ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженский собор


Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня
Собор. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:Между 1689 и 1709.
Адрес:
Украина, г. Полтава, ул. Паисия Величковского, 2а

Координаты: 49.595535, 34.576855





Сортировка:

Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, , Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Сергей Ковров
16 сентября 2018
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, , Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
6 декабря 2009
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, , Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
6 декабря 2009
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, , Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
6 декабря 2009
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, , Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Сергей Ковров
21 сентября 2010
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, , Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Сергей Ковров
16 сентября 2018
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, , Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Сергей Ковров
16 сентября 2018
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Иконостас<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Иконостас
Сергей Ковров
16 сентября 2018
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Иконостас<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Иконостас
Сергей Ковров
16 сентября 2018
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de <br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 октября 1941
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de <br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
6 сентября 1941
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского, 1932 г.<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Внешний вид с севера. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Внешний вид с севера. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Внешний вид с севера. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Внешний вид с севера. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Детали центрального участка. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
 <br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Детали центрального участка. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Детали центрального участка. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Детали центрального участка. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Внешний вид бань, вид с колокольни. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Внешний вид бань, вид с колокольни. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Фрагмент фасада, верхний ярус. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фрагмент фасада, верхний ярус. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Фрагмент фасада. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фрагмент фасада. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Апсида. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Апсида. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Детали фасада, вход. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Детали фасада, вход. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Завершение иконостаса. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Завершение иконостаса. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Иконостас. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Иконостас. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Иконостас. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Иконостас. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Крестовоздвиженский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня, Иконостас<br>, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Иконостас
Сергей Ковров



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


V.Petrovich  2 апреля 2010

Монастырский семикупольный Крестовоздвиженский собор считается одним из лучших образцов украинского барокко. Это единственный в Украине семиглавый храм в этом стиле, который сохранился до наших дней. Возведен в 1689-1709 годах. В плане трехнефный, с шестью опорными столбами, несущими систему сводов и семь куполов: пять расположены над трехнефным объемом (один - в центре и четыре - на ветвях креста, образованного главными продольным и поперечным нефами), два венчают башни над притвором. Собор не имеет главного фасада, три его стороны одинаковы с точки зрения архитектуры. Длина храма 30 м, высота до зенита купола в интерьере 28 м, площадь 366 кв. м. Внутреннее оформление собора создавали во второй половине XVIII века.

Первый иконостас собора выполнял известный мастер XVIII в. Василий Реклинский. А второй — четырехъярусный, резной, из липы, позолоченный, в стиле барокко — выполнил в 1772 году русский и украинский резчик-предприниматель, выходец из русского города Осташкова Сисой Зотович Шалматов. С 1752 года он поселился в городке Ахтырке на Сумщине, открыл там свою мастерскую и вместе с своими помощниками-подмастерьями изготовил замечательные резные иконостасы для ряда соборов Курска, Воронежа и Украины, в том числе для Лубенского Мгарского монастыря (1762–1765 гг.), для Лохвицкого собора (1765–1770 гг.), резной иконостас и статуи для Покровской церкви в Ромнах (1768–1773 гг.), сооруженной по заказу последнего гетмана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Эта церковь в начале XX в. была перенесена в Полтаву и сожжена в годы ВОВ. А замечательный иконостас собора Крестовоздвиженского монастыря был уничтожен в 1933 году.

В 1992 году собор был возвращен церкви. В 1999 году на добровольные пожертвования верующих приступили к возрождению уникального иконостаса,которое на сегодняшний день завершено.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 февраля 2019

Каменный, трехнефный, шестистолпный, с одной граненой апсидой и венчающими его семью куполами. В постановке куполов сочетается традиционное украинское пятиглавие (главы расположены по осям) с двумя башнями-главами на западном фасаде, характерными для некоторых древнерусских памятников. Поперечный неф и башни отмечены на фасадах слегка выступающими ризалитами. По горизонтали здание делится узким карнизом. Угловые пилястры расчленены на три яруса тягами. Разнообразием форм отличаются оконные проемы, рисунок наличников, ниш и порталов на северном, южном и западном фасадах. В решении интерьера сочетаются приёмы высотного и глубинного раскрытия пространства. В 1950-1953 гг. была осуществлена консервация памятника, с 1981 г. ведутся реставрационные работы.

