ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кастория. Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы.


Кастория. Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Богослова
Год постройки:не ранее 1082.
Адрес:
Kastoria 521 00, Греция

Координаты: 40.509582, 21.290242
Проезд:Монастырь Мавриотисса расположен в 3 км к юго-востоку от города, на берегу озера Орестиада.



Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы,  абсида<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
абсида
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, Южный фасад и колокольня<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Южный фасад и колокольня
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, вид с востока. Слева - парекклисион Иоанна Богослова, справа абсида главного храма<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
вид с востока. Слева - парекклисион Иоанна Богослова, справа абсида главного храма
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, вид с юго-запада, справа - парекклисион Иоанна Богослова<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
вид с юго-запада, справа - парекклисион Иоанна Богослова
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, фреска на южном фасаде - Древо Иессеево. Середина XII в.<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
фреска на южном фасаде - Древо Иессеево. Середина XII в.
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, фрески западного фасада парекклисиона<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
фрески западного фасада парекклисиона
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, Страшный Суд. Фрагмент. Фреска нартекса. Начало XII в.<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Страшный Суд. Фрагмент. Фреска нартекса. Начало XII в.
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, Иконостас<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Иконостас
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, фрески западной стены<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
фрески западной стены
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, Фреска парекклисиона. Тайная Вечеря. 1552 г.<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Фреска парекклисиона. Тайная Вечеря. 1552 г.
zavar-vera
5 мая 2018
Монастырь Панагия Мавриотисса. Церковь Пресвятой Богородицы, Успение. Начало XII в.<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Успение. Начало XII в.
zavar-vera
5 мая 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 1 июня 2025

«…Монастырь Пресвятой Богородицы Мавриотиссы расположен в 3 км к юго-востоку от города, на берегу озера. По преданию, он построен на том месте, где император Алексей I Комнин и полководец Георгий Палеолог в 1083 г. высадились на берег с войсками перед штурмом города, занятого норманнами. В письменных источниках не обнаружено сведений о монастыре Мавриотисса до XVII в. Некоторые свидетельства дают сохранившиеся в нем изображения и надписи. Так, на южном фасаде храма представлено две фигуры в императорских облачениях, надписи позволяют идентифицировать Михаила VIII Палеолога и одного из императоров династии Комнинов. Поскольку фреска вряд ли могла быть выполнена до победы в битве при Пелагонии, а с другой стороны на этом слое штукатурки имеется граффито 1264 г., изображение датируется исследователями 1259-1264 гг.

Вполне возможно, что императоры здесь представлены как ктиторы, один из которых основал монастырь, другой - обновил и украсил. Т. Папамасторакис, исследовавший эти фрески, впервые прочитал надпись, сопровождающую образ Богоматери «Гликофилуса» в нише на фасаде, сделанную на том же слое штукатурки: «Παναγια η ΜαυΡιοτισα». Таким образом, монастырь уже в середине XIII в. носил это имя. Кроме того, было предпринято несколько попыток расшифровать фрагменты ктиторской надписи в алтаре, помещенной рядом с изображением коленопреклоненного монаха на более позднем слое штукатурки: «иеромонах… восстановивший святой монастырь… Мануил». Однако ввиду плохой сохранности надписи трудно судить, насколько корректны предложенные расшифровки.

В науке долгое время бытовало мнение М. Ласкариса о том, что Мавриотисса - современное название древнего монастыря Месонисиотисса, упоминающегося в акте 1385 г. из коллекции П. И. Севастьянова. Это отождествление было убедительно опровергнуто. Согласно нескольким упоминаниям конца XVII в. в письменных источниках, в это время монастырь Пресвятой Богородицы Мавриотиссы владел большими земельными угодьями с несколькими деревнями; ему подчинялся ряд обителей в округе, в том числе великомученика Георгия Победоносца в Оморфоклисье и св. Таксиархов (Цукас).

