ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Древнерусский (подробнее >>), Псковско-Новгородская школа (подробнее >>)
Год постройки:1226.
Адрес:
Новгородская область, г. Великий Новгород, Перынский скит, д. 1

Координаты: 58.473316, 31.274838
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси





Сортировка:

Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Altaets
17 октября 2020
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Altaets
17 октября 2020
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
18 июня 2019
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
17 июня 2019
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Анастасия Лазарь
27 октября 2018
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Олег
4 апреля 2015
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Сергей Чернов
6 августа 2010
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
strusto
1 июля 2006
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
strusto
1 июля 2006
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Zvorobush
15 апреля 2006
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
oldboy
13 июня 2023
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Анатолий Вениаминов
30 сентября 2023
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Анатолий Вениаминов
30 сентября 2023
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Анатолий Вениаминов
30 сентября 2023
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, интерьер церкви<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
интерьер церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
17 июня 2019
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, интерьер церкви<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
интерьер церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
17 июня 2019
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
17 июня 2019
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1947 г. из фондов Государственного НИМ архитектуры им. А.В. Щусева<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Фото 1947 г. из фондов Государственного НИМ архитектуры им. А.В. Щусева
Михаил Мещанинов
10 июня 1947
Юрьев мужской монастырь. Перынский скит. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1890



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Илья г.Химки  2 декабря 2019

Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу 12 - началу 13 в. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания. Это небольшой одноглавый кубический храм.

В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности весь. Внутрь здания ведут три входа. Широко расставленные стройные подкупольные столпы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от "креста процветшего" или "креста виноградной лозы".

https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/perin/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2024

«…Новгородская архитектура XI-XV занимает выдающееся место в истории веков древнерусского зодчества. Однако далеко не всe новгородские памятники выявлены с достаточной полнотой и среди них такие первоклассные произведения, как церковь Перынского скита в нескольких километрах от Новгорода. Произведенные в советское время обмеры и обследования церкви обнаружили под позднейшими ее перестройками одно из чудесных произведений древнерусского зодчества, замечательное по своему художественному образу и раскрывающее с новых сторон некоторые принципы архитектурной композиции русских монументальных сооружений своего времени.

Церковь стоит на высоком холме, расположенном при истоке реки Волхова из Ильмень-озера, в 1,5 км от Юрьева монастыря. Края этого холма покрыты густой сосновой рощей, обрамляющей его несколькими рядами высоких сосен с широкой, развесистой кроной. С южной стороны холм крутым обрывом спускается к лугу, ведущему к Ильмень-озеру, с восточной стороны его омывает Волхов, а с севера и запада к холму примыкает луг, весной и осенью заливаемый водой, так что в это время холм превращается как бы в островок, подъехать к которому можно только на лодке.

Кроме церкви, на холме стоят три небольших одноэтажных здания бывших монашеских келий. Эти кирпичные здания с белыми наличниками, не нарушающие общего ансамбля, выстроены в ХІХ веке. Расположенная на восточном краю холма церковь хорошо видна со стороны реки Волхова и Ильмень-озера; с реки весь холм кажется каким-то сказочным островком.

Предание гласит, что в 995 году, вскоре после крещения новгородцев, вслед за тем, как свергнута была статуя Перуна, стоявшая на холме при истоке Волхова из озера Ильменя, на этом месте новгородский архиепископ Иоаким- корсунянин основал мужской монастырь с храмом Рождества, прослывшим в народе под именем Перыня или Перынского. Легенда эта, основанная на народном предании, сохранилась до настоящего времени, и сейчас еще местные жители считают эту церковь построенной на том месте, где стоял в древние времена языческий идол.

В настоящее время церковь представляет собой небольшое сильно вытянутое вверх здание, перекрытое на четыре ската, с небольшой главкой и одной апсидой. С западной стороны к зданию примыкает небольшая пристройка, сделанная в ХІХ веке.

В плане церковь почти квадратная; четыре столба разделяют внутреннее пространство ee на три неравные части, из которых боковые очень узкие, а средняя в 2,5 раза шире боковых и завершается полукруглой, сильно выдающейся на восток невысокой апсидой. Вход в церковь с западной стороны, через открытый проем, выходящий в пристройку. В западной стене церкви, на прилегающих к ней столбах и на стенках, соединяющих эти столбы с северной и южной стенами, видны следы бывших здесь ранее хор.

