Архитектура второй колокольни Борисоглебского монастыря не претерпела существенных изменений, но сама по себе довольно необычна. В 1804 - 1811 г.г. над Святыми вратами монастыря на месте древней церкви во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня (1684 г.) был построен храм во имя Нерукотворного Образа Спаса. Архитектора, проектировавшего ее, установить пока не удалось, хотя некоторые исследователи называют Николая Александровича Львова, много работавшего в Торжке и Валдае. Основным аргументом в пользу этого предположения является сходство Спасского храма с церковью св. Екатерины (1786-1790 г.г.) в усадьбе графов Воронцовых Мурино под Санкт-Петербургом. Строительством надвратного храма в Борисоглебском монастыре руководил городской архитектор Федор Ананьев, которого иногда называют «талантливый архитектор-самоучка» (недавно в публикациях почему-то появилась информация о братьях Ананьиных) и относят к школе М.Ф. Казакова. Над новым храмом и возвышалась колокольня, которая «своей красотой придавала величественный вид всей обители».
Такой тип храма - «надвратный иже под колоколы» - был распространен в русском церковном зодчестве в XVIII в., преимущественно в монастырях. Первым примером такой постройки можно назвать храм Покрова Пресвятой Богородицы Высокопетровского монастыря в Москве (1694 г.) с двухъярусной колокольней. В 1732 г. был построен надвратный храм святого Симеона Столпника с ярусом звона в Свято-Даниловом монастыре. К 1748 г. относится надвратный храм Андреевского монастыря в Москве, освященный во имя святого Иоанна Богослова, с трехъярусной колокольней. В 1750-е г.г. в Донском монастыре возвели храм во имя Захарии и Елизаветы. К концу столетия схожие по архитектуре сооружения становятся по истине грандиозными. Как примеры можно назвать церковь святого Сергия Радонежского с трехъярусной колокольней (1787 г.) в Новоспасском монастыре; и храм Симеона, сродника Господня (1796-1798 г.г.) в Спасо-Андрониковом монастыре.
В работах XIX века колокольню над храмом Спаса Нерукотворного обычно называют трехъярусной. Очевидно, имеется в виду не только ярус звона (в данном случае он один), но и все ярусы колокольни: нижний четверик, восьмигранный ярус звона и декоративная беседка-бельведер над ним. Особенное изящество придает колокольне именно эта беседка в виде сквозной колоннады. Ярус, где размещены колокола, украшен скромно, и очень строго решен сам храм. Его украшают два дорических портика с южной и северной сторон, и два полукруглых выступа: алтарная часть с восточной стороны, и аналогично решенный западный фасад. Можно согласиться с недоумением некоторых авторов по поводу четырех малых глав храма. Они кажутся совершенно лишними и действительно являются лишь проявлением «уважения к традиции». Возможно, вдохновляющим фактором здесь послужила архитектура Борисоглебского собора (1784-1796 г.г.) работы Н.А. Львова.
Праздничную нарядность и храму, и колокольне придает изысканная окраска стен: красивый тонкий рисунок теплого тона на бежевом фоне издалека создает эффект «под мрамор», подчеркивающий конструктивные детали храма. На фотографиях С.М. Прокудина-Горского можно разглядеть мельчайшие детали этого орнамента, гирлянды сложного рисунка, обрамляющие окна и изображения святых в рост, размещенные в нишах. Остается только пожалеть, что позднее эту красоту закрыл слой зеленой штукатурки, сохранившейся частично еще и сейчас.
Сведения о колокольном подборе храма Спаса Нерукотворного довольно скудны. В начале XX в. на ярусе звона было одиннадцать колоколов. Исследователи 1903 и 1913 г.г. называют вес большого благовестника, отлитого на московском заводе Андрея Дмитровича Самгина, - чуть более 500 пудов. Над ярусом звона колокольни находился часовой механизм, который действовал в течении долгого времени после закрытия монастыря.
Самый печальный период в истории монастыря начался после 1925 г. До 1930 г. богослужения продолжались в надвратном храме Спаса Нерукотворного, затем закрыли и его. Вплоть до 1980-х г.г. монастырь считался недоступным для посетителей и ученых. В обители разместили сначала тюрьму строго режима, затем ЛТП. Только в восьмидесятые годы ХХ в. в ней начались реставрационные работы, потом (в 1990 г.) археологические исследования. Несмотря на это, к 1996 г., когда монастырь вернули церкви, он был совершенно разорен. Все храмы стояли обезглавленными. В настоящее время относительно приведена в порядок церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Только в ней и сейчас проводятся богослужения в обители. Остальные монастырские постройки (в том числе и Спасский храм с колокольней) находятся по-прежнему в плачевном состоянии, что хорошо видно на фотографиях.
http://www.zvon.ru/article5.view2.page19.part1.html