ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бийск. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор


Бийск. Собор Троицы Живоначальной
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1872 и 1877.
Год утраты:1934
Архитектор:Г.П. Летучий
Адрес:
г. Бийск, сквер им. Фомченко

Координаты: 52.550281, 85.236668



Собор Троицы Живоначальной, памятный крест на месте разрушенного собора<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
памятный крест на месте разрушенного собора
Иващенко А.
25 мая 2011
Собор Троицы Живоначальной, Троицкий собор в панораме города. Фотоснимок из Бийского краеведческого музея.<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
Троицкий собор в панораме города. Фотоснимок из Бийского краеведческого музея.
Алексей Кротов
1 июля 1917
Собор Троицы Живоначальной, фото с http://so-l.ru/news/show/biysk_nbsp<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
фото с http://so-l.ru/news/show/biysk_nbsp
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Собор Троицы Живоначальной, фото с http://mtdata.ru/u23/photo7371/20937187613-0/original.jpeg<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
фото с http://mtdata.ru/u23/photo7371/20937187613-0/original.jpeg
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1906
Собор Троицы Живоначальной, фото с http://allphoto.in.ua/biyysk-foto.html<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
фото с http://allphoto.in.ua/biyysk-foto.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1902
Собор Троицы Живоначальной, Вид собора с востока<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
Вид собора с востока
Иващенко А.
??
Собор Троицы Живоначальной, Вид до разрушения<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
Вид до разрушения
Иващенко А.
??
Собор Троицы Живоначальной, Разрушение колокольни<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
Разрушение колокольни
Иващенко А.
??
Собор Троицы Живоначальной, Вид в процессе разрушения<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
Вид в процессе разрушения
Иващенко А.
??
Собор Троицы Живоначальной, Памятный крест на месте разрушенного Троицкого собора.<br>, Бийск, Бийский район и г. Бийск, Алтайский край
Памятный крест на месте разрушенного Троицкого собора.
Алексей Кротов
1 июля 1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иващенко А.  1 апреля 2012
Построенный кирпичный однопрестольный собор во имя Святой Живоначальной Троицы был освящён 4 декабря 1877 года. Строился на средства бийского купца первой гильдии Алексея Фёдоровича Морозова с незначительным участием прихожан. В приходе находилось Владимирское женское городское приходское училище . У алтаря Троицкого собора были погребены главные жертвователи и благотворители, бийские 1-ой гильдии купцы, потомственные почётные граждане города Алексей Фёдорович и Елена Григорьевна Морозовы. В 1930 г. Троицкий собор закрыт для службы, а в 1934 г. его окончательно разобрали. Могилы сравняли с землёй. Из кирпича храма рядом, по улице Толстого, построили двухэтажное здание для детского приюта (ныне здание психиатрического диспансера).

Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 марта 2020

Отмена крепостного права в России вызвала массовый поток переселенцев из разных губерний европейской части страны на «вольготные» алтайские земли Бийского уезда, в том числе и в город Бийск. Основная часть бийских купцов, предпринимателей и торговцев были выходцами из Ковровского уезда Владимирской губернии. Это Морозовы, Сычевы, Соколовы, Осиповы, Бодуновы, Рыбаковы... Именно они и определили международную торговлю по Чуйскому тракту с Монголией и Китаем.

Увеличение в результате торговых операций финансовых доходов купечества, рост их благосостояния, вызвали желание еще более утвердиться в бийском обществе, среди деловой элиты Томской губернии, создать образ состоятельного и в то же время щедрого купца-благотворителя. Многие купцы стремились улучшить условия для комфортной жизни в городе. Бурное развитие г. Бийска как крупного торгово-купеческого центра юга Западной Сибири во второй половине ХIХ – начале ХХ в., резкий рост численности населения за счет переселенцев православного вероисповедания, вызвали потребность в возведении новых храмов, открытии церковно-приходских школ и училищ. К тому же единственный в городе Успенский собор уже давно не вмещал многочисленных прихожан.

В Государственном архиве Томской области хранится «Дело о построении в городе Бийске другого каменного храма и о выдаче… книги для записи пожертвований» за 1870–1877 гг. Документы, подшитые в дело, довольно подробно позволяют восстановить некоторые этапы возведения нового соборного храма в честь Святой Живоначальной Троицы, который стал православным символом исторической части дореволюционного Бийска.

