Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в городе Ромны течение 1764-1770 гг. на средства кошевого атамана Запорожской Сечи – Петра Калнышевского и одного из запорожских старшин Давида Черного, является одним из непревзойденных образцов классической средневековой деревянной архитектуры казацкого возрождения и поэтому естественно воспринимается как один из признаков духовного творчества украинского народа и непосредственно искреннего проявления безграничных глубин именно народного вкуса, который грациозно отобразился в простых, задушенных и вместе с тем изысканных, умело подобранных, изящных формах Покровской церкви. Крещатая у основания, пятиглава по количеству бань, построенное из отборного горового дуба, она по праву считается единственным в своем роде архитектурным произведением украинского Ренессанса как раз той поры, когда церковное строительство на Гетманщине достигло наибольшего своего развития, прерванного по ряду причин московскими властями под конец XVIII века.
Чрезвычайно тщательное и законченное в своих формах отделки как внешней части церкви, так и внутреннего убранства, а также оригинальный, строго выдержанный стиль резного орнамента по дереву указывает на то, что лучшие мастера того времени собраны Калнышевским по всей Украине и за ее пределами участвовали в строительстве и украшении храма. В течение 1827-1830 гг. храм претерпел капитальный ремонт, дубовые стендары заменено кирпичным фундаментом, обновлены старые устои, перемощена пол и перекрыты новым железом крышу.
Церковь стояла на углу улицы Покровской (ныне, временно, до возвращения исторического названия - Комсомольская), на склоне Покровской горы (название горы и улицы происходит от названия церкви) при въезде в город со стороны Засулье, ярко выделяясь как одна из главных архитектурных доминант города Ромны. При церкви были основаны приходская школа и больница. Больница содержалась за счет благотворителей, а школа еще и на средства родителей, которые лично договаривались с дьячком о плате за обучение своего ребенка. Больница действовала до сооружения в городе богадельни в 1826 году, а школа просуществовала до 1860-х гг. Подробное описание храма и его историю оставил для потомков известный краевед Роменщины Иван Курилов в своей уникальной книге «Роменская старина», которая вышла в свет в 1989 г.
Церковь научно исследовали в 1901 году археолог и культурный деятель Николай Макаренко, в 1905 году – Лев Падалка. Г. Макаренко в журнале «Искуство и художественная промышленность» опубликовал статью «На родине последнего гетмана Запорожского П.И. Калнышевского». Благодаря публикации Покровская церковь стала широко известной в научных кругах и среди общественности как выдающийся памятник архитектуры эпохи казацкого возрождения. Поэтому когда в 1907 году рядом с Покровской церковью построен одноименную каменную и встал вопрос о сносе деревянной, М. Макаренко подключил к решению проблемы сохранения церкви Калнышевского и императорскую археологическую комиссию, которая приняла решение о необходимости сохранения памятника
Благодаря содействию архиепископа полтавского Иоанна и основанного им церковного музея принято решение о переносе церкви в Полтаву. В 1907 году ее повторно исследовал М. Макаренко, а знаменитый архитектор-реставратор П. Покрышкин выполнил дополнительные архитектурно-археологические обмеры памятника. В 1908 году стараниями Полтавского церковно-археологического комитета храм был разобран, перевезен из Ромны в Полтаву и собран на новом месте – в пределах усадьбы-резиденции архиепископа (теперь ул. В. Козака и Монастырской). Это первый в Украине пример научной музеефикации памятника народной деревянной архитектуры.
Покровская церковь сложена из дубовых брусьев, по плану принадлежала крещатых с неустановленным центром самых развитых типов деревянных казачьих храмов, имели высоту стен, равную высоте верхов сооружения. Срубы стен имели заметное сужение кверху, вместе с двозаломнимы верхами создавали так называемую телескопическую перспективу. Гладь корпуса срубов стен оживляли лишь оконные проемы. Завершала здание грациозная живописная группа верхов. С большим мастерством найдено гармоничное соотношение массы стен и массы верхов, с их торжественной динамикой. Внутренняя высота центрального участка составляла 25,5 м, боковых 21 м. Рукава пространственного креста сочетались с центром широкими просветами 11-метровой высоты, благодаря чему образовался единое внутреннее пространство, над которым стремительно поднимались к небу иллюзорно невесомую 5 верхов.
Отдельное место среди украшений церкви занимал умело вырезанный и мастерски орнаментированный надпись на косяках главных (западных) дверей: «... сооружений Храм сей во имя покрова Богоматери, на средства и старанием войск Запорожских кошевого благородного Господина Петра Калнышевского и Давида Черного в лето от создания мира 7272 от воплощения Бога слова 1764 г.» (указан год начала строительства храма). О высокой степени развития казацкого резьбы в II пол. XVIII ст. свидетельствует также и замечательный орнамент на боковых дверях церкви. Интерьер памятника был подчеркнуто аскетичным, рассчитанным на резкий контраст с пышным четырёхъярусным резным позолоченным иконостасом, выполненным осташковским резчиком Сысоем Шалматовым. По определению М. Драгана, это один из самых интересных иконостасов времен рококо. В его составе – уникальные царские врата, что имели икону «Благовещение», обрамленную необычайно богатыми и разнообразными архитектурными мотивами, а внизу – три большие медальона с рисованными композициями. В состав иконостаса входила также круглая деревянная полихромная скульптура барочного характера, выполнена «в народном стиле»: 4 фигуры размещались на резных консолях выше икон. По Л. Падалкой, это были 4 евангелисты, за М. Макаренко – первосвященники Захария и Аарон, Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
Посредине иконостаса - искусно вырезана стилизованная рельефная картина укрепленного Ромену со стенами и башнями. Внутреннее убранство церкви является одним из лучших образцов резьбы в украинском национальном стиле.
Покровскую церковь в Полтаве зарисовал живописец и архитектор Афанасий Сластен, в 1920-х гг. исследовал искусствовед, исследователь деревянной архитектуры Украины Стефан Таранушенко. Древний уникальный памятник истории и архитектуры сгорел в 1943 году.
В 1991 г. в Ромни у подножия некогда существовавшей Покровской церкви местным скульптором и народным умельцем Николаем Колесовим установлен памятный знак П. Калнышевскому. Большая часть фундамента бывшего Покровского храма сейчас частично занята частным жилым зданием. Отдельные культовые вещи и православные издания из Покровской церкви находятся ныне в фондах Государственного историко-культурного заповедника «Посулье».
http://orthodox-romny.at.ua/index/svjato_pokrovska_cerkva_m_romni/0-37