От монастырского комплекса сохранился древний кафоликон с более поздним парекклисионом апостола Иоанна Богослова и современное здание трапезной. Кафоликон - однонефная церковь с большой полукруглой апсидой с востока, снаружи ступенчатой (только нижняя часть апсиды - первоначальная). Просторный квадратный нартекс (лити) немного ниже наоса. Северная стена наоса, а также северная и западная стены нартекса - более поздние. С южной стороны к наосу в XVI в. был пристроен парекклисион апостола Иоанна Богослова. Из первоначальных окон кафоликона сохранилось только одно - в щипце восточной стены, над апсидой.

На открытых частях стен кафоликона снаружи видна кирпичная кладка, более сложная, чем в других церквах Кастории средневизантийского периода. Западный щипец наоса украшен крестом из кирпичей с двумя стилизованными кипарисами в арочках по сторонам. В нижней части южной стены нартекса также видны следы кирпичных орнаментов.

Фрески церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы сохранились фрагментарно и принадлежат к нескольким разновременным этапам росписи. Правильным представляется разделение слоев, предложенное Эпстайн. К первому слою она отнесла фрески внизу апсиды (нижние части фигур Божией Матери «Платитера» и архангелов в конхе, образы четырех евангелистов в средней зоне, «Служба святых отцов» - ниже); фигура Богоматери из «Благовещения Пресвятой Богородицы» в верхней зоне, образы святых целителей и столпников в средней, изображение мученика Евпла диакона в нише в нижней зоне алтарной стены. К этой же фазе росписи принадлежат фрески на западной стене наоса («Пятидесятница» в верхнем регистре, «Омовение ног», «Распятие», «Предательство Иуды» - в среднем, большая композиция «Успение Пресвятой Богородицы» - в нижнем) и фрески нартекса, кроме композиции «Крещение Господне» («Страшный Суд», мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, равноапостольные Константин и Елена).

Второй этап росписи - композиция «Крещение» в нартексе, написанная на слое штукатурки, наложенном поверх слоя с изображением «Страшного Суда». Наиболее поздняя из трех фаз - росписи наружной стороны южной стены нартекса 1259-1264 гг. и, возможно, одновременные им фрески верхней части апсиды и алтарной стены, восстановленные после обвала восточной стены и конхи. В апсиде примерно на уровне колен Божией Матери «Платитеры» и архангелов проходит длинная горизонтальная трещина, по разрым сторонам от которой живопись заметно различается по цвету, стилю и использованию золота. На вставках штукатурки изображен коленопреклоненный монах-ктитор у ног Богоматери и ниже - медальон с образом Христа Еммануила; возможно, он повторяет более раннюю фреску.

Попытка интерпретировать программу росписи была предпринята Эпстайн. По ее мнению, в церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы росписи изначально были только в алтарной части, на западной стене и в нартексе. Исходя из этого, автор приходит к выводу, что программа росписи храма в целом и некоторые иконографические нюансы в частности отражают эсхатологические ожидания и даже антисемит. настроения в Кастории рубежа XI и XII вв. Однако более вероятно, что росписи сохранились далеко не полностью, и в таком случае правильная интерпретация смысла программы росписей невозможна.

В иконографии фресок церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы имеется много редких особенностей. Необычно размещение евангелистов в апсиде, которое можно объяснить стремлением художника имитировать систему росписи крестово-купольного храма. Подобные решения встречаются в других провинциальных храмах средневизантийского периода, например в Каппадокии (в церкви великомученицы Варвары в Соганлы, 1006 или 1021; Каранлык-килисе в Гёреме, третья четверть XI в.). Изображение «Службы святых отцов» в нижней зоне апсиды, возможно, принадлежит к числу наиболее ранних известных примеров, среди которых - фрески церкви Пресвятой Богородицы Елеусы в Велюсе (1085-1093 или около 1080), святителя Иоанна Златоуста монастыря близ Куцовендиса на Кипре (1099-1103 или 1111-1118), храмов Пресвятой Богородицы Космосотиры в Фересе (1152), великомученика Пантелеимона в Нерези (1164).