Памятник - единственное сохранившееся до наших дней на Украине семиглавое культовое сооружение, представляет собой образец украинского барокко.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua3/pamyatniki_ua3_607.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 декабря 2021

Основная архитектурная достопримечательность, жемчужина женского Крестовоздвиженского монастыря - Свято-Крестовоздвиженский собор. Строительство этого величественного сооружения длилось с 1699 года и завершилось в 1756 году.

Закладка монастырского храма состоялась в 1689 году, а его возведение велось на средства генерального судьи казацкого войска Василия Леонтьевича Кочубея. После смерти отца достраивал храм его сын В. В. Кочубей. Не остались в стороне и полтавские обыватели, казацкая верхушка, а также два украинских гетмана - Иван Самойлович и Иван Мазепа. За годы своего существования Крестовоздвиженский собор несколько раз реконструировался и прирастал приделами. Этот храм имел четыре престола: главный - Воздвижения Креста Господня (1756), Благовещения Пресвятой Богородицы (1756), Святителя Николая Чудотворца (1761) и Иоанна Крестителя (Предтечи)(1795). Крестовоздвиженский собор - единственный в Левобережной Украине храм, сохранившийся до наших дней, который имеет 7 куполов, расположенных в виде креста - по числу Священных Таинств и Вселенских Соборов. Площадь собора - 366 кв. метров, его длина - 30 метров, высота до центрального купола - 28 метров.

В основу плана положено типовое решение древнерусского крестово-купольного трёхнефного храма с четырьмя пилонами, на которые опирается центральный купол. Особенностью собора является то, что он не имеет главного и второстепенного фасадов, все его стороны в художественном плане равноценны. Планировка храма, совокупность методов декора, их расположение соответствует стилю украинского барокко. Плоскости стен оживляют расположенные в три яруса окна и ниши разнообразных форм и размеров с причудливыми наличниками. Крестовоздвиженский собор в совокупе с колокольней напоминают собор и колокольню Мгарского монастыря, что под Лубнами Полтавской области. Однако купола полтавского собора поставлены по другому, детали окон и дверей выполнены иначе. Земное жилище Царя небесного в восточной части собора отделял позолоченный четырёхъярусный резной, из липы, на всю высоту храма, иконостас, над украшением которого трудились мастера разных времён: мастер по изготовлению иконостасов Василий Реклинский с учениками, талантливый живописец, народный умелец Самуил (здесь и принял монашество), резчик, выходец из Осташкова, поселившийся в городе Ахтырка на Сумщине, Сысой Шалматов и др. По обе стороны от иконостаса, в серебряно-медных ковчегах находились частички мощей Святых Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Внутри храма, по правую руку от главного входа, лестница вела в соборную подземную крипту-усыпальницу, где покоился прах особо чтимых церковных деятелей Полтавщины и не только, середины ХVIII - первой половины ХIХ века, среди которых находилась гробница с прахом местоблюстителя Молдово-Влахийской экзархии, архиепископа Екатеринославского и Херсонского Амвросия (Серебренникова, 1738-1792) и уроженца Полтавы, епископа Могилёвского и Полоцкого Афанасия (Вольховского, 1741-1801). Нетленные мощи обоих святителей сгорели в 1943 году во время отступления немецко-фашистских захватчиков вместе со зданием краеведческого музея, куда они попали после ограбления усыпальницы в нач. 20-х годов ХХ столетия. Вероятно, что тогда же было разорено и старое монастырское кладбище, которое находилось между колокольней и собором. Прах умерших (а среди них были даже родственники А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя) кладоискатели-вандалы выбросили из гробов, а могильные плиты были использованы в хозяйственных нуждах, в частности, они пошли на мощение дороги.

