Рядом со Спасо-Преображенским собором в Торжке стоит зимняя (тёплая) церковь во имя Входа Господа в Иерусалим. В Писцовой книге Торжка 1625 г. сказано, что в храме Спаса (постройки 1364 г.) указывается на наличие Входоиерусалимского придела: «да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим». По данным этой же Писцовой книги в 1625 г. рядом с собором Спаса стоял деревянный храм свв. Афонасья и Кирилла, и «внутри же города» деревянная клетская церковь св. Николы чудотворца.
В 1759 г. вместо деревянной Никольской церкви была построена каменная тёплая Никольская церковь. Она находилась с северной стороны от собора Спаса. В 1833 г. протоиерей собора Фёдор Иванович Лисицын с братией и согражданами написал прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию. В нём излагалась просьба разобрать тёплую ветхую каменную однопрестольную церковь св. Николая, которая располагалась к северу от Преображенского собора, и взамен неё построить новую каменную колокольню с помещением в ней тёплой церкви того же наименования по прилагаемому к прошению плану и фасаду. Здесь же сообщалось, что у собора до сего времени не было колокольни, и колокола повешены на деревянных столбах.
5 сентября 1833 г. проект каменной колокольни был выслан из Тверской духовной консистории в Главное управление путей сообщения и публичных зданий (ГУПСиПЗ). Здесь, рассмотрев проект, присланный из Твери и, вероятно, подписанный тверским губернским архитектором И. Ф. Львовым, вынесли решение: «Проект переделать дабы дать фасаду лучший вид, чтоб сия новая церковь с колокольнею стилем архитектуры сходствовала с вновь выстроенным собором, сохраняя при том размеры церкви, принятые в доставленном проекте от Консистории». 8 и 22 мая 1834 г. проект рассматривался на заседании в Комитете министров, 19 мая – поступил на рассмотрение к Императору («Высочайше удостоен»). По результатам этих рассмотрений было вынесено окончательное решение: «Оный <проект> отправлен вновь в Тверскую консисторию как не получивший одобрения».
В ГАТО в «Деле о дозволении при нововыстроенном города Торжка Преображенском соборе состоящую с северной стороны небольшую каменную церковь разломать и на место оной выстроить новую каменную с колокольней церковь» хранится проект колокольни, подписанный петербургским архитектором Висконти. В истории известны два архитектора с фамилией Висконти, работавшие в России: Давид Иванович и Пётр Иванович. Они были родными братьями и приехали из Швейцарии. Старший, Давид (1772–1838), сделал более успешную карьеру, стал академиком архитектуры, членом Строительного комитета. Младший, Пётр (1778–1843), иногда называемый Висконти 2-й, дослужился до члена государственной Комиссии проектов и смет, выполнявшей и дававшей заключения на проекты зданий. Кто из них был автором проекта вышеупомянутой колокольни – неизвестно. Далее события развивались следующим образом.
В сентябре 1836 г. протоиерей Преображенского собора Феодор Иоаннов (Лисицын) с братией и церковный староста Никита Никифорович Уваров с состоятельными горожанами подали прошение тверскому архиепископу Григорию: «В прошлом 1834 году хотя и дозволено было строить оную церковь по плану и фасаду, составленном в Главном управлении <…>, но так как мы предполагали в тёплом храме поместить два престола, то помещение их в выданном проекте невозможно. Поэтому желаем выстроить трёхпрестольную церковь, на что и полагаем учинить свои пожертвования, а также церковную сумму <…>. А для того, составя новый план и фасад предполагаемому тёплому соборному храму, колокольне и самому местоположению, высылаем его. План и проект отправлен в Департамент Главного управления 12 октября 1836 года».
Как видим, в Торжке решили не ограничиваться только колокольней, но и построить рядом с холодным парадным собором Спаса новый соборный трёхпрестольный храм с отоплением. Видимо тогда же решили строить новый, обширный храм не на месте ветхой Николаевской церкви, стоявшей к северу от собора Спаса, а к югу от него. Но история с утверждением проектом повторилась. 30 января 1837 г. из Петербурга в Тверскую консисторию был направлен такой ответ: «По рассмотрении проекты сии не одобрены, а составлены вновь для соблюдения надлежащей правильности и одобрены государем».
