«…Монастырь Пресвятой Богородицы Мавриотиссы расположен в 3 км к юго-востоку от города, на берегу озера. По преданию, он построен на том месте, где император Алексей I Комнин и полководец Георгий Палеолог в 1083 г. высадились на берег с войсками перед штурмом города, занятого норманнами. В письменных источниках не обнаружено сведений о монастыре Мавриотисса до XVII в. Некоторые свидетельства дают сохранившиеся в нем изображения и надписи. Так, на южном фасаде храма представлено две фигуры в императорских облачениях, надписи позволяют идентифицировать Михаила VIII Палеолога и одного из императоров династии Комнинов. Поскольку фреска вряд ли могла быть выполнена до победы в битве при Пелагонии, а с другой стороны на этом слое штукатурки имеется граффито 1264 г., изображение датируется исследователями 1259-1264 гг.
Вполне возможно, что императоры здесь представлены как ктиторы, один из которых основал монастырь, другой - обновил и украсил. Т. Папамасторакис, исследовавший эти фрески, впервые прочитал надпись, сопровождающую образ Богоматери «Гликофилуса» в нише на фасаде, сделанную на том же слое штукатурки: «Παναγια η ΜαυΡιοτισα». Таким образом, монастырь уже в середине XIII в. носил это имя. Кроме того, было предпринято несколько попыток расшифровать фрагменты ктиторской надписи в алтаре, помещенной рядом с изображением коленопреклоненного монаха на более позднем слое штукатурки: «иеромонах… восстановивший святой монастырь… Мануил». Однако ввиду плохой сохранности надписи трудно судить, насколько корректны предложенные расшифровки.
В науке долгое время бытовало мнение М. Ласкариса о том, что Мавриотисса - современное название древнего монастыря Месонисиотисса, упоминающегося в акте 1385 г. из коллекции П. И. Севастьянова. Это отождествление было убедительно опровергнуто. Согласно нескольким упоминаниям конца XVII в. в письменных источниках, в это время монастырь Пресвятой Богородицы Мавриотиссы владел большими земельными угодьями с несколькими деревнями; ему подчинялся ряд обителей в округе, в том числе великомученика Георгия Победоносца в Оморфоклисье и св. Таксиархов (Цукас).
От монастырского комплекса сохранился древний кафоликон с более поздним парекклисионом апостола Иоанна Богослова и современное здание трапезной. Кафоликон - однонефная церковь с большой полукруглой апсидой с востока, снаружи ступенчатой (только нижняя часть апсиды - первоначальная). Просторный квадратный нартекс (лити) немного ниже наоса. Северная стена наоса, а также северная и западная стены нартекса - более поздние. С южной стороны к наосу в XVI в. был пристроен парекклисион апостола Иоанна Богослова. Из первоначальных окон кафоликона сохранилось только одно - в щипце восточной стены, над апсидой.
На открытых частях стен кафоликона снаружи видна кирпичная кладка, более сложная, чем в других церквах Кастории средневизантийского периода. Западный щипец наоса украшен крестом из кирпичей с двумя стилизованными кипарисами в арочках по сторонам. В нижней части южной стены нартекса также видны следы кирпичных орнаментов.
Фрески церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы сохранились фрагментарно и принадлежат к нескольким разновременным этапам росписи. Правильным представляется разделение слоев, предложенное Эпстайн. К первому слою она отнесла фрески внизу апсиды (нижние части фигур Божией Матери «Платитера» и архангелов в конхе, образы четырех евангелистов в средней зоне, «Служба святых отцов» - ниже); фигура Богоматери из «Благовещения Пресвятой Богородицы» в верхней зоне, образы святых целителей и столпников в средней, изображение мученика Евпла диакона в нише в нижней зоне алтарной стены. К этой же фазе росписи принадлежат фрески на западной стене наоса («Пятидесятница» в верхнем регистре, «Омовение ног», «Распятие», «Предательство Иуды» - в среднем, большая композиция «Успение Пресвятой Богородицы» - в нижнем) и фрески нартекса, кроме композиции «Крещение Господне» («Страшный Суд», мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, равноапостольные Константин и Елена).
