ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Полтава. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны.


Полтава. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1764 и 1770. Перевезена в Полтаву из г. Ромны в 1908г..
Год утраты:1943 (сгорела при боевых действиях)
Адрес:
Пересечение ул. Владимира Козака и ул. Монастырской.

Координаты: 49.591049, 34.558158 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Храм незадолго до пожара. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Храм незадолго до пожара. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1942
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Храм незадолго до пожара. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Храм незадолго до пожара. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1942
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Храм незадолго до пожара. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Храм незадолго до пожара. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1942
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Покровская церковь (1770 г.) в г. Полтаве. Косяк южных дверей. Фотография С. Таранушенко, 1926 г. <br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Покровская церковь (1770 г.) в г. Полтаве. Косяк южных дверей. Фотография С. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Покровская церковь (1770 г.) в г. Полтаве. Косяк западных дверей. Фотография С. Таранушенко, 1926 г.<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Покровская церковь (1770 г.) в г. Полтаве. Косяк западных дверей. Фотография С. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Покровская церковь (1770 г.) в г. Полтаве.  Внешний вид с юго-запада. Фотография С. Таранушенко, 1926 г.<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Покровская церковь (1770 г.) в г. Полтаве. Внешний вид с юго-запада. Фотография С. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, В Полтаве. Фото с сайта http://orthodox-romny.at.ua/index/svjato_pokrovska_cerkva_m_romni/0-37<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
В Полтаве. Фото с сайта http://orthodox-romny.at.ua/index/svjato_pokrovska_cerkva_m_romni/0-37
Андрей Агафонов
1 января 1916
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, В Ромнах. Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
В Ромнах. Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1908
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Покровская церковь (1770 г.) в г. Ромны, Роменского уезда. Внешний вид с юго-востока. Фотография М. Макаренко, 1907 г.<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Покровская церковь (1770 г.) в г. Ромны, Роменского уезда. Внешний вид с юго-востока. Фотография М. Макаренко, 1907 г.
Елена Григорьева
1 июня 1907
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Покровская церковь (1770 г.) в г. Ромны, Роменского уезда. Внешний вид верхов. Фотография М. Макаренко, 1907 г.<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Покровская церковь (1770 г.) в г. Ромны, Роменского уезда. Внешний вид верхов. Фотография М. Макаренко, 1907 г.
Елена Григорьева
1 июня 1907
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Покровская церковь (1770 г.) в г. Ромны, Роменского уезда. Интерьер, фрагмент иконостаса. Фотография М. Макаренко, 1907 г.<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Покровская церковь (1770 г.) в г. Ромны, Роменского уезда. Интерьер, фрагмент иконостаса. Фотография М. Макаренко, 1907 г.
Елена Григорьева
1 июня 1907
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Интерьер бокового верха, фото Г. Павлуцкого, 1907 г.<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Интерьер бокового верха, фото Г. Павлуцкого, 1907 г.
Елена Григорьева
1 июня 1907
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
В Ромнах. Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, В Ромнах. Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
В Ромнах. Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из г. Ромны, Из частной коллекции Михаила Мещанинова. В Ромнах<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Из частной коллекции Михаила Мещанинова. В Ромнах
Михаил Мещанинов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Агафонов  26 июля 2015

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в городе Ромны течение 1764-1770 гг. на средства кошевого атамана Запорожской Сечи – Петра Калнышевского и одного из запорожских старшин Давида Черного, является одним из непревзойденных образцов классической средневековой деревянной архитектуры казацкого возрождения и поэтому естественно воспринимается как один из признаков духовного творчества украинского народа и непосредственно искреннего проявления безграничных глубин именно народного вкуса, который грациозно отобразился в простых, задушенных и вместе с тем изысканных, умело подобранных, изящных формах Покровской церкви. Крещатая у основания, пятиглава по количеству бань, построенное из отборного горового дуба, она по праву считается единственным в своем роде архитектурным произведением украинского Ренессанса как раз той поры, когда церковное строительство на Гетманщине достигло наибольшего своего развития, прерванного по ряду причин московскими властями под конец XVIII века.

Чрезвычайно тщательное и законченное в своих формах отделки как внешней части церкви, так и внутреннего убранства, а также оригинальный, строго выдержанный стиль резного орнамента по дереву указывает на то, что лучшие мастера того времени собраны Калнышевским по всей Украине и за ее пределами участвовали в строительстве и украшении храма. В течение 1827-1830 гг. храм претерпел капитальный ремонт, дубовые стендары заменено кирпичным фундаментом, обновлены старые устои, перемощена пол и перекрыты новым железом крышу.