Внутреннее пространство церкви, очень ограниченное и затененное огромными для ee малых размеров столбами, сильно вытянуто вверх. Барабан церкви, поддерживаемый парусами, покоится на четырех подпружных арках, которые опираются на внутренние столбы.

Наружные углы здания обработаны лопатками: промежуточных лопаток здание не имеет. На южном и западном фасадах церковь имеет по три ряда окон, расположенных в шахматном порядке. В первом ряду окон - три, во втором- два, в третьем - одно. Окна эти образуют на стене как бы пирамидальную композицию.

Выступающая с восточной стороны апсида занимает почти все пространство между лопатками. На небольшом отрезке стены, заключенном между апсидой и лопаткой, с каждой стороны апсиды имеется по два расположенных друг над другом окна. Над апсидой, занимающей примерно две трети высоты восточной стены церкви. имеется длинное и узкое окно, освещающее центральную часть церкви. Такое же окно располагается на противоположной западной стене церкви, на той же высоте.

Барабан церкви освещается двумя окнами, расположенными на его восточной и западной сторонах. С севера и юга окна барабана заложены и с внешней стороны превращены в ниши незначительной глубины. Стены и лопатки здания, так же как и стены барабана, постепенно и закономерно суживаются кверху. Окна второго и третьего ярусов тоже суживаются кверху, образуя как бы пирамидальное построение.

Результаты археологических раскопок 1948 года показали, что на Перынском холме в IX веке, действительно, существовало языческое поселение, следовательно, здесь мог стоять и языческий идол Перуна, на месте которого, как говорит предание, могла быть после принятия новгородцами христианства поставлена церковь. В каком месте она была поставлена, была ли она каменной или деревянной, в настоящее время неизвестно. Можно предположить, что церковь эта была деревянной и что после того, как она либо разрушилась, либо была повреждена жаром, на Перынском холме была выстроена существующая сейчас каменная церковь. Находящиеся под существующей церковью неповрежденные археологические слои указывают на то, что она была выстроена на новом месте.

Для определения времени сооружения церкви существенное значение имеют система и техника ее кладки. Примененный в кладке церкви местный камень использовался в кладке как более ранних, так и более поздних новгородских памятников. Так, мы видим его в Софийском соборе ХІ века, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, в церкви Благовещенья в Аркажах, в церкви Петра и Павла Синичьей горе (ХІІ в.) и т. д. Этот же камень применен и в более поздних памятниках, в церкви Николы на Липне ХІІІ века, в Волотовской церкви XIV века и в других памятниках XIII, XIV и даже ХV веков. Начиная с XV-XVI веков, в Новгороде целиком переходят на кирпичную кладку. Однако система кладки, заключающаяся в чередовании камня и кирпича, до настоящего времени известна только в сооружениях, относящихся к домонгольскому периоду.

В Софийском соборе в основной кладке стен кирпич не употреблялся. Регулярные горизонтальные ряды кирпича наблюдаются только столбах (восьмигранный столб на хорах); также из кирпича выложены арки и арочные перемычки над дверными и оконными проемами. Уже в Георгиевском соборе, выстроенном в 1119 году, в кладке стен применены горизонтальные ряды кирпича, чередующиеся с рядами камня. Во всех последующих сооружениях XII века существует та же система кладки; выстроенная в 1198 году Нередицкая церковь также сохраняет эту систему. С конца ХІІІ века такая система кладки не встречается: кладка стен - целиком каменная, кирпич применяется только в несущих конструкциях.

Примененный в Перынской церкви кирпич по своим размерам несколько отличается от кирпича, который мы находим в перечисленных выше памятниках. В кладке стен и столбов церкви, помимо кирпичных плит, в основном наблюдается также брусковый кирпич.