Еще в 1838 г. «на предмет построения другой церкви в г. Бийске» поступили первые пожертвования: от бийского 3-й гильдии купца Николая Кичерова – 1000 рублей ассигнациями, тюменского крестьянина Шмотина – 500 рублей ассигнациями и шести неизвестных лиц также ассигнациями 217 рублей и две китайские ямбы «в сом 91 1/4 золотник серебра». До 1845 г. эти пожертвования хранились у купца Кичерова, а затем на все средства был приобретен билет Томского Приказа Общественного Призрения в 634 рубля 34 копейки серебром. А ямбы были переданы на хранение в Бийскую Успенскую церковь. В 1860 г. билет Приказа с причитающимися по нему процентами «променян» на имя Бийского Успенского собора, на непрерывно-доходный билет Государственного банка в 1089 рублей. По разрешению Томского епархиального начальства этот капитал в 1871 г. перечислен на постройку нового храма.

Началу богоугодного дела послужил исторический документ под названием – Приговор, который стоит привести дословно: «1870 года, января 18 дня, мы ниже подписавшиеся обыватели города Бийска православного вероисповедания, быв в общем собрании в Городском Хозяйственном Управлении, имели рассуждение о ниже следующем:

Город Бийск, при пяти тысячах с лишком населения православного вероисповедания на пространстве в длину четырех верст, всего имеет для общественного Богослужения один храм, а от этого происходит: 1. Храм в значительные праздники не вмещает молящихся, или если и вмещает, то весьма тесно; 2. Из усердствующих с крайних пределов города многие не поспевают вовремя к общественному Богослужению; 3. Вследствие того и другого охладеваются в своем усердии к посещению Богослужения.

Имея ввиду эти неудобства, обыватели города Бийска православного вероисповедания изъявляют свое мнение иметь другой каменный храм в городе Бийске, просят дозволения у Епархиального Начальства приступить к осуществлению сего желания; просят выдать книгу для записи пожертвований на сей предмет и утвердить главным попечителем предполагаемого к устроению сего храма бийского 1-й гильдии купца Алексея Морозова, который вместе с местными священнослужителями, в свое время, озаботился с согласия общества, избранием приличного для храма места, составлением и представлением на утверждение плана и будет принимать пожертвование. Приговор сей, по утверждении, подписан и засвидетельствован Городским Хозяйственным Управлением. Просим представить по назначению благочинного и протоиерея Димитрия Емельянова своим ходательством об удовлетворении общественного желания, в чем и подписуемся…».

Далее к приговору на трех страницах были приложены подписи граждан Бийска, резолюция городского старосты, и документ заверен казенной печатью Городского Хозяйственного Управления.

7 февраля 1870 года благочинный церковного округа № 24 Томской епархии, настоятель Градо-Бийского Успенского собора протоиерей Димитрий Емельянов на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Платона (Троепольского), епископа Томского и Семипалатинского направил рапорт за № 208, в котором сообщал, что: «Полученный мною приговор обывателей города Бийска из Бийского Хозяйственного Управления о построении другого каменного храма в г. Бийске… Вашему Преосвященству предоставляя, смею испрашивать Вашего Архипастырского благословения на начало этого святого дела и распоряжения о выдаче шнуровой книги для записи пожертвований на имя бийского 1-й гильдии купца Алексея Морозова, для чего при сем прилагаю сборную книгу». Вскоре, рассмотрев рапорт, епископ наложил резолюцию за № 364: «1870 г., февраля 16. Да благословит Бог начало доброго дела и приведет к успешному окончанию. Выдать книгу для пожертвований на имя купца Морозова».

Уже 11 марта 1872 г. епископу на рассмотрение был представлен план и фасад будущего храма, одобренные до этого жителями Бийска. Томская губернская строительная комиссия, на изучение которой владыка через Томскую духовную консисторию и препроводил далее все документы, довольно долго изучала материалы, но осталась вполне довольна, предписав, чтобы: «…постройка каменного собора, по серьезности этой постройки, была поручена технику, имеющему право на производство построек и который производил уже подобного рода работы, и чтобы, как о начатии, так и об окончании постройки собора вчерне, непременно было сообщено Строительной Комиссии для освидетельствования, а в затруднительных случаях были бы испрашиваемы советы и указания комиссии».

