«…Церковь Панагии Кумбелидики стоит на видном месте в византийской цитадели Кастории. Ее современное название относится к османскому периоду и происходит от характерной формы купола на высоком барабане, который отличает эту церковь от остальных в городе. На основании барабана была надпись, поврежденная во время второй мировой войны, когда большая часть купола была разрушена бомбардировкой. Название церкви, фигурировавшее в этой надписи, исследователи реконструировали и интерпретировали по-разному: по мнению Пелеканидиса - Кастриотисса (от κ?στρον - цитадель), согласно Т. Папамасторакису, Дракопулу, И. Сисиу - Скутариотисса (возможно, от имени ктитора или названия константинопольского храма).
Архитектура. Церковь представляет собой небольшой триконх с куполом (еще один храм того же типа - руинированная церковь Преображения Господня IX в. - находится недалеко от Кастории). К квадратному в плане внутреннему пространству примыкают три апсиды, ориентированные на восток, север и юг. Четыре арки по сторонам подкупольного квадрата поддерживают слегка овальный, очень высокий барабан купола над центральной частью. В основании барабана имеется четыре маленьких первоначальных окна и еще по одному - в трех конхах. Узкий нартекс, перекрытый поперечным цилиндрическим сводом, занимает всю ширину здания с запада. Второй, больший нартекс возведен в XV в. Он был перекрыт скатной кровлей после обрушения первоначального свода. Стена, разделявшая внутренний и внешний нартекс, разрушена в поствизантийское время и заменена арочным проходом.
Церковь построена в той же смешанной технике, что и другие древнейшие храмы Кастории. Ее особенность - лента поребрика, проходящая в завершении барабана, опоясывающая его посередине и окаймляющая окна или только их арочные завершения. Еще три декоративных фриза из керамических плиток идут вокруг барабана. Плитки имеют формы квадрата, прямоугольника, треугольника и ромба. Эти декоративные эффекты скрадывают слишком большую высоту барабана.
Стена цитадели проходит так близко от восточной части церкви, что закрывает единственное окно восточной конхи. Исходя из этого, некоторые исследователи (например, Пелеканидис) относили строительство храма ко времени до реконструкции стен, предположительно в мирный период, между смертью болгарского хана Крума (814) и объявлением болгарским царем Симеоном (894) войны Византии, то есть примерно к середине IX в. Это мнение не является общепринятым; Н. Муцопулос предлагал и более позднюю датировку храма - X в. Памятник реставрировали в 1949 г.
Живопись. Наос храма был полностью расписан в XIII в., но многие фрески находятся под записью. В отличие от фресок церквей первомученика Стефана и святых Таксиархов в Кумбелидики росписи разных слоев делались беспорядочно. Некоторые фрески пострадали в результате протечек, другие - во время бомбардировок 1940 г., так что не всегда даже можно определить их сюжеты. В куполе было изображение Христа Пантократора, в барабане - образы пророков. Недавно в нижней части барабана были открыты фрагменты сцен «Сошествие во ад» и «Жены-мироносицы у гроба». Сцены размещались по сторонам южного окна барабана, рядом с ними есть место еще для двух композиций. Это могли быть, по мнению Сисиу, «Распятие» и «Пятидесятница».
Расположение сцен праздничного цикла в барабане купола встречается редко, однако другие такие случаи известны, например: в церкви апостола Петра в Расе (близ современного Нови-Пазара), слой Х в., в церкви Святой Софии в Трапезунде (сцены праздников и образы евангелистов в парусах, 60-е гг. XIII в.), в Белой церкви Каранской (40-е гг. XIV в.). Попытки Сисиу объяснить такое расположение сцен погребальным предназначением храма не совсем убедительны.
В парусах размещались фигуры евангелистов (сохранились фрагментарно), в основании барабана - Нерукотворный образ Спасителя. Восточную апсиду занимает погрудное изображение Пресвятой Богородицы «Платитеры», здесь также представлены «Евхаристия» и «Служба святых отцов». В софите алтарной арки - разделенные на две группы апостолы из композиции «Вознесение», а на стене над конхой - возносящийся Иисус Христос. По сторонам алтаря изображены фигуры архангела Гавриила и Богоматери из «Благовещения». Все эти фрески находятся под записью XVII в.