Как указывалось выше, церковь выложена на известковом растворе с примесью толченого кирпича. Так же, как и система кладки, раствор этот применялся во всех сооружениях новгородского зодчества домонгольского периода. Количество примеси толченого кирпича в растворе в различных сооружениях неодинаково. В Софийском соборе кирпич употреблен в большом количестве, раствор имеет насыщенно-розовый цвет, швы доходят до 4 см. Раствор, примененный в кладке Георгиевского собора, также розовый и содержит большое количество кирпича, но швы несколько тоньше: толщина их, как и в Перынской церкви, 2-3 см. Таков раствор и в кладке Нередицкой церкви. В церкви Благовещения в Аркажах раствор несколько светлее и содержит меньше кирпича. Очень незначительное количество кирпича содержится в растворе кладки Мирожского собора в Пскове (середина ХІІ в.). Там этот раствор - совсем светлый, чуть желтоватый. Раствор, примененный в кладке Перынской церкви, по своему составу и цвету приближается к растворам, употребленным Мирожском соборе и в церкви в Аркажах. С конца ХІІІ века ни в одном из известных нам в настоящее время новгородских сооружений подобного рода кладки на розовом цемяночном растворе не встречается. Уже в выстроенной в 1292 году церкви Николы на Липне раствор известковый, без примеси толченого кирпича. Таким образом, исследование системы кладки и раствора заставляет отнести время сооружения церкви к домонгольскому периоду.

Однако примененные в Перынской церкви архитектурные формы до настоящего времени были неизвестны в новгородских сооружениях, относящихся к домонгольскому периоду. Впервые полопастное покрытие в Новгороде встречается в церкви Николы на Липне. Полопастное покрытие Перынской церкви значительно отличается от полопастного покрытия новгородских памятников XIII-XIV веков. Боковые лопасти церкви, близкие по форме к угловым закомарам, могли иметь своим прототипом как южные памятники ХІІ века, так и боковые палатки Мирожского собора, которые в сочетании с верхним сводом создают пирамидальную композицию, сближающую этот собор с композицией Перынской церкви. Совсем иначе трактованы боковые лопасти в церкви Николы на Липне и в более поздней Волотовской церкви. Здесь боковые лопасти не имеют горизонтального отрезка, соединяющего их с центральной частью, наклон их меньше и форма их значительно дальше от закомар, чем в Перынской церкви. Сравнивая завершение лопастей с декоративным обрамлением лопасти в церкви Николы на Липне, можно сказать, что там это обрамление трактовано как декоративное завершение формы, в то время как в Перынской церкви это - повторение существовавшего ранее завершения закомар. То же можно сказать И при сравнении завершения лопастей в сооружениях XIV века, где верхняя часть украшена рядом арочек, кирпичных порезок и тому подобными декоративными элементами.

Трехлопастное покрытие применялось в Полоцко-Смоленском княжестве еще в начале и середине ХІІ века (постамент барабана в Евфросиньевом монастыре, в выстроенной в 1194 году в Смоленске церкви Михаила архангела, где так-же была одна апсида и три входа из притворов), в Пятницкой церкви в Чернигове (конец ХІІ начало ХІІІ веков) и др.

Впервые в известных нам новгородских памятниках одноапсидную композицию мы встречаем в церкви Параскевы Пятницы на Торговой стороне, время построения которой колеблется между 1156 и 1207 годами. Пятницкая церковь имела также три входа, но входы эти были не прямо с улицы, а из притворов. Форма первоначального перекрытия Пятницкой церкви, измененного уже в 1345 году, окончательно не выяснена, однако можно предположить, что и Пятницкая церковь имела полопастное покрытие.

Незначительные размеры хор в Перынской церкви указывают на то, что она не была княжеским сооружением. Подобно церкви Параскевы Пятницы, которая была построена новгородскими купцами, и Перынская церковь могла быть построена по инициативе и на деньги богатых новгородских купцов, заинтересованных в постановке храма в месте слияния Волхова с Ильмень-озером.

О сооружении Перынской церкви в домонгольский период говорит также композиция ее внутреннего пространства, сходная с композицией внутреннего пространства Георгиевского со бора, которое также отличается простором, воздушностью и величественностью. Такая композиция внутреннего пространства не повторяется в аналогичных памятниках XIII-XIV веков. Пропорции и высота барабана Перынской церкви также сближают ее с Георгиевским собором и с другими новгородскими памятниками домонгольского периода.

Сооруженная на торговом водном пути, вблизи Юрьева монастыря, Перынская церковь явилась предшественницей тех маленьких четырехстолпных храмов, которые подобно церкви Николы на Липне были поставлены в конце ХІІІ и начале XIV веков вдоль новгородского речного пути. Временем ее сооружения надо считать XII - начало ХІІІ века…»

По материалам статьи Кацнельсона Р.А. «Древняя церковь в Перынском скиту близ Новгорода»

katsnelson1.pdf (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


Вл. В. Седов "Церковь Рождества Богородицы в Перыни: новгородский вариант башнеобразного храма"

untitled (archnov.com)

24 августа 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.