В 1923 году Крестовоздвиженский мужской монастырь был закрыт, опечатан был и монастырский соборный храм. После того, как в церкви обители были основательно разграблены и осквернены, в них новая власть разместила клуб посёлка железнодорожников "Красный путь" и, а также городской и областной архив. С 1933 года строения бывшей обители использовались для нужд детской трудовой колонии НКВД для сирот и беспризорных, а позже - Полтавского государственного педагогического института. В 1933 году великолепный иконостас Крестовоздвиженского собора и иконостасы других храмов были демонтированы, а частями деревянного каркаса и иконами топили тогда печи "вселившиеся насельники". С 1942 по 1960 год в небольшом помещении ютились до 90 монахинь, которые 8 июля 1960 года комсомольцами были насильно вывезены в Лебединский Николаевский монастырь, что на Черкассщине, а часть монахинь размещены в доме престарелых. Конечно же, Крестовоздвиженский собор для богослужений был закрыт, к тому же он сильно пострадал в 1943 году при отступлении гитлеровцев из Полтавы.

За счёт Церкви и пожертвований в 1956 году он был восстановлен из руин, но по-прежнему стоял без крестов и был закрыт. С 1960 до 1991 года в соборе и зданиях монастыря чего только не было! И овощехранилище, и общежитие пединститута, и психбольница, и гараж с мастерскими, и склад объединения "Медтехника". После того, как 19 декабря 1991 года оставшиеся здания монастыря были переданы УПЦ Киевского Патриархата, Крестовоздвиженский собор подлежал срочной реставрации, после окончания которой, в нём стали проходить все праздничные службы. В соборе находятся все самые важные святыни обители: особо ценная икона "Упование всех концов Земли", список принадлежавший новомученику Василию Зеленцову, а также мощи святителя Иллариона и епископа Афанасия, обретённые чудесным образом и оказавшиеся нетленными. В отдельном киоте - личные вещи епископа Афанасия.

С сайтов: vozdvizhenie.paskha.ru/hramy/poltava/Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве и excurskharkov.narod.ru/1/poltava.files/cruz.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 марта 2025

Собор Полтавского Крестовоздвиженского монастыря - это единственный сохранившийся в Украине храм с семью куполами (в Стародубе существовал Преображенский собор XVII в., также увенчанный семью куполами, но памятник не сохранился). Расположение этих куполов в плане представляет своеобразное сочетание украинского крестообразного пятиглавия с двумя башнями на западной стороне, как это было в некоторых памятниках XI-XII в.в.

В пластическом решении выше рассмотренных двух памятников в той или иной мере чувствуется влияние классических приемов. Здесь этого нет. По горизонтали здание лишь слегка разделено узким карнизом на две неравные части. Угловые пилястры расчленены поперечным узором, как это было в памятниках Стародуба и Глухова. Исключительным своеобразием отличаются оконные проемы и их обрамление. Здесь применены многие типы окон от почти квадратных до сильно вытянутых, что создает большое разнообразие в чередовании плоскостей и проемов. Рисунок наличников и порталов также разнообразен и очень живописен. В целом можно сказать, что в этом памятнике при прямоугольном базиликальном плане с большой силой сказались традиционные самобытные черты, которые мы уже наблюдали в ряде других памятников.

Пропорциональный анализ плана этого здания подтверждает наблюдение, что основой соразмерности сооружений являлся квадрат и его диагональ. Так, в соборе Полтавского Крестовоздвиженского монастыря диагональ квадрата, построенного на стороне столба, равна расстоянию между этим столбом и пилястром стены; диагональ квадрата, построенного на этой расстоянии, равна расстоянию между парой столбов; диагональ квадрата, построенного на расстоянии между ними, равна ширине бокового нефа и т.д.

