ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района.


Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1595.
Адрес:
Новгородская область, Великий Новгород, Юрьево

Координаты: 58.492117, 31.277942
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества





Сортировка:

Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Роман Фабричный
5 февраля 2017
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2015
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Сидоров Григорий
3 октября 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко      <br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, Церковь Успения Богородицы из д. Курицко Новгородского района. Постройка конца XVI века.<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Церковь Успения Богородицы из д. Курицко Новгородского района. Постройка конца XVI века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, ц.Успения из с.Курицко Новгородского р-на 1595г.<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
ц.Успения из с.Курицко Новгородского р-на 1595г.
Вадим Животовский
19 августа 2001
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  15 января 2007

Церковь Успения Богородицы привезена из деревни Курицко на берегу озера Ильмень. Построена церковь была в 1595 году – эти данные подтверждены дендрохронологическим анализом. Церковь стояла на песчаном мысу, который в настоящее время уже окончательно размыт. Архитектурный облик шатровой Успенской церкви типичен для многих деревянных культовых построек 16-18 веков. Нижнюю часть ее составляет деревянный прямоугольный сруб, который служит основанием для восьмерика с высоким семнадцатиметровым шатром и небольшой луковичной формы главкой. С востока к основному срубу прирублен прямоугольный в плане алтарь, с юга – придел Параскевы Пятницы. Западный и северный прирубы являются галереей. При входе в церковь с западной стороны устроена паперть. На северной стороне паперти устроена лестница, ведущая на колокольню. Колокольня построена в 1835 году, четырехугольная, деревянная, в одной связи с церковью высотой27,7 м, обшита тесом с круглой кровлей.

В 1835 г., возможно, не только была выстроена новая колокольня, но и переделана вся церковь. В 1912-1913 г.г. в церкви производились реставрационные работы под надзором академика П.П. Покрышкина. Они свелись к капитальному ремонту восьмерика и шатра, венчатая конструкция которого была заменена стропильной. По видимому, бревна шатра погнили основательно, а для воссоздания старых конструкции не хватало средств. Можно лишь предполагать, что формы и размеры выдержаны по отношению к первоначальным. При реставрации были убраны колокольня и паперть 1835 г., с наружных стен и внутри снята дощатая обшивка, в приделе Параскевы - штукатурка. Были сменены также все кровли.

Наводнение 1922 года сильно подмыло берег, обрушило его под алтарем храма. Весной 1923 года были проведены работы по укреплению и восстановлению берега против восточной стороны церкви. Срубили длинный бревенчатый ряж и заполнили его камнями и землей. Под углы алтаря подвели стойки. В стороны от сруба протянулась гряда из валунов, укрепленная по наружному краю деревянными сваями. Работами, как гласит запись на обороте фотографии того времени, руководил архитектор А. Шварц. Повторное наводнение 1927 г. смыло все укрепления. Алтарь церкви и часть основного четверика повисли в воздухе. Было принято решение переместить церковь на деревенское кладбище, что и было сделано в 1927-1928 гг. Памятник дошел до нас не только с большими потерями, но и с основательными переделками. При сборке его на кладбище по каким-то причинам не смогли восстановить южный придел, а создали новую, никогда в таких формах не бывавшую паперть. В ее стены была включена часть бревен из придела.

В 1958 г. по заданию инспекции по охране памятников Курицкую церковь обмерял и исследовал кандидат архитектуры А.В. Ополовников. В 1964 году приступили к разборке и перевозки церкви в Новгород. В результате работ, проведенных в соответствии с проектом реставрации, памятнику возвращен по возможности его исторический, архитектурно - художественный и конструктивный образ. Исключение составляют конструкции шатра, которые оставлены стропильными, а не венчатыми, и иконостасы. Стропила в шатре оставлены потому, что практически не видны ни снаружи, ни в интерьере. До колокольни 1835 г., сделанной над папертью церкви и разобранной в начале XX века при первой реставрации, существовала другая, отдельно стоящая. Но какая? Об этом нет никаких сведений. Поэтому памятник стоит пока без колокольни и без ограды, формы которой также не известны. Особенностями Успенской церкви являются венчатые, а не каркасные стены галереи, ранний вариант типа восьмерик на четверике, протесанные снаружи "на брус" стены восьмерика и волоковые окна с двумя кожухами, реставрацию которых предстоит завершить.

Источники: Новгород. Путеводитель. - Лениздат, 1972. Сайт http://www.novgorod.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 июля 2024

«…Село Курицко расположено в южной части Поозерья, которое в народе называют «Угловщиной». В старину в этом месте в Ильмень выдавался песчаный мыс, который назывался Курицким или Куричьим. Впервые Курицкая церковь упоминается в Житии преп. Михаила Клопского († ок. 1453-1456 гг.). Курицкий погост также упоминается в переписных оброчных книгах Шелонской Пятины в 1498 г.

