«…Это самый древний и наиболее значительный памятник, сохранившийся на территории Новгородской области. В «Витославлицы» она перевезена из Боровичского района в 1967 году. Как и многие другие памятники народного зодчества, Рождественская церковь не имеет точной даты создания. Датировка произведена по документам и дендрохронологическому анализу; между бревен в церкви обнаружена поминальная записка скорописью ХVІІ в.; в 1699 - полностью перебрана; к концу XVII в. появились малые шатры; в 1886 г. обшита новым тесом, подведен фундамент из дикого камня; монастырская церковь шатровая, крестчатая в плане, с тремя апсидами; над боковыми прирубами Малые шатры конца ХVІІ в.
В Писцовой книге 1581-1583 годов отмечается, что монастырь, церковь Рождества Богородицы, церковное имущество «и все церковное строение» принадлежали «старым помещикам». Такими владельцами были помещики Аничковы. Итак, самое раннее упоминание о Рождественской церкви 1539 год. Вполне возможно, что она была сооружена еще раньше. Архаические формы, конструкции и детали подтверждают древность постройки. В основе архитектурно-планировочного решения церкви Рождества лежит пространенная в XVI столетии схема - восьмерик на крестообразном основании. Восьмигранник покоится на невысоком и очень широком четверике. Завершается постройка шатром с небольшой главкой. Над северной и южной частями сруба возвышаются еще два малых шатра, установленных на низкие восьмерики с четвериковым основанием. Восточная часть храма состоит из трех срубов - алтарей. Церковь поставлена на высокий подклет, что делает ее более величественной. С трех сторон постройка окружена галереей.
В храмах с крестообразным основанием выразилось стремление зодчих к созданию более просторных зданий. Некоторые ученые полагают, что крестчатые срубы применялись с очень давних времен, возможно, еще с XI века, и были широко распространены в древнерусском зодчестве. В отличие от построек с подобным архитектурным планом, в Рождественской церкви «ветви» крестчатого сруба значительно расширяются к центру, что еще более увеличивает площадь здания.
Это памятник с наиболее рациональным решением плана. Кроме того, галерея не повторяет форму сруба, а скругляет его: постройка в плане по наружным углам почти вписывается в круг. Все это ставит Рождественскую церковь на особое место среди сохранившихся памятников русского деревянного зодчества. Действительно, высоким мастерством и талантом отмечено архитектурное решение Рождественской церкви.
Большая художественная выразительность в этом храме достигается сочетанием различных по величине архитектурных объемов. Памятник довольно внушительных размеров: высота строения - 30,5 м, длина - 25 м, ширина - 20 м. Живописность постройке придают галереи и крыльцо. «Висячая» галерея установлена на 4-метровой высоте от земли на больших выпусках - помочах. В древности на галереях-гульбищах собирался народ в ожидании службы.
В церковь ведет высокое трехвсходное крыльцо. Все стены постройки, за исключением восьмериков под малыми шатрами, рублены из неотесанных бревен «в обло с остатком». Пазы сделаны попеременно - то в верхней части бревна, то в нижней, что гарантирует бревна от горизонтальных смещений. В некоторых бревнах выемка сделана только в верхней части. Этот прием, применявшийся новгородскими плотниками только до XVI века, свидетельствует о древности здания. Тесовые кровли храма крыты в два слоя со свободным свесом («тесом сплошь с зубцами»). Чтобы кровля стояла дольше, раньше между слоями теса прокладывали бересту. Основанием крыш служат слеги, врубленные в самцы фронтонов. Центральный шатер, купола и шейки главок обшиты чешуей золотистого цвета - основными пластинами.
Сырая осина легко поддается обработке, высыхая - не трескается, не коробится. Такой способ покрытия широко распространен в древнерусском зодчестве.
Интерьер Рождественской церкви очень прост. Большое внутреннее пространство ничем не разделено, и крестообразный план постройки четко просматривается. По сторонам - два клироса для певчих. Наверху хоры, вдоль стен - лавки, деревянный шатер не открыт, изнутри - его закрывает потолок, набранный из бревен.
Древний пол, частично сохранившийся в алтарной части, сделан из колотых и тщательно обтесанных досок. Помещение освещают древние и растесанные окна, из них восемь старинных волоковых, которые закрывают деревянными задвижками. Пять волоковых окошечек Передской церкви имеют интересную особенность: кроме деревянных задвижек, в древности у них была слюдяная или стекольчатая «окончина» с деревянной рамой. Окончиной закрывали небольшое отверстие окна в холодное время. Такие волоковые окна с выдвижными окончинами не найдены ни в одном из сохранившихся памятников и не упоминаются в литературных источниках.
По следам, сохранившимся в центральном алтаре, восстановлено также старинное косящатое, или «красное» (красивое), окно. Волоковые и косящатые окна деталь не только церквей, но и всего древнерусского деревянного зодчества. Бревенчатые стены древних храмов не имели росписей, поэтому самой яркой и живописной частью интерьера был иконостас.
В древности Рождественская церковь имела трехъярусный тябловый иконостас, который переделан, вероятно, в первой половине XIX века на каркасный (рамный). От старого иконостаса сохранились значительные фрагменты тябел (брусьев с пазами в нижней и верхней сторонах для зажима икон) с изображением херувимов и серафимов и растительного орнамента. Из 56 икон, бывших в церкви Рождества в XIX веке, в Новгородском музее сейчас имеется лишь 32, часть из них относится к концу XVII - началу XVIII столетия и, несомненно, обладает художественными достоинствами. Дополненный иконами из запасника музея, иконостас в дальнейшем будет восстановлен. Много событий видела Передская церковь за свою более чем четырехвековую историю. В начале XVII столетия она была свидетельницей польско-литовской интервенции.
Во время польско-литовской интервенции монастырь села Передки был разорен, и Рождественская церковь, видимо, тоже пострадала. В конце XVII века (около 1699 г.) постройка перебиралась и перестраивалась. Два малых шатра появились именно в то время, но они не исказили художественный образ памятника, - наоборот, его силуэт стал еще богаче и выразительнее. Тогда же были расширены многие окна и двери, прорублены новые проемы. Однако перестройки и переделки в конце XIX века (1886, 1891, 1894, 1897) и в начале ХХ столетия совершенно изменили первоначальный вид постройки. В подклете было утрачено 10 венцов, и храм стал приземистее. Были переделаны галереи, при этом спилены массивные бревенчатые помочи. Вместо шатров появились купола, а деревянные кровли заменили на железные. Растесали часть волоковых и косящатых окон. Дощатым футляром скрыли пластику бревенчатого сруба, замаскировав его конструкции. Обшивку покрасили охрой. Значительно