, при которой располагался женский монастырь. Каменная постройка была возведена в самом начале XVIII века (1704 г.). Церковь Иоанна Предтечи стала еще и первой каменной церковью города. Событие это было знаменательное и, главное, «удачное» для духовенства и жителей города. Дело в том, что построить каменное здание церкви просто-напросто «повезло», так как почти сразу по окончанию строительства Петр I издал указ, в котором запрещал возводить каменные дома где-либо в России. Связано это было с тем, что в то время шло строительство Петербурга, и камень свозили на север страны со всей России. 3 апреля 1932 года церковь была взрывом разрушена до основания. Сегодня она восстановлена в своем дореволюционном виде и практически на том же самом месте. Разница между изначальной позицией и сегодняшним местоположением церкви составляет не более 100 метров.


Марина Зуйкова  12 ноября 2019

Точная дата появления первой православной церкви в районе нынешнего Волгограда скрыта под спудом лет. Возможно, она была построена около 1577 года (число, называемое краеведом Г. Самойловым как время основания первого острога на Царицыне-острове). Так что уже стоявшие караулом казаки и стрельцы могли помолиться в храме, вероятно, носившем имя Иоанна Предтечи как святого покровителя царя Иоанна Грозного, правившего в те годы. Конечно, храм носил характер временного — на зимний период укрепления сжигались. Поэтому мы будем отталкиваться от официальной даты основания Царицына — 2 июля 1589 года. В этот период в крепости на месте старого острога и была возведена церквушка, наверняка названная в честь Иоанна Предтечи. К сожалению, над остатками крепости, могущими дополнить наши скудные сведения, сейчас плещется Волга.

Прошли годы, и уже в конце 16 века (по мнению известного ученого-краеведа А. В. Материкина) крепость перенесли на правый берег реки. Храм, конечно, поставили и там. Но волны антиправительственных и разбойничьих выступлений оставили от деревянных построек лишь пепел. И в 1615 году по приказу царя Михаила Федоровича острог и церкви были восстановлены. Вот они — имена первых строителей царицынских храмов — Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим Клементьев, Иван Сеченов. Низкий поклон им и «вечная память» от потомков, не сумевших сохранить святыни.

Церковь Иоанна Предтечи оказалась тесно связана и с развитием монастырской жизни Царицына. Так, в грамоте государю от 1653 года донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, куда они ходят на богомолье. Во второй половине 17 века он упраздняется из-за тесноты, но на его базе в 60-х годах 17 века возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, настоятелем которого с 1652 по 1658 годы являлся его строитель Макарий. К 1664 году относят построение храма в монастыре. В этой обители молились казаки Степана Разина после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала исправно действовать, а некоторые лица духовного звания даже поддерживали восставших.

Следующая страница истории храма связана с посещением Царицына 6 июня 1695 году государем Петром I по пути в Азовский поход против турок. Двигавшийся по переволоке к Дону Петр распорядился освятить новые паншинскую и качалинксую церкви без сношения с митрополитом Астраханским Сампсонием, коему подчинялись наши земли в духовном отношении. Но царицынский архимандрит Антоний, получив этот приказ,  «учинился силен и не поехал освящать церкви, так что пришлось взять его силой». Воевода Галицын, скрыв факт отказа архимандрита от царя, просил митрополита не наказывать ослушника строго, на что тот согласился и ответил, что впредь Антоний не будет упорствовать. Построение и освящение двух церквей значительно увеличило миссионерскую деятельность Православия на Дону.

Петр I с женой Екатериной Алексеевной снова посещает Иоанно-Предтеченскую церковь и в конце 1722 года по пути на войну с Персией, а в ноябре того же года звонница храма извещает о возвращении государя из похода. В это время, по мнению А. В. Материкина, приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла. Антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном в 1799 году. А антиминс на престоле алтарного придела во имя Корсунской иконы Божией Матери был освящён астраханским епископом Никифором ещё в 1689 году.

Реформа, предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника, дьячка и пономаря. Еще к концу 17 века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет, его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием. Тем не менее, он действует до середины 18 века. В 1739 году в нем пребывали: игуменья — 1, монахинь — 12, а из белых священно и церковнослужителей: священник — 1, дьякон — 1, пономарь — 1. Известно, что на октябрь 1704 года здесь священствовал о. Кондрат Иларионов, примерно с 1708 года священником в монастыре был Егор Алексеев (вероятно, недолго, т.к. в тот же год посвящается в иереи диакон Дмитрий), на 1712 год диаконом является Савелий Климентьев (также посвящённый из дьячков в 1708 году), а на сентябрь 1720 года служил о. Захар Иванов. В марте 1720 года диакон Савелий (или как говорили тогда Савва) переходит в соборную церковь, а на его место назначают Никиту Никифорова. Источник «Ведомости о монастырях за 1739 год» сообщает, что в монастыре наличествует 1 каменная церковь с 2 престолами, 10 настоятельских и монашеских келий. Последние сохранились до середины 19 века, будучи крепкими постройками размером 42×10 метров. В 1741 году их населяли игуменья и 20 насельниц, по 2 в каждой келье.

К монастырю было приписано 52 приходских двора. Церковь предоставила и помещение для частной школы по обучению грамотности, открытой в 1718 году по приказу епископа Астраханского и Ставропольского Иоакима (и при поддержке Троицкого и Успенского храмов). В ней обучалось первый год 17 мальчиков. Ею руководил священник Захарий (он через 4 года станет управителем Царицынского духовного приказа). По причине скудного содержания от казны епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году. Часть его монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, часть пожилых доживает свои последние дни здесь.