В обращении на имя Томского Преосвященного от 27 марта 1872 г. купец Морозов сообщал, что: «…В апреле месяце текущего года, или начале мая, я желал бы заключить нужные условия с подрядчиком по устроению сей церкви и рабочими, а затем при первой по времени возможности приступить и к самим работам. Это мое желание истекает из того, что в начале мая месяца по своим торговым занятиям, я должен отправиться в Москву и пробыть там до половины лета…». Также Морозов «»покорнейше просил епископа принять деятельное участие в скорейшем рассмотрении и утверждении технической части плана и фасада будущего храма.

26 апреля 1872 г. Преосвященнейший Платон, епископ Томский и Семипалатинский, преподал бийскому обществу Благословенную Грамоту – письменное разрешение на постройку храма. Грамота гласила: «Божиею Милостию по благодати, дару и власти Всевышнего и Животворящего Духа, данной Нам от Великого Архиерея, Господа, Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, чрез Святые Его Апостолы, Их Наместники и Преемники благословили Мы, согласно прошению жителей города Бийска, построить в оном граде новый каменный храм во имя Святыя Троицы на избранном жителями месте, по плану, утвержденному Томскою Губернскою Строительною Комиссиею 4 апреля сего 1872 года и заложить Благочинному протоиерею Димитрию Емельянову соборно по чиноположению церковному. Достовернаго ли ради сведения, яко оный храм соорудить благословили Мы, до сем сея грамота рукою нашею подписанная и печатию утвержденная в Богоспасаемом граде Томске в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот семьдесят второе апреля в двадцать шестой день».

Указом от 28 апреля 1872 г. за № 1515 Томская духовная консистория предписала бийскому благочинному протоиерею Емельянову создать Комитет для постройки нового храма из священников и некоторых граждан. В его состав вошли священнослужители Бийского Успенского собора, попечитель – бийский купец 1-й гильдии Алексей Морозов, а также бийские купцы 2-й гильдии – Яков Сахаров, Василий Гилев, Николай Фирсов, Василий Онисимов, Алексей Соколов.

Между тем попечитель по построению собора купец Морозов заявил Бийскому Городскому Обществу, что возведение храма «…при содействии и посильных пожертвованиях граждан города Бийска, он принимает на свой счет. А потому, городское общество Приговором, постановленным 12-го сего мая положило: 1. Весь наличный капитал и заготовленный материал для построения церкви всего на сумму 8 052 рубля 64 копейки передать в распоряжение г. Морозова, и всякую ответственность по построению храма возложило на него же г. Морозова, под своим поручительством; 2. За изъявлением согласия г. Морозова принять построение церкви на свой счет, ходатайствовать пред Вашим Преосвященством об упразднении Комитета и; 3. Уступить предложенное место под церковь, для чего должны быть снесены, как здание Хозяйственного Управления, так и некоторые частные постройки.

Городское Хозяйственное Управление, донеся об этом Вашему Преосвященству имеет честь покорнейше просить: согласно желанию Бийского Городского Общества и согласию данному г. Морозовым принять постройку церкви на свой счет, сделать распоряжение об отмене устройства особого Комитета по построению нового храма, так как устройство Комитета в виду согласия г. Морозова не представляется необходимым и было бы совершенно излишним…». Настоящий рапорт от 20 мая 1872 г. за № 445 на имя епископа Томского и Семипалатинского Платона от имени Бийского городского хозяйственного управления и подписанное кандидатом городского старосты Ивановым, владыкой был направлен на рассмотрение в Томскую духовную консисторию, которая уже 26 мая этого же года дала свое согласие и выдала Разрешение.

28 мая 1872 г. благочинным протоиереем Димитрием Емельяновым была совершена закладка Градо-Бийского Троицкого собора. Строился храм на средства бийского 1-й гильдии купца А. Ф. Морозова с незначительным участием прихожан.

За основу был взят проект построенной накануне Воскресенской церкви города Перми в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Автором проекта храма являлся выпускник Императорской Академии художеств, пермский губернский архитектор, статский советник Григорий Павлович Летучий.

