ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района.


Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1699. с использованием сруба 1530-х гг. .
Адрес:
Новгородская область, Великий Новгород, Юрьево

Координаты: 58.491875, 31.270395
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества





Сортировка:

Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
oldboy
13 июня 2023
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2015
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2015
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Ma
1 ноября 2012
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, Церковь Рождества Богородицы из села Передки	      <br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Церковь Рождества Богородицы из села Передки
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, Церковь Рождества Богородицы из д.Передки Боровичского района.Постройка XVI века.		      <br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Церковь Рождества Богородицы из д.Передки Боровичского района.Постройка XVI века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 июня 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, ц.Рождества Богородицы из с.Передки Боровичского р-на 1531г.<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
ц.Рождества Богородицы из с.Передки Боровичского р-на 1531г.
Вадим Животовский
19 августа 2001
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, ц.Рождества Богородицы из с.Передки Боровичского р-на 1531г.<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
ц.Рождества Богородицы из с.Передки Боровичского р-на 1531г.
Вадим Животовский
19 августа 2001
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, ц.Рождества Богородицы из с.Передки Боровичского р-на 1531г.<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
ц.Рождества Богородицы из с.Передки Боровичского р-на 1531г.
Вадим Животовский
19 августа 2001
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
anna
10 сентября 2005
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, Церковь Рождества Богородицы из села Передки	      <br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Церковь Рождества Богородицы из села Передки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
весна 1998
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, Великий Новгород.Музей деревянного зодчества Витославицы.Церковь  Рождества Богородицы из села Передки.Фрагмент галереи.<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Великий Новгород.Музей деревянного зодчества Витославицы.Церковь Рождества Богородицы из села Передки.Фрагмент галереи.
Александр Момент
15 июля 1970
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, Великий Новгород.Музей деревянного зодчества Витославицы.Церковь Рождества Богородицы из села Передки.Крыльцо для прохода на галерею.<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Великий Новгород.Музей деревянного зодчества Витославицы.Церковь Рождества Богородицы из села Передки.Крыльцо для прохода на галерею.
Александр Момент
15 июля 1970
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  28 февраля 2007

Рождественская церковь из деревни Передки кресчатая в плане, трехалтарная, стоит на высоком подклете и увенчана высоким венчатым шатром. Два других шатрика по бокам, венчавшие малые восьмерики на четвериках, появились в самом конце XVII в. С пяти сторон: северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной церковь опоясывает открытая наружу галерея, покоящаяся на кронштейнах-помочах - выпущенных бревнах из основного сруба. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры стен церкви, а спрямлены. На западе перед галереей устроено крыльцо. Ветви срубного креста перекрыты двухскатными крышами, боковые алтари и галерея - односкатными. Яркая особенность церкви: боковые стены креста в ее плане не параллельны, как обычно делалось в таких случаях, а резко отодвинуты от середины помещения наружу. Не расчлененное стенами или перегородками цельное пространство позволяло вести службу как перед главным алтарем, так и перед придельными боковыми, из которых северный был посвящен Николаю, а южный Никите. При этом люди могли заполнить все пространство церкви. Если по внешним контурам церкви очертить круг, то вся она вписывается в него очень точно.

В XIX в., вероятно, в первой его половине, алтари были значительно понижены и подведены под общую пятискатную крышу стропильной конструкции. Первоначальная конструкция крыш на алтарях, как и везде на основном срубе церкви, была самцово-слеговой, кровля - тесовой. Центральный восьмерик, покоящийся на очень низком четверике, почти скрытом под крышею, сохранился полностью в первоначальных формах, если не считать четырех огромных проемов, прорубленных во второй половине XIX в. в его "диагональных" стенах. Сохранилось и основание венчатого, рубленого "в режь" шатра на высоту 4-х венцов. С появлением окон исчезла средняя часть потолка и открылось пространство восьмерика, ранее закрытое. Алтари и западная часть помещения для молящихся (западная ветвь креста) потолков не имели.

Сборка и реставрация памятника началась 1968 г. и закончена в основном в 1971г. Реставрация ориентирована на возвращение памятнику архитектурно-художественного облика 1531 г., но при условии сохранения некоторых элементов, появившихся в 1699 г., и части деталей первой половины XIX в. Удалена вся дощатая обшивка, поздние купола с главками, поздние верхние полы, холст, которым были оклеены стены, срубец в северной части галереи, где в конце XIX в. была устроена ризница, металлические кровли и т.п.

