ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Девяти мучеников Кизических.


Церковь. Действует.  
Престолы:Девяти мучеников Кизических, Михаила Архангела, Варвары великомученицы
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1732 и 1735.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г.Москва, Девятинский пер.,15

Координаты:55.75457, 37.57995
Проезд:М. "Краснопресненская", авт. 64, тролл. Б, 10, ост. "Девятинский пер."


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с юго-запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 августа 2016
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с юга, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 августа 2016
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 августа 2016
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с севера, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 августа 2016
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с северо-запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 августа 2016
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
5 ноября 2011
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
5 ноября 2011
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 августа 2016
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
10 января 2014
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 2003
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1987
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1985
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Девятинская церковь.Апсида.
Александр Момент
28 ноября 2015
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва

Олег Гусаров
18 июля 2005
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Интерьер
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Каменев Андрон
24 июня 2017
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 марта 1990
Церковь Девяти мучеников Кизических - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Игорь Демин,  17 января 2008

Храм имеет довольно редкое для русских храмов посвящение Девяти святым мученикам, казненным за Веру в город Кизике в Малой Азии в конце III века. Частица мощей этих святых была привезена в Россию и находилась в казанском Кизическом монастыре, основанным Патриархом Адрианом в его бытность митрополитом Казанским. По поручению Патриарха Адриана святитель Димитрий Ростовский написал службу Девяти мученикам Кизическим. По его словам, "этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней".

Возможно, целительский дар, дарованный этим святым, а также глубокое их почитание Патриархом Адрианом привело к тому, что когда его самого поразил паралич, он дал обет возвести в Москве храм в честь Девяти мучеников Кизических. Болезнь Патриарха отступила, и в 1698 году по указу Петра I здесь был сооружен деревянный храм. Сам Петр I неоднократно бывал в нем, любил слушать патриарших певчих.

В 1732-1738 году на средства купца Андрея Семенова рядом с деревянным был возведен ныне существующий каменный храм того же посвящения с теплым приделом Архангела Михаила. Деревянная же церковь была уничтожена пожаром в 1736 году. В 1838 году на средства Варвары Челищевой и Варвары Нерской выстроена новая трапезная, в которой устроен придел во имя великомученицы Варвары. Колокольня построена в 1844 году. В 1898 году храм обновлялся.

В 1929 году храм был закрыт. Через некоторое время его передали ЧК ОГПУ и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания - расстрелов, отчего в народе он назывался "Расстрельным храмом". Позднее в храме находились склады, различные учреждения. Его внутреннее помещение разделили на этажи. В 1976-1979 годах проведена внешняя реставрация, вновь поставлены кресты.

Храм возвращен верующим в 1992 году. Во время октябрьских событий 1993 года здание, находящееся невдалеке от Белого Дома, оказалось под обстрелом и получило многочисленные повреждения.

Первая литургия в возвращенном храме состоялась 24 апреля 1994 года в приделе великомученицы Варвары. Ныне, после проведения реставрационных работ, литургии совершаются и в главном приделе.

14 февраля 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное возвращение в церковь храмового образа Девяти мучеников Кизических, который после 1929 года сохранялся в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  22 апреля 2019

Своим появлением Девятинский храм в Москве обязан Первосвятителю Адриану, последнему русскому патриарху «досинодального» периода, строгому приверженцу церковной старины и противнику реформ Петра I. Еще в 1685 г. будущий Первосвятитель Адриан стал митрополитом Казанским и Свияжским. Его приезд в Казань совпал с началом тяжелейшей эпидемии, как тогда говорили, "горячки". Тридцатью тремя годами раньше такое же "моровое поветрие" в полном смысле слова опустошило город, унеся 48 000 жизней. Митрополит Адриан в первый же день своего пребывания на Казанской кафедре дал обет Господу в случае скорого окончания эпидемии основать монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, помогавших, по народным преданиям, при трясавичных болезнях. И вот, по глубокой вере и усердной молитве митрополита Адриана, произошло чудо - на следующее утро в городе не оказалось ни одного вновь заболевшего. "Горячка" прекратилась. Во исполнение обета митрополит основал под Казанью Кизическую обитель. Через 5 лет Адриан был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси и продолжал сугубо почитать образ Девяти мучеников. Он заказал царскому иконописцу Петру Семенову Золотому икону Святых, а святитель Димитрий, митрополит Ростовский по благословению Патриарха написал службу Кизическим мученикам. В 1696 г. Патриарх Адриан, оказавший на пороге смерти, пораженный параличом, обратился за помощью к Девяти мученикам. Он дал Господу обет поставить в Москве храм в честь Святых в случае своего исцеления. Господь явил чудо, и Патриарх поднялся с одра болезни.