Начало 18 века знаменательно постройкой и освещением каменного здания Иоанно-Предтеченского храма в 1704 году. Вероятно, это была перестройка и расширение старого храма образца 1664 года. Задавшись вопросом: откуда в степном Царицыне появилось большое количество строительного камня для возведения Иоанно-Предтеченской и Троицкой церквей, директор Волгоградского краеведческого музея А. В. Материкин отвечает на него находкой в архивах писем выдающегося ученого и государственного деятеля XVIII века, автора «Истории Российской» Василия Никитича Татищева. Тот упоминает о множестве камня на развалинах второй столицы Золотой Орды — Сарай-ал-Джедид и на Мечетном городище. «Выше Черного Яра, — по словам Татищева, — на сей же стороне есть место от русских названо Царев Под, где великое каменное строение видно. Татары сказывают, что тут был Батыем построен дом. От оного в степь по речке Царевой есть есче больше того строение, где мечеть великая лет за 50 сказывают стояла». Остается только пожалеть, что более полные данные о старинных постройках погибли в огнях Булавинского (1708 год) и Некрасовского (1716 год) восстаний, когда сгорели церковные архивы.

Строительство продолжается и во второй половине 18 века. В 1764 году к храму пристраивается придел во имя Корсунской иконы Божьей Матери. Антиминс для него освящает астраханский епископ Никифор в 1789 году. Относительно ценными можно считать реликвии, принадлежавшие церкви: иконы Иверской Богоматери и Смоленской Богоматери, датированные 1665 годом, четыре Евангелия: от 1677, 1685, 1697, 1698 годов. В 1694 году протоиерей Илья жертвует в Иоанно-Предтеченский монастырь книгу «Минеи». В Иоанно-Предтеченском храме тогда служили: 1 иерей, 1 дьякон, 2 дьячка и 1 пономарь (всего до 1739 года в Царицыне было около трех десятков священнослужителей). В четырех храмах города служили 28 клириков: 1 протоиерей, 5 иереев, 3 дьякона, 9 дьячков, 4 пономаря.

Первая половина 19 века оказалась для церкви тяжелой. В начале 40-х годов здесь служат о. Роман Разумовский, диакон Андрей Лопухин, дьячок Иван Михайлов и пономарь Павел Зорин. А благочинный Пётр Лугарев в 1843 году помогает им с ремонтом, найдя благотворителей для устроения железной крыши и побелки стен. Тогда же при посещении города епископом Саратовским и Царицынским Иаковом отмечалось, что по бедности прихода штат Иоанно-Предтеченского храма переведен к соборной Успенской церкви. Богадельня при храме, содержавшаяся за счет частных пожертвований, также была в плачевном состоянии, представляя из себя несколько небольших изб. Сильно пострадала старая часть Царицына и от пожара в июле 1856 году (известно, что на этот момент дьячком в храме пребывал Александр Колпиков). Несмотря на это священники исполняли свой пастырский долг среди тех, кому было ещё тяжелее — в частности, в тюрьмах. Так, с 1861 года и до 1866 года обязанности увещевателя в присутственных местах исполнял священник Иоанн Поспелов. 26 марта 1883 года в его доме во 2-ой части Царицына откроется бесплатная лечебница, позже поддержанная и городскими властями, израсходовавшими на неё в 1884 году сумму в 2142 руб.

Во второй половине 19 века положение выправляется. Известно, что тогда церковь имела более 150 богато украшенных серебром и позолотой икон, на колокольне били 8 колоколов, некоторые весом более полутоны. В конце 1873 года мещанин Д. Найдёнов дарит храму хоругвей на 90 руб. Однако наиболее уникальное имущество храма было замечено лишь в 1871 году отставным военным, журналистом А. П. Раевским во время описи вещей. Он обнаружил 8 изображений сивилл — древних пророчиц, предсказавших многое о пришествии Иисуса Христа. По оценкам специалистов. изображения принадлежали кисти неизвестного живописца XVI-XVII веков, возможно, писавшем на манер Рубенса и его учеников. А в 1892 или 1893 годах на месте древней Иоанно-Предтеченской церкви (вероятно, её деревянной предшественницы) были найдены золотоордынские кирпичи, осколки глазурованных сосудов и серебряная монета времён хана Менгу.

В конце 19 века церкви было приписано всего 837 прихожан из 178 дворов. 15 ноября 1888 года при церкви открыли школу грамотности, построив каменный 1-этажный дом правее главного входа от Царицы. Рядом находились деревянные дома священника и псаломщика. Позднее школу переименовали в церковно-приходскую, заведующим и законоучителем которой в начале XX века был священник Павел Николаевич Венценосцев, а учительницей — Анна Михайловна Кузнецова. С 1911 года псаломщиком-диаконом был Кряжимский Андрей Васильевич, заведовавший церковным архивом.

Советская власть резко изменила историю храма. Его богослужебная утварь в 1922 году попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола, и сами иконы, и все имущество вплоть до кованой ограды. 27 февраля 1932 года было решено закрыть церковь по иезуитской причине — опасности оползней. Договор аренды был расторгнут, а 3 апреля 1932 года горсовет решил пустить церковь на слом. На месте разрушенной святыни поставили деревянный ресторан.

Во время Сталинградской битвы в 1942 году немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший наше контрнаступление на этом участке.

Сергей Иванов, Василий Супрун: «Храмы Царицына — Сталинграда — Волгограда»
Подробнее: http://www.volgaprav.ru/kraevedenie/razrushennye-xramy/ioanno-predtechenskaya-cerkov/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.