Второй этап росписи - композиция «Крещение» в нартексе, написанная на слое штукатурки, наложенном поверх слоя с изображением «Страшного Суда». Наиболее поздняя из трех фаз - росписи наружной стороны южной стены нартекса 1259-1264 гг. и, возможно, одновременные им фрески верхней части апсиды и алтарной стены, восстановленные после обвала восточной стены и конхи. В апсиде примерно на уровне колен Божией Матери «Платитеры» и архангелов проходит длинная горизонтальная трещина, по разрым сторонам от которой живопись заметно различается по цвету, стилю и использованию золота. На вставках штукатурки изображен коленопреклоненный монах-ктитор у ног Богоматери и ниже - медальон с образом Христа Еммануила; возможно, он повторяет более раннюю фреску.
Попытка интерпретировать программу росписи была предпринята Эпстайн. По ее мнению, в церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы росписи изначально были только в алтарной части, на западной стене и в нартексе. Исходя из этого, автор приходит к выводу, что программа росписи храма в целом и некоторые иконографические нюансы в частности отражают эсхатологические ожидания и даже антисемит. настроения в Кастории рубежа XI и XII вв. Однако более вероятно, что росписи сохранились далеко не полностью, и в таком случае правильная интерпретация смысла программы росписей невозможна.
В иконографии фресок церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы имеется много редких особенностей. Необычно размещение евангелистов в апсиде, которое можно объяснить стремлением художника имитировать систему росписи крестово-купольного храма. Подобные решения встречаются в других провинциальных храмах средневизантийского периода, например в Каппадокии (в церкви великомученицы Варвары в Соганлы, 1006 или 1021; Каранлык-килисе в Гёреме, третья четверть XI в.). Изображение «Службы святых отцов» в нижней зоне апсиды, возможно, принадлежит к числу наиболее ранних известных примеров, среди которых - фрески церкви Пресвятой Богородицы Елеусы в Велюсе (1085-1093 или около 1080), святителя Иоанна Златоуста монастыря близ Куцовендиса на Кипре (1099-1103 или 1111-1118), храмов Пресвятой Богородицы Космосотиры в Фересе (1152), великомученика Пантелеимона в Нерези (1164).
Другие редкие черты имеются во фресках западной стены: фигуры Церкви и синагоги и изображение сильного изгиба тела Иисуса Христа в композиции «Распятие», которые до XIII в. встречаются только на миниатюрах в рукописях и на рельефах слоновой кости. В «Успении Пресвятой Богородицы» представлен эпизод с иудеем Афонием; это изображение также получило распространение в монументальной живописи с XIII в., хотя единичные примеры его появления есть и в более ранних памятниках (Йыланлы-килисе в долине Ыхлара в Каппадокии, IX-X вв.). Необычно также расположение апостолов и ангелов по разные стороны ложа Богоматери, аналогии находятся на Кипре (Амасгу Богородицы женский монастырь, слой росписи рубежа XII и XIII вв.) и в Кастории (церковь святых Бессребреников). В композиции «Страшный Суд» наряду с группами грешников изображены три фигуры с подписями и атрибутами их грехов: ростовщик - с кошельком, клеветник и обманывающий при взвешивании - с весами на шее, а также блудницы, терзаемые змеями.