По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru, www.novgorod.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 июля 2024

«…Это самый древний и наиболее значительный памятник, сохранившийся на территории Новгородской области. В «Витославлицы» она перевезена из Боровичского района в 1967 году. Как и многие другие памятники народного зодчества, Рождественская церковь не имеет точной даты создания. Датировка произведена по документам и дендрохронологическому анализу; между бревен в церкви обнаружена поминальная записка скорописью ХVІІ в.; в 1699 - полностью перебрана; к концу XVII в. появились малые шатры; в 1886 г. обшита новым тесом, подведен фундамент из дикого камня; монастырская церковь шатровая, крестчатая в плане, с тремя апсидами; над боковыми прирубами Малые шатры конца ХVІІ в.

В Писцовой книге 1581-1583 годов отмечается, что монастырь, церковь Рождества Богородицы, церковное имущество «и все церковное строение» принадлежали «старым помещикам». Такими владельцами были помещики Аничковы. Итак, самое раннее упоминание о Рождественской церкви 1539 год. Вполне возможно, что она была сооружена еще раньше. Архаические формы, конструкции и детали подтверждают древность постройки. В основе архитектурно-планировочного решения церкви Рождества лежит пространенная в XVI столетии схема - восьмерик на крестообразном основании. Восьмигранник покоится на невысоком и очень широком четверике. Завершается постройка шатром с небольшой главкой. Над северной и южной частями сруба возвышаются еще два малых шатра, установленных на низкие восьмерики с четвериковым основанием. Восточная часть храма состоит из трех срубов - алтарей. Церковь поставлена на высокий подклет, что делает ее более величественной. С трех сторон постройка окружена галереей.

В храмах с крестообразным основанием выразилось стремление зодчих к созданию более просторных зданий. Некоторые ученые полагают, что крестчатые срубы применялись с очень давних времен, возможно, еще с XI века, и были широко распространены в древнерусском зодчестве. В отличие от построек с подобным архитектурным планом, в Рождественской церкви «ветви» крестчатого сруба значительно расширяются к центру, что еще более увеличивает площадь здания.

Это памятник с наиболее рациональным решением плана. Кроме того, галерея не повторяет форму сруба, а скругляет его: постройка в плане по наружным углам почти вписывается в круг. Все это ставит Рождественскую церковь на особое место среди сохранившихся памятников русского деревянного зодчества. Действительно, высоким мастерством и талантом отмечено архитектурное решение Рождественской церкви.

Большая художественная выразительность в этом храме достигается сочетанием различных по величине архитектурных объемов. Памятник довольно внушительных размеров: высота строения - 30,5 м, длина - 25 м, ширина - 20 м. Живописность постройке придают галереи и крыльцо. «Висячая» галерея установлена на 4-метровой высоте от земли на больших выпусках - помочах. В древности на галереях-гульбищах собирался народ в ожидании службы.

В церковь ведет высокое трехвсходное крыльцо. Все стены постройки, за исключением восьмериков под малыми шатрами, рублены из неотесанных бревен «в обло с остатком». Пазы сделаны попеременно - то в верхней части бревна, то в нижней, что гарантирует бревна от горизонтальных смещений. В некоторых бревнах выемка сделана только в верхней части. Этот прием, применявшийся новгородскими плотниками только до XVI века, свидетельствует о древности здания. Тесовые кровли храма крыты в два слоя со свободным свесом («тесом сплошь с зубцами»). Чтобы кровля стояла дольше, раньше между слоями теса прокладывали бересту. Основанием крыш служат слеги, врубленные в самцы фронтонов. Центральный шатер, купола и шейки главок обшиты чешуей золотистого цвета - основными пластинами.

Сырая осина легко поддается обработке, высыхая - не трескается, не коробится. Такой способ покрытия широко распространен в древнерусском зодчестве.

Интерьер Рождественской церкви очень прост. Большое внутреннее пространство ничем не разделено, и крестообразный план постройки четко просматривается. По сторонам - два клироса для певчих. Наверху хоры, вдоль стен - лавки, деревянный шатер не открыт, изнутри - его закрывает потолок, набранный из бревен.