Рассмотренные памятники (в наиболее чистом виде этот тип представлен Троицким Черниговским собором) знаменуют собой обращение к творческой переработке традиций архитектуры XI–XII в.в. Весьма примечательно, что зодчие полтавского памятника, который начал строиться, когда были закончены первые два собора, принимая за основу их планировочное решение, решительно отходят от ренессансных приемов и продолжают линию самобытного, местного построения объемов и плоскостей. Таким образом, появление нового типа храмов не повлияло на общий процесс развития традиционных приемов, а как раз наоборот: этот новый тип, не успевший появиться на украинской земле, стал явно эволюционировать под воздействием местных традиций. Подтверждением этому, в еще большей мере, чем полтавский монумент, является собор Гамалеевского монастыря (1735 г.).

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 марта 2025

Во время освободительной войны против польско-шляхетских угнетателей Полтава стала сотенным, а впоследствии полковым городом казацкого войска. В празднование победы над шляхетскими захватчиками казаки полтавского полка основали Воздвиженский монастырь. Сначала его постройки были деревянные, а затем построены каменные. До наших дней уцелели Воздвиженский собор (1689–1709 г.г.) и колокольня 70-х г.г. XVIII ст.

Место для храма выбрано очень успешно. Высокая гора здесь врезается в долину Ворсклы и отделяется от города глубоким оврагом. Поэтому постройки монастыря, откуда на них не смотреть, всегда были в самом выгодном ракурсе. Гора по своим масштабам напоминает Мгарский собор как по типу, так и по размерам тоже близок к мгарскому. Но его пропорции другие, в плане, основной объём без апсиды почти квадратный, а в объеме - кубический. В Мгари боковые апсиды прямоугольные и одной высоты с храмом, поэтому в объёме преобладает горизонталь, а у Воздвиженского, наоборот, – кубичность массива. Боковые апсиды низенькие – они едва достигают карниза на уровне хоров, а средняя – сильно выступает. Кроме того, и трансепт, и западные башни в плане имеют близкие размеры, поэтому и ритм вертикальных членений выявлен сильнее. Наконец, бани в полтавском храме тоже расположены иначе, чем в мгарском: пять из них поставлены крест-накрест, по осям нефа и трансепта, только две западные – так, как в Мгаре. Благодаря укороченным пропорциям плана бани скучены и выглядят очень картинно.

Полтавский мастер предпочитал вертикальные членения и любил монолитность объемов, немного расчлененных, чем достигается впечатление спокойного движения вверх. Той же цели служат многочисленные фигурные ниши причудливой формы, а также наличники, колонки и краеугольные крепёжные пилястры, которые своей хрупкостью подчеркивают крупность масс; игра светотени и криволинейности с прямолинейными элементами создает, кроме того, праздничность. Очевидно, под влиянием киевской архитектуры мастер поместил по фризу кубического объема и на куполах глазурованные керамические розетки, которые выигрывали на фоне белых стен яркими красками. В стиле архитектуры выполнен и очень небогатый, негустой по рисунку орнамент, мастер решился уместить только над порталами.

Колокольня напоминает мгарскую. Она имеет круглую в плане форму с четырьмя портиками в первом ярусе и восемью двухколонными во втором и третьем. Своей энергичной вертикалью колокольня увеличивает торжественность архитектуры. С её сооружением ансамбль получил ведущую ось, которая придала острую выразительность не только ансамблю, но и всему окружающему ландшафту. Такое разнообразие архитектуры храмов, генетически связанных с каким-либо прототипом, свидетельствует о существовании многочисленных местных направлений искусства и ярких творческих индивидуальностей, убедительно доказывает жизненность украинского искусства XVII – XVIII ст.

