ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот.

Борисоглебская церковь


Москва. Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Бориса и Глеба, Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Казанской иконы Божией Матери, Марии Магдалины, Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне)
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1764 и 1768.
Год утраты:1930
Архитектор:К.И. Бланк
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Москва, Арбатская пл.,(проезжая часть на сев.-зап. от д. 14)

Координаты: 55.752982, 37.601286
Проезд:метро Арбатская, Александровский Сад



Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, Фото с сайта http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-6-moskva-p_333.html<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-6-moskva-p_333.html
Андрей Агафонов
1930
Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1925
Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1920
Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, Фото из газеты "Московский Листок"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из газеты "Московский Листок"
Андрей Агафонов
1914
Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, Фото с сайта http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-6-moskva-p_333.html<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-6-moskva-p_333.html
Андрей Агафонов
1900
Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 10  (фото 1881 год)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 10  (фото 1881 год)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1881
Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, Начало XX века   <br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Начало XX века
Александр ДУДНИКОВ
Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, Памятный знак на месте храма, установленный 15 мая 1997 г.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Памятный знак на месте храма, установленный 15 мая 1997 г.
Евгений Хебнев
6 мая 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 мая 2015

В 1483 году на Арбатской площади выстроили деревянную церковь Бориса и Глеба. Эта церковь упоминается в летописи в повествовании о великом пожаре, разбушевавшемся 28 июля 1493 года от копеечной свечки. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат. Церковь Бориса и Глеба оказывается не только летописной ровесницей Арбата, но даже старше Красной площади.

В XVI веке Борисоглебская церковь упоминается уже как каменная, построенная по указу великого князя Василия Ивановича.

Особенно чтил эту церковь его сын Иван Грозный. При нем по постановлению Стоглавого собора в 1551 году храм Бориса и Глеба стал одним из семи московских соборов (по числу Вселенских Соборов), то есть главным храмом в определенном приходском округе. Он был и местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали в него из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нем обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение. Иван Грозный молился здесь в мае 1562 года, когда «шел на свое дело Литовское», и слушал здесь обедню. В ноябре того же года Иван Грозный, вновь решив пойти на Литву, после моления в кремлевских соборах отправился с воинством к арбатской церкви Бориса и Глеба. В крестном ходу с царем шел святитель Макарий, митрополит Московский, а шествие несло с собой чудотворный Донской образ Божией Матери, который был с Дмитрием Донским на Куликовом поле. У этого же храма традиционно встречали государей, возвращавшихся из великих походов. В марте 1563 года здесь с триумфом встречали Ивана Грозного, когда русскими был взят Полоцк.

В Смутное время — в 1612 году — «у Бориса и Глеба» решалась судьба Москвы: здесь произошло победное сражение ополчения князя Дмитрия Пожарского с войском гетмана Ходкевича, который шел на помощь осажденным в Кремле полякам.

К началу петровского времени в Борисоглебском храме находились усыпальницы двух именитых фамилий России — Мусиных-Пушкиных и Бестужевых.

В царствование Екатерины II , в середине XVIII века, Бестужев решил на свои средства построить на месте старого новый приходской храм Бориса и Глеба на Арбате в модном западном стиле, получил разрешение Митрополита. В 1763 году вышло постановление сломать старый храм, а Бестужева обязали выстроить при новой церкви Воскресенский придел во образ старого и туда перенести захоронения Мусиных-Пушкиных. Но позже фамильные гробы Мусиных-Пушкиных были перенесены в кремлевский Чудов монастырь, где также были их родовые захоронения.

Для сооружения нового храма Бестужев пригласил архитектора Карла Ивановича Бланка, чтимого Екатериной II. Новую, очень изящную Борисоглебскую церковь Бланк выстроил в стиле барокко. Храм возводили пять лет. Новая церковь на месте старой с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего была выстроена и освящена в 1768. Она была окрашена по-московски в ярко-красный огненный цвет. В ней были освящены два прежних придела — Казанский и Воскресенский.