В июне 1877 г. протоиерей Дмитрий Емельянов, настоятель Бийского Успенского собора, Рапортом на имя Преосвященного Петра (Екатериновского), епископа Томского и Семипалатинского, сообщал, что: «Здание вновь строящегося в г. Бийске Троицкого собора постройкой внутри совсем окончено; ризница, сосуды, подсвечники приготовлены; к сентябрю месяцу будет приготовлен иконостас, а к октябрю отлиты колокола. Имея все это ввиду и желая избежать излишних расходов и траты времени, я осмеливаюсь покорнейше просить особу Вашего Преосвященства выдать святой антиминс для означенного Троицкого собора в г. Бийске и благословить освятить собор в свое время по уставу Церкви». Получив и изучив Рапорт, епископ Томский и Семипалатинский Петр наложил на документ резолюцию: «28 июня 1877 г. Выдать св. антиминс протоиерею Емельянову и благословляю его освятить новый собор, когда все будет приготовлено». Этим же днем протоиерей Димитрий Емельянов и получил святой антиминс из рук самого епископа во время проезда Его Преосвященства по епархии.

Для храма Морозов приобрел «дорогой, в византийском стиле, иконостас». Внутреннюю отделку и настенную живопись осуществляла артель Патрушева.

Кирпичный однопрестольный храм, возведенный во имя Святой Живоначальной Троицы, был торжественно освящен 4 декабря 1877 г.. Чин освящения по благословению епископа Томского и Семипалатинского Петра совершил благочинный Бийских церквей протоиерей Димитрий Емельянов.

По состоянию на 23 сентября 1878 г. на постройку и благоукрашение собора купец Морозов «употребил» 63 135 рублей 7 копеек собственных средств. К тому же было начато возведение каменной ограды вокруг храма, а также предстояла наружная отделка и штукатурка церкви, которые согласно смете расходов должны были обойтись в 4 640 рублей 18 копеек.

Страховая ведомость за 1910 г. сообщает, что: «Троицкий собор каменный, выкрашенный снаружи масляной краской; внутри оштукатурен и расписан живописью и орнаментами; покрыт железом, окрашенным зеленою масляной краской. Длина собора, считая с колокольней – 20 сажен, наибольшая ширина – 10 сажен… На соборе имеется одна большая глава, 4 малых и одна маленькая (над алтарем)… Собор отапливают 4 печи: две изразцовые и две кирпичные, обшитые железом. Одна печь в сторожке под колокольней – русская. Колокольня в 2 яруса, общею высотою до верха карниза 14 сажен… Оценочная сумма в рублях – 60 тысяч».

Согласно клировой ведомости за 1908 г. собор был достаточно обеспечен утварью. Здесь имелось «облачений священнических 46, диаконских 22, три потира с принадлежностями, три напрестольных Евангелия, два молебных, шесть напрестольных крестов, серебром позлащенных. Одежда на престоле чистого серебра 84 пробы, весом 2 пуда, стоимостью 3000 рублей пожертвована Н. и М. Ассановыми в 1907 г.».

В храме проходили самые торжественные архиерейские службы, у его стен – парады и митинги.

Первым настоятелем собора с 1879 г. по 1881 г. был кафедральный протоиерей Димитрий Емельянов, впоследствии настоятель Томского Благовещенского кафедрального собора. В 1881 г. его сменил протоиерей Павел Митропольский (1836–1904 гг.), благочинный Градо-Бийских православных церквей благочиния № 24 Томской епархии. Выпускник Тобольской духовной семинарии он 1 октября 1856 г. был рукоположен в сан иерея, а 31 октября 1882 г. стал протоиереем. С 1878 г. по 1881 г. Митропольский состоял членом правления Томского духовного училища, являлся председателем Бийского отделения Томского епархиального училищного совета с момента его открытия. За труды был награжден наперсным крестом, орденами святой Анны III и II степеней, святого Владимира IV степени. На начало 1886 г. диаконом при храме состоял Николай Димитриев. По состоянию на 1895 г. к собору было приписано 616 дворов, где проживал 4901 прихожанин (2465 мужского и 2436 женского пола). Причт собора тогда состоял из пяти человек: протоиерея Павла Митропольского, иерея Матфея Александровского, протодиакона Андрея Дмитриева, диакона Георгия Куршина и псаломщика Леонида Герасимова.

