ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кастория. Церковь Космы и Дамиана.

Ιερος Ναος Άγιων Άναργυρων


Кастория. Церковь Космы и Дамиана
Церковь. Действует.  
Престолы:Космы и Дамиана Римских
Год постройки:приблизительно 950 - 1050.
Адрес:
Ag. Anargiron 23, Kastoria 521 00, Греция

Координаты: 40.520171, 21.272374



Церковь Космы и Дамиана, вид с юго-востока<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
вид с юго-востока
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, восточный фасад<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
восточный фасад
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, западный фасад<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
западный фасад
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, абсида<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
абсида
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, портал<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
портал
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, белокаменная резьба портала<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
белокаменная резьба портала
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, , Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, Оплакивание. Последняя четверть XII в.<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Оплакивание. Последняя четверть XII в.
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, Святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Последняя четверть XII в.<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Последняя четверть XII в.
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, Христос Эммануил.<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Христос Эммануил.
zavar-vera
5 мая 2018
Церковь Космы и Дамиана, Архангел Гавриил<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Архангел Гавриил
zavar-vera
5 мая 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2025

«…Церковь святых Бессребреников, одна из самых больших и известных в Кастории, находится в северной части города. Исторические сведения о ней содержатся в нескольких ктиторских надписях, из которых известно, что обветшавшая церковь была обновлена и украшена стараниями Феодора Лимниота и его семьи. Строительство храма датируется предположительно по стилю живописи первого слоя второй половины X или скорее первой половины XI в., его обновление - по стилю второго слоя росписи 70-80-ми гг. XII в.

Архитектура. Церковь представляет собой трехнефную базилику, четырехугольную в плане. Нефы разделяют несимметричные арочные проходы: два - с северной стороны и одна - с южной. Центральный неф шире и выше боковых, с клеристорием с двойными окнами. Он заканчивается полукруглой апсидой. Боковые нефы завершаются меньшими полукруглыми апсидами. Из нартекса в наос ведут три прохода. Нартекс делится на три части двумя поперечными арками, несущими центральный вспарушенный свод. Здание было украшено мраморной резьбой: сохранились дверные косяки, импосты, двойные колонки и фрагменты темплона. Храм построен в смешанной технике из камня и кирпича, образующего узоры в виде волн, крестов, солярных знаков. Архивольты проемов выложены из плинфы и окаймлены поребриком. Большинство окон - двойные, с тонкими мраморными колонками посередине. Во многих местах стены украшены плоскими нишами разного размера, тимпаны которых заполняет кирпичный орнамент. Во время обновления храма Феодором Лимниотом центральная часть западного фасада была покрыта штукатуркой и расписана.

В ходе реставрации 1950-1951 гг. были выявлены следы других перестроек, осуществленных в кон. XII в. Цилиндрический свод главного нефа был заменен двухскатной черепичной кровлей. К этому же времени относится второй слой росписи, положенный поверх первого.

Строительство храма некоторые исследователи, например С. Пелеканидис, относят ко второй половине X в., тогда как Р. Краутхаймер, М. Хадзидакис, А. Эпстайн, Н. Муцопулос - к первой половине XI в. Особенности конструкции и кладки, общие для касторийских церквей, не позволяют датировать здание более точно.

Живопись. Определить иконографическую программу первого слоя росписи в настоящее время невозможно, поскольку ее большая часть закрыта вторым слоем фресок. Только в нартексе в софите южной поперечной арки видны фрагменты фигур святителей Василия Великого и Николая Чудотворца, а на северной стене - изображения равноапостольных Константина и Елены, «усопшего Константина» и двух ангелов. Вероятно, в этой части нартекса находились захоронения.

Святые первого слоя росписи изображены в застывших фронтальных позах. Складки одежд трактованы условно, пробела имеют геометризованные формы. Лики неподвижны, черты укрупнены и обрисованы жесткими контурами, глаза широко раскрыты и устремлены в бесконечность. Все эти признаки характерны для так называемого аскетического направления в византийском искусстве первой половины XI в., лучшими образцами которого являются фрески церкви Панагии Халкеон в Фессалонике (около 1028), Святой Софии в Охриде (1037-1056), мозаики и фрески Осиос Лукас в Беотии и Святой Софии в Киеве (30-40-е гг. XI в.).