Другие редкие черты имеются во фресках западной стены: фигуры Церкви и синагоги и изображение сильного изгиба тела Иисуса Христа в композиции «Распятие», которые до XIII в. встречаются только на миниатюрах в рукописях и на рельефах слоновой кости. В «Успении Пресвятой Богородицы» представлен эпизод с иудеем Афонием; это изображение также получило распространение в монументальной живописи с XIII в., хотя единичные примеры его появления есть и в более ранних памятниках (Йыланлы-килисе в долине Ыхлара в Каппадокии, IX-X вв.). Необычно также расположение апостолов и ангелов по разные стороны ложа Богоматери, аналогии находятся на Кипре (Амасгу Богородицы женский монастырь, слой росписи рубежа XII и XIII вв.) и в Кастории (церковь святых Бессребреников). В композиции «Страшный Суд» наряду с группами грешников изображены три фигуры с подписями и атрибутами их грехов: ростовщик - с кошельком, клеветник и обманывающий при взвешивании - с весами на шее, а также блудницы, терзаемые змеями.

Не только иконография, но и стиль этих фресок весьма необычен, что вызвало между исследователями серьезные расхождения в их датировке: начало XII в. (Пелеканидис, Эпстайн, Д. Мурики, Муцопулос, А. Захарова и др.) или начало XIII в. (Хадзидакис, Джурич, Адерманн-Мисгиш и другие). Однако проблема датировки основного объема росписи не может рассматриваться вне связи с вопросом о времени создания композиции «Крещение Господне» на восточной стене в нартексе, написанной на слое штукатурки, наложенном поверх слоя сцены «Страшный Суд». «Крещение Господне» может быть датировано в пределах второй половины XII в., так как обладает ярко выраженной стилистикой живописи этой эпохи, что неоднократно отмечалось сторонниками ранней датировки первого слоя Мавриотиссы (Пелеканидис, Мурики, Эпстайн, Захарова и другие). Приверженцы поздней датировки высказывали мнение, что композиция «Крещение Господне» была выполнена тоже в начале XIII в., после первого слоя росписи, и представляет собой подражание позднекомниновскому стилю (Адерманн-Мисгиш, Джурич, Хадзидакис). Между тем композиция «Крещение Господне» в церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы настолько близка к росписям церкви святителя Николая Чудотворца Каснициса, что могла быть выполнена той же артелью. Повторяются типы ликов (например, ангелы с высокими и тонкими дугами приподнятых бровей, с изящным рисунком носа) и формы линейной стилизации (характерные овалы на скулах святого Иоанна Предтечи, апостола Андрея, световой рисунок драпировок). Эта композиция входит в тот же круг памятников, что и фрески церкви святителя Николая Чудотворца Каснициса, среди которых - росписи в церкви великомученика Пантелеимона в Нерези (1164), в монастыре Джурджеви Ступови (1170/71), в церкви великомученика Георгия в Курбинове (1191) и другие.

Стиль фресок первого слоя в церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы обладает ярко выраженной индивидуальной окраской и не имеет точных аналогов. Плотные композиции заполнены крупными фигурами и массивной архитектурой. Яркие цвета часто диссонируют друг с другом. Притом, что во всех сценах преобладает торжественное величие, художник попытался внести в них драматизм, придав движениям некоторых образов энергичность и порывистость. Пропорции и структура тел и лиц часто смело искажаются и переходят в гротеск. Лица весьма экспрессивны, с крупными, тяжелыми и резкими чертами, обведенными темными линиями, с акцентированной мимикой. В целом образам церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы присущи суровость, напряжение, дисгармония. Однако, несмотря на заметное своеобразие, и техника письма, и отдельные приемы, и образное содержание этих фресок вписываются в ход развития византийской живописи первой трети XII в.

