ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Полтава. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый).

Успенский собор


Полтава. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый)
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Петра и Павла, Илии Пророка, Михаила Архангела, Варвары великомученицы
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1748 и 1770. Восточные купола добавлены в 1780.
Год утраты:1934 (снесён)
Архитектор:С. Стабанский
Адрес:
Украина, Полтавская область, г. Полтава, на месте воссозданного собора

Координаты: 49.5821, 34.56751



Собор воссоздан на прежнем месте в прежнем виде в 1999-2004 годах



Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Внешний вид с северо-востока. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Внешний вид с северо-востока. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Внешний вид с северо-запада. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Внешний вид с северо-запада. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Фрагмент главного фасада, 1920-е г.г.<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фрагмент главного фасада, 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Почтовая фотооткрытка 1918 г.<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Почтовая фотооткрытка 1918 г.
Михаил Мещанинов
10 июня 1918
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1914
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Фото начала ХХ в.<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1905
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Собор и дом И. П. Котляревского. 1903 год<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Собор и дом И. П. Котляревского. 1903 год
Сергей Ковров
1903
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Рис. из журнала "Нива".<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1886
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Фото 1910-х гг.<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото 1910-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Фото начала ХХ века с сайта http://www.retroua.com/<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото начала ХХ века с сайта http://www.retroua.com/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), «Вид Успенского собора в Полтаве в 1804 г». Рисунок А. Кунавина, гравюра Г. Стадлера<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
«Вид Успенского собора в Полтаве в 1804 г». Рисунок А. Кунавина, гравюра Г. Стадлера
Елена Григорьева
1804



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   24 апреля 2018

В семидесятые годы с Корпусного сада было очень хорошо видно в конце перспективы Октябрьской улицы построенную в чудесном классическом стиле колокольню Успенского собора. Увы, наше послевоенное поколение уже не помнит расположенный рядом с колокольней Успенский кафедральный собор. Его взорвали в 1934 году. Храмы, надо отдать должное тогдашним властям, уничтожали по строго отработанному алгоритму, который предполагал вначале опись всего имущества храма специальной комиссией с последующей передачей ценной церковной утвари и икон различным музеям. И только после того как эта «делёжка» заканчивалась, в дело вступали взрывники. Да, да — именно взрывники, так как предки наши строили так добросовестно, что творения рук их могли бы стоять столетия. Бульдозером такое не сломаешь.

Ещё в петровские времена на Ивановой горе (сейчас это район Красной площади) находился деревянный Успенский собор с небольшой двухъярусной колокольней. По одной из легенд, в нем царь Петр I отслужил благодарственный молебен в честь победы в Полтавской битве. В Успенском соборе служил дьяком дед нашего великого земляка — И.П. Котляевского. В 1776 году по ветхости он был продан на снос в село Ивашки, что в 12 верстах от Полтавы, где из его материала была построена небольшая церковь.

Рядом с собором находилось кладбище, существовавшее до начала XIX ст. Район этот известен множеством археологических находок, многие из которых сейчас можно увидеть в краеведческом музее, а также системой подземных ходов, расположенных на глубине от 6 до 12 метров и относящихся, в большинстве своем, к XVII-XVIII ст.

В 1748 году полтавский полковник Андрей Горленко, который находился на этой должности до 1765 года, заключил договор с генерал-майором Иваном Хорватом, губернатором Новой Сербии, о строительстве в Полтаве нового каменного собора. Новой Сербией долгое время именовались земли, которые в 1764 году составили Новороссийскую губернию, а столицей ее с 1765 года был Кременчуг. Строить собор было поручено приглашенному из Новой Сербии архитектору Стефану Стабанскому. Строительство длилось довольно долго, до 1770 года, с небольшими перерывами по причине отсутствия средств и строительных материалов. Из книги В.Е. Бучневича «Записки о Полтаве и ее памятниках» можно узнать о стоимости строительных работ за период с 1754 по 1767 гг., которая была скрупулезно подсчитана и составила 8637 рублей и 25,5 копейки. Фактически собор строился полтавским полком, а все отчеты о ходе строительства поступали в полковую канцелярию и счетную комиссию.

