«…Воскресенский девичий монастырь расположен на высоком и красивом месте, на левом берегу реки Тверцы. Основан в начале 17-го, а может быть и в конце 16-го века. В писцовых книгах П. Нарбекова в описании Торжка сказано: «Воскресенский девичь монастырь, а в нем храм Воскресение Господне, да придел на полатех усекновение честныя главы Иоанна Предтечи, да храм Благовещение Пресв. Богородицы, да Воскресение Христово»... Кем был основан - неизвестно. Сравнительно с Васильевским Воскресенский монастырь у Нарбекова названъ «новодевичьим (новым, недавно построенным). В 1690 году к нему был приписан Васильевский женский монастырь, при игумении Иустине. Вышепомянутыя церкви до 1702 года были деревянныя; в настоящее время в Воскресенском монастыре два храма, но они уже ныне каменные.
Главный монастырский храм (собор) двухэтажный - вверху престол посвящен Воскресению Христову, а внизу - Благовещению Пресв. Богородицы; построен в 1796 г. и освящен Тверским епископом Павлом I, затем был возобновлен (стенною живописью) и освящен 13 сентября 1851 г. архиепископом Гавриилом. Церковь эта имеет в длину 14 сажень, в ширину 5, а в высоту до главы 12 сажень. Другая церковь, также каменная, круглая с двумя престолами, - главный посвящен усекновению главы св. Иоанна Предтечи, а второй престол на хорах - сошествию Св. Духа на апостолов. Эта церковь была построена в 1840 г. при игумении Ерминингельде и освящена 1 февраля (Предтеч. престол) и 30 сентября (в честь Св. Духа).
Из настоятельниц монастыря известны: 1) Анисия 1-я 1597 г., 2) София 1-я с 1638 по 1641 г., 3) Капитолина 1-я с 1642 по 1644 г., 4) Мариамна 1644 г., 5) Пелагия 1-я с 1660 по 1666 г., 6) Марфа 1-я (Мельницкая) с 1667 по 1673 г., 7) Параскева с 1673 по 1677 год, 8) Марфа 2-я с 1677 по 1683 г.; при ней строилась деревянная Благовещенская церковь; 9) Анисия 2-я с 1685 по 1689 год, 10). Иулиания 1-я 1689 г., 11) Иустина с 1690 по 1698 г.: при ней 1690 г. был присоединен Васильевский бывший мужской монастырь, обращенный в женский; 12) Капитолина 2-я с 1698 по 1699 г., 13) София 2-я с 1700 по 1707 г.; при ней была построена первая в обители каменная церковь в честь Воскресения Христова; 14) Пелагия 2-я (княгиня?) с 1707 по 1718 г., 15) Екатерина (из фамилии дворян Левашовых) с 1718 по 1752 г.; прежде она была игумениею Удомельско-Пятницкого монастыря (ныне на месте его часовня в с. Удомельском-Богословском в Вышневолоцком уезде); умерла 21 февраля 1752 года; 16) Марфа 3-я (в мире Мария Тимоф. Лошакова, из дворян Новоторжскаго уезда) с 1753 по 1768 г. (умерла 88 лет); 17) Дорофея (в мире Дария Сем. Пузикова) с 1769 по 1771 г., 18). Ксанфиппа - переведена из упраздненнаго Старицккаго Вознесенскаго монастыря (ныне Вознесенская приходская церковь), с 1771 по 1772 г. (но она возвратилась в Старицу, где и скончалась); 19) Иулиания 2-я с 1772. по 1773 г.; по собственному желанию была переведена из Христорождественскаго Тверскаго монастыря; 20) Маргарита 1-я (в схиме Марина) с 1773 по 1780 г.; при ней была построена вокруг монастыря каменная ограда; в 1780 г. по прошению уволена на покой, умерла 18 июня 1793 г.; 21) Маргарита 2-я (в мире Мария Алексеевна Доможирова из Новоторжских дворян - помещица) с 1780 по 1820 г.; в 1820 г. уволена на покой; умерла в 1833 г. и погребена внутри монастыря, по левую сторону построенной при ней Воскресенской двухэтажной церкви; 22) Людмилла (в мире Любовь Льв. Непейцына из дворян) с 1820 по 1831 г.; при ней были построены нынешния игуменские помещения; 23) Ерминингельда из дворянской фамилии Балкашиных, с 1831 по 1858 г.; при ней была построена каменная (круглая) Предтеченская церковь, в 1842 г. было открыто в монастыре училище для девиц (духовнаго звания); в 1861 г. была обновлена Воскресенская церковь; 24) Мартирия с 1858 по 1883 г.), 25) Иоанна с 1883 г.