В церкви св. Бессребреников представлен упрощенный вариант этого стиля, распространенный в XI в. по всей территории Византийской империи (например, росписи церквей Епископи в Эвритании, Прототрони на Наксосе и другие), который из-за известного консерватизма трудно датировать более точно. Исследователи единодушны во мнении, что церковь была расписана вскоре после постройки. Соответственно Пелеканидис датировал первый слой росписи второй половиной X в., Хадзидакис - около 1000 г. (обе даты представляются слишком ранними), А. Орландос - первой половиной XI в., Эпстайн - 1000-1030 гг.

Росписи второго слоя покрывают весь храм. Стены разделены на три зоны. В верхней помещаются фигуры пророков, в средней изображения двунадесятых праздников и других евангельских сюжетов, в нижней - святых. Довольно своеобразна декорация алтарной части. В щипце триумфальной арки помещен полуфигурный Деисус, ниже - «Благовещение Пресвятой Богородицы», между двумя зонами - Ветхий денми в полусфере, в своде вимы - «Этимасия» и архангелы, во лбу арки над конхой - Христос Еммануил, в конхе - Богоматерь на троне с Младенцем и предстоящими ангелами, ниже - «Поклонение Жертве». На узких участках вост. стены по сторонам образа Богоматери в апсиде представлены в молитвенных позах бессребреники Косма и Дамиан, которым посвящен храм. Другое изображение бессребреников Космы и Дамиана, на головы которых возлагает венцы Иисус Христос, оформлено как храмовый образ рельефной трехлопастной аркой и находится на восточном откосе прохода в южный неф.

Евангельский цикл занимает средний регистр росписей наоса, он начинается с «Благовещения Пресвятой Богородицы», повторенного в восточной части южной стены, и заканчивается в нартексе композициями «Вознесение Господне» и «Пятидесятница», которые находятся в своде центральной части. Кроме того, в нартексе размещаются несколько новозаветных и ветхозаветных сюжетов, в том числе редких (Христос и апостол Нафанаил, Христос и грешница). Нижние части стен и софиты арок в нартексе отведены для изображений святых в рост и погрудно, в обрамлениях, напоминающих иконы. Возможно, росписи нартекса повторяют программу фресок первого слоя. В южном нефе изображены чудеса Христовы, чудо архангела Михаила в Хонех и несколько фигур преподобных. Вероятно, в обвалившемся своде помещались также сцены жития святых Космы и Дамиана. Северный неф в основном посвящен житийному циклу великомученика Георгия Победоносца. В его восточной части размещен Деисус с образом Христа Еммануила в конхе и предстоящими по сторонам Пресвятой Богородицей и святым Иоанном Предтечей.

В боковых нефах находятся портреты ктиторов, по заказу которых были осуществлены обновление и вторая роспись храма. На южной стене северного нефа изображены Феодор Лимниот, его супруга Анна Радина (упоминание ее девичьей фамилии, очевидно, связано с очень знатным происхождением) и их сын Иоанн, предстоящие перед Богоматерью с Младенцем. Ктиторы представлены в роскошных одеждах и драгоценных украшениях. Надписи с именами ктиторов вскоре после исполнения фресок были переписаны, к изображениям добавлены темные головные уборы, а также дорисована модель церкви в руках у Феодора. Надпись в западной части северного нефа, над проходом в нартекс, посвящена великомученику Георгию, «чьи мучения изобразил сначала в своем сердце, а потом в красках» Феодор Лимниот. Рядом представлен великомученик Георгий Победоносец на коне - в иконографии, известной и по другим балканским памятникам XII в., в частности по росписям в Курбинове и снятой со стены фреске монастыря Джурджеви Ступови (Народный музей (галерея фресок), Белград). В нартексе, над входом в наос, имеется третья надпись. Это стихотворное обращение ктитора к святым бессребреникам, которым он «подносит в дар обновление и украшение обветшавшей церкви и ждет от них райского блаженства и телесного исцеления для себя, жены и сына».

Семья Лимниотов принадлежала к местной касторийской аристократии. Известен другой член этой семьи: монах Феофил Лимниот с моделью храма изображен в южном нефе, рядом с огромным образом Христа. Впрочем, возможно, справедливо предположение Е. Кирьякудиса, который считает, что Феофил Лимниот - это тот же Феодор, принявший монашеский постриг. В таком случае становится понятно, почему вскоре после исполнения в северном нефе ктиторских портретов к ним были добавлены темные головные уборы. Видимо, из этой же семьи происходил живший позднее священник Феодор Лимниот, пожертвовавший средства на изображение Пресвятой Богородицы в церкви первомч. Стефана.

