«…Церковь святителя Николая Чудотворца Каснициса находится на площади Омония. Из посвятительных надписей и изображений известны имена ктитора магистра Никифора Каснициса и его жены Анны. Точное время строительства и украшения церкви неизвестно. По стилю живописи она датируется 60-80-ми гг. XII в.
Архитектура. Церковь представляет собой небольшую однонефную базилику с сильно выступающей полукруглой апсидой. В толще восточной стены по сторонам апсиды сделаны две меньшие конхи. С западной стороны нартекс занимает всю ширину церкви. В храме два входа: один - с западной стороны, другой - с северной. В стенах сделано несколько маленьких окон, одинарных и двойных. В восточной части южной стены - ниша с изображением патрона храма святителя Николая Чудотворца.
Храм построен в характерной технике с чередующимися рядами необработанного камня и кирпича в 1-3 ряда. Верхние части стен украшены поребриком и фризом с прямоугольными керамическими плитками с диагональными насечками. Оригинальный декоративный элемент представляет фриз в верхней части стен с повторяющимися буквами N - инициалами святителя Николая Чудотворца и Никифора Каснициса. Снаружи стены храма тоже были расписаны, по крайней мере частично. В щипце над апсидой сохранились фрагменты фигуры святителя Николая Чудотворца с Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей и некоторые другие остатки росписей.
Во время реставрации 1952 г. в нартексе был убран более поздний деревянный потолок и заменена кровля над всей церковью.
Внутреннее пространство церкви полностью покрыто фресками. Они расположены в два регистра, которые перебиваются окнами на продольных стенах, так что между окнами образуется дополнительный регистр. В верхней зоне по кругу размещено 11 крупномасштабных сцен евангельского цикла, начиная с «Благовещения Пресвятой Богородицы» по сторонам апсиды и далее по южной стене до «Сошествия во ад» в восточной части северной стены. На восточной стене в щипце над «Благовещением» помещен Деисус, на западной стене в верхней части - «Вознесение Господне», под ним - «Преображение Господне» и «Успение Пресвятой Богородицы» (с редкой особенностью: голова усопшей Богоматери повернута вправо). Некоторые сцены евангельского цикла выделены размером. Так, «Рождество Христово» занимает почти половину южной стены; огромна композиция «Вознесение Господне», которая в базиликах часто расположена в щипце восточной или западной стены (например, в церквах Пресвятой Богородицы Мавриотиссы близ Кастории, великомученика Георгия в Курбинове, апостола Иоанна Богослова в Веррии).
Узкие полосы между двумя основными регистрами на северной и южной стенах заняты поясными изображениями святых, под ними в нижнем регистре - фигуры святых в рост, среди которых преобладают воины, а на западной стене - целители. В восточной части южной стены в нише с арочным завершением помещено крупномасштабное изображение святителя Николая Чудотворца, которому Пресвятая Богородица и Христос вручают знаки архиерейского достоинства. Напротив, на северной стене, в нише с трехлопастным завершением, находится столь же крупное изображение Христа Пантократора.
Нартекс украшен житийными сценами свято-никольского цикла, которые расположены в несколько непривычной последовательности. Нижнюю зону занимают образы святых, среди которых по неизвестным причинам выделен мученик Елпидий, помещенный напротив входа и обращенный в молитве к стоящей с правой стороны Божией Матери «Одигитрия». Справа от входа в наос изображено «Крещение Господне», а в верхней части восточной стены нартекса - редкий вариант Деисуса с образом Ветхого денми.
На восточной стене нартекса помещены портреты ктитора Никифора Каснициса с моделью храма в руках и его жены Анны, предстоящих святителю Николаю Чудотворцу, который изображен в тимпане над входом из нартекса в наос. Рядом с этой композицией имеется надпись. На западной стене наоса находится втораяя надпись, где говорится о том, что храм был построен и украшен «живописью и множеством образов» магистром Никифором Касницисом и посвящен святителю Николаю Чудотворцу в благодарность за разные благодеяния, которые святой многократно оказывал ктитору с тех пор, как тот пришел «в юдоль печали».
Некоторые исследователи (Пелеканидис и другие) предполагают, что «юдолью печали» Никифор Касницис называет Касторию - место своей ссылки. Более справедливым, однако, представляется мнение Хадзидакиса и Дракопулу о том, что имеется в виду земная жизнь вообще и что Никифор Касницис не был сослан в Касторию, а, напротив, принадлежал к местной аристократии и был связан с этим городом в течение многих лет. Предположение о высоком статусе заказчика и его принадлежности к культурной элите второй половины XII в. подтверждается высокохудожественными росписями.
Росписи наоса и нартекса выполнены в едином стиле, с одними и теми же характерными приемами и типажами. В целом в композициях доминирует спокойный ритм, в чем сказывается классическая выучка мастеров. Стройные пропорции фигур, благородные, одухотворенные лица, роскошные одежды святых и богатые доспехи воинов - все это подчеркивает аристократический характер ансамбля. Однако во мн. сценах появляются беспокойные мотивы «динамического» стиля. В некоторых сценах ощущение энергичности движения усиливается с помощью волнистых изгибов драпировок, нагнетающих драматизм (например, в композиции «Встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой»). Контрастная моделировка одежд с яркими светами придает им выпуклость, однако ткани выглядят жесткими. В такой же манере трактованы лики - с холодной темной подкладкой и резкими высветлениями, дающими рельефность. При этом гибкие линии обрисовывают черты лица, выделяют морщины, часто неестественно правильных, слегка стилизованных форм. Характерными криволинейными мазками переданы румяна на щеках. Взгляд и выражение лиц наделены внутренней подвижностью. Все это придает образам большую экспрессивность, внешняя напряженность и активность отражают интенсивность духовного переживания.
Росписи церкви свт. Николая Чудотворца принадлежат к тому же времени и художественному направлению, что и росписи церкви великомученика Пантелеимона в Нерези (1164). Хотя Никифор Касницис занимал более низкое общественное положение, чем ктитор Нерези Алексей Комнин Ангел, и работавшие по его заказу художники уступали великолепным мастерам росписи церкви вмч. Пантелеимона, тем не менее это родственные явления. Живопись обоих ансамблей исполнена в утонченной линеарной манере с элементами «динамического» стиля. Во многом стиль и техника фресок церкви свт. Николая Чудотворца близки к манере художника А из храма св. Бессребреников, хотя живопись последнего представляет более продвинутый вариант «динамического» стиля.
Большинство исследователей датируют фрески церкви свт. Николая Чудотворца в пределах второй половины XII в.: к середине или третей четверти XII в. их относили В. Н. Лазарев, С. Райкович, О. Демус, Э. Китцингер; по времени создания Хадзидакис поставил эту роспись между фресками церквей в Нерези (1164) и Курбинове (1191); Адерманн-Мисгиш и В. Джурич датировали ее последней третью XII в.; Т. Мальмквист - началом XIII в.
Росписи церквей свт. Николая Чудотворца и святых Бессребреников свидетельствуют о том, что во второй половине XII в. Кастория была включена в наиболее значительные процессы, протекавшие в художественной жизни Византии…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»