Не только иконография, но и стиль этих фресок весьма необычен, что вызвало между исследователями серьезные расхождения в их датировке: начало XII в. (Пелеканидис, Эпстайн, Д. Мурики, Муцопулос, А. Захарова и др.) или начало XIII в. (Хадзидакис, Джурич, Адерманн-Мисгиш и другие). Однако проблема датировки основного объема росписи не может рассматриваться вне связи с вопросом о времени создания композиции «Крещение Господне» на восточной стене в нартексе, написанной на слое штукатурки, наложенном поверх слоя сцены «Страшный Суд». «Крещение Господне» может быть датировано в пределах второй половины XII в., так как обладает ярко выраженной стилистикой живописи этой эпохи, что неоднократно отмечалось сторонниками ранней датировки первого слоя Мавриотиссы (Пелеканидис, Мурики, Эпстайн, Захарова и другие). Приверженцы поздней датировки высказывали мнение, что композиция «Крещение Господне» была выполнена тоже в начале XIII в., после первого слоя росписи, и представляет собой подражание позднекомниновскому стилю (Адерманн-Мисгиш, Джурич, Хадзидакис). Между тем композиция «Крещение Господне» в церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы настолько близка к росписям церкви святителя Николая Чудотворца Каснициса, что могла быть выполнена той же артелью. Повторяются типы ликов (например, ангелы с высокими и тонкими дугами приподнятых бровей, с изящным рисунком носа) и формы линейной стилизации (характерные овалы на скулах святого Иоанна Предтечи, апостола Андрея, световой рисунок драпировок). Эта композиция входит в тот же круг памятников, что и фрески церкви святителя Николая Чудотворца Каснициса, среди которых - росписи в церкви великомученика Пантелеимона в Нерези (1164), в монастыре Джурджеви Ступови (1170/71), в церкви великомученика Георгия в Курбинове (1191) и другие.
Стиль фресок первого слоя в церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы обладает ярко выраженной индивидуальной окраской и не имеет точных аналогов. Плотные композиции заполнены крупными фигурами и массивной архитектурой. Яркие цвета часто диссонируют друг с другом. Притом, что во всех сценах преобладает торжественное величие, художник попытался внести в них драматизм, придав движениям некоторых образов энергичность и порывистость. Пропорции и структура тел и лиц часто смело искажаются и переходят в гротеск. Лица весьма экспрессивны, с крупными, тяжелыми и резкими чертами, обведенными темными линиями, с акцентированной мимикой. В целом образам церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы присущи суровость, напряжение, дисгармония. Однако, несмотря на заметное своеобразие, и техника письма, и отдельные приемы, и образное содержание этих фресок вписываются в ход развития византийской живописи первой трети XII в.
В эти десятилетия на периферии Византийской империи и за ее пределами было достаточно широко распространено искусство, ориентированное на традиции монументальной живописи второй четверти XI в., для которой характерны строгость и отрешенность образов, крупные монументальные формы, обобщенная трактовка малоподвижных фигур и лиц. Эти черты воспроизводятся в целом ряде ансамблей исторической области Македония (церкви в Велюсе, 1085-1093 или около 1080; Святая София в Фессалонике, мозаика начала XII в. в апсиде), Кипра (монастырь святителя Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, 1099-1103 или 1111-1118; Асину Панагии церковь, 1105/06; церкви Панагии Феотокос в Трикомо, начало XII в., и другие), Великого Новгорода (Святая София Новгородская, барабан, около 1109; Антониев монастырь, около 1125, и другие), Северной Италии (мозаики начала XII в. в Торчелло, в Капелле-Дзен собора Сан-Марко в Венеции, в соборе Сан-Джусто в Триесте, в базилике Урсиана в Равенне), в ряде икон (мозаические изображения Божией Матери «Одигитрия» и святого Иоанна Предтечи в соборе великомученика Георгия Победоносца в квартале Фанар, Константинополь, и другие). Это направление, однако, отличается от искусства второй четверти XI в. стремлением к драматизации с помощью более динамичных и резких форм. Но избыток драматизма и дисгармония образов придают росписи церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы специфический оттенок. Важно отметить, что в этих фресках отсутствуют приемы, разработанные для сходных целей в позднекомниновском искусстве, что дает дополнительный аргумент в пользу ранней датировки.
Фрески южного фасада, исполненные между 1259 и 1264 гг., существенно отличаются от росписи первого слоя и включают помимо фигур двух императоров изображения святых воинов Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, композицию «Древо Иессеево», образ Богоматери с Младенцем Христом в тимпане над входом. Частично сохранившиеся фигуры императоров идентифицируются по фрагментам надписей: «Автократор Ромеев Комнин» и «Комнин Дука Палеолог» (что соответствует полному имени Михаила VIII). Высказывалось мнение, что соединение изображения «Древа Иессеева» и императорских портретов было связано со стремлением подчеркнуть генеалогическую преемственность императорской семьи Михаила Палеолога от Комнинов. Такая интерпретация вполне совместима и с традиционным смыслом ктиторских композиций. Она может также служить косвенным подтверждением предания об основании монастыря императором Алексеем I Комнином в том месте, где с предком императора Михаила VIII Георгием Палеологом он начал изгнание норманнов.