Первоначально собор был трехкупольным и имел размеры 15 сажень в длину и 8 в ширину (примерно 30 на 17 м). В 1780 году было надстроено еще два купола над алтарной частью храма. Оригинальные архитектурные решения не позволяли полностью причислить его к определенному архитектурному стилю.

В.Е. Бучневич писал, что архитектура центральной части собора носила отпечатки римской архитектуры, а купола — греческой. Известный исследователь истории и культуры Михаил Яковлевич Рудинский, много лет проработавший директором нашего краеведческого музея и заложивший основы Полтавского художественного музея, в своей брошюре «Архитектурный облик Полтавы» писал: «Архитектура собора при его рассмотрении вблизи привлекает внимание скорее необычностью своих масс, чем их красотою. Общая строгость контуров, отсутствие теплоты при отделке стен и сухость в оформлении окон делают его при приближении холодным и чужим. Большая площадь и положение на высоком месте, благодаря чему он так четко рисуется на фоне неба, еще более углубляет это впечатление. Не будь двух задних бань — я назвал бы его костелом, безразличным к земле и застывшим в своем величии. В 1787 году во время своего пребывания в Полтаве собор посетила императрица Екатерина II.

Т.Г. Шевченко в 1845 году изобразил домик Котляревского и Успенский собор со стороны Подола. В 1847 году, в связи с переводом Полтавской архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву, он становится кафедральным.

Долгое время район, прилегающий к собору был центром города. Даже в начале XIX ст. в Полтаве была только одна мощеная булыжником улица — от собора до Сретенской церкви. Когда после образования Полтавской губернии в 1802 году решался вопрос о расположении губернских административных зданий, один из предложенных вариантов предполагал строительство губернских присутственных мест именно напротив собора.

Усилиями протопопа Иакима Яновского, а также стараниями и пожертвованиями колежских асессоров Александра Яшина и Ивана Пономарева в 1801 году было завершено строительство четырехъярусной колокольни, заложенной еще в 1774 году. Она была построена в классическом стиле и увенчана шпилем. В ее втором ярусе был установлен большой колокол с отлитыми на его боках изображениями Богоматери, апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Вес этого великана составлял 350 пудов. В нижней части этого колокола была надпись о том, что он подарен собору князем Василием Михайловичем Долгоруковым 25 января 1780 года. В память об этом выдающемся военном деятеле екатерининской эпохи в ризнице храма хранился портрет генерал-аншефа - кавалера всех российских орденов и вырезанные из дерева гербы князей Долгоруких. В третьем ярусе колокольни находился знаменитый колокол Кызыкермен, отлитый из пушек, захваченных у турок при штурме Кызыкерменской крепости. При отливке колокола на московском заводе М.Д. Финляндского в него для улучшения звучания было добавлено 27 пудов серебра, пожертвованных полтавским полковником Павлом Семеновичем Герциком, который вместе с Иваном Мазепой участвовал во взятии крепости Кызыкермен. Из-за возникшей трещины он был снят с колокольни и долгое время стоял на соборном кладбище. В 1890 году он был повторно перелит в Москве и служил до конца века. Сейчас колокол находится в краеведческом музее.

В Успенском соборе находились уникальные Евангелие издания 1628 и 1644 годов. После расширения в 1899 году вместимость собора достигла 10 тысяч человек.

Тяжелые испытания принес XX век... Когда большевики в феврале 1918 года защищали Полтаву от наступающих немцев, на соборе, который доминировал по высоте в этой части города, был установлен пулемет. Один из снарядов, выпущенных по городу, попал в стену алтаря, но не пробил ее насквозь, а некоторые из домов, расположенных на Соборной площади, были серьезно повреждены. Немцы, заняв город в марте, развернули на ней свою артиллерийскую батарею. Летом 1918 года архиерей Полтавский Феофан служил в соборе заупокойную литургию по казненному большевиками императору Николаю II, а несколько позже, в сентябре — по расстрелянным министрам Временного правительства Щегловитове, Коковцеве, Майорове, Маклакове и др. В феврале 1929 года депутаты полтавского городского совета «получили наказ от избирателей», в котором говорилось «Закрыть и превратить в культурные учреждения такие церкви: Воскресенскую, Собор, Сретенскую, Спасскую и все часовни...». Непонятно, как уцелела в этой атеистической мясорубке колокольня собора. Ходил даже слух о том, что якобы она выполняет роль некой геодезической привязки, без которой затруднено построение карты города...