Во время пожара 1812 года церковь не пострадала. И к уцелевшему храму приписали обгоревшие и разоренные окрестные церкви. Материал же разобранных церквей пошел на строительство приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины.

Это была небольшая, типичная приходская одноглавая церковь с трапезной и колокольней. Знали ее в городе многие потому, что хранились здесь почитаемые иконы Нила Столбенского и Иоанна Милославского. Но главной святыней арбатской церкви был древний храмовый образ святых Бориса и Глеба с житием, перед которым часто служили молебны.

В апреле 1922 года из храма изъяли церковное серебро. В 1923 г. общество «Культурная смычка» ходатайствовало о закрытии церкви и передаче ее здания под клуб. В октябре 1929 года Президиум Мособлисполкома постановил снести Борисоглебский храм, так как он стесняет движение. В Центральных реставрационных мастерских начался бунт. На заседании под председательством П.Д. Барановского было принято решение вновь подтвердить великую ценность храма как памятника «выдающегося историко-архитектурного значения», вновь указать на целесообразность сноса соседнего дома, таковой ценности не имеющего, и признать уничтожение храма необоснованным и нецелесообразным, тем более что он прекрасно сохранился. В те же октябрьские дни прихожане писали заявление в Президиум ВЦИК в защиту храма. Но в канун Рождества 1929 года ВЦИК постановил снести только Борисоглебскую церковь.

В феврале 1930 года Борисоглебский храм закрыли. Древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь передали на утилизацию.

Церковь являлась одним из лучших образцов барокко в Москве, однако снесена в 1930 под предлогом реконструкции площади. Вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак — каменный Часовенный столб.

Уничтоженной церкви посвящена часовня на Арбатской площади, появившаяся в годы правления Бориса Ельцина, назвавшего внука Глебом. Часовня напоминает разрушенную церковь.

http://www.losev-library.ru/index.php?pid=4923


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июня 2015

Первое упоминание об этой церкви появилось в исторических документах в связи с сильнейшим пожаром, произошедшим в Москве в июле 1493 года. Именно тогда её деревянный прообраз, построенный ещё в 1483 году, сгорел в пожаре. А восстановлена в камне она была лишь в 1527 году, по приказу самого Василия III. Позже, в 1551 году, уже во времена правления Ивана Грозного, особенно почитающего эту церковь, она постановлением Стоглавого собора была введена в состав семи московских соборов для царского моления перед началом военных походов.

Именно здесь царь отстоял обедню перед походом на Литву весной 1562 года. А когда в 1563 году русскими воинами был взят Полоцк, именно здесь встречали войско под предводительством Ивана Грозного, возвращавшееся с триумфальной победой из великого похода.

В конце XVII века стараниями племянника патриарха Иоакима, Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, к храму был пристроен придел в честь Воскресения Словущего, который стал домовой церковью этой одной из древнейших фамилий России. Именно в этом приделе была устроена усыпальница для представителей рода графов Мусиных-Пушкиных. В ещё одном приделе храма, во имя иконы Казанской Божией Матери, известного с 1677 года, находилась усыпальница Бестужевых, представителей другого знатного рода.

В 1763 году этот храм был сломан и на его месте, на средства Бестужева была выстроена новая церковь. Строить новый собор Бориса и Глеба поручили архитектору Карлу Ивановичу Бланку, который блестяще справился со своей задачей, построив новую изящную Борисоглебскую церковь в стиле барокко, которая была освящена уже в декабре 1768 года (Воздвиженка 15). Одновременно с ней были освящены два прежних придела - Воскресенский и Казанский, также отстроенные заново. В них были перенесены и святыни прежнего храма.

После пожара 1812 к чудом сохранившемуся храму были приписаны разорённые окрестные церкви. Некоторые из них вскоре разобрали, а материал пошёл на строительство новых приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины. Иконы и утварь из разобранных храмов тоже были перенесены сюда. Во вновь отстроенном соборе были свои, особо почитаемые богомольцами святыни. Это образ святого Нила Столобенского с частью мощей, большая древняя икона XVI века святого Бориса и Глеба с житием, икона XVI века святого Иоанна Милостивого.

Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот являлась одним из лучших образцов барокко в Москве. Её внутренняя отделка была выполнена с особой тщательностью и представляла собой отличный образец стиля ампир.

В 1930 году, под предлогом реконструкции площади, Борисоглебский храм закрыли. Серебро реквизировали, древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь отправили на переплавку.

В год празднования 850-летия столицы правительством Москвы было принято решение о сооружении храма-часовни Бориса и Глеба чуть в стороне от места нахождения древнего собора. В августе 1997 года на Арбатской площади, 4 уже был сооружён памятник утраченной святыни, воссозданный в память славного московского храма во имя святых Бориса и Глеба, помнившего времена Ивана III. А рядом, перед кинотеатром «Художественный», на том самом месте, где стоял подлинный храм Бориса и Глеба, установлен памятный знак.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июня 2017

Церковь свв. Бориса и Глеба у Арбатских воротАрбатских ворот пл., проезд к западу от кинотеатра "Художественный" (Арбатские вор., 14)

Впервые упоминается в 1483 г. Каменная с 1527 г. Первоначально построена в 1527 г. повелением вел. кн. Василия Ивановича, но древняя церковь была сломана и выстроена вновь в 1763-1767 гг. гр. А. П. Бестужевым-Рюминым в стиле, характерном для елизаветинской эпохи.

Храм выстроен в 1764 г. архитектором К. И. Бланком на средства канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. Два западных придела пристроены позднее: Ризы положения Божией Матери во Влахерне (около 1806 г.); Феодора Тирона, впоследствии переименованный в честь Марии Магдалины (1804 г.). Другие два придела: Воскресения Словущего (известный с 1690 г.), Казанской Божией Матери (с 1743 г.) - были еще в старом здании, причем первый получал ругу от Мусиных-Пушкиных, а второй - от Бестужевых. Обновления были в 1868 г. и 1893 г. (на средства Думнова).

Восточные иконостасы были елизаветинских времен, западные ампирные. Сохранялось несколько древних записанных образов: Бориса и Глеба, Иоанна Милостивого, Ризоположения, Нила Столбенского - из разобранной после 1812 г. церкви Воскресения на углу Петровки и Кузнецкого моста.

В декабре 1926 г. в церкви Бориса и Глеба на Арбатской площади было совершено отпевание знаменитого церковного композитора и регента, директора Синодальных училища и хора А. Д. Кастальского, погребенного вслед за тем на Новодевичьем кладбище (надгробие сохранилось).

4 октября 1922 г. городские власти приняли постановление "О сносе ц. Бориса и Глеба на Арбатской пл. как стесняющей движение" и "в связи с новой планировкой города". Инициаторами разрушения были Хамовнический райсовет и адмотдел, указывавшие, что "церковь расположена как бы на островке Арбатской площади; причем со всех четырех сторон наблюдается усиленное и беспорядочное движение, грозящее жизни и безопасности проходящим гражданам.

Архитектору-реставратору Б. Н. Засыпкину удалось обмерить и сфотографировать храм, снесенный в 1930 г. Храм сломан в 1930 г. Он стоял на небольшом "островке" посреди Арбатской площади на углу Воздвиженки и бульвара. Теперь на его месте проезд и газон прямо против фасада кинотеатра "Художественный. Здание этого старейшего в Москве кинотеатра выстроено в 1912 г. академиком Ф. О. Шехтелем. Только в стихах остались следы многих московских храмов. В начале "Вакханалии" Б. Пастернака внезапно вырастает храм Бориса и Глеба: Город. Зимнее небо. Тьма, пролеты ворот. У Бориса и Глеба Свет и служба идет.

Стояла церковь на Арбатской площади недалеко от ресторана "Прага", где сейчас проезжая часть улицы.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. - М., 1994, с. 206-207



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.