В эти десятилетия на периферии Византийской империи и за ее пределами было достаточно широко распространено искусство, ориентированное на традиции монументальной живописи второй четверти XI в., для которой характерны строгость и отрешенность образов, крупные монументальные формы, обобщенная трактовка малоподвижных фигур и лиц. Эти черты воспроизводятся в целом ряде ансамблей исторической области Македония (церкви в Велюсе, 1085-1093 или около 1080; Святая София в Фессалонике, мозаика начала XII в. в апсиде), Кипра (монастырь святителя Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, 1099-1103 или 1111-1118; Асину Панагии церковь, 1105/06; церкви Панагии Феотокос в Трикомо, начало XII в., и другие), Великого Новгорода (Святая София Новгородская, барабан, около 1109; Антониев монастырь, около 1125, и другие), Северной Италии (мозаики начала XII в. в Торчелло, в Капелле-Дзен собора Сан-Марко в Венеции, в соборе Сан-Джусто в Триесте, в базилике Урсиана в Равенне), в ряде икон (мозаические изображения Божией Матери «Одигитрия» и святого Иоанна Предтечи в соборе великомученика Георгия Победоносца в квартале Фанар, Константинополь, и другие). Это направление, однако, отличается от искусства второй четверти XI в. стремлением к драматизации с помощью более динамичных и резких форм. Но избыток драматизма и дисгармония образов придают росписи церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы специфический оттенок. Важно отметить, что в этих фресках отсутствуют приемы, разработанные для сходных целей в позднекомниновском искусстве, что дает дополнительный аргумент в пользу ранней датировки.

Фрески южного фасада, исполненные между 1259 и 1264 гг., существенно отличаются от росписи первого слоя и включают помимо фигур двух императоров изображения святых воинов Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, композицию «Древо Иессеево», образ Богоматери с Младенцем Христом в тимпане над входом. Частично сохранившиеся фигуры императоров идентифицируются по фрагментам надписей: «Автократор Ромеев Комнин» и «Комнин Дука Палеолог» (что соответствует полному имени Михаила VIII). Высказывалось мнение, что соединение изображения «Древа Иессеева» и императорских портретов было связано со стремлением подчеркнуть генеалогическую преемственность императорской семьи Михаила Палеолога от Комнинов. Такая интерпретация вполне совместима и с традиционным смыслом ктиторских композиций. Она может также служить косвенным подтверждением предания об основании монастыря императором Алексеем I Комнином в том месте, где с предком императора Михаила VIII Георгием Палеологом он начал изгнание норманнов.

С художественной точкой зрения фрески фасада церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы тоже представляют значительный интерес. Они принадлежат к кругу памятников второй половины XIII в., продолжающих позднекомниновские традиции, среди которых можно назвать фрески церкви великомученика Георгия Победоносца в Оморфоклисье близ Кастории (между 1295 и 1317), церкви святителя Николая Чудотворца в селе Манастир в Республике Македонии (1271), церкви монастыря Архангелов в Вароше (пригород Прилепа) (80-90-е гг. XIII в.) и другие. К этим живописным ансамблям можно добавить и фрески верхней части апсиды церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы, одновременные или чуть более поздние росписи ее фасада. Для памятников этого круга характерно воспроизведение комниновских типов лиц и некоторых стилизованных мотивов в трактовке одежд в сочетании с новой объемностью и монументальностью, определяющей характер раннепалеологовского искусства.

В иконостасе кафоликона монастыря Мавриотисса находится древняя икона «Успение Пресвятой Богородицы», датируемая исследователями XIII в.

Парекклисион апостола Иоанна Богослова был пристроен к южной стене кафоликона монастыря в 1552 г. По размеру он почти равен кафоликону, но больше выдвинут на восток. Это прямоугольное помещение с главной апсидой и нишей жертвенника, скрытыми в толще восточной стены. Парекклисион перекрыт односкатной кровлей, повторяющей форму первоначальной. В северной стене, общей с кафоликоном, имеется три небольших проема, служившие ранее для освещения храма, в южной - еще два окна. Уровень пола здания ниже уровня почвы, поэтому от входной двери с западной стороны внутрь ведут ступени. Парекклисион построен из неотесанных камней с деревянными связями и оштукатурен. Над входом в тимпане - изображение апостола Иоанна Богослова.