Церковь стояла на углу улицы Покровской (ныне, временно, до возвращения исторического названия - Комсомольская), на склоне Покровской горы (название горы и улицы происходит от названия церкви) при въезде в город со стороны Засулье, ярко выделяясь как одна из главных архитектурных доминант города Ромны. При церкви были основаны приходская школа и больница. Больница содержалась за счет благотворителей, а школа еще и на средства родителей, которые лично договаривались с дьячком о плате за обучение своего ребенка. Больница действовала до сооружения в городе богадельни в 1826 году, а школа просуществовала до 1860-х гг. Подробное описание храма и его историю оставил для потомков известный краевед Роменщины Иван Курилов в своей уникальной книге «Роменская старина», которая вышла в свет в 1989 г.

Церковь научно исследовали в 1901 году археолог и культурный деятель Николай Макаренко, в 1905 году – Лев Падалка. Г. Макаренко в журнале «Искуство и художественная промышленность» опубликовал статью «На родине последнего гетмана Запорожского П.И. Калнышевского». Благодаря публикации Покровская церковь стала широко известной в научных кругах и среди общественности как выдающийся памятник архитектуры эпохи казацкого возрождения. Поэтому когда в 1907 году рядом с Покровской церковью построен одноименную каменную и встал вопрос о сносе деревянной, М. Макаренко подключил к решению проблемы сохранения церкви Калнышевского и императорскую археологическую комиссию, которая приняла решение о необходимости сохранения памятника

Благодаря содействию архиепископа полтавского Иоанна и основанного им церковного музея принято решение о переносе церкви в Полтаву. В 1907 году ее повторно исследовал М. Макаренко, а знаменитый архитектор-реставратор П. Покрышкин выполнил дополнительные архитектурно-археологические обмеры памятника. В 1908 году стараниями Полтавского церковно-археологического комитета храм был разобран, перевезен из Ромны в Полтаву и собран на новом месте – в пределах усадьбы-резиденции архиепископа (теперь ул. В. Козака и Монастырской). Это первый в Украине пример научной музеефикации памятника народной деревянной архитектуры.

Покровская церковь сложена из дубовых брусьев, по плану принадлежала крещатых с неустановленным центром самых развитых типов деревянных казачьих храмов, имели высоту стен, равную высоте верхов сооружения. Срубы стен имели заметное сужение кверху, вместе с двозаломнимы верхами создавали так называемую телескопическую перспективу. Гладь корпуса срубов стен оживляли лишь оконные проемы. Завершала здание грациозная живописная группа верхов. С большим мастерством найдено гармоничное соотношение массы стен и массы верхов, с их торжественной динамикой. Внутренняя высота центрального участка составляла 25,5 м, боковых 21 м. Рукава пространственного креста сочетались с центром широкими просветами 11-метровой высоты, благодаря чему образовался единое внутреннее пространство, над которым стремительно поднимались к небу иллюзорно невесомую 5 верхов.

Отдельное место среди украшений церкви занимал умело вырезанный и мастерски орнаментированный надпись на косяках главных (западных) дверей: «... сооружений Храм сей во имя покрова Богоматери, на средства и старанием войск Запорожских кошевого благородного Господина Петра Калнышевского и Давида Черного в лето от создания мира 7272 от воплощения Бога слова 1764 г.» (указан год начала строительства храма). О высокой степени развития казацкого резьбы в II пол. XVIII ст. свидетельствует также и замечательный орнамент на боковых дверях церкви. Интерьер памятника был подчеркнуто аскетичным, рассчитанным на резкий контраст с пышным четырёхъярусным резным позолоченным иконостасом, выполненным осташковским резчиком Сысоем Шалматовым. По определению М. Драгана, это один из самых интересных иконостасов времен рококо. В его составе – уникальные царские врата, что имели икону «Благовещение», обрамленную необычайно богатыми и разнообразными архитектурными мотивами, а внизу – три большие медальона с рисованными композициями. В состав иконостаса входила также круглая деревянная полихромная скульптура барочного характера, выполнена «в народном стиле»: 4 фигуры размещались на резных консолях выше икон. По Л. Падалкой, это были 4 евангелисты, за М. Макаренко – первосвященники Захария и Аарон, Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
Посредине иконостаса - искусно вырезана стилизованная рельефная картина укрепленного Ромену со стенами и башнями. Внутреннее убранство церкви является одним из лучших образцов резьбы в украинском национальном стиле.

