ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе.


Церковь. Действует.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:между приблизительно 1690 и 1704.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Москва, Романов пер., 2

Координаты:55.7539, 37.60948
Проезд:м. "Библиотека им. Ленина", "Александровский сад"


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вход в храм иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 июня 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Северный фасад храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
25 января 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Южный фасад храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
25 января 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вадим Павлов
7 января 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
20 декабря 2013
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
15 июля 2012
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1987
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Востоный фасад храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
25 января 2017
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
16 мая 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Москва. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 августа 2013
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Москва. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 августа 2013
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Верхние восьмерики и центральная глава после реставрации
Иванов Дмитрий
28 февраля 2008
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вадим Павлов
7 января 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вадим Павлов
7 января 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из книги "Московские святыни и памятники" М 1908
Андрей Агафонов
1 января 1908
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид на южный фасад церкви Знамения на Шереметевом дворе.Источник: Альманах Искусство реставрации Правительство москвы Комитет по Культурному наследию г.Москвы 2010 год ооо Издательский дом Руденцовых статья Е.Г.Одинец Фотограф: К.А.Тимирязев Ист. http://oldmos.ru/old/photo/view/67683
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1900
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006502660/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1850
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с востока
Олег Гусаров
14 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с юго-запада. Желтое здание слева возведено над месте разрушенной западной части трапезной, оставшаяся часть трапезной надстроена до уровня основного четверика. Видна заложенная кирпичом аркада подклета, превращенного в хозяйственное помещение.
Олег Гусаров
14 сентября 2005
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Церковь во время реставрации. Вид с северо-востока. Слева от центрального четверика видны три главы, расположенные в ряд над алтарем и боковыми приделами
Олег Гусаров
14 сентября 2005




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Игорь Демин,  13 октября 2008

Храм впервые выстроен на территории бывшего опричного двора Ивана Грозного в 1613 г. (по другим источникам в 1625 г.). Этот двор царь Михаил отдал своему дяде - Ивану Никитичу Романову, который возвел церковь в честь иконы Знамения, считавшейся покровительницей рода. В 1671 г. двор был пожалован Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. Его сын, Лев Кириллович Нарышкин и выстроил в 1691 г. (по другим источникам в конце 1680-х гг.) ныне существующую церковь. Позже усадьба отошла к К.Г. Разумовскому, а затем - к Н.П. Шереметеву, чье имя и закрепилось в названии храма.

Храм представляет собой яркий пример "нарышкинского стиля". Есть мнение, что именно он и является родоначальником указанного стиля. Четверик с двумя приделами и алтарем увенчан тремя уменьшающимися восьмериками, верхние из которых служат колокольней. Церковь имела пять луковичных восьмигранных глав: центральную; еще три, размещенные к востоку от нее в один ряд над алтарем и боковыми приделами; и западную, над трапезной (утрачена при разрушении части трапезной). Своей архитектурой церковь очень напоминает знаменитую церковь Покрова в Филях, а белокаменный декор (в особенности гребни, венчающие восьмерики) у обеих церквей практически одинаков. Однако судьба знаменской церкви в советские годы сложилась более печально, и она дошла до нас в запущенном, полуразрушенном состоянии.

В первой половине 1920-х гг. храм был закрыт, сломана паперть и западная часть трапезной с главой над ней (на ее месте возведено хозяйственное здание). Оставшаяся небольшая часть трапезной надстроена до уровня основного четверика. Аркады подклета заложены кирпичом и превращены в хозяйственное помещение. По обе стороны храма выстроено несколько хозяйственных пристроек. Храм находился в ведении "кремлевской" больницы и был занят столовой и кухней; для ее нужд над апсидами возвели кирпичную вытяжную трубу.

В 1950-х и 1970-х гг. храм частично реставрировался. В частности, был восстановлен белокаменный декор. Впрочем, вся территория принадлежала больнице 4 управления, и свободного доступа, даже для внешнего осмотра церкви, не было.