Справочная книга по Томской епархии за 1898–1899 г.г. сообщает, что собор имел причт по штату: протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Среди них значились те же настоятель и священник, и диакон Петр Ярцев. Псаломщиками тогда были выпускники Бийского миссионерского катехизаторского училища Леонид Герасимов и Александр Кикин. Содержание причта включало «руги от сельских прихожан 250 пуд., готовых помещений - 3, доходы от треб и проценты с причтовых капиталов – 277 р. 64 коп.».

В 1903 г. настоятелем Троицкого собора стал иерей Василий Лебедев (1861 – после 1917 г.г.), зять протоиерея Павла Митропольского. С 18 февраля 1903 г. – благочинный «Градо-Бийских православных церквей благочиния № 24 Томской епархии». Он окончил в 1884 г. Томскую духовную семинарию. 22 апреля 1885 г. был рукоположен в сан иерея, а 10 апреля 1903 г. возведен в сан протоиерея. Состоял товарищем председателя Бийского отделения епархиального училищного совета, директором Бийского отделения тюремного комитета, товарищем председателя Бийского отделения братства во имя святителя Димитрия Ростовского. Имел право на ношение нагрудного знака православного палестинского общества. За ревностное и усердное служение церкви был награжден золотым наперсным крестом, орденами святой Анны III и II степеней.

Первым старостой собора являлся купец А.Ф. Морозов. После его кончины в 1895 г., в должности старосты утвердили барнаульского мещанина А.П. Фадеева. С 1902 г. по 1912 г. обязанности старосты исполнял бийский купец М.А. Притчин. Последнего сменил бийский 2-й гильдии купец и городской голова Ф.Ф. Доброходов.

Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. сообщала, что Троицкий собор уже имел 5827 приписных прихожан, в том числе 17 раскольников. Настоятелем храма тогда являлся благочинный Градо-Бийских церквей протоиерей Василий Лебедев, младшим священником – Иннокентий Завадовский, сверхштатным священником – Александр Никольский. Штатным диаконом собора (с 1906 г.) был Александр Кикин, выпускник Бийского миссионерского катехизаторского училища. Обязанности псаломщиков исполняли диакон Михаил Удонов, 26 лет, из 5 класса Барнаульского реального училища и Иван Иванов, 28 лет, из 5 класса Бийского городского училища.

В приходе собора находились: Бийская Николаевская женская гимназия, Пушкинское городское мужское училище, Владимирское женское приходское училище ведомства Министерства Народного Просвещения и начальное училище общества попечения о начальном образовании. В первых двух по состоянию на 1908 г. должность законоучителя занимал священник Симеон Митропольский. В приходском училище законоучителем являлся протоиерей Василий Лебедев. При соборе также имелась двухклассная церковно-приходская школа, построенная стараниями купчихи Е.Г. Морозовой и открытая в 1892 г. В тот же год Морозова Томским епархиальным начальством утверждена в звании попечительницы этой школы. В 1908 г. в ней обучалось 110 мальчиков.

В ведении соборного причта находились две приписные деревянные церкви – кладбищенская Вознесенская и во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мало-Угреневском Бийского уезда. В 1906 г. было открыто церковноприходское попечительство с наименованием Троицко-кладбищенское, целью которого являлось благоустройство собора и кладбища.

На площади у Троицкого собора в память чудесного спасения царской семьи Романовых на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге в 1888 г. при крушении поезда, еще 18 сентября 1894 г. была освящена кирпичная часовня во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского. Стоимость ее постройки составила 1416 рублей 29 копеек. Возводилась она средства городского общественного управления. На восточном фасаде было изображение святого Александра Невского, на западном – Спасителя; внутри было поставлено несколько икон, лампада и подсвечник. Часовня числилась в ведении Троицкого собора до ее сноса после 1920 г.

У алтаря собора, внутри церковной ограды, были погребены уважаемые люди дореволюционного Бийска: строители собора и известные попечители Алтайской духовной миссии, бийские 1-й гильдии купцы, потомственные почетные граждане А.Ф. и Е.Г. Морозовы, городской голова Н.П. Фирсов и его супруга О.П. Фирсова, купец 2-й гильдии Г.Г. Бодунов, предпринимательница Д.П. Бахтина, настоятель собора протоиерей Павел Митропольский, штатный священник собора протоиерей Матфей Александровский, священник Бийского полка протоиерей Арсений Ивановский с супругой и некоторые другие.