Покровскую церковь в Полтаве зарисовал живописец и архитектор Афанасий Сластен, в 1920-х гг. исследовал искусствовед, исследователь деревянной архитектуры Украины Стефан Таранушенко. Древний уникальный памятник истории и архитектуры сгорел в 1943 году.

В 1991 г. в Ромни у подножия некогда существовавшей Покровской церкви местным скульптором и народным умельцем Николаем Колесовим установлен памятный знак П. Калнышевскому. Большая часть фундамента бывшего Покровского храма сейчас частично занята частным жилым зданием. Отдельные культовые вещи и православные издания из Покровской церкви находятся ныне в фондах Государственного историко-культурного заповедника «Посулье».

http://orthodox-romny.at.ua/index/svjato_pokrovska_cerkva_m_romni/0-37


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 апреля 2017

Покровская церковь при архиерейском доме построена в 1764-1770 гг. в г. Ромны последним кошевым Запорожской Сечи Петром Калнышевским и Давидом Черным, о чем свидетельствовала резная надпись на перекладине западных дверей. От имени заказчиков надзор за строительством осуществлял роменский житель В. Кривошея. Стояла на Полтавской улице, на склоне Покровской горы при въезде в город со стороны Засулля, была одной из главных архитектурных доминант Ромен. В нач. 20 в. рядом была построена одноименная каменная церковь, а деревянная достопримечательность подлежала сносу, ее исследовали в 1901 Н.А. Макаренко, в 1905 году. - Л. Падалка. Благодаря публикации М. Макаренко в журнале "Искусство и художественная промышленность", Покровская церковь, как выдающийся памятник деревянной монументальной архитектуры эпохи украинского возрождения, стала широко известной. Императорская археологическая комиссия приняла решение о необходимости ее сохранения. Благодаря содействию полтавского архиепископа Иоанна и основанного им церковного музея принято решение о переносе церкви в Полтаву.

В 1907 г. ее повторно исследовал М.А. Макаренко, архитектор-реставратор П.П. Покрышкин выполнил точные архитектурно-археологические обмеры. В 1908 г. стараниями Полтавского церковно-археологического комитета Покровская церковь была разобрана, перевезена из Ромен в Полтаву и собрана на новом месте - в пределах усадьбы резиденции архиепископа, на углу ул. Архиерейской и Монастырской (теперь ул. В. Козака и Монастырской). Это был первый в Украине пример научной музеефикации памятника народной архитектуры.

Покровская церковь была составлена из дубовых брусьев, по плану принадлежала к крещатым с невыделенным центром храмов, с гранеными ветвями пространственного креста. Срубы стен имели заметное сужение кверху, что вместе с двузаломнымы куполами создавало так называемую телескопическую перспективу. Завершала здание живописная группа куполов. С большим мастерством найдено гармоничное соотношение массы стен и массы куполов с их торжественной динамикой. Внутренняя высота центрального участка составляла 25,5 м, боковых - 21 м. Рукава пространственного креста сочетались с центром широкими просветами 11-метровой высоты, благодаря чему образовался единое внутреннее пространство, над которым "парили" иллюзорно невесомые 5 куполов. Интерьер памятника был подчеркнуто аскетичным, рассчитанным на резкий контраст с пышным 4-ярусным резным позолоченным иконостасом рокайлевого характера, выполненным резчиком Сысоем Шалматовым. В составе иконостаса были уникальные царские врата, круглая деревянная полихромная скульптура барочного характера.

Во время Великой Отечественной войны церковь сгорела.

Полтавщина: Энциклопедический справочник (под ред. А.В. Кудрицького.- К .: УЭ, 1992). Стр. 686-687


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 июня 2022

Сгорела в 1943 г. в период оккупации. В Полтаве, куда перенесена в начале XX в. надзор за строительством осуществлял житель Ромен В. Кривошея. В стиле украинского барокко.

Стройное, крешатое в плане здание с гранеными раменами, образованными сечением двух прямоугольников. Наву венчает Высшая, а боковые рамена несколько ниже барочные бани на световых восьмериках.