Древний пол, частично сохранившийся в алтарной части, сделан из колотых и тщательно обтесанных досок. Помещение освещают древние и растесанные окна, из них восемь старинных волоковых, которые закрывают деревянными задвижками. Пять волоковых окошечек Передской церкви имеют интересную особенность: кроме деревянных задвижек, в древности у них была слюдяная или стекольчатая «окончина» с деревянной рамой. Окончиной закрывали небольшое отверстие окна в холодное время. Такие волоковые окна с выдвижными окончинами не найдены ни в одном из сохранившихся памятников и не упоминаются в литературных источниках.

По следам, сохранившимся в центральном алтаре, восстановлено также старинное косящатое, или «красное» (красивое), окно. Волоковые и косящатые окна деталь не только церквей, но и всего древнерусского деревянного зодчества. Бревенчатые стены древних храмов не имели росписей, поэтому самой яркой и живописной частью интерьера был иконостас.

В древности Рождественская церковь имела трехъярусный тябловый иконостас, который переделан, вероятно, в первой половине XIX века на каркасный (рамный). От старого иконостаса сохранились значительные фрагменты тябел (брусьев с пазами в нижней и верхней сторонах для зажима икон) с изображением херувимов и серафимов и растительного орнамента. Из 56 икон, бывших в церкви Рождества в XIX веке, в Новгородском музее сейчас имеется лишь 32, часть из них относится к концу XVII - началу XVIII столетия и, несомненно, обладает художественными достоинствами. Дополненный иконами из запасника музея, иконостас в дальнейшем будет восстановлен. Много событий видела Передская церковь за свою более чем четырехвековую историю. В начале XVII столетия она была свидетельницей польско-литовской интервенции.

Во время польско-литовской интервенции монастырь села Передки был разорен, и Рождественская церковь, видимо, тоже пострадала. В конце XVII века (около 1699 г.) постройка перебиралась и перестраивалась. Два малых шатра появились именно в то время, но они не исказили художественный образ памятника, - наоборот, его силуэт стал еще богаче и выразительнее. Тогда же были расширены многие окна и двери, прорублены новые проемы. Однако перестройки и переделки в конце XIX века (1886, 1891, 1894, 1897) и в начале ХХ столетия совершенно изменили первоначальный вид постройки. В подклете было утрачено 10 венцов, и храм стал приземистее. Были переделаны галереи, при этом спилены массивные бревенчатые помочи. Вместо шатров появились купола, а деревянные кровли заменили на железные. Растесали часть волоковых и косящатых окон. Дощатым футляром скрыли пластику бревенчатого сруба, замаскировав его конструкции. Обшивку покрасили охрой. Значительно пострадал интерьер церкви: выбросили все старые скамьи, дабы верующие не смели присесть во время богослужения, а также клиросы, полочки. Естественную поверхность стен закрыли холстом и по нему выполнили ремесленную живопись. Переделали иконостас.

Печальное зрелище представляла Передская церковь, когда в 1959 году ее впервые обследовал Л. Е. Красноречьев. Обезображенная перестройками конца XIX — начала ХХ века, она долгие годы находилась в запустении. Сруб, замаскированный обшивкой, сильно обветшал. Но опытный глаз реставратора смог разглядеть под чуждыми одеждами первоклассное творение народных мастеров. При более детальном обследовании в 1967 году была выявлена сильная деформация сруба - древнему памятнику грозила гибель. Он нуждался в срочной реставрации и полной переборке. На месте осуществить их было невозможно, поэтому памятник решили перевезти в музей.

Вот что писал по этому поводу сам автор проекта реставрации Л. Е. Красноречьев: «Предпринятые разборка, перевозка и реставрация здания позволили не только сохранить эту интереснейшую постройку, но, благодаря исследованиям, которые сопутствовали этим работам, уточнить некоторые страницы ее истории, характер различных перестроек, воссоздать первоначальный облик». Сложнейшая реставрация памятника, начатая В 1967 году, была завершена в 1971-м. Постройке возвращен облик, который церковь имела В ХVІ-ХVІІ веках…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 636-637.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.