В 1920-е г.г., как и большинство храмов Бийска, Троицкий собор стал храмом обновленческой церкви. В марте 1926 г. здесь служили протоиерей Леонид Красин, протодиакон Павел Михайлов. Церковным старостой являлся Ф.А. Шаркин.

Специальным постановлением Горсовета от 2 февраля 1930 г. Троицкий собор закрыт для службы, и передан «под рабочий клуб…». 5 мая 1930 г. на заседании строительной секции Бийского горсовета был рассмотрен вопрос о переоборудовании бывшего Троицкого собора под клуб союза СТС. Присутствовало 24 человека, председательствовал товарищ Симонов. Докладывали товарищи Бугачевский и Книжников. Согласно Протокола № 4, участники заседания постановили: «Заслушав доклад о переоборудовании быв. Троицкого собора под клуб СТС, секция считает это дело целесообразным и ценным мероприятием, имеющим большое политическое и культурное значение, заслуживающее общего внимания его осуществления.

Для успешности проведения этого переоборудования секция находит необходимым к проведению следующее: 1). Союзу СТС и РСК приложить максимум энергии к срочному проведению работы по составлению сметы и проекта переоборудования и распланировки этого здания. 2). При составлении проекта включить проведения переоборудования наружного вида здания, придав ему современный архитектурный вид, не оставляя никаких следов церковного стиля. Расходы на эту наружную отделку не должны рассматриваться как что-то ненужное, а как необходимое. 3). Секция осуждает мнение некоторых специалистов города и УСК, о том, что данное здание подлежит только разборке и использованию на стройматериал, ибо это дело не оправдывает тогда цели, и материала будет получено только 10 %, а при оборудовании же здание будет отвечать своему назначению десятки лет. 4). При распланировке здания считать возможным некоторые незначительные отступления от существующих строительных норм, считаясь с существующим зданием. 5). Работу по переоборудованию предложить РСК закончить к 13-ой годовщине Октябрьской революции. 6). Заслушать на секции в будущем доклад о ходе работ переоборудования».

Но вскоре, надо полагать, власти изменили свое решение и «приговорили» храм к сносу. Его уничтожение очевидно началось в 1932 г. «Первоначально собор был обезглавлен, лишен купольной части. По сведениям очевидцев, разрушение храма осуществлялось ночью. Затем силами прибывшей из Новониколаевска специальной команды ОГПУ – взорван. А в 1934 г. остатки его стен и фундамент окончательно разобрали.

Городские власти направили распоряжение в горкомхоз предоставить «организованным трудящимся города, красноармейцам и красной молодежи 250 лопат, 185 мотыг и киркомотыг, и все имеющиеся носилки, для проведения субботника по благоустройству территории на месте бывшей большой Троицкой церкви». Разборка завалов, оставшихся после подрыва собора, осуществлялась при помощи трех тракторов и пяти грузовиков. Остатки каменных фундаментных блоков были свалены в Бию» (Документальные фонды Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки, б/н.).

Соборный некрополь сравняли с землей. Из кирпича храма рядом, на улице Толстого, по воспоминаниям старожилов Бийска, вскоре построили двухэтажное здание для детского приюта (ныне – психиатрический диспансер) (Личный архив П.С. Коваленко. Воспоминания бийчан о Троицком соборе г. Бийска).

В рамках программы празднования 300-летия Бийска по инициативе Музея истории Алтайской духовной миссии администрацией города было принято решение о создании историко-мемориального комплекса «Градо-Бийский Троицкий собор». Работы проводились с 20 июля по 12 сентября 2008 гг. под руководством директора музея. В проекте музеефикации православного памятника участвовало более 60 человек – сотрудники музея, студенты 2–4 курсов факультета истории и права Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина, члены городского археологического клуба школьников «Наследие» (руководитель О. В. Даньшин), прихожане бийских храмов, учащиеся Бийской православной гимназии во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и общеобразовательных школ города, воспитанники воскресной школы Димитриевской (ныне Казанской) церкви.