Логвин Г.Н. «По Украине». – М.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 марта 2025

Крестовоздвиженский собор в плане трёхнефный, с шестью опорными столбами, несущими систему сводов и семь куполов: пять расположены над трехнефным объемом (один – в центре и четыре – на ветвях креста, образованного главными продольными и поперечным нефами), два венчают башни над притвором. Поперечный неф и башни выступают на фасадах небольшими ризалитами (1,5 м), а средний неф заканчивается на востоке граненым алтарем. Длина храма 30 м, высота до зенита купола в интерьере 28 м. На уровне хор его фасады оформлены горизонтальным пояском и пилястрами, расчлененными по высоте карнизиками-тягами на три яруса. Ниши и окна обрамлены фигурными наличниками.

Три портала, северный, южный и западный, украшены профилированными тягами, полуколонками и фигурными фронтончиками, заполненными лепным растительным орнаментом. Слабо расчлененные объемы и пластика стен хорошо подчеркивают монументальность этого здания. В облике собора причудливо слились традиции древнерусской (три нефа, шесть опорных столбов) и украинской деревянной архитектуры (пять куполов поставлены не по диагонали, а крестообразно). Объединение приемов высотного и глубинного раскрытия внутреннего пространства, ризалиты на северном и южном фасадах и две башни над притвором – наиболее характерные черты полтавской школы архитектуры украинского барокко.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 марта 2025

Собор и колокольня являются главными сооружениями Крестовоздвиженского монастыря, основанного в 1650 г. Собор построен в 1689-1709 г.г. на средства гетмана И. Самойловича и полтавского полковника И. Искры. Храм имел четыре престола. Кроме главного, в 1-м ярусе был еще Благовещенский престол, а на хорах – приделы св. Николая и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи.

Расположенный на стрелке высокого мыса в зоне высокой композиционной активности, трехнавный семибанный собор является архитектурной доминантой не только монастырского ансамбля, но и Полтавы и окрестностей. Систему цилиндрических сводов с куполами несут шесть опорных пилонов. Пять бань расположены над основным трехнавным девятидельным объемом. Поставлены они крестообразно по сторонам света как в украинских деревянных пятиверхих церквях. Две бани венчают башни, фланкирующие двухъярусный западный притвор. Алтарная апсида – граненая; трансепт и западные башни выступают на фасадах небольшими ризалитами. Длина храма -30м, высота до зенита центральной бани – 28 м.

В интерьере объединены глубинно-осевой и высотный принципы организации пространства. Собор обладает оригинальной системой декора фасадов: рога архитектурных форм подчеркнуто профилированными пилястрами, которые по высоте перебиваются горизонтальными импостами. На уровне хоров собор опоясывается горизонтальной группой. Плоскости стен оживляются расположенными в три яруса окнами и нишами различных форм и размеров с затейливыми фигурными наличниками.

Уникальными по своим художественным качествам являются северный, южный и западный порталы с трёхлопастным завершением дверного проема. Эти порталы окаймлены профилированными группами, фланкированы гранеными полуколонками, увенчаны разорванными фронтончиками с несколько наивным лепным растительным орнаментом.

В структуре и архитектурных формах собора синтезировано влияние западноевропейского барокко и традиционных распланировочных структур древнерусского монастырского зодчества и объемных композиционных построений, распространенных в народной монументальной деревянной архитектуре. Величественный четырёхъярусный, барочный и резной из липы, позолоченный иконостас собора выполнил в середине XVIII в. знаменитый осташковский резчик С. Шалматов. Иконостас уничтожен в 1933 г.

В крипте похоронены архиепископ Славянский Амвросий Сребренников (+ в 1792 г.) и епископ Могилевский Афанасий Вольховский (+ 1801 г.).

Крестодвиженский собор в Полтаве – одно из самых выдающихся, этапных произведений архитектуры эпохи украинского Возрождения, значительно повлиявшее на развитие храмового строительства во времена Гетманщины.

«Достопримечательности архитектуры и градостроительства Украины». – М.: «Техника», 2000г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 1997 году в Украине была выпущена почтовая марка с изображением Крестовоздвиженского собора.



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.