Источник: Слободян В. «Шедевры украинской сакральной деревянной архитектуры». – «Вестник института Укрзападпроектреставрация», 1996 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 июня 2022

Иконостас Роменской деревянной церкви, перенесенной в дореволюционные годы из г. Ромны в Полтаву и разрушенной фашистской бомбой в Великую Отечественную войну, был выполнен в XVIII в. мастером Сысоем Шалматовым. Этот иконостас примечателен, в частности, тем, что в его центре изображена укрепленная часть города Ромны со стенами и башнями.

Mусієнко П. «З далекого минулого». – «Мистецтво» № l, 1962 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 июня 2022

Влияние архитектуры Киево-Печерской Лавры особенно ярко отразилось в одном из самых выдающихся памятников украинской деревянной архитектуры – церкви Покрова в Ромнах.

Построенная по такому же плану, как и церковь в Ходорове, своей общей композицией и стройными, изысканными пропорциями она похожа на известные каменные церкви – над экономическими воротами в Киево-Печерской лавре и в Юрьевском Выдубицком монастыре. В Роменской деревянной и Юрьевской каменной церквях одинаковое соотношение корпуса и группы бань, ширины и высоты всего строения и удивительно стройные формы.

Благодаря тому, что центральный квадрат плана роменской церкви имеет размеры, одинаковые с шириной боковых шестигранных ответвлений креста, корпус строения воспринимается как компактный объём с динамичными членениями, завершенный пятью стройными двухъярусными куполами. В этом интересном сооружении удачнее всего использованы творческие достижения мастеров народной деревянной архитектуры Приднепровья.

Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 июня 2022

С Ромнами связан всемирно известный деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1764-1770 г.г. на средства Петра Калнышевского – последнего Запорожского Кошевого. Калнышевский был родом из окрестностей Ромен – села Пустовойтовки, где тоже построил в 1773 г. Троицкую церковь. Кроме того, он сделал богатые вклады в храмы гаптоваными ризами и ювелирными изделиями – окладами на иконах, дарохранительницами и евангелиями. Эти образования характеризуются теми же чертами стиля украинского барокко, что и монументальная архитектура и иконостасы. Можно думать, что в области деревянного строительства и искусства Ромны были центром местной школы, это особенно заметно в области архитектуры. В храме в с. Левченках мастер особенно удачно ставит три граненые в плане бани, которые имеют по два залома. Основные объемы очень высоки - венчание едва равно их половине, из-за того массы обнаруживают сильное движение вверх. Пространство бань связано большими двухъярусными фигурными арками - вырезами, в композиции которых так же доминируют вертикальные размеры.

Строители церквей в Артюховке и Пустовойтовке подготовили почву для творчества гениального строителя Покровской церкви. Тому, кто не видел её до гибели во время пожара 1943 г., трудно представить себе совершенство форм этой церкви, чистоту композиции и классическое равновесие масс. Здесь нашли воплощение самые высокие достижения в области строительства. К центральной квадратной в плане бане были накрест плотно поставлены четыре чуть ниже. Каждая из них состояла из основного, очень высокого объема, увенчанного баней с двумя заломами. Внешне переход в заломах образовывала характерная барочная кровля грушевидной формы. Линии граней срубов неудержимо несутся вверх, останавливаясь на мгновение в мягких очертаниях кровли первого залома, чтобы, словно после недолгого раздумья, вновь устремиться вверх в линиях первого подбанника, еще раз задержаться на короткое мгновение в кровле второго залома и выпрямиться в гранях последнего подбанника, а дальше сойтись в линиях шишака. Пропорции отдельных составных частей и масс сооружения в целом найдены безупречно, с большой художественной логике, аналогии которой нет разве что в суровых законах контрапункта в музыке. Центричная композиция сооружения заставила строителя равноценно решить архитектуру фасадов и трёх входов. Небольшая дверь, с наискось срезанными углами, оформлена довольно широким косяком с резным растительным орнаментом стилизованного Бегунца и дубовых листьев. Умеренная величина косяков, невысокая рельефная резьба очень хорошо подходили к глухим плоскостям сруба.

Через какие бы двери ни зайти в храм, уже с первого взгляда открываются все бани, объединенные арками - вырезами, высотой до парусов. Одинаковые размерами и конструкцией, они образуют чрезвычайно гармоничное единое пространство. Высота сооружения кажется значительно большей, потому что бани с заломами и стены сделаны с наклоном внутрь, согласно законам оптического восприятия предметов в пространстве. Поэтому абсолютная, двадцати шести метровая высота бани воспринималась как тридцати пяти метровая.