В Воскресенском соборном храме замечательна местная в иконостасе икона Воскресения Христова, ныне обложенная серебряною позлащенною ризою; пожертвована царицею великою инокинею Марфою Иоанновною, матерью царя Михаила Феодоровича; на оборотной стороне сей иконы надпись: «пожаловала сей образ Воскресения Господня инокиня Марфа Ивановна в Торжок в Воскресенский девичь монастырь». Вместе с сим образом ею же были пожертвованы два кубка из кокосоваго ореха, обложенные серебром; на кубках имеются старинныя надписи, на одном из них: «Братина добра человека, пияй из нея на здраве и на веселие моля Бога», а на другом: «Сия братина Федора Аргомякова». Из этих кубков сделаны лампады и подвешаны к местным образам в Благовещенской нижней церкви.
По древности замечательны иконы: Благовещения Пресв. Богородицы - местная в иконостасе Благовещенскаго храма и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи - местная в иконостасе Предтеческаго храма; о сих иконах упоминается у Нарбекова (1625 г.); «А у Благовещения Господня (?) во храму образ месной Благовещенее Пресв. Богородицы, прикладу у него два венца - один серебряный, а другой жемчужный, да три гривенки, да десять копеек». Ныне эта икона в серебряной позлащенной ризе. Об этой иконе св. И. Предтечи у Нарбекова сказано: «А в приделе Ивана Предтечи образов: местной усекновения честныя главы Ивана Предтечи, а прикладу у него венец да гривенка, да два креста»... У него же упоминаются образа (местный) Воскресения Христова, Пречистой Богородицы - Одигитрии и другой образ Пречистой Богородицы Одигитрия, но сохранились ли они доныне — неизвестно. Из старинных икон в Воскресенском монастыре ныне сохраняются: образ Покрова Пресв. Богородицы большого размера; образ Пресв. Троицы (едвали не тот, который упоминается у Нарбекова: «да местной Живоначальные Троицы»...); иконы Благовещения Пресв. Богородицы, Иерусалимской Божией Матери, св. Николая чудотворца (находится ныне в Предтеченском храме сзади леваго клироса), икона Божией Матери Киевопечерской. В монастыре свято чтится икона Казанской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе; она была пожертвована в обитель монахинею Феодосиею Петр. Первовою, а ею получена из дома купцов Назаровых в двадцатых годах 19 столетия, при поступлении в монастырь; эта икона находится в Предтеченской церкви позади праваго клироса; пред ней по четвергам еженедельно отправляется молебен с прочтением акафиста.
В обители находится до 10 крестов (два напрестольных, а остальныя малаго размера) с частицами многих святых (более 80 частиц), между коими есть частицы мощей ап. Андрея Первозванного, Макария Киевскаго, Феодора Острожскаго, св. Досифея (?), Климента Анкарскаго, Феодосия Тотемскаго, Ефрема Сирина, Ефрема Новоторжскаго, Ефрема, епископа Печерскаго (вероятно еп. Переяславскаго), прор. Даниила (?). царя Константина, князей - Владимира (?), Феодора, Константина, Василия, Давида Ярославских, Александра Невского, царицы Елены Иоанна Предтечи, Иакова, брата Господня, св. великомученицы Варвары, трех вселенских святителей, Стефана новаго и др. В монастырской ризнице сохраняются ризы золотой парчи - дар Государыни Императрицы Елисаветы Алекеевны († 1826). В монастырском архиве сохраняется много старинных документов; есть свитки 16 и 17 веков.
Воскресенский монастырь благоустроенный во всех отношениях, и настоятельница обители заслуживает особенную признательность за открытие и содержание трех церковно-приходских школ (при монастыре, на хуторе Кочерово и дер. Терешковой); из монастырскаго приюта для девиц духовнаго звания (сирот) вышло много весьма деятельных сельских учительниц. Из помещения настоятельницы открывается прелестный вид на затверецкую часть г. Торжка, которому придает особенную красоту множество церквей…»
Источник: Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Казанский и Свияжский; 1839-1908). Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь: тип. Губ. правл., 1903, стр. 25-28.
Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности - Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Казанский и Свияжский; 1839-1908.) - Cистема онлайн-просмотра