Место для храма было определено у Новинского монастыря, и строительство началось почти сразу, по указу Петра I. Сам он не раз посещал Девятинский храм и любил слушать здесь патриарших певчих. Храм, первоначально деревянный, был закончен и освящен в 1698 г. в честь святых Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона. В 1732 г. священник храма Михаил Тимофеев подал прошение в Синодальный казенный приказ о строительстве каменной церкви. «Стоя многие годы, - писал отец Михаил, - церковь огнила и совсем обветшала, за которою ветхостию желаем построить каменную, на что благословением св. Синода ко оному строению некие материалы пожалованы, и чтоб указом повелено было вместо деревянной построить каменную». Новая каменная церковь, а также придел во имя Архангела Михаила с трапезой были построены к 1735 г. на средства содержателя шелковых фабрик купца Андрея Семенова. Деревянная же церковь спустя год «волею Божию от огненного запаления со всякою церковною утварью погорела без остатку».

Спустя 100 лет, в 1838 г. на средства москвичек Варвары Челищевой и Варвары Нерской была выстроена новая трапезная, где освящен второй придел во имя великомученицы Варвары. В 1844 г. воздвигли трехъярусную колокольню. К концу XIX в. на ней находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 315 пудов. Девятинский храм был богато украшен внутри. В 1860 г. соорудили высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас. Стены расписали в 1860-1864 г.г. Из 150 икон на 20 были серебряные ризы. 6 икон специалисты отнесли к XVII-XVIII в.в., среди них особо почитаемые храмовые: Девяти мучеников, Михаила Архангела и Варвары мученицы. Большая, в деревянном киоте, икона Девяти мучеников была написана, судя по надписи, в 1693 г. и пожалована храму к его освящению в 1698 г. патриархом Адрианом. Она особенно почиталась больными и немощными.

В XVIII в. Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок. Примечательно, что в Москве больше не было храмов в честь Девяти мучеников Кизических. Исключение составляла домовая церковь графа Владимира Григорьевича Орлова, сооруженная и освященная в связи с эпидемией чумы 1771 г. В борьбе с чумой принимал участие старший брат графа - Григорий Орлов. Помещение храма сохранилось до наших дней в мезонине дома № 5 по Большой Никитской улице, который занимал до 1950-х г.г. исторический факультет, а ныне издательство Московского Государственного университета. В настоящее время придел Девяти мучеников Кизических имеется в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (ул. Большая Серпуховская, 24). Каменный храм начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея, и придел, очевидно, был устроен по благословению Патриарха Адриана. В начале XIX в. стечение богомольцев в Девятинский храм, особенно в летние воскресные дни было столь велико, что на церковном погосте открывали базар.

В 1801 г. городскую усадьбу на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара приобретает Анастасия Федоровна Грибоедова - мать знаменитого писателя Александра Грибоедова. Последующие одиннадцать лет Грибоедов проживал в доме, который относился к приходу Девяти мучеников Кизических. Приходские церковные книги - единственный источник документальных сведений о нем самом и его близких вплоть до Отечественной войны 1812 г. Будучи прихожанином Девятинской церкви, Грибоедов учится в Благородном пансионе Московского университета, затем в самом университете. В Девятинской церкви его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию. Сразу после начала Отечественной войны Грибоедов добровольно записался в ополчение. Когда скончалась мать писателя, ее отпели в Девятинском храме и похоронили на ближайшем - Ваганьковском кладбище.

В пожаре 1812 г. сгорели все здания Девятинского прихода, но на удивление быстро были отстроены. В том числе грибоедовский дом, городские усадьбы князей Оболенских (Новинский бульвар, 13) и Офросимовых-Алябьевых (Новинский быльвар, 7). Автор знаменитого «Соловья», композитор Александр Алябьев был прихожанином храма в 1840-1850-х г.г.