В результате поисково-исследовательских работ на глубине 2,1 метра удалось обнаружить фундамент алтарной части храма, сложенный из бутового камня и битого кирпича, скрепленных известковым раствором. Найдено более 180 предметов – скобы, стяжки, кованые гвозди, элементы ажурных решеток окон первого этажа и ограды, штампованные металлические декоративные цветы, фрагменты металла с крыши и карнизов собора. Собранные артефакты поступили в фонды Музея истории Алтайской духовной миссии и составили основу тематической коллекции.

Было обнаружено основание памятника городского головы А.Ф. Морозова, а под ним – кирпичный склеп перекрытый сводчатым потолком с запаянным цинковым высеребряным гробом, покрытом декоративным орнаментом. С левой стороны за стеной склепа сохранился прах его супруги – Е.Г. Морозовой.

В 2010–2012 г.г. на месте, где располагался Троицкий собор, возведен историко-мемориальный православный комплекс стараниями БПО «Сибприбормаш» (генеральный директор – А.Я. Черемисин).

Комплекс включает: каменный кубический постамент, увенчанный четырехметровым железобетонным облицованным керамогранитом крестом с ликом Спасителя на месте алтарной части Троицкого собора; надгробия на могилах протоиереев Павла Митропольского и Матфея Александровского, купцов – А.Ф. и Е.Г. Морозовых, Н.П. и О.П. Фирсовых, Г.Г. Бодунова и предпринимательницы Д.П. Бахтиной. Все могилы накрыты надгробными плитами из черного мрамора. На плитах Морозовых – накладные портретные барельефы, выполненные бийским художником С.А. Морозовым. Рядом с надгробными плитами установлены мраморные кресты. В левой части комплекса расположен информационный стенд с видом собора, схемой его ограды с захоронениями, биографиями лиц, могилы которых и были восстановлены. Территория обнесена декоративной оградой с парадными арочными воротами.

Градо-Бийский Троицкий собор, практически как и все кафедральные храмы городов юга Западной Сибири, постигла печальная участь. Его насыщенная примечательными фактами история – часть летописной хроники города, а место, где он находился – памятник православной культуры. Ведь многие знаменательные события истории Бийска конца ХIХ – начала ХХ в.в. тесно связаны с главным городским соборным храмом.

П.С. Коваленко, Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края; http://library.altspu.ru

В Томскую Духовную Консисторию Строительного Комитета по построению нового каменного храма в городе Бийске. Рапорт. Во исполнение предписания Томской Духовной Консистории от 9 июня текущего года, за № 1982-м, имеем честь донести:

1. Смета на работы и материалы по построению храма в городе Бийске составляется в городе Перми, где составлен и план храма, и в скором времени ожидается. План храма, устраиваемого в городе Бийске, взят с храма уже устроенного в городе Перми в память освобождения крестьян из крепостной зависимости; из описания сего храма видно, что отделка его, кроме внутренней штукатурки, иконостаса, икон, церковной утвари и колоколов, обошлась в 30 200 рублей.

2. Материала приготовлено для устраиваемого храма и денег употреблено на сей предмет: а) бутового камня: 70 3/4 кубических сажени на 542 рубля 86 копеек; б) кирпича: 132000 на 739 рублей 20 копеек; в) заказано кирпича 300000, а выдано в задаток 692 рубля 43 копейки; г) извести: 5530 пудов на 553 рубля; д) заказано извести: 7000 пудов и задатку выдано 207 рублей 85 копеек; е) щебня из половинок кирпича на трумбовку фундамента: 20 кубических сажен на 41 рубль 12 ½ копеек; ж) алебастру заказано 2000 пудов и выдано задатку 125 рублей; з) плах 6 аршин длины и 1 1/2 вершка толщины на 66 рублей 10 копеек; и) 60 тесниц 6 аршин длины и 9 вершков толщины на 14 рублей 25 копеек; к) 180 слег 12 аршин, длины от 3 до 2 1/2 вершков толщины на 19 рублей 25 копеек; л) сарай для извести 46 рублей 36 копеек; м) принадлежности для каменной кладки: полубочья, шайки, лопаты и проч 35 рублей 34 копейки; н) сарай для рабочих 24 рубля; о) рабочим выдано: 626 рублей 60 копеек; п) за два дома для сноса: 368 рублей 25 копеек; р) за составление плана: 125 рублей 50 копеек; – а всего употреблено расхода 4 220 рублей 30 копеек.