В Описи церкви 1853 г. в разделе «Хозяйственные документы, планы» значатся имевшиеся там «План тёплой соборной церкви с колокольней, составленный комиссией проектов и смет 16 декабря 1836 года» и «Фасад теплой соборной церкви с колокольней, составленный там же». Так кого же мы можем считать автором проекта Входоиерусалимской церкви в Торжке? Искусствоведы А. М. и М. А. Салимовы считают, что, скорее всего, второй проект, высланный в Петербург из Твери, мог быть сделан И. Ф. Львовым. Но в связи с тем, что в 1837 г. в Тверь был высланы из Петербурга «составленные вновь» проекты, авторство И. Ф. Львова они подвергают сомнению. Так как документы с новыми проектами, присланными в 1837 г. в Тверь из Петербурга, не выявлены, Салимовы сравнили графический проект новой колокольни 1833 г., подписанный Висконти, с построенной в 1842 г. колокольней. В результате они обнаружили «целый ряд первоначальных проектных элементов», что наряду с общей стилистикой связывает проект Висконти с тем, что было построено. Отметим при этом, что построенная колокольня на один ярус меньше, чем в проекте, подписанном Висконти.
Мнение искусствоведа Г. К. Смирнова изложено в Исторической записке к проекту реставрации Входоиерусалимской церкви» (2018 г.): «Новый проект колокольни с однопрестольной церковью в ней, выполненный в ГУПС и ПЗ (ноябрь 1833), был утверждён императором Николаем I 19 мая 1834 г. и отослан в Новоторжское духовное правление для осуществления. Колокольня представляла собой четырехъярусное сооружение с крестообразным основанием, квадратными двумя средними ярусами и круглым верхним; второй и третий ярусы были оформлены пилястровыми портиками, соответственно тосканского и ионического ордера. Однако этот проект реализован не был, так как прихожане изменили свое намерение: вместо колокольни с одним престолом в ней, они пожелали построить тёплый собор с колокольней и тремя престолами (Входа Господня в Иерусалим, Николая Чудотворца и святителя Митрофания Воронежского).
Новый проект (возможно, составленный губернским архитектором Иваном Федоровичем Львовым) был рассмотрен в ГУПС и ПЗ и, не получив одобрения, был там составлен заново, а 25 января 1837 г. утверждён императором. В том же году южнее Спасо-Преображенского собора началось строительство Входоиерусалимского собора под наблюдением губернского архитектора И. Ф. Львова. Вопреки «Секретному списку о служебных, нравственных и умственных достоинствах Архитекторов и архитекторских помощников Тверской губернской Строительной и Дорожной Комиссии за 1864 год», в котором Входоиерусалимский собор назван в числе авторских произведений Львова, в действительности, как это отмечено выше, проект был составлен в ГУПС и ПЗ. Возможно, впрочем, этот проект немногим отличался от первоначального, скорее всего принадлежавшего Львову, к тому же наблюдавшему за его осуществлением. Так что Львова с полным основанием можно считать соавтором проекта, по которому возводился собор.
В описи церкви 1853 г. говорится, что храм был заложен 25 июля 1837 г., в день рождения императора Николая I. Подрядчиком на строительстве собора являлся новоторжский купец Иван Васильевич Ананьин. И. В. Ананьин (15.10.1801–23.06.1865) был сыном уже известного нам строительного подрядчика Василия Фёдоровича Ананьина, а также племянником и крестником Фёдора Фёдоровича Ананьина. В 1844 г. Иван Васильевич Ананьин подал прошение о назначении его на должность «архитектурного дела ученика», прошёл конкурс в Твери и был назначен городовым архитектором в Торжке, Вышнем Волочке и Весьегонске. В частности, он проектировал один из домов купцов Уваровых, главных благотворителей при строительстве новой Входоиерусалимской церкви. Много сил и усердия приложил при строительстве этой церкви староста собора Спаса Никита Никифорович Уваров. 16 сентября 1841 г. Н. Н. Уваров скончался, и церковным старостой собора стал его сын Степан Никитич. Его стараниями 20 марта 1842 г. для новой колокольни был привезён из Твери в Торжок колокол весом 325 пудов. В хлопотах по завершению строительства Входоиерусалимской церкви ему помогали его братья Яков и Михаил.
23 июля 1842 г. протоиерей Фёдор Лисицын подает прошение архиепископу тверскому Григорию, где сообщает, что «начатая строением в 1837 году церковь окончена и отделана совсем, теперь строится иконостас. Прошу часть икон из ветхой Никольской церкви перенести в новый собор». Главный престол храма был освящён тверским архиепископом Григорием 11 сентября 1842 г., правый придел ранее – 4 сентября, левый – 15 сентября архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Сергием. В 1851 г. на средства купцов Уваровых церковь была «возобновлена стенным писанием на алфреско».