Территория до сих пор остается в ведении Медицинского Центра Управления Делами Президента РФ. Однако сам храм возвращен верующим, богослужения возобновлены с 2004 г. Службы проходят по выходным и на двунадесятые праздники, в остальное время в храм попасть нельзя.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  28 ноября 2016

«Знамение» иконы Божией Матери на Шереметевой дворе церковь (Романов переулок, дом № 2).

По старому преданию первую деревянную церковь поставил в этой местности Дружина Коптев в 1613 г. в честь восшествия на престол династии Романовых. В других источниках Знаменская церковь с приделами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского упоминается в 1625 г. как строение боярина Ивана Никитича Романова, брата патриарха Филарета и дяди царя Михаила Федоровича. И.Н. Романов владел обширным двором между Воздвиженкой и Никитской, который после смерти его сына боярина Никиты Ивановича в 1655 г. перешел в казну. Царь Алексей Михайлович в 1664 г. передал Романов двор в ведение Оружейной палаты «для пушечных и иных розных дел», а также для иконописного и «золотного и серебряного дела». При этом южная часть двора с церковью осталась в собственности государя, и в 1671 г. он пожаловал ее своему тестю К.П. Нарышкину, отцу царицы Натальи Кирилловны.

Во время кровавого стрелецкого бунта 1682 г., организованного царевной Софьей, закончившегося массовым истреблением членов нарышкинской фамилии, из всех сыновей Кирилла Полуэктовича уцелел лишь один – Лев Кириллович. При Петре I он стал одним из первых людей – главой Посольского приказа. Л.К. Нарышкин не только унаследовал Романов двор, но и, по мнению многих исследователей, сразу взялся за перестройку Знаменской церкви (1689–1691 гг.). По внешнему облику и декоративному оформлению белокаменной барочной резьбой церковь очень близка к архитектуре храма Покрова в Филях, выстроенного в подмосковной вотчине Л.К. Нарышкина. Однако ее основание – двусветный четверик на подклете, окруженный папертью на арках, с алтарной апсидой и двумя приделами – относится к более ранней традиции. Ярусные церкви под колокольней строились, как правило, в загородных усадьбах московской знати. Возможно, Знаменская церковь была единственной церковью-колокольней в центре Москвы. В 1722 г. указом Святейшего Синода домовому Знаменскому храму был дан статус приходского. Однако церковь оставалась во владении и на попечении Нарышкиных. В середине XVIII века Е.И. Нарышкина, внучка Льва Кирилловича, вышла замуж за графа К.Г. Разумовского, к которому и перешел старый Романов двор. Здесь Разумовский в 1782 г. построил роскошный дворец в стиле раннего классицизма (предполагается авторство В.И. Баженова), и церковь была соединена с ним каменным крытым переходом. В 1799 г. владение было приобретено графом Н.П. Шереметевым, отчего стало называться «Шереметевым двором». Его сын граф Дмитрий Николаевич значительно обновил церковь, разобрав, к сожалению, резной золоченый иконостас XVII века. 21 сентября 1847 г. церковь освятил митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В 1920-е гг. храм закрыли, после чего разрушили паперть и часть трапезной с главой, уничтожили декор первого этажа. При реставрации 1950-х годов церковное здание было частично восстановлено с целью устройства в нем столовой и кухни для больницы 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР. В 1991 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, но богослужение в нем возобновилось лишь в 2003 г.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-46.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  7 июля 2018

Великолепная архитектура храма вписала Знаменскую церковь в особую страницу истории русского искусства как яркий памятник нарышкинского барокко. На рубеже XVII–XVIII веков под условным термином «нарышкинское барокко» в Москве возник причудливый, полный грации стиль. Многие отечественные исследователи истории искусств отмечают, что этот стиль не подражает западному барокко и не копирует слепо образцов европейской архитектуры, а вполне уникален, самобытен и органично вписывается в традиции древнерусского зодчества, заимствуя у западных мастеров лишь некоторые, зачастую едва уловимые элементы декора. Иностранцы, равно как и россияне, знакомые с западноевропейскими образцами барокко, «нарышкинский стиль» воспринимали как исконно русское архитектурное явление.

