"Близ Юрьева монастыря, на берегу озера Ильменя, при истоке реки Волхова, на возвышенном месте, в языческие времена Новгорода, стоял, как уверяет предание, идол Перун, который по крещении новгородцев был брошен в Волхов, а на месте его поставлена деревянная церковь Рождества Богородицы, при первом епископе Новгорода Иоакиме Корсунянине", - писал граф М.В. Толстой в 1860-х годах. Далее он прибавляет: "При этой церкви устроен монастырь, называемый в народе "Перынь Богородицы"... При учреждении штатов Перынская обитель была упразднена, а церковь до 1826 года оставалась приходскою для Юрьевской слободы. В 1827 году, по прошенинию архимандрита Фотия, она приписана к Юрьеву монастырю, и при ней основан скит по уставу древних палестинских скитов".
Перынский скит существует и сейчас - он находится в двух километрах от Юрьевой обители. В 1991 году Перынский полуостров с церковью и другими скитскими постройками передали Церкви, а в 2001 году состоялось освящение здешнего храма. Раскопки, проводившиеся археологами в Перыни в 1951-1952 годах, показали, что некогда на территории Перынского скита действительно существовало языческое капище. Деревянную церковь Рождества Богородицы в 1230-е годы заменили каменной. Вероятно, тогда же был основан и монастырь. Что-то более определённое сказать по этому поводу трудно, поскольку упоминается в летописях он впервые в 1386 году. В 1528 году в монастыре возвели деревянную Троицкую церковь с трапезной. Она не простояла и ста лет: в начале ХVII века обитель разграбили, а позже сожгли шведы. К 1617 году положение было таково: "Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг". В 1634 году разорённый монастырь приписали к Юрьевой обители. В 1764 году Перынский монастырь упразднили, а все его постройки, кроме церкви, обращённой в приходскую, перевезли в Юрьеву обитель. Скит, устроенный здесь в 1827 году по прошению архимандрита Фотия, жил по уставу древних монастырей. Женщины допускались на его территорию лишь раз в году - в день празднования Рождества Богородицы. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов). На рубеже 1830-1840-х годов скит привели в порядок и расширили. В нём построили братский корпус и особые корпуса для начальника скита и юрьевского архимандрита. Устроили также звонницу "на двух каменных столбах с шестью небольшими колоколами". Появилась ограда.
После революции Перынский скит конечно же закрыли. Как использовался он в 1920-е годы - неизвестно. В 1930-е годы на его территории расположилась рыболовецкая артель. Звонницу и ограду разобрали при этом на кирпич, из которого построили хранилище для льда. Рыбный промысел возобновился в Перыни по окончании Великой Отечественной войны, а в 1960-е годы рыбаков сменили туристы - в бывшем скиту организовали турбазу. Сюда проложили дамбу, поставили домики для отдыхающих, а окрестности "благоустроили" - сделали танцплощадку и поставили статую Перуна. Вот такой соцреализм. Сейчас на Перынском полуострове вновь звучит молитва. Приезжают, впрочем, сюда не только паломники, но и туристы (женщин теперь в скит пускают круглогодично, а не только в день престольного праздника). Главный туристический и паломнический объект скита - конечно, церковь Рождества Богородицы, включённая в 1992 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она считается самым маленьким каменным храмом домонгольской постройки. Реставрированный в первоначальном виде (убрана паперть, восстановлено позакомарное покрытие), храм производит удивительно светлое впечатление.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №90, 2014 г.