ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кастория. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов.

Ιερός Ναός Άγιοι Ταξιάρχες Μητροπόλεως


Кастория. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила и Гавриила Архангелов
Год постройки:между приблизительно 900 и 1360.
Адрес:
Mitropoleos 140, Kastoria 521 00, Греция

Координаты: 40.515883, 21.268223



Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, западный фасад<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
западный фасад
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, восточный фасад<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
восточный фасад
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, южный фасад<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
южный фасад
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, северный фасад<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
северный фасад
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, Возведение а крест<br>, Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
Возведение а крест
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, , Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
zavar-vera
4 мая 2018
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, , Кастория, Эпир и Западная Македония, Греция
zavar-vera
4 мая 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2025

«…Церковь святых Таксиархов у Митрополии расположена рядом с площадью Омония, вблизи нового кафедрального собора Кастории и резиденции митрополита. Возможно, храм построен на развалинах раннехристианской базилики, однако это предположение основано только на том, что в строительстве церкви были использованы отдельные древние архитектурные элементы - колонны, базы и импосты двойных колонок. Многочисленные изображения роскошно наряженных «усопших» в слепых арках на внешней стороне южной стены, сопровождаемые молитвами об их спасении, позволяют предположить, что церковь была кладбищенской, местом погребения касторийской знати. Это подтверждается и тем, что она находится в юго-восточном конце города и посвящена архистратигу Михаилу, который по византийским представлениям принимал по кончине души умерших и сопровождал их.

Древнейший слой росписей относится к IX или Х в., что позволяет датировать постройку примерно этим временем. Из ктиторской надписи над тимпаном входа в наос следует, что храм святых Таксиархов был обновлен и расписан на средства иеромонаха Даниила в правление Симеона Уроша и его сына Иоанна (впоследствии преподобный Иоасаф Метеорский) в 1359/60 г.

Архитектура. Церковь представляет собой базилику, разделенную на три нефа колоннадами, по две колонны в каждой. Средний неф заканчивается выступающей полуцилиндрической апсидой, а два боковых нефа - маленькими конхами, устроенными в толще стены. Довольно узкий нартекс тянется на всю ширину западного фасада. Центральный неф с высоким клеристорием перекрыт полуцилиндрическим сводом, боковые - четвертными сводами, которые обвалились и были заменены скатными стропильными кровлями. В нартексе поперечные арки усиливают стены. Центральная часть нартекса перекрыта цилиндрическим сводом, боковые части - вспарушенными сводами. Ширина ячеек нартекса, соответствующая ширине нефов, доказывает, что они были построены одновременно.

В северной части храма имеется много следов позднейших вмешательств. Невозможно установить время, когда северной части восточной и западной стен северного нефа и нартекса обвалились, их восстановили, сделав в 2 раза шире. От первоначальной конструкции сохранилась только часть восточной стены с нишей жертвенника. В 1937 г. были сделаны два контрфорса с южной стороны для укрепления стены.

По внешнему облику храм близок к двум другим древнейшим базиликам Кастории: смешанная кладка с камнями, обрамленными плинфой; пояски поребрика, бегущие вдоль стен и огибающие арочные окна; кирпичные орнаменты в виде волны, солярных знаков, елочек и других.

Живопись. Первый слой. В церкви св. Таксиархов, как и в церкви первомч. Стефана, сохранились в значительном объеме древние росписи IX-X вв. первой слой уцелел фрагментарно и находится в очень плохом состоянии на восточной стене во всех трех нефах и в нартексе. В алтаре имеются остатки орнаментального фриза по краю арки алтарной апсиды. В конхе северного нефа было ростовое изображение Иисуса Христа, в конхе южного нефа - апостола Матфея. Возможно, фрагменты первогого слоя есть также в верхних частях стен над аркадами в северном нефе.

В нартексе в тимпане над входом в наос помещен погрудный трехфигурный Деисус, над ним на всю высоту свода - изображение Иисуса Христа на престоле, одетого в пурпурный хитон и синий гиматий. На западной стене нартекса над выходом из храма изображены фигуры, которые идентифицируются Пелеканидисом и Хадзидакисом как Богоматерь с Младенцем на престоле и два святых со свитками. Поперечный свод центральной части нартекса был занят, по мнению Пелеканидиса, многофигурной композицией, вероятно «Вознесением Господним», или, согласно Хадзидакису, фигурами поклоняющихся Иисусу Христу, расположенными в несколько регистров. В тимпане над дверью, ведущей в южный неф, сохранилось погрудное изображение Иисуса Христа, благословляющего двумя руками. В софитах поперечных арок находятся несколько изображений святых, из которых идентифицируются великомученик Георгий Победоносец и мученик Созонт. Росписи нартекса представляют собой ансамбль и, возможно, даже целую иконографическую программу столь раннего времени, когда декорация ограничивалась только изображениями святых.