Писцовые книги 1501 и 1551 гг. сообщают и об Успенском храме. До нынешней церкви здесь стояло не менее двух деревянных предшественниц. В 1595 г. в Курицко был срублен новый деревянный храм, сохранившийся до наших дней. Постоянные наводнения подмывали берег Ильменя. После «большой воды» 1922 и 1927 годов алтарь храма оказался повисшим над обрывом.

В 1927-1928 гг. Успенская церковь была разобрана, перевезена за село и собрана на новом кладбище. На мачте шатра вверху, по новой затеске работавшие оставили запись: «Спаявали шпиль граждане дер. Курицка Кузьмин Яков Вас., Захаров И., Хватов Сер. 1928-го, 25-го мая». На доске шатра расписался бригадир: «Яков Васильич Кузин». На другой доске вверху изнутри шатра: «Кончен шатер 19 июля 1928 года, канун Казанской Божией Матери».

В 1964 г. церковь была вновь разобрана и перенесена уже под Новгород, став первым объектом музея «Витославлицы». Потому этот храм считается «рекордсменом» по смене «местожительства».

С южной стороны к шатровому храму устроен придел Параскевы Пятницы, с западной и северной - галерея и еще одно крыльцо с запада.

Постройки типа курицкой пришли на смену более старым «круглым» или «круглым о двадцати стенах». В постройках этого типа восьмерик шел «от пошвы», от земли, имел, как правило, два прямоугольных или квадратных папертью. Но часто делались прируба. Один из них, восточный, служил алтарем, западный и боковые прирубы — тоже паперти или притворы. Это классический вариант.

Тип Успенской церкви пришел на смену предыдущему. Обычно его появление относят к сравнительно позднему времени, XVIII столетию, в лучшем случае к концу ХVІІ века. И это справедливо для северных областей или их северных территорий. Вероятно, в ближайших к Новгороду провинциях формирование типов шатровых храмов шло со значительным опережением во времени.

Памятник «дожил» до нас не только с большими потерями, но и с основательными переделками. При сборке его на кладбище в 1936-1937 гг. по каким-то причинам не смогли восстановить южный придел, а создали новую, никогда в таких формах не бывавшую паперть. В ее стены была включена часть бревен из придела. Остальные (может быть, сильно прогнившие?) вообще не были использованы.

Особенностями Успенской церкви являются венчатые, а не каркасные стены галереи, ранний вариант типа «восьмерик на четверике», протесанные снаружи «на брус» стены восьмерика и волоковые окна с двумя кожухами…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 635.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 октября 2024

Церковь Успения Богородицы с. Курицко Новгородского района 1595 г. – знаковый памятник в истории создания музея народного деревянного зодчества «Витославлицы». Ее историческое и художественное значение в культурном наследии отмечалось учеными уже в самом начале XX в. В 1925 г. деревянная Курицкая церковь была включена в круг ценных объектов, подлежащих охране. В 1928 г. она была перевезена на новое место, а в 1964 г. – на территорию создаваемого музея в Новгороде.

Важным моментом являются сведения о существовании более раннего храма. Впервые храм упоминается под 1489/99 г. в писцовой книге дворцовых земель Шелонской пятины: «Погост Куретцкой над озером над Ылмеремвопче,.. а в нем церьковьУспленье Пречистые». Народное предание с ней связывает одно из чудес Михаила Клопского, описанное в его житии. Факт существования ц. Успения в средневековый период объясняет происхождение ряда сохранившихся в ней икон XIV–XV вв. Таким образом, ценность ц.Успения определятся не только ее архитектурным типом, но и наличием высокохудожественных образцов станковой живописи. В ходе последней реставрации церковь была разобрана, и в настоящий момент находится в процессе сборки. В соответствии со стратегией развития музея «Витославлицы» в ней предполагается воссоздание иконостаса.

К сожалению, специальные исследовательские работы по иконостасам перевезенных в музей церквей ранее не проводились, этим объясняется отсутствие топографических описей при разборке, детальной фотофиксации иконостасов. Некоторые сведения по переустройству Курицкого иконостаса были выявлены в результате общего исследования объекта. В тоже время иконам «Успения Богоматери» XIV в. и «Чудо от иконы “Знамение”» XV в. из Курицкой церкви посвящен ряд публикаций, в которых подчеркивается их значение в развитии новгородской иконописной школы.

В данной статье использованы известные и вновь выявленные в архивах ИИМК РАН, Музея архитектуры им. А.В. Щусева и НГОМЗ письменные источники и фотодокументы. Анализ изобразительных, письменных и вещественных источников, привлечение аналогий позволили разработать программу воссоздания иконостаса.