Исключительно оригинальный иконостас занимал всю ширину храма в пределах стен боковых бань, параллельных иконостасной. Чтобы усилить игру света и сохранить правильные пропорции икон, мастер взламывает иконостас в плане, подобно тому, как это сделано в козелецкой или Ильинской церкви в Чернигове. На стилистическую близость к этим храмам указывают характер рокайловой резьбы, вполне «козелецкие» по типу витые колонки и изобилие рельефной сюжетной резьбы. Нет сомнения, что такой замысел не только возник под влиянием иконостаса в Козельце, но и выполнен одними и теми же руками. По центру иконостаса через все ярусы проходило широкое поле, являясь его композиционной вертикальной осью. В пределах трех средних полей первого яруса, почти шести метровой высоты, вместе с пределою содержались царские врата, а в боковых – наместные иконы с избранными сюжетами над ними и под ними, на приделе.

Эстетические предпочтения мастера лежат целиком в сфере принципов барокко. Поэтому в композиции иконостаса он все время накапливает отдельные элементы, переплетает их или ритмично повторяет через определенный интервал или же, наоборот, сгущает или разжижает. Он охотно противопоставляет причудливо очерченные формы спокойным, покручено-рельефные – деталям с ровными плоскостями и архитектурными формами.

В композиции царских врат нижнюю часть цоколя до карниза занимали три разновеликие фигурные картуши в рокайлевых орнаментах, что причудливо изгибались, словно золотое пламя, охватывая медальоны - картуши. Архитектурное завершение нижней части врат постепенно переходило в формы сооружения, где в интерьере помещено «Благовещение». Волнисто-напряженное движение рокайлевых завитков продолжали динамичные позы архангела и Богоматери, одежды которых (равно как и завесы позади них) будто обвевает порыв ветра. Беспокойное движение складок вскакивал завитками огромного верхнего картуша. Крайние элементы его завершались статуями святых. Наконец, вся композиция врат была увенчана рельефом украинской пятибанной церкви. Композиции сделаны барельефом в дереве и позолоченные.

Скульптуры выполнены с большим мастерством, фигуры удлиненных пропорций изображены в самых разнообразных позах, – начиная со спокойных у пророков и заканчивая сильно проявленным движением у Вседержителя. Маленькие головы, изысканные позы фигур иконостаса стилистически связаны с рельефами на Евангелии, которое передал Калнышевский в храм его родного села Пустовойтовка. Хотя стиль орнаментов барочный, но элементы, из которых он состоит, не рокайлевый, они представляют собой стилизованный акант, что произрастает большими ветвями из нижнего картуша с донаторской надписью и, извиваясь, окутывает медальоны с евангелистами и распятием в центре. Мастер с большой любовью и усердием чеканит не только фигуры или орнаменты, но и архитектурный пейзаж внизу распятия. Там можно увидеть высокую стену, окружающую город с большими воротами и башней над ней. Из-за оборонительных стен виден дворец с галереей на втором этаже, небольшие дома, покрытые тесом, и несколько церквей с колокольнями. Они увенчаны двухъярусными барочными верхами. Даже гонту мастер не забывает отчеканить на их кровле. Итак, художника увлекал не религиозный сюжет, а декоративная красота, жизненные подробности, и он старался передать их как можно точнее.

До Покровской церкви в 1769 г. была сделана... «гробница на средства жителем роменским Иваном Слипенченко с женой своей Екатериной». Она важна тем, что в художественных образах ее воплощены вкусы не только заказчиков или ювелиров - профессионалов, но и обычных жителей Ромен, что не имели титулов и званий. Сейчас эта дарохранительница хранится в Вознесенской церкви. Она решена как архитектурное сооружение, на ее рогах, во всех трех ярусах, помещены фигурки ангелов и избранных святых. В нижней части с четырех сторон размещены рельефы – «Моление о чаше», «Надругательство», «Снятие с креста» и «Воскресение» – главные моменты страстного цикла. Каждый из них решен как жанровая сцена свободной композиции. Техника чеканки свидетельствует о великом мастерстве ювелира. В дарохранительницу в орнаментах наряду с растительными элементами используются и рокайлевые. Мастер так полюбил их, что в отдельных сценах, вместо архитектурного или пейзажного фона, прихотливо компоновал рокайлевые завитки. Даже в «Молении о чаше» деревья и горы вырастают из завитков ракушек.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.