ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кастория. Церковь Николая Чудотворца.

Ιερός Ναός Αγίου Νικολάου


Кастория. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1160 и 1180.
Адрес:
Moschopoleos 7, Kastoria 521 00, Греция

Координаты: 40.517022, 21.268181



Церковь Николая Чудотворца, вид с северо-востока<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
вид с северо-востока
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Николая Чудотворца, вид с юго-востока<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
вид с юго-востока
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Николая Чудотворца, абсида<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
абсида
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Николая Чудотворца, фрески южной стены<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
фрески южной стены
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Николая Чудотворца, Успение Богородицы. 1160-1180 гг.
<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Успение Богородицы. 1160-1180 гг.
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Николая Чудотворца, Николай Чудотворец. 1160-1180 гг.<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Николай Чудотворец. 1160-1180 гг.
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Николая Чудотворца, Преображение. 1160-1180 гг.
<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Преображение. 1160-1180 гг.
zavar-vera
4 мая 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2025

«…Церковь святителя Николая Чудотворца Каснициса находится на площади Омония. Из посвятительных надписей и изображений известны имена ктитора магистра Никифора Каснициса и его жены Анны. Точное время строительства и украшения церкви неизвестно. По стилю живописи она датируется 60-80-ми гг. XII в.

Архитектура. Церковь представляет собой небольшую однонефную базилику с сильно выступающей полукруглой апсидой. В толще восточной стены по сторонам апсиды сделаны две меньшие конхи. С западной стороны нартекс занимает всю ширину церкви. В храме два входа: один - с западной стороны, другой - с северной. В стенах сделано несколько маленьких окон, одинарных и двойных. В восточной части южной стены - ниша с изображением патрона храма святителя Николая Чудотворца.

Храм построен в характерной технике с чередующимися рядами необработанного камня и кирпича в 1-3 ряда. Верхние части стен украшены поребриком и фризом с прямоугольными керамическими плитками с диагональными насечками. Оригинальный декоративный элемент представляет фриз в верхней части стен с повторяющимися буквами N - инициалами святителя Николая Чудотворца и Никифора Каснициса. Снаружи стены храма тоже были расписаны, по крайней мере частично. В щипце над апсидой сохранились фрагменты фигуры святителя Николая Чудотворца с Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей и некоторые другие остатки росписей.

Во время реставрации 1952 г. в нартексе был убран более поздний деревянный потолок и заменена кровля над всей церковью.

Внутреннее пространство церкви полностью покрыто фресками. Они расположены в два регистра, которые перебиваются окнами на продольных стенах, так что между окнами образуется дополнительный регистр. В верхней зоне по кругу размещено 11 крупномасштабных сцен евангельского цикла, начиная с «Благовещения Пресвятой Богородицы» по сторонам апсиды и далее по южной стене до «Сошествия во ад» в восточной части северной стены. На восточной стене в щипце над «Благовещением» помещен Деисус, на западной стене в верхней части - «Вознесение Господне», под ним - «Преображение Господне» и «Успение Пресвятой Богородицы» (с редкой особенностью: голова усопшей Богоматери повернута вправо). Некоторые сцены евангельского цикла выделены размером. Так, «Рождество Христово» занимает почти половину южной стены; огромна композиция «Вознесение Господне», которая в базиликах часто расположена в щипце восточной или западной стены (например, в церквах Пресвятой Богородицы Мавриотиссы близ Кастории, великомученика Георгия в Курбинове, апостола Иоанна Богослова в Веррии).

Узкие полосы между двумя основными регистрами на северной и южной стенах заняты поясными изображениями святых, под ними в нижнем регистре - фигуры святых в рост, среди которых преобладают воины, а на западной стене - целители. В восточной части южной стены в нише с арочным завершением помещено крупномасштабное изображение святителя Николая Чудотворца, которому Пресвятая Богородица и Христос вручают знаки архиерейского достоинства. Напротив, на северной стене, в нише с трехлопастным завершением, находится столь же крупное изображение Христа Пантократора.