Главный иконостас церкви сохранил тябловую конструкцию, которую можно отнести ко времени строительства храма. Он состоял из трех ярусов: местного, деисусного и пророческого. Основные изменения в иконостасе произошли XVIII в. Иконостас, сохраняя свою первоначальную структуру, получил декоративную оболочку, соответствующую эстетическим вкусам времени. На тябла были укреплены накладки карнизного типа. Иконы верхнего и среднего ярусов были разделены декоративными полуколонками. В нижнем ярусе для икон были установлены гладкие, золоченые на полимент неглубокие рамы без стекол. Промежутки между ними украшены резьбой. Царские врата и нижнюю часть иконостаса можно датировать второй половиной XVIII в. на основании описи 1780 г. Документ использовался как передаточная ведомость церковных предметов и имел важные пометки на полях: «…Иконостас в нижнем поясе вновь сделан, сьиспода тумбы зделаны столярной работы раскрашены красками и по местам рамки и столбички золотом и серебром позлащены […] Царские двери резные, с двумя створами, и по обеим сторонам оных резные столбцы […] Вновь сделаны». При этом тябловая конструкция сохраняется, что подтверждает опись 1896 г.: «Иконостас существует в первоначальном виде, хотя и был несколько раз перекрашиваем».

В той же описи священник церкви К. Туберозов приводит сведения о поновлениии икон: «В июне месяце 1828 года записано 65 рублей на уплату какому-то новгородскому мастеру за поправку образов, но в чем состояла эта поправка и каких именно образов, – неизвестно […] 10 лет тому назад, церковный староста, думая промыть иконы и не спросясь никого, исполнил свой замысел, но так неудачно, что все иконы от скипидара или другого вещества солью покрылись. Лишь иконы первого яруса и несколько икон второго и третьего яруса избегли этой участи». В описании отмечено наличие в иконостасе икон «старого письма».

Сопоставление сведений церковных описей XVIII и XIX вв. позволило выявить топографические перемены преимущественно в местном ярусе, что было характерным явлением: «Местный ярус более всего подвергался переделкам и перестановкам, о которых, по большей части, нет никаких записей. Поэтому нельзя поручиться не за один старинный иконостас в том, что его местный ярус сохранился до наших дней в первоначальном виде». Так, в списке вещей церкви, подлежащих изъятию из церковной описи по ветхости (1850-е гг.), значится 9 икон. В XIX в. местном ряду главного иконостаса церкви находилось пять больших местных икон и одна меньшего размера.

Значительные изменения в составе местного яруса иконостаса произошли в 1910 г., когда особо чтимые иконы были перенесены в новую каменную церковь Успения. П.Д. Барановский, обмерявший деревянную церковь в 1922 г., характеризует иконостас, как хороший, датируя его в целом XVII столетием. Он зарисовывает элементы орнаментов на сохранившихся басменных фонах икони отмечает в иконостасе замечательное произведение древнерусской живописи икону «Чудо от иконы “Знамение”».

Наиболее ранняя опись отмечает ее местоположение на стене притвора. В описи1877–1879 гг. она числится на северной стене церкви; в 1896 г. – на южной стене над клиросом. В 1910 г. икону устанавливают в местный ряд иконостаса на место перенесенной в новую церковь иконы «Покров Богородицы». В 1925 г. реставратор П.И. Юкин вывез икону в Москву на реставрацию. Перенос храмовой иконы «Успения Богородицы», которой народное предание приписывало шестисотлетнюю давность, в каменную одноименную церковь подтверждает фотография иконы в ризе из альбома П.П. Покрышкина с датой 1911 г. и надписью «перенесена в новую церковь».

Следовательно, храмовый образ был изъят реставратором А.И. Анисимовым из иконостаса каменной ц. Успения. В письме от 12 марта 1928 г. директор Новгородского музея Н.Г. Порфиридов пишет П.Д. Барановскому, что местные крестьяне « очень… озлоблены осенним изъятием их храмовой иконы “Успения”, взятой А.И. Анисимовым в Московские Центральные Государственные Реставрационные Мастерские, и требуют её обратно». Чудотворную икону в важных случаях приходской жизни, как, например, при наводнениях 1856 и 1867 г., грозивших опасностью храму и жителям села Курицка, а также во время холерной эпидемии проносили в крестных ходах. Особо чтимая икона «Успения» была покрыта окладом непробного позлащенного серебра, весом 13 ф. 70 злотников, устроенном с незапамятных времен: «На Богородице риза серебрянная, позлащенная, кованая».

Сведений о состоянии иконостаса на момент перевозки церкви в 1928 г. не имеется, несмотря на то, что некоторые материалы по этому периоду выявлены в архиве Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Тем не менее, нам известно, что ц. Успения была перевезена на новое кладбище вместе с иконостасом. В 1932 г. М.К. Каргер составил учетный паспорт церкви и отметил статус церкви как действующей, состоящей в ведении двадцатки.