Из ктиторской надписи на западной стене над дверью внутри парекклисиона известно, что он был построен на средства некоего Феодора и его супруги в 1552 г. и расписан художником Евстафием Иакову, протонотарием Арты. Этот мастер в 1536/37 г. расписал кафоликон монастыря Успения Пресвятой Богородицы (Моливдоскепасту) в Эпире. Росписи парекклисиона занимают всю поверхность стен и его западный фасад. Рядом с упомянутым выше изображением апостола Иоанна Богослова на западном фасаде в тимпане над дверью расположены композиции «Вознесение апостола Иоанна», «Три отрока в пещи огненной» и фигуры святых. Внутри парекклисиона росписи поделены на регистры, нижние из которых плохо сохранились.

В алтарной апсиде изображены Богоматерь «Знамение», ниже - погрудные образы святителей в медальонах (в том числе святитель Григорий Палама) и сцена «Служба святых отцов», в нише жертвенника - «Христос во гробе». В верхней части восточной стены, слева от апсиды, помещено «Вознесение Господне», справа - «Благовещение Пресвятой Богородицы», с которого начинается цикл праздников, расположенный по кругу в верхнем регистре и завершающийся в восточной части северной стены «Явлением ангела женам-мироносицам». На западной стене в середине верхнего регистра традиционно находится большая композиция «Успение Пресвятой Богородицы» между «Входом Господним в Иерусалим» и «Преображением Господнем». Средний регистр занимают сцены чудес и исцелений, нижний - фигуры святых. В верхней части северной и западной стен имеется дополнительный регистр с поясными изображениями пророков и праотцев.

Сцены скомпонованы плотно и заполнены многочисленными персонажами, деталями развитого пейзажного и архитектурного фона. Повествовательное начало преобладает над индивидуальной выразительностью образов. Для стиля мастера Евстафия характерны сухие и легкие фигуры, энергичные движения которых подчеркнуты обильными дробными складками, пестрые разнообразные краски, детальная разделка лиц с мелкими, невыразительными чертами, сложный рисунок тщательно проработанных стилизованных форм. В целом его манера эклектична и искусственна…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 29 октября 2025

«…Одним из провинциальных центров Македонии была Кастория, на почве которой, по счастливой случайности, сохранилось немало церквей, украшенных фресками. Но отсюда было бы преждевременно делать вывод, что Кастория играла в Македонии значительную роль. Ее росписи, особенно XIII–XIV веков, отмечены печатью неприкрытого провинциализма. Так, например, фрески Панагии Мавриотиссы, относящиеся вероятнее всего к первой трети XIII века, во многом продолжают традиции искусства XII столетия. Однако всюду сказывается упрощение и огрубление форм. Черты лиц увеличены, складки одеяний утратили тонкую ритмичность за счет усиления геометрического начала. В самом распределении фресок в интерьере храма дает о себе знать тяга к более примитивным решениям, нарушающим строгую архитектонику и стройность иконографической системы. Так, конху апсиды украшает монументальная фигура восседающей на троне Богоматери с младенцем, которую фланкируют изображения архангелов. И в той же апсиде помещается фриз, где написаны Христос Еммануил в центре и четыре евангелиста по бокам, явно скопированные с миниатюр и по своим размерам никак не согласованные с величественными фигурами конхи. Ниже идет регистр со святительским чином, опять выдержанный в другом масштабе.

На стенах размещены сцены из жизни Христа и большая композиция Успения, которая обращает на себя внимание необычным асимметрическим построением. В нарфике находится развернутое изображение Страшного суда. В церкви Панагии Мавриотиссы сохраняются также фрагменты портретов Алексея I Комнина и Иоанна II, сцена Крещения (XII век) и пострадавшая от записей композиция Древо Иессеево, которую С. Пелеканидис, вообще склонный к слишком ранним датировкам, без достаточных оснований относит к XI веку. Основная группа фресок церкви Панагии Мавриотиссы может рассматриваться как явление запоздалого характера, что исключает предложенную С. Пелеканидисом датировку их XII веком. На XIII столетие указывают, помимо стиля, и такие детали как упавшая в обморок Мария в сцене Распятия и реалистический облик ктитора монаха Мануила, чья фигура помещена у ног Богоматери, восседающей на троне…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве». VIII. Тринадцатый век. VIII.6. Македония, Кастория

https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=9&ch_l2=6



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.