3. По выданной из Консистории сборной книге собрано денег: 9952 рубля 64 копейки; в том числе поступило: по предсмертному завещанию купца Иванова: 5000 рублей и выдано из Бийского Успенского собора: 1583 рубля 83 1/2 копейки. Предполагается сбора пожертвований не больше 3000 рублей. Недостающую сумму для устроения храма принимает на себя Бийский 1-й гильдии купец Алексей Морозов, о чем он заявил в общественном приговоре, представленном Епархиальному Начальству и в выполнении сего заявления ручается целое Бийское общество в этом же общественном приговоре и

4. Место для зданий Хозяйственного Управления в плане города Бийска, Высочайше Утвержденном, указано на другом месте, и перенос зданий общество принимает на собственный счет; под частные постройки, предроложенные к снесению, общество отводит места безмездно, по указанию самих владельцев. Постройка храма производится хозяйственным способом, без подрядчика, при надзоре техника из города Барнаула и руководстве торгующего крестьянина Ивана Матвеева Бодунова, строителя уже нескольких каменных церквей, с платою по 50 рублей в месяц. Другой храм составляет в городе Бийске существенную потребность уже десятки лет. Но общество не решалось приступить к удовлетворению сей потребности за неимением в виду достаточных для сего средств и ныне приступило только потому, что купец Морозов принимает на себя постройку храма. Причем считаем не лишним присовокупить, что Морозов принимает на свой счет устройство храма, кроме пожертвований, под условием полной свободы своих действий по сей постройке.

Члены Комитета: Протоиерей Димитрий Емельянов; Священник Владимир Дагаев; Священник Василий Кармальский; Купец Николай Фирсов; Купец Яков Сахаров. № 68, Июня 17 дня 1872 г., г. Бийск

Список ценностей Бийского Свято-Троицкого собора

Сосуд с полным прибором: потир, дискос, звездица, лжица серебряные, позолоченные, с эмалевыми украшениями, вес 4 ф. Цена – 200 р. Сосуд с полным прибором: потир, дискос, звездица, лжица серебряные, позолоченные, вес 2 ф. 3 зол. 39 д. Цена – 100 руб. Дарохранительница серебро-позлащенная, вес 4 ф. 91 зол. Цена – 250 р. Дарохранительница серебро-позлащенная, вес 4 ф. 18 зол. 8 д. Цена – 180 р. Кадило серебряное весом 1 ф. 10 зол. Цена – 25 р. Кадило серебряное весом 1 ф. Цена – 25 р. Трикирий и дикирий архиерейские серебряные позолоч., весом 3 ф. 9 зол. 48 дол. Цена – 120 р. Тарелочка серебряная, весом 21 зол. 16 дол. Цена – 9 р. Ковшичек серебряный, позолоченный, весом 28 зол. Цена – 12 р. Дароносица серебряная, позолоченная, весом 37 зол. 80 д. Цена – 15 р. Кадило серебряное, вес приблизит. 1 ф. Цена – 20 р. Дарохранительница серебряная позолоченная. Цена 20 р. Евангелие в серебряном золоченом окладе, размером 10 х 7в. Цена – 350 р. Евангелие в серебро-позлащенном окладе, синем бархате разм. 9 х 6 1/2 вершков. Цена – 75 р. Таковое же серебряно-позолоченное, разм. 9 ½ х 7 вер. Цена – 150 р. Евангелие в сребро-позлащенном окладе, разм. 5 х 4 ½ в. Цена – 15 р. Евангелие в сребро-позлащенном окладе, разм. 5 ¾ х 4 3/8 в. Цена – 10 р. Напрестольный крест, под эмалью, с камнями, сребро-позлащенный, весом 3 ф. 67 зол. 69 дол. Цена – 250 р. Крест золоченый из серебра с топазовой вставкой внутри, весом 1 ф. 56 зол. 91 дол. Цена – 75 р. Крест сребро-позлащенный, с рельефным распятием, вес 1 ф. 32 зол. 5 дол. Цена – 100 р.

С подлинным верно: Житов Иоанн, Епископ Бийский, 17.12.1929 г.

ГААК. Ф. Д. 138. Оп. 1. Д. 130. Л. 4.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.