Нарышкинское барокко — воплощение внутренней гармонии, мира, оно празднично, воздушно, отличается ажурной легкостью зданий, тогда как западное барокко динамично, неспокойно, стремится охватить пространство, открыть неожиданные ракурсы. Влияние западноевропейского барокко сказывается, прежде всего, в популярности округлых объемов, в интересе к центрическим планам, украшении храмов орнаментом, доселе невиданным на Руси. Нарышкинское барокко основано на контрасте двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора при использовании полихромных изразцов.

Для таких памятников характерны овальные или многоугольные окна, а также повышенная декоративность, следующая традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр.

Храмы в этом стиле появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших родственников Петра I по материнской линии. Наиболее талантливым воплотителем идей «нарышкинского барокко» со всем основанием следует считать Якова Бухвостова, крепостного мастера из Подмосковья, самородка-зодчего. На редкость одаренный и обладавший богатым воображением, он с необычайной легкостью создавал архитектурные шедевры, от которых и сегодня трудно оторвать взор.

Одним из самых прекрасных памятников нарышкинского барокко, несомненно, считается церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Романовом переулке. Подобно другим нарышкинским постройкам конца XVII века, церковь Знамения представляет собой тип храма-колокольни («иже под колоколы»).

Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете и окружен галереей-гульбищем. Три водруженных друг на друга восьмерика устремляются ввысь к небу, создавая легкий выразительный силуэт. Поражает великолепием белокаменное убранство Знаменской церкви, восхищает мастерство зодчих, создавших филигранный рисунок ажурных гребней парапетов и наличников окон с фигурными завершениями.

Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами — все это придает церкви сказочную легкость и затейливость «терема» с башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для нарышкинского барокко. И симметричная композиция зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне.

Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие. Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости, помогал обрести молитву.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы внесла свой вклад, чтобы сделать облик Москвы незабываемым, сказочно-прекрасным – местом, которым могут по праву гордиться жители, которым всегда восхищались и восхищаются иностранные путешественники и гости Первопрестольной.

К сожалению, интерьер церкви Знамения не сохранился, да и само здание претерпело некоторые изменения после закрытия в 1929 г. Советские руководители разместили в бывшем дворце «кремлевские» больницу и столовую. В 1930 г. были сломаны флигели усадьбы, и по улице вместо них и парадного двора выстроили уродливое здание для расширявшейся больницы. Кроме того, церковь пострадала во время Великой Отечественной войны (рядом с ней взорвалась авиационная бомба). И хотя ныне церковь Знамения Пресвятой Богородицы возвращена верующим, здание нуждается в проведении длительных реставрационных работ. Но этот труд того стоит! Согласитесь: сохранившийся храм красивее любого вновь выстроенного здания.

Восстановление былой красоты церкви Знамения Божией Матери становится тем более значимым, что находится храм в уникальном месте, где до сих пор царит дух живой, непрерывной истории, длящейся исторической традиции, где гораздо больше, чем подробные рассказы об архитектурных деталях, говорит сама атмосфера этих мест. Археологические раскопки в этих местах говорят о том, что именно здесь, в Романовом переулке мог находиться опричный двор царя Ивана Грозного. Как известно, вся Русь, в том числе и Москва в 1565 году была поделена на опричнину и земщину, и в свои опричные владения Иван Грозный забрал западную часть города, от впадения ручья Черторый в Москву-реку (примерно от Пречистенской набережной) до левой стороны Большой Никитской улицы. Сам царь поселился в новом дворце, построенном недалеко от реки Неглинной, то есть к востоку от будущей церкви Знамения. Как было на самом деле – покажут дальнейшие nисследования археологов: на сегодняшний день на заднем дворе факультета журналистики МГУ учеными обнаружена предполагаемая хозяйственная часть опричного двора Ивана Грозного.

Интересно отметить, что именно название церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе послужило основой для наименования нескольких московских улиц – Знаменки, а также Знаменских Большого и Малого переулков.

По материалам издания «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.