С художественной точкой зрения фрески фасада церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы тоже представляют значительный интерес. Они принадлежат к кругу памятников второй половины XIII в., продолжающих позднекомниновские традиции, среди которых можно назвать фрески церкви великомученика Георгия Победоносца в Оморфоклисье близ Кастории (между 1295 и 1317), церкви святителя Николая Чудотворца в селе Манастир в Республике Македонии (1271), церкви монастыря Архангелов в Вароше (пригород Прилепа) (80-90-е гг. XIII в.) и другие. К этим живописным ансамблям можно добавить и фрески верхней части апсиды церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы, одновременные или чуть более поздние росписи ее фасада. Для памятников этого круга характерно воспроизведение комниновских типов лиц и некоторых стилизованных мотивов в трактовке одежд в сочетании с новой объемностью и монументальностью, определяющей характер раннепалеологовского искусства.
В иконостасе кафоликона монастыря Мавриотисса находится древняя икона «Успение Пресвятой Богородицы», датируемая исследователями XIII в.
Парекклисион апостола Иоанна Богослова был пристроен к южной стене кафоликона монастыря в 1552 г. По размеру он почти равен кафоликону, но больше выдвинут на восток. Это прямоугольное помещение с главной апсидой и нишей жертвенника, скрытыми в толще восточной стены. Парекклисион перекрыт односкатной кровлей, повторяющей форму первоначальной. В северной стене, общей с кафоликоном, имеется три небольших проема, служившие ранее для освещения храма, в южной - еще два окна. Уровень пола здания ниже уровня почвы, поэтому от входной двери с западной стороны внутрь ведут ступени. Парекклисион построен из неотесанных камней с деревянными связями и оштукатурен. Над входом в тимпане - изображение апостола Иоанна Богослова.
Из ктиторской надписи на западной стене над дверью внутри парекклисиона известно, что он был построен на средства некоего Феодора и его супруги в 1552 г. и расписан художником Евстафием Иакову, протонотарием Арты. Этот мастер в 1536/37 г. расписал кафоликон монастыря Успения Пресвятой Богородицы (Моливдоскепасту) в Эпире. Росписи парекклисиона занимают всю поверхность стен и его западный фасад. Рядом с упомянутым выше изображением апостола Иоанна Богослова на западном фасаде в тимпане над дверью расположены композиции «Вознесение апостола Иоанна», «Три отрока в пещи огненной» и фигуры святых. Внутри парекклисиона росписи поделены на регистры, нижние из которых плохо сохранились.
В алтарной апсиде изображены Богоматерь «Знамение», ниже - погрудные образы святителей в медальонах (в том числе святитель Григорий Палама) и сцена «Служба святых отцов», в нише жертвенника - «Христос во гробе». В верхней части восточной стены, слева от апсиды, помещено «Вознесение Господне», справа - «Благовещение Пресвятой Богородицы», с которого начинается цикл праздников, расположенный по кругу в верхнем регистре и завершающийся в восточной части северной стены «Явлением ангела женам-мироносицам». На западной стене в середине верхнего регистра традиционно находится большая композиция «Успение Пресвятой Богородицы» между «Входом Господним в Иерусалим» и «Преображением Господнем». Средний регистр занимают сцены чудес и исцелений, нижний - фигуры святых. В верхней части северной и западной стен имеется дополнительный регистр с поясными изображениями пророков и праотцев.
Сцены скомпонованы плотно и заполнены многочисленными персонажами, деталями развитого пейзажного и архитектурного фона. Повествовательное начало преобладает над индивидуальной выразительностью образов. Для стиля мастера Евстафия характерны сухие и легкие фигуры, энергичные движения которых подчеркнуты обильными дробными складками, пестрые разнообразные краски, детальная разделка лиц с мелкими, невыразительными чертами, сложный рисунок тщательно проработанных стилизованных форм. В целом его манера эклектична и искусственна…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/