С Ромнами связан всемирно известный деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1764-1770 г.г. на средства Петра Калнышевского – последнего Запорожского Кошевого. Калнышевский был родом из окрестностей Ромен – села Пустовойтовки, где тоже построил в 1773 г. Троицкую церковь. Кроме того, он сделал богатые вклады в храмы гаптоваными ризами и ювелирными изделиями – окладами на иконах, дарохранительницами и евангелиями. Эти образования характеризуются теми же чертами стиля украинского барокко, что и монументальная архитектура и иконостасы. Можно думать, что в области деревянного строительства и искусства Ромны были центром местной школы, это особенно заметно в области архитектуры. В храме в с. Левченках мастер особенно удачно ставит три граненые в плане бани, которые имеют по два залома. Основные объемы очень высоки - венчание едва равно их половине, из-за того массы обнаруживают сильное движение вверх. Пространство бань связано большими двухъярусными фигурными арками - вырезами, в композиции которых так же доминируют вертикальные размеры.
Строители церквей в Артюховке и Пустовойтовке подготовили почву для творчества гениального строителя Покровской церкви. Тому, кто не видел её до гибели во время пожара 1943 г., трудно представить себе совершенство форм этой церкви, чистоту композиции и классическое равновесие масс. Здесь нашли воплощение самые высокие достижения в области строительства. К центральной квадратной в плане бане были накрест плотно поставлены четыре чуть ниже. Каждая из них состояла из основного, очень высокого объема, увенчанного баней с двумя заломами. Внешне переход в заломах образовывала характерная барочная кровля грушевидной формы. Линии граней срубов неудержимо несутся вверх, останавливаясь на мгновение в мягких очертаниях кровли первого залома, чтобы, словно после недолгого раздумья, вновь устремиться вверх в линиях первого подбанника, еще раз задержаться на короткое мгновение в кровле второго залома и выпрямиться в гранях последнего подбанника, а дальше сойтись в линиях шишака. Пропорции отдельных составных частей и масс сооружения в целом найдены безупречно, с большой художественной логике, аналогии которой нет разве что в суровых законах контрапункта в музыке. Центричная композиция сооружения заставила строителя равноценно решить архитектуру фасадов и трёх входов. Небольшая дверь, с наискось срезанными углами, оформлена довольно широким косяком с резным растительным орнаментом стилизованного Бегунца и дубовых листьев. Умеренная величина косяков, невысокая рельефная резьба очень хорошо подходили к глухим плоскостям сруба.
Через какие бы двери ни зайти в храм, уже с первого взгляда открываются все бани, объединенные арками - вырезами, высотой до парусов. Одинаковые размерами и конструкцией, они образуют чрезвычайно гармоничное единое пространство. Высота сооружения кажется значительно большей, потому что бани с заломами и стены сделаны с наклоном внутрь, согласно законам оптического восприятия предметов в пространстве. Поэтому абсолютная, двадцати шести метровая высота бани воспринималась как тридцати пяти метровая.
Исключительно оригинальный иконостас занимал всю ширину храма в пределах стен боковых бань, параллельных иконостасной. Чтобы усилить игру света и сохранить правильные пропорции икон, мастер взламывает иконостас в плане, подобно тому, как это сделано в козелецкой или Ильинской церкви в Чернигове. На стилистическую близость к этим храмам указывают характер рокайловой резьбы, вполне «козелецкие» по типу витые колонки и изобилие рельефной сюжетной резьбы. Нет сомнения, что такой замысел не только возник под влиянием иконостаса в Козельце, но и выполнен одними и теми же руками. По центру иконостаса через все ярусы проходило широкое поле, являясь его композиционной вертикальной осью. В пределах трех средних полей первого яруса, почти шести метровой высоты, вместе с пределою содержались царские врата, а в боковых – наместные иконы с избранными сюжетами над ними и под ними, на приделе.
Эстетические предпочтения мастера лежат целиком в сфере принципов барокко. Поэтому в композиции иконостаса он все время накапливает отдельные элементы, переплетает их или ритмично повторяет через определенный интервал или же, наоборот, сгущает или разжижает. Он охотно противопоставляет причудливо очерченные формы спокойным, покручено-рельефные – деталям с ровными плоскостями и архитектурными формами.
В композиции царских врат нижнюю часть цоколя до карниза занимали три разновеликие фигурные картуши в рокайлевых орнаментах, что причудливо изгибались, словно золотое пламя, охватывая медальоны - картуши. Архитектурное завершение нижней части врат постепенно переходило в формы сооружения, где в интерьере помещено «Благовещение». Волнисто-напряженное движение рокайлевых завитков продолжали динамичные позы архангела и Богоматери, одежды которых (равно как и завесы позади них) будто обвевает порыв ветра. Беспокойное движение складок вскакивал завитками огромного верхнего картуша. Крайние элементы его завершались статуями святых. Наконец, вся композиция врат была увенчана рельефом украинской пятибанной церкви. Композиции сделаны барельефом в дереве и позолоченные.
Скульптуры выполнены с большим мастерством, фигуры удлиненных пропорций изображены в самых разнообразных позах, – начиная со спокойных у пророков и заканчивая сильно проявленным движением у Вседержителя. Маленькие головы, изысканные позы фигур иконостаса стилистически связаны с рельефами на Евангелии, которое передал Калнышевский в храм его родного села Пустовойтовка. Хотя стиль орнаментов барочный, но элементы, из которых он состоит, не рокайлевый, они представляют собой стилизованный акант, что произрастает большими ветвями из нижнего картуша с донаторской надписью и, извиваясь, окутывает медальоны с евангелистами и распятием в центре. Мастер с большой любовью и усердием чеканит не только фигуры или орнаменты, но и архитектурный пейзаж внизу распятия. Там можно увидеть высокую стену, окружающую город с большими воротами и башней над ней. Из-за оборонительных стен виден дворец с галереей на втором этаже, небольшие дома, покрытые тесом, и несколько церквей с колокольнями. Они увенчаны двухъярусными барочными верхами. Даже гонту мастер не забывает отчеканить на их кровле. Итак, художника увлекал не религиозный сюжет, а декоративная красота, жизненные подробности, и он старался передать их как можно точнее.
До Покровской церкви в 1769 г. была сделана... «гробница на средства жителем роменским Иваном Слипенченко с женой своей Екатериной». Она важна тем, что в художественных образах ее воплощены вкусы не только заказчиков или ювелиров - профессионалов, но и обычных жителей Ромен, что не имели титулов и званий. Сейчас эта дарохранительница хранится в Вознесенской церкви. Она решена как архитектурное сооружение, на ее рогах, во всех трех ярусах, помещены фигурки ангелов и избранных святых. В нижней части с четырех сторон размещены рельефы – «Моление о чаше», «Надругательство», «Снятие с креста» и «Воскресение» – главные моменты страстного цикла. Каждый из них решен как жанровая сцена свободной композиции. Техника чеканки свидетельствует о великом мастерстве ювелира. В дарохранительницу в орнаментах наряду с растительными элементами используются и рокайлевые. Мастер так полюбил их, что в отдельных сценах, вместо архитектурного или пейзажного фона, прихотливо компоновал рокайлевые завитки. Даже в «Молении о чаше» деревья и горы вырастают из завитков ракушек.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.