Фрески второго слоя церкви св. Бессребреников представляют собой большой и неоднородный ансамбль. По мнению исследователей, над их исполнением трудились 2 или 3 художника. Сначала были расписаны верхние части наоса и алтаря, над которыми работал художник В, вероятно местного происхождения. Этому мастеру, стиль которого провинциален и довольно консервативен, принадлежат большая композиция «Благовещение Пресв. Богородицы» над апсидой, образы пророков и нескольких евангельских сюжетов: «Встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Жены-мироносицы у гроба», «Сошествие во ад» и «Успение Пресвятой Богородицы». Его композиции построены просто, в них почти всегда отсутствует пейзажный или архитектурный фон. Фигуры размещены на переднем плане, головы - на одном уровне, причем изображения главных героев часто превышают размеры второстепенных персонажей, так что между ними возникает диспропорция. Движения фигур часто неуклюжи и скованны. Лица лишены выражения, хотя их типаж довольно специфический: широкие, иногда квадратные, с выступающей нижней челюстью, нависающими бровями. Одежды образуют жесткие угловатые складки, не соответствующие движениям и условно обозначенные контурными линиями.

Другой мастер, художник А, исполнил остальные сцены в главном и боковых нефах. В среднем регистре главного нефа некоторые из его композиций написаны на слое штукатурки, положенном поверх композиций мастера В. Это означает, что они могли работать не одновременно. Впрочем, этот промежуток вряд ли был большим. Художник А - мастер высшего класса, его работы можно отнести к числу лучших произведений позднекомниновского «динамического» стиля. Композиции этого мастера обогащены разнообразными деталями, но при этом пронизаны единым ритмом. Высокие, элегантно изогнутые фигуры нередко изображены в сильном, иногда преувеличенно энергичном движении, которое подчеркивают плавные изгибы драпировок с многочисленными складками и развевающимися краями. Эти формы часто образуют каскады и нагромождения, вносящие в композиции дополнительную напряженность и динамику.

Лица наделены выразительной характеристикой, передающей глубокое духовное переживание. Многие из них имеют неправильные пропорции и неклассические черты: слишком низкий или слишком высокий лоб, глубоко и близко посаженные глаза, длинный нос, острый подбородок. Нередко можно встретить лица, искаженные гримасой страдания. При этом личное письмо имеет традиционную многослойную структуру, с темной подкладкой, постепенными высветлениями и завершающими слоями розоватой подрумянки и белильных светов. При ясно выраженном стремлении к усилению напряженного, драматического характера образов мастер использует большое количество стилизованных декоративных форм и яркие, контрастные краски, что в целом придает росписи нарядный, праздничный оттенок. Судить о колорите фресок трудно, поскольку в настоящее время расчищены лишь небольшие их части.

Художник А работал в стиле, распространенном в Византии в последней трети XII в. Наиболее близки к его произведениям фрески церкви вмч. Георгия в Курбинове (1191). Л. Адерманн-Мисгиш высказала предположение, что этот мастер мог быть членом артели, работавшей в Курбинове. Однако другие исследователи (например, Хадзидакис) не соглашаются с этим мнением и указывают на некоторые стилистические отличия курбиновской росписи от фресок церкви св. Бессребреников, такие как сильно удлиненные нижние части тел, театрализованные позы и жесты, жесткая моделировка. По мнению Хадзидакиса, композиции в церкви св. Бессребреников, атрибутируемые другими исследователями как работы мастера А, исполнил не один человек. Но в любом случае эти фрески и росписи в Курбинове принадлежат к одному направлению.

В нартексе Адерманн-Мисгиш выделила произведения третьего художника - мастера С. Фигуры здесь изображены в спокойных позах, они объемные и весомые, с широкой моделировкой, ритмичным и органичным рисунком складок. Выражения лиц скорее спокойные и задумчивые, без интенсивной экспрессии художника А. Мастер С работал в более классическом стиле, который в конце XII в. сосуществовал с «динамическим» направлением.

Большинство исследователей датировали второй слой росписи церкви св. Бессребреников 70-80-ми гг. XII в. или шире - последней третью XII в. К этому же времени относятся росписи западного фасада храма. В тимпане над входом изображены святые Косма и Дамиан, по сторонам - апостолы Петр и Павел в рост, в нише к северу - святитель Николай Чудотворец, к югу - еще раз святые Косма и Дамиан. Роспись занимала всю площадь фасада. Она может быть датирована по граффито 1198 г., дающему terminus ante quaem.

Из церкви св. Бессребреников происходит двухсторонняя икона святых Космы и Дамиана с житийными сценами на полях, современная росписи, хранящаяся в Византийском музее в Кастории. Очень близка к стилю художника А двухсторонняя икона с изображением Божией Матери и «Христа во гробе» из того же музея…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.