В 1948 г. была произведена фотофиксация церкви в ряду памятников, стоящих на учете. Иконостас на этот момент представлял печальное зрелище. В 1953 г. в документах по охране памятников отмечено, что «местное население продолжает разрушать и растаскивать деревянную церковь в с. Курицком». Иконостас сохранился частично.

В 1964 г. перед перевозкой церкви в Новгород Л.Е. Красноречьев констатировал, что в иконостасе полностью отсутствовали иконы. В процессе разборки иконостаса под карнизами открылись первоначальные тябла с остатками живописи орнаментального характера под толстым слоем копоти и грязи. В 1965 г. в процессе реставрации церкви на территории музея в центральном объеме были установлены расписные тябла главного иконостаса. Учитывая состояние сохранности тябел, в 1967 г. комиссией Новгородского музея-заповедника было принято решение: укрепить на тяблах остатки левкаса и красочного слоя.

Поступление икон из деревянной церкви с. Курицко в Новгородский музей-заповедник проходило в несколько этапов. В 1958 г. передача икон была связана с А.В. Ополовниковым, который в это время обследовал, обмерял церковь и работал над проектом ее реставрации. Следующие иконы поступили в фонды в 1960 г., когда была создана концепция музея на открытом воздухе, и церковь планировали перенести в южную часть Новгородского кремля. В 1963 г., когда состояние постройки было признано катастрофическим, последними поступили известные ныне иконы XIV–XVIII вв.: «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Петр и Павел в житии», «Троица», «Николай Чудотворец».

В 1964 г. церковь была перевезена в Новгород и реставрирована на территории Орловской мызы. В 1967 г. художники-реставраторы Новгородского музея-заповедника и Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской приступили к расчистке Курицких икон.

И в 1971 г. в тябловые конструкции было помещено 14 икон деисусного и пророческого чинов XVII–XVIII вв. В 1978 г., в связи с хищением из иконостаса шести икон деисусного и пророческого ярусов, остальные иконы были вывезены в фонды. В 1981 г. 4 иконы были списаны по ордеру, а из двух возвращенных икон одна – по состоянию сохранности. Таким образом, из главного иконостаса сохранились 24 иконы (НГОМЗ – 23 ед. хр.; Государственная Третьяковская галерея –1 ед. хр.).

При воссоздании ансамблевой экспозиции в интерьере церкви неизбежна определенная степень условности, связанная с утратой предметов, деталей конструкции, изменения вида икон после проведения реставрационных работ. Реконструкция курицкого иконостаса предусматривает включение в иконостас исключительно икон, происхождение которых из ц. Успения установлено. По окончании сборки церкви предполагается установить первоначальную тябловую конструкцию (три расписных тябла длиной 7,8 м), в которой будут размещены в порядке перечисления в описях 1780 г. и 1896 г. сохранившиеся 10 икон пророческого и 8 икон деисусного ярусов. Нижний ярус будет реконструирован на основе фотодокументов, рисунков архитектора Л.Е. Красноречьева и аналогий.

В качестве аналогии привлечены иконостасы Мезенского собора и Спасо-Преображенской церкви в Кокшенге Тотемского уезда, отмеченные Ф. Горностаевым, как сохранившие простейшее устройство. Учитывая первоначальное существование тябловой конструкции иконостаса, предлагается установка царских врат, форма которых характерна для иконостасов тяблового типа. Северная дверь сохранит форму и размеры подлинной двери иконостаса мерой 2 арш.4 верш. х 1 арш. (159,84х71,12см).

Под иконами местного яруса планируется установка брусовой конструкции с дощатой обшивкой вместо тумб. Источником являются рисунок Л.Е. Красноречьева и иконостас придела Алексея человека Божьего Мензенского собора. В местный ряд устанавливаются 5 икон. Справа от царских врат – «Успение Богоматери» (XIV в.), «Чудо от иконы “Знамение”» (XV в.), «Апостолы Петр и Павел с житием» (кон. XVII – нач. XVIII в). Слева от царских врат – «Богоматерь Одигитрия» (XIV в.). Она идентифицируется с образом Смоленской Богоматери мерой 1 арш. 12,5 в.х 1арш.4 верш. и иконографической схемой. Слева от северной двери – икона «Николай Чудотворец» (кон. XIV – нач. XV в.). По окончании сборки церкви предполагается выполнение проектного предложения с замерами всех конструктивных характеристик.

Источник: Рябининские чтения – 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019.

По материалам статьи: Паршина Л.В. «Церковь Успения Богородицы с.Курицко Новгородского района. Воссоздание иконостаса» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2019/2009.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.