Почти каждый московский храм имел в своей истории любимого батюшку. Особо почитаем в Девятинском храме был его настоятель Александр Иоаннович Любимов (1823-1897), прослуживший здесь 46 лет. Приход отца Александра был не из числа многолюдных и состоял из 50 домов, в числе которых были поместья дворян аристократических фамилий и именитых купцов. За время его приходской службы целое поколение прихожан успело смениться на глазах батюшки. «Девятинский приход сделался для него родным, - писал в некрологе на смерть отца Александра известный церковный историк Н. Виноградов в «Московских церковных ведомостях». - За время своего служения здесь он очень много сделал для обновления и благоукрашения своего храма. Еще будучи диаконом, он расположил почтенного прихожанина церкви Девяти мучеников С. П. Алексеева к устройству большого колокола, который и до сих пор созывает к богослужению прихожан этой церкви, и им же возвестил о кончине их благопопечительного пастыря. Сделавшись настоятелем, А. И. Любимов еще более старался о приведении в благолепный вид своего храма. При его деятельных заботах вновь были устроены иконостасы как в главном храме, так и в приделах, стены украшены священными картинами, а снаружи оштукатурены. Года два тому назад было совершено последнее обновление храма, который своим видом производит наилучшее впечатление. Вообще за время настоятельства Александра Иоанновича на украшение приходского храма было израсходовано до 70 тыс. рублей, приносимых в жертву духовными детьми его, в особенности М. Е. Поповым. Заботы Александра Иоанновича о благоустройстве своего храма простирались и на поддержание в нем благолепной службы. Обладая звучным и приятным голосом, он высоко ставил чинное совершение церковной службы. В Девятинском храме всегда пели лучшие хоры певчих, Синодальный и Чудовской, что было не во многих храмах столицы. Считая проповедничество своею важной обязанностью, Александр Иоаннович являлся пастырем учительным, отзываясь живым, сердечным словом на духовные нужды своей паствы. Все это привлекало в Девятинский храм множество молящихся с разных концов Москвы, отчего заметно возвышалось и благосостояние храма».

В 1900 г. усердием прихожан в храме было устроено отопление. Тогда же вызолотили высокий трехъярусный иконостас. Известный иконописец Пашков расписал стены живописью и орнаментом, а ктитор И. И. Белкин пожертвовал дорогую вызолоченную ткань на престол. В сентябре 1903 г. состоялось освящение нового трехэтажного здания, в котором разместились Девятинская церковноприходская школа и богадельня.

В преддверии трагического поворота нашей истории жизнь прихода протекала безоблачно и счастливо. Заметка в «Московских церковных ведомостях» в № 24 за 1901 г. о праздновании 50-летнего юбилея служения в священном сане достопочтимого отца дьякона церкви святых Девяти Мучеников, близ Пресни, Федора Ефимовича Недумова воскрешает для нас картины жизни прихода в дореволюционное время: «По окончании молебствия, в виду болезни жены юбиляра, почетные прихожане и родные юбиляра вместе с ним отправились в квартиру местного священника отца Н. А. Любимова. Здесь отец настоятель, приветствуя юбиляра от лица притча и прихожан... просил его принять от них в знак их истинного уважения и признательности икону святых Девяти Мучеников Кизических. Икона в драгоценной сребро-позлащенной ризе была тут же вручена юбиляру местным церковным старостою. Вслед затем племянник юбиляра, священник С. Недубов, от лица всех племянников и племянниц сердечно приветствовал дорогого дядю-юбиляра и усердно просил его принять от них в знак их глубокой благодарности икону - складень в сребро-позлащенной ризе с изображением Христа-Спасителя и святых угодников Его - великомученика Феодора Тирона и святой Анны Пророчицы. Приняв эту икону, глубоко растроганный юбиляр в ответ на приветствия, как особо ценного для себя дара, просил всех не оставлять его в своих молитвах пред Богом. В заключении юбилейного торжества всем присутствовавшим в том же помещении была предложена радушная трапеза».

В предреволюционные годы Девятинская церковь имела двух священников. Настоятелем ее был отец Иоанн Скобеев, вторым священником - отец Михаил Лебедев. Настоятель и диакон Иоанн Вениаминов жили рядом с храмом (Большой Девятинский переулок, 13). Отец Михаил жил в собственном доме (№ 5) и, помимо священнических обязанностей, преподавал Закон Божий в Пресненском 4-м городском училище. Церковным старостой был купец Михаил Никандрович Кожекин. Его собственный дом находился в Большом Конюшковском переулке (№ 11). Возможно, в Москве и сейчас живут их потомки, которые располагают дополнительными сведениями о последних, поистине трагических годах существования храма.