Плохое состояние фресок первого слоя затрудняет оценку их стиля. Лучше всего сохранилось изображение апостола Матфея в южной апсиде. В целом характер композиций, рисунок фигур и драпировок, пропорции и формы лиц подобны фрескам первого слоя в церкви первомч. Стефана. Совпадают и некоторые детали, такие как двойной ряд жемчужной обнизи вокруг нимбов и кирпично-красный фон, доходящий только до уровня плеч изображенных фигур. Эти черты указывают на близкую связь двух ансамблей. Фрески первого слоя церкви св. Таксиархов также можно сравнить с росписями Каппадокии конца IX - начала X в. и мозаиками Святой Софии в Фессалонике (конец IX в.).

В церкви св. Таксиархов, как и в церкви первомч. Стефана, росписи нартекса и боковых нефов, хотя сохранились гораздо хуже, не были записаны слоем 1359/60 г.

Второй слой. Его росписи занимают виму и весь центральный неф. В своде клеристория видны нижние части евангельских сцен. В конхе представлена Богоматерь «Оранта» с двумя поклоняющимися архангелами, ниже - «Служба святых отцов». Святители Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий изображены по сторонам двойного окна попарно, лицом к престолу. Рядом с каждой парой святителей - сослужащий ангел в диаконских облачениях с рипидой.

В центральном нефе четыре регистра заполнены изображениями двунадесятых праздников, сценами Страстного цикла и образами святых. В верхней части восточной стены над апсидой - «Благовещение Пресвятой Богородицы» и Нерукотворный образ Спасителя. На южной стене - «Предательство Иуды», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Распятие». На северной стене - «Снятие с креста», «Оплакивание», «Явление ангела женам-мироносицам» и «Сошествие во ад». На основании сохранившихся фрагментов росписи можно также реконструировать «Рождество Христово», «Вход Господень в Иерусалим» и другие евангельские сюжеты, размещавшиеся в цилиндрическом своде главного нефа.

Во втором регистре представлены святые в рост и погрудно. Они имитируют иконы в рамах, висящие над арками. Ростовые изображения святых занимают все имеющиеся места, в том числе грани столбов на двух концах колоннады, пазухи и софиты арок. Евангелисты изображены попарно в софитах центральных арок с севера и с юга. Такое иконографическое решение встречается в программах однонефных или трехнефных базилик, воспроизводящих систему росписи крестово-купольного храма.

Поскольку в композициях праздников есть заметные стилистические различия, вероятно, над росписью церкви, как считает Пелеканидис, работал мастер с несколькими помощниками. Последние исполнили сцены на южной стене, которые написаны в торопливой и упрощенной манере. В целом для этих композиций характерны беспокойность и отсутствие ритмичности. Позы персонажей угловаты, рисунок фигур иногда небрежен, пропорции не всегда правильны. Напротив, сцены на северной стене, за несколькими исключениями, весьма гармоничны. Они хорошо скомпонованы, пропорции и формы фигур вполне реалистичны, движения переданы более плавными линиями, цветовые контрасты сбалансированы. Образам придана большая задумчивость и замкнутость, эмоциям - относительная умеренность. Характерные примеры второй манеры - композиции «Жены-мироносицы у гроба», «Успение Пресвятой Богородицы», «Сошествие во ад» и другие. Умение художника придать большим композициям слаженность и ритмичность за счет соотнесения всех элементов с четкой геометрической схемой целого свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве. В основном качество росписи довольно высокое, выходящее за рамки провинциального уровня.

Второй слой росписей церкви св. Таксиархов (1359/60) принадлежит к антиклассическому направлению, распространенному во второй половине XIV в. на территории Охридской архиепископии и за ее пределами. Для него характерны плоскостность, усиленная линеарность и интенсивная экспрессивность лиц, поз и движений. В качестве аналогий с фресками ц. св. Таксиархов В. Джурич предлагал росписи Земенского монастыря в Болгарии, а Хадзидакис и Е. Цигаридас - несомненно более близкие росписи церкви святителя Николая Чудотворца «ту Кирици» в Кастории.

На внешней стороне западной стены нартекса, в тимпане над дверью, помещены поясные изображения Божией Матери «Одигитрия» и поклоняющихся ангелов, по сторонам на всю высоту стены представлены архангелы Михаил и Гавриил в рост. Эти фрески отличаются по стилю от тех, что внутри, и относятся к более раннему времени. У ног архангела Михаила маленькие фигуры болгарского царя Михаила I Асеня (1246-1256/57) и его матери Ирины Эпирской. Они могли быть созданы в 1246 или в 1254/55 г., когда болгары ненадолго захватили Касторию.

Одно из ранних изображений на внешних стенах - Божия Матерь «Гликофилуса» с апостолами Петром и Павлом по сторонам в тимпане над боковым входом. В нишах на западном и южном фасадах размещены посмертные портреты людей, похороненных здесь в XIV-XV вв., дающие ценные сведения о социальном составе, об облике и о традициях жителей средневековой Кастории…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.