В описи 1853 г. о Входоиерусалимской церкви записано: «Тёплая церковь каменная одноэтажная, при ней трапеза и колокольня на каменном фундаменте с цоколем в три гранитных тёсаных камня. Длина церкви 13 саженей 2,5 аршина. Ширина 10 аршин. Высота – 11 саженей, с крестом 15 саженей. Колокольня – высота 15,5 саженей, с крестом 19,5 саженей. Внутри – четыре столпа, на которые утверждены арки. Пол деревянный, покрыт жёлтой краской. Окон с прямыми верхами – пять, с полуциркульными – восемь, кроме того в алтаре одно большое полуциркульное окно и два в приделах малых полуциркульных. В куполе двенадцать окон. Всего – двадцать восемь. Нижние рамы с коваными решётками. На церкви одна глава с подголовком медные, вызолоченные через огонь. На главе крест медный осьмиконечный, вызолоченный через огонь. Высота 3 аршина. Крыша на верхнем куполе из белого лужёного железа, а на прямых крыльцах и фронтонах из чёрного листового железа, покрытого белой краской. Входные двери с западной и северной стороны двойные из дубового дерева, изнутри со стеклами и с запорами внутренними и внешними. Глава на колокольне медная вызолоченная через огонь, шейка с кронштейнами. Крест на ней с изображением плоти распятого Господа медный, вызолоченный через огонь, высота 3 и ¼ аршина. Крыша на колокольне покрыта белым лужёным железом. Колокольня в три яруса, в нижнем ярусе устроена паперть, в ней пол асфальтовый.
По северную строну паперти деревянная лестница комнату наверху с небольшим окном – с паперти в неё двойные дубовые двери. По южную сторону такое же помещение, в котором начинается деревянная лестница на колокольню и лестница, ведущая вниз под церковные своды. Под своды ещё два входа с западной стороны по обеим сторонам колокольни с железными дверями. Под церковными сводами устроены две амосовские печи, сообщающие тепло всей церкви посредством железных труб и медных душников, коих во всей церкви тёплых четырнадцать, для проведения свежего воздуха холодных – десять. Крыльца наружные с северной и западной сторон из гранита, высотой в восемь ступеней.
Сия церковь заложена в 1837 году, 25 июля, а выстроена в 1842, 1 сентября, попечением и иждивением сыновей покойного новоторжского 1-й гильдии купца Никиты Уварова с присовокуплением некоторой церковной суммы. В иконостасе иконы, устроенные усердием купца Никиты Уварова и его сыновей в 1841 году: Входа Господа в Иерусалим, Воскресения Христова, Рождества Христова, Похвалы Божией Матери, Введения, в арке иконостаса – Нерукотворный образ Спасителя в ризе, в левом приделе – св. Николая, Митрофана Воронежского. Лампада при главном алтаре у иконы Входа Господа в Иерусалим медная посеребрянная с 31 шандалом – по завещанию Никиты и Марии Уваровых, которое исполнено детьми их лета 1842 сентября 15 дня. Ими же устроены лампады: у Воскресения Христова – с 16 шандалами, перед Рождеством Христовым – с 16 шандалами, перед иконой Похвалы Божией Матери – с 24 шандалами. Перед иконой Введения – с 16 шандалами, перед иконой Рождества Богородицы – с 16 шандалами. В левом приделе перед иконой св. Николая с 16 шандалами. Колокольня в три яруса, в третьем ярусе 11 медных колоколов: 1) 325 пудов 31 фунт. Надпись: «Во славу Бога Единасущнаго, славимаго в Троице, с благословения Его Высокопреосвященства Григория Архиепископа Тверскаго, колокол сей завещан сделать в Новоторжский Преображенский собор на вновь устроенную колокольню с теплым храмом во имя Входа Господа в Иерусалим, того же собора строителем и церковным старостою Никитою Никифоровым Уваровым, но по кончине его последовавшей 1841 г. сентября 16 дня, в 7 часов утра, завещание после него исполнено супругою его Мариею Михайловою Уваровою с детьми их при протоиерее Феодоре Иоаннове Лисицыне и церковном старосте Стефане Никитине Уварове.