5 апреля 1922 г. из храма изъяли более 9 пудов золотых и серебряных церковных изделий. В сентябре 1929 г. музейные работники забрали из храма историко-художественные ценности: облачения и фелонь XIX в., иконы преподобного Паисия (XVII в.), Алексия Человека Божия (XVII в.), Владимирской Божией Матери (XVIII в.), Тихвинской Божией Матери (XVIII в.), несколько образов палехской работы (XIX в.). Храмовые иконы верующие, видимо, перенесли в ближайшую действующую церковь, а образ Девяти мучеников Кизических - в церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, откуда икона была торжественно возвращена в храм 14 февраля 2004 г. Большая же часть имущества - церковные ткани, утварь - пошла на утилизацию.

Клир разделил участь большинства русского духовенства - его подвергли репрессиям. Архимадрит Даниил (Климков) служивший здесь в сане иерея с 1917 по 1921 г.г., провел в ссылке 20 лет. Епископ Евгений (Кобранов), рукоположенный патриархом Тихоном и служивший в Девятинском храме с 1917 г., впервые был арестован 10 марта 1921 г. Поводом к аресту послужило анонимное письмо на имя Ленина о «шпионах польской разведки» с добавлением: «да еще обратите внимание на типа Евгения у церкви Девяти мучеников, его проповеди не в Вашу и Республики пользу, хорошо его послать в село с этого богатого прихода, тогда, авось, он зажмет свой язык. Его уже требовали в Чрезвычайку...». Затем последовали многолетние скитания по лагерям вплоть до 20 ноября 1937 г., когда епископ Евгений был расстрелян по приговору Тройки. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. Иерей Михаил (Шик), служивший в Девятинском храме после революции, был расстрелян в 1937 г. на Бутовском полигоне, на месте которого сын иерея Михаила скульптор Дмитрий Шик-Шаховской в 1996 г. выстроил храм в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Здание храма Девяти мучеников оказалось переданным соседней Городской женской тюрьме. Тюрьма в этом районе была устроена, и основное ее здание находилось рядом с бывшим Институтом курортологии. Храм использовался по различным назначениям, пока его не передали ЧК ОГПУ и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания - расстрелов. Отсюда появившееся в Москве название «Расстрельный храм». Он был изуродован снаружи и внутри. Позже, в середине 1970-х, сотрудники КГБ во время каких-то работ обнаружили останки 9 человек замурованных в стены. Говорят, они тогда по наивности подумали, что это и есть те самые мученики Кизические... В 1970-е г.г. в храме располагалось учреждение "Гипробытпром". За десятилетия хозяйственного использования церковь внутри до неузнаваемости перестроили; появились коридор, перекрытия, капитальные стены в приделах. В 1976-1979 г.г. проведена внешняя реставрация, вновь поставлены кресты. Здание стоит на государственном учете под № 341. В 1990 г. оно было занято складом РСУ (ремонтно-строительное управление).

Храм Девяти мучеников Кизических возвращен Церкви в 1992 г. Во время октябрьских событий 1993 г. храм оказался под обстрелом, так как расположен недалеко от Белого Дома и Мэрии, и получил многочисленные повреждения. Громадных размеров надпись «Я убил пять человек и очень этому рад», сделанная рукой снайпера, пробравшегося на колокольню, навсегда погребена под слоем штукатурки, но церковная колокольня до сих пор хранит отметины пуль, которые предназначались прятавшемуся там профессиональному убийце.

В 1994 г. настоятелем храма был назначен священник Антоний Серов, который совершил первую в храме Божественную литургию в праздник Входа Господня в Иерусалим 24 апреля 1994 г. в приделе великомученицы Варвары. Заботами и трудами отца настоятеля были проведены большие ремонтно-реставрационные работы. Открыты и реставрированы чудом сохранившиеся росписи середины XIX в. Часть росписей выполнена заново в полной гармонии с сохранившейся стенной живописью. Сегодня в храме все еще проводятся отдельные реставрационные работы, но в целом внутренне убранство имеет великолепный завершенный вид. Помимо главного алтаря, освященного в честь Девяти мучеников Кизических, в храме есть приделы в честь архистратига Михаила и великомученицы Варвары.

http://kizik.ru/index.php/hram/history

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.