«…Небольшая церковь святителя Афанасия Великого «ту Музаки» находится рядом с Митрополией. Она однонефная, с двухскатной черепичной кровлей и более поздним нартексом. На западной стене сохранилась посвятительная надпись, из которой известно, что церковь построена и украшена фресками в 1383/84 г. братьями Стоей и Феодором Музаки и иеромонахом Дионисием. Тогда Кастория уже не принадлежала сербам, но еще не была захвачена турками и ею правила албанская семья Музаки.
В 1951 г. была проведена архитектурная реставрация храма, в 90-х гг. ХХ - начале XXI в. - росписи. Фрески сохранились полностью. Традиционно живопись поделена на три регистра: в широком нижнем ярусе помещены фигуры святых в рост, в более узком среднем - образы в медальонах, в верхнем - сцены евангельского цикла. В конхе изображена Пресвятая Богородица «Платитера» с архангелами, ниже - «Причащение апостолов» и «Служба святых отцов». Над конхой сохранились фрагменты композиции «Вознесение Господне». Евангельский цикл начинается с «Благовещения Пресвятой Богородицы» (по сторонам апсиды), с необыкновенно сложной архитектурой на фоне. В жертвеннике в нижнем ярусе изображено «Видение священномученика Петра Александрийского», над ним в конхе жертвенника - первомученик Стефан архидиакон, рядом - преподобный Симеон Столпник.
В южной части восточной стены представлен святитель Кирилл Александрийский, на южной стене - особо чтимые в этом регионе святители Климент Охридский и Ахиллий Ларисский. Рядом с темплоном в расписном рельефном арочном обрамлении изображен в более крупном масштабе святитель Афанасий Великий. Далее - святитель Николай Чудотворец, великомученики Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, Прокопий и Меркурий. На западной стене - равноапостольные Константин и Елена, архистратиг Михаил и великомученица Варвара. На северной стене - чтимые в Северной Греции преподобномученик Николай Вуненский (пам. греч. 9 мая) и священномученик Александр Пиднский (пам. 13 марта).
В нижнем регистре предпочтение отдано воинам и местночтимым святым. В восточной части северной стены в тройной рельефной арке представлен пятифигурный Деисус: в центре Спаситель на престоле, по сторонам Богоматерь и святой Иоанн Предтеча, великомученик Георгий Победоносец и неотождествленный святой. Рядом с образом Иисуса Христа имеются надпись: «Царь Славы» - и неполная цитата из Евангелия от Матфея: «Тогда скажет Царь… приидите, благословенные Отца Моего», что объясняет царские одежды Спасителя с высокой митрой и лором. В поствизантийское время эта иконография, называемая «Царь царствующих и первосвященник», получила широкое распространение.
Изображение Пресвятой Богородицы в царских одеждах вдохновлено словами псалма: «Предста царица одесную Тебе…». Великомученик Георгий Победоносец и неизвестный святой, стоящие рядом с Пресвятой Богородицей, изображены как вельможи в богатых одеждах и головных уборах. Композиция Деисуса имеет триумфально-эсхатологический смысл.
Евангельский цикл начинается с «Благовещения Пресвятой Богородицы» по сторонам апсиды, далее на южной стене изображены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Воскрешение праведного Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». В щипце западной стены помещено монументальное «Преображение Господне», под ним - «Успение Пресвятой Богородицы», «Христос перед Каиафой» и «Отречение апостола Петра». Цикл продолжается на северной стене, где находятся «Несение креста», «Распятие», «Оплакивание», «Жены-мироносицы у гроба», «Сошествие во ад».
Как и в иконографии росписей других касторийских храмов 2-й половины XIV в., во фресках церкви святителя Афанасия Великого «ту Музаки» прослеживается ориентация на ансамбли 1-й четверти XIV в. в Фессалонике и других областях Македонии. Это сказывается в том числе в некоторых редких деталях (например, в сцене «Воскрешение праведного Лазаря» его саркофаг изображен горизонтально, а Лазарь - сидящим).
Композиции в целом выдержаны в классическом духе, они уравновешены и ритмичны. Персонажи в основном изображены в спокойных позах, хотя иногда встречаются резкие движения и драматическая жестикуляция. Как и во многих других фресках палеологовского периода, в росписях церкви святителя Афанасия Великого «ту Музаки» много реалистических деталей (например, в сцене «Воскрешение праведного Лазаря» некоторые присутствующие зажимают носы).
По мнению исследователей, фрески церкви святителя Афанасия Великого «ту Музаки» исполнены той же артелью, которая расписала в Албании церкви Рождества Пресвятой Богородицы на острове Малиград озера Преспа и Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Мборье. Касторийские фрески лучше по качеству живописи и разнообразию иконографии. Другие исследователи сближают с росписями церкви святителя Афанасия Великого «ту Музаки» остальные касторийские ансамбли 2-й половины XIV в. и считают их произведениями одной мастерской, базировавшейся в Кастории и работавшей также за ее пределами…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»