Праздничный цикл продолжается в двух других апсидах и на западной стене. «Рождество Христово» помещено во лбу и в софите южной арки, «Сретение Господне» - в южной конхе, «Преображение Господне» и «Воскрешение праведного Лазаря» - в северной части, вся западная стена занята большой композицией так называемого облачного «Успения Пресвятой Богородицы». Вопреки традиции Иисус Христос изображен не стоящим за ложем Пресвятой Богородицы и принимающим Ее душу в виде спеленутого младенца, а возносящимся вместе с Нею во славе на небеса. В нижних регистрах традиционно помещаются фигуры святых. В северной части представлены святой Иоанн Предтеча, великомученики Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, в южной - апостол Иоанн Богослов, великомученики Георгий Победоносец, Никита, Меркурий.
В нартексе имеются фрагментарно сохранившаяся композиция «Вход Господень в Иерусалим» (поверх нее в конце XV в. была написана фигура святителя Николая Чудотворца) и сцены Богородичного цикла: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм», «Испытание водой обличения» и «Обручение прав. Иосифу».
В своде нартекса размещается редкий извод Святой Троицы близкий к более поздней русской иконографии «Отечества». Свод почти целиком занимает огромная фигура Ветхого денми в мандорле, восседающего на радуге. На Его груди в складках гиматия - погрудное маленькое изображение Христа-средовека, держащего светлый диск, на котором запечатлен голубь - Святой Дух. Исследователи по-разному трактуют это изображение: Хадзидакис считает его прозападным, Пелеканидис и Сисиу - соответствующим православной традиции, подтверждение чему находят среди прочего в иллюстрациях к православному Символу веры. В любом случае появление такого иконографического извода Святой Троицы, несомненно, связано с дискуссиями по поводу Filioque и унии, которые были актуальны в 60-80-х гг. XIII в. - в предполагаемое время создания первого слоя фресок в церкви Панагии Кумбелидики.
Стиль первого слоя росписей церкви Панагии Кумбелидики ориентирован на лучшие раннепалеологовские образцы, такие как фрески Печа или Сопочани, о чем свидетельствуют использование пейзажного и архитектурного фона, широкая пластическая моделировка фигур и лиц. Композиции сцен хорошо выстроены, архитектурный фон умело использован для выделения или обрамления фигур персонажей, светлые цвета подобраны в изысканную гамму, мягкая моделировка лиц зеленоватыми и светло-коричневыми притенениями придает им спокойное, ясное выражение. Хотя большое количество широких складок одежд должно скрывать крупные тела, но монументальность или энергичное движение фигур отсутствуют, мн. лица вялы и невыразительны. Притом что художники церкви Панагии Кумбелидики явно были в курсе новейших течений в живописи 60-80-х гг. XIII в., их произведения вторичны по отношению к искусству крупных художественных центров.
В экзонартексе и в арке, отделяющей его от внутреннего нартекса, находятся росписи, выполненные в XVII в.: «Рождество Христово», «Преображение Господне», «Пятидесятница», «Благовещение Пресвятой Богородицы», сцены «Акафиста», образы святых. На внешней западной стене экзонартекса тоже имеются фрески: Деисус, «Пир Ирода» и «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», Божия Матерь «Страстная», архангел Гавриил, «Пророк Илия в пустыне, питаемый вороном». Эти фрески датируются надписью ктитора Андроника 1495/96 г., которая, вероятно, относится не только к образу Богоматери «Страстной» (широкое распространение этой иконографии приходится на вторую половину XV в.), но и ко всему экзонартексу.
Большое изображение святителя Николая Чудотворца на северной стене внутреннего нартекса исследователи приписывают касторийской мастерской рубежа XV и XVI вв., расписавшей храм святителя Николая Чудотворца (монахини Евпраксии) в 1485/86 г. и целый ряд других ансамблей…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»