Нартекс украшен житийными сценами свято-никольского цикла, которые расположены в несколько непривычной последовательности. Нижнюю зону занимают образы святых, среди которых по неизвестным причинам выделен мученик Елпидий, помещенный напротив входа и обращенный в молитве к стоящей с правой стороны Божией Матери «Одигитрия». Справа от входа в наос изображено «Крещение Господне», а в верхней части восточной стены нартекса - редкий вариант Деисуса с образом Ветхого денми.

На восточной стене нартекса помещены портреты ктитора Никифора Каснициса с моделью храма в руках и его жены Анны, предстоящих святителю Николаю Чудотворцу, который изображен в тимпане над входом из нартекса в наос. Рядом с этой композицией имеется надпись. На западной стене наоса находится втораяя надпись, где говорится о том, что храм был построен и украшен «живописью и множеством образов» магистром Никифором Касницисом и посвящен святителю Николаю Чудотворцу в благодарность за разные благодеяния, которые святой многократно оказывал ктитору с тех пор, как тот пришел «в юдоль печали».

Некоторые исследователи (Пелеканидис и другие) предполагают, что «юдолью печали» Никифор Касницис называет Касторию - место своей ссылки. Более справедливым, однако, представляется мнение Хадзидакиса и Дракопулу о том, что имеется в виду земная жизнь вообще и что Никифор Касницис не был сослан в Касторию, а, напротив, принадлежал к местной аристократии и был связан с этим городом в течение многих лет. Предположение о высоком статусе заказчика и его принадлежности к культурной элите второй половины XII в. подтверждается высокохудожественными росписями.

Росписи наоса и нартекса выполнены в едином стиле, с одними и теми же характерными приемами и типажами. В целом в композициях доминирует спокойный ритм, в чем сказывается классическая выучка мастеров. Стройные пропорции фигур, благородные, одухотворенные лица, роскошные одежды святых и богатые доспехи воинов - все это подчеркивает аристократический характер ансамбля. Однако во мн. сценах появляются беспокойные мотивы «динамического» стиля. В некоторых сценах ощущение энергичности движения усиливается с помощью волнистых изгибов драпировок, нагнетающих драматизм (например, в композиции «Встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой»). Контрастная моделировка одежд с яркими светами придает им выпуклость, однако ткани выглядят жесткими. В такой же манере трактованы лики - с холодной темной подкладкой и резкими высветлениями, дающими рельефность. При этом гибкие линии обрисовывают черты лица, выделяют морщины, часто неестественно правильных, слегка стилизованных форм. Характерными криволинейными мазками переданы румяна на щеках. Взгляд и выражение лиц наделены внутренней подвижностью. Все это придает образам большую экспрессивность, внешняя напряженность и активность отражают интенсивность духовного переживания.

Росписи церкви свт. Николая Чудотворца принадлежат к тому же времени и художественному направлению, что и росписи церкви великомученика Пантелеимона в Нерези (1164). Хотя Никифор Касницис занимал более низкое общественное положение, чем ктитор Нерези Алексей Комнин Ангел, и работавшие по его заказу художники уступали великолепным мастерам росписи церкви вмч. Пантелеимона, тем не менее это родственные явления. Живопись обоих ансамблей исполнена в утонченной линеарной манере с элементами «динамического» стиля. Во многом стиль и техника фресок церкви свт. Николая Чудотворца близки к манере художника А из храма св. Бессребреников, хотя живопись последнего представляет более продвинутый вариант «динамического» стиля.

Большинство исследователей датируют фрески церкви свт. Николая Чудотворца в пределах второй половины XII в.: к середине или третей четверти XII в. их относили В. Н. Лазарев, С. Райкович, О. Демус, Э. Китцингер; по времени создания Хадзидакис поставил эту роспись между фресками церквей в Нерези (1164) и Курбинове (1191); Адерманн-Мисгиш и В. Джурич датировали ее последней третью XII в.; Т. Мальмквист - началом XIII в.

Росписи церквей свт. Николая Чудотворца и святых Бессребреников свидетельствуют о том, что во второй половине XII в. Кастория была включена в наиболее значительные процессы, протекавшие в художественной жизни Византии…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.