Колокол слит в Твери 1842 года февраля 24 дня на заводе тверских купцов Ивана и Михаила Стефановых Капустиных». Вес других колоколов: 2) 104 пуда, отлит 15 марта 1779 года, 3) 63 пуда, 10 фунтов, 4) 31 пуд, 13 фунтов, 5) 26 пудов, 30 фунтов, 6) 10 пудов, 12 фунтов, 7) 3 пуда, 17 фунтов, 8) 2 пуда, 20 фунтов, 9) 2 пудов, 10) 1 пуд 2 фунта, 11) 24 фунта. Библиотека: 1) Евангелие в большой лист 1834 г. в деревянных досках, обложенных серебряным окладом с финифтью – от Стефана Уварова. 2) Евангелие в большой лист 1791 г. в серебряном окладе с позолотой – от Григория Хрыпова. 3) Евангелие в лист в серебряном окладе с позолотой с надписью «лето … 7172 (1664) построил сие Евангелие архимандрит Иоасаф Новоторжец в град Торжок в соборную церковь Преображения Спасова». 4) Евангелие в осьмую долю листа 1845 г. – от купца Чернышова. Другие пожертвования и вклады: Крест серебряный позлащенный малый – от купца Александра Чернышова, потир серебряный без пробы с финифтью в 1751 году от протопопа Марка Иванова, кадила серебряные 84 пробы – от Стефана Уварова.
Облачения престолов и жертвенников: одежда на престол малинового бархата с вышитым из серебра крестом, по краям украшена таким же шитьем – от её превосходительства Агафоклеи Полторацкой в 1822 году, одежда на престол – в 1842 г. от Стефана Уварова; воздухи: белого бархата с жемчугом 18 января 1853 г. поступили от Стефана Уварова, воздух, вышитый золотом и серебром и малые покрова в 1822 от Агафоклеи Полторацкой и воздух голубой парчи с золотым битевым осьмиконечным крестом, обложен битевым золотом, шит золотом и шелком и два малых покрова с золотым и шелковым шитьем – от её высокородия Анны Бакуниной. Облачения священников пожертвованы: в 1851 г. – Стефаном Уваровым, в 1852 г. – купецкой вдовою Елизаветой Александровной Уваровой, в 1854 г. – купцом Николаем Ивановичем Поповцевым, в 1841 – купцом Иваном Бакуновым, в 1841 – купцом Василием Пономаревым, в 1847 – купцом Стефаном Березиным, в 1856 – купцом Иваном Бакуновым, купцом Антонием Остолоповым, протоиереем Феодором Иоанновым Лисицыным».
В 1878 г. на средства церковного старосты Якова Васильевича Новосёлова была восстановлена живопись в алтаре и на стенах. В 1929–1930 гг. храм был закрыт. В нём разместился склад треста «Союзплодовощ». В 1936 г. здание передали под хлебопекарню. Видимо, в это время глава и два яруса колокольни были разобраны. Хлебозавод работал здесь и после Великой отечественной войны. В 1947 г., после войны, здание собора, где размещалась пекарня, было отремонтировано. В 1973 г. собор и теплую церковь передали заводу ЭЛМА. В 1974 г. здание включили в государственный список памятников архитектуры. В 1977 г. была проведена внешняя реставрация церкви, в том числе восстановлены барабан и купол (ведущий архитектор А. И. Кустов).
Архитектор Г. К. Смирнов составил паспорт на собор, где есть описание этого памятника архитектуры: «Храм выстроен в стиле позднего классицизма. Фасады собора украшены пилястровыми портиками дорического ордера, завершёнными треугольными фронтонами. Портик фланкирован полуциркульными окнами. Центральный проём портика обогащён белокаменной тягой. Из белого камня выполнены также капители пилястр, церкви и колокольни. Антаблемент храма и первого яруса колокольни выдержан в духе дорического ордера и имеет триглифный фриз. Из внутреннего убранства собора сохранился лишь лепной карниз, проходящий по всем стенам и опорам на уровне пят. сводов. Карниз отличается выразительной, сочной лепкой».
В 2010-е гг. завод выехал из храма и он пустовал. В 2018 г. в рамках федеральной целевой программы «Культура России» было выделено свыше 6,9 млн рублей на разработку проектной документации на реставрацию собора Входа Господня в Иерусалим в Торжке. К сожалению, восстановление колокольни в этом проекте не запланировано. В июне 2020 г. в соответствии с государственным контрактом подрядная организация ООО «Реставрационная компания «Гефест» приступила к реставрационным работам, их окончание запланировано на 2023 г.
Источник: https://opentextnn.ru/space/littlesityes/torjok/cerkov-vhoda-gospoda-v-torzhke/Лопатина Н.А. Соборная церковь во имя Входа Господа в Иерусалим в Торжке