http://www.museum.poltava.ua/Poltava/Sobor/Sobor.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 марта 2025

Планы Полтавы первой трети XVIII века фиксируют на стрелке мыса Городища (ныне «Красная площадь» (1992 г.), позднее - «Соборная») в зоне высочайшей композиционной активности главное городское сооружение – деревянный многоэтажный Успенский кафедральный собор, рядом – высокую двухъярусную колокольню.

В 1749 году вблизи деревянного храма, чуть дальше к югу от него, заложен каменный. Образцом правил собор полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Основателями были полтавский полковник Андрей Горленко, обозной Андрей Руновский, полковый судья Григорий Сахновский, военный товарищ Дмитрий Белуха и другие. Строил киевский "мурар" Стефан Стабанский (Степан Стобенский). Собор освящен в 1770 году. Он принадлежал к самым поздним образцам особого архитектурного типа городских и монастырских соборов XVII-XVIII веков, возникших на перекрестке влияний западного барокко и возрождения объемно-пространственных структур древнерусских каменных храмов.

В образе трехнефного шестистолпового, с трансептом, нартексом и хорами, первоначально трибанного, а с 1780 года – пятибанного собора доминировал массивный, слабо расчлененный основной объем, с которым контрастировали бани и изысканные фронтоны. Благодаря композиционному активному завершению собор играл выдающуюся роль в силуэте городского центра. Эта роль увеличилась, когда в течение 1774-1801 годов перед западным фасадом сооружена четырехъярусная каменная колокольня в стиле классицизма, увенчанная куполом с высоким шпилем.

Первоначально собор был пятипрестольным. Кроме главного престола Успения Богородицы, внизу было два престола – Петропавловский и Ильинский (этот последний ликвидирован в 1894 году); на хорах – Михайловский и Варваринский приделы (их сняли в 1869 году). Тогда же перестроена лестница на хоры, ризницу и пономарь. В интерьере царил большой четырехъярусный резной иконостас в стиле классицизма.

В 1899 собор расширен за счет западной пристройки, вместимость его достигла 10 000 человек (т.е. 5 тыс. кв.м). Кроме того, в течение XIX века сооружение претерпело еще некоторые перестройки: барочные двухъярусные бани с воротниками заменены на купола более спокойных полусферических очертаний с глухими фонариками.
В первой половине прошлого, 19 века территория обведена каменной изгородью с коваными железными решетками и двумя небольшими купольными часовнями с западной стороны по обе стороны колокольни.

Архитектурный ансамбль по оси двух главных улиц города – Александровской и Дворянской (ныне Октябрьской и Парижской Коммуны) визуально организовывал пространство городского интерьера. Выдающейся исторической реликвией соборного ансамбля был большой колокол, который назывался «Кизикермен» и был отлит в 1695 году на средства полтавского полковника Павла Герцика из пушек, захваченных у турок.

В 1845 собор вместе с домом И.П. Котляревского зарисовал Т.Г. Шевченко. В 1938 году он разрушен по указанию Полтавского обкома КП(б)У, сохранилась только колокольня, в которой сейчас размещена экспозиция по истории архитектуры Полтавы.

Литература: Рудынский М. «Архитектурное лицо Полтавы». -Полтава, 1919 г., с.20-21; Грановский А. «Полтавская епархия в её прошлом и настоящей».-Полтава, 1901 г., Вып. 1; «Памятная книга Полтавской губернии за 1865 год».-Полтава, 1865 г., с.105. Источник : Вечерский В. «Поминательник украинской архитектуры. – «Достопримечательности Украины, 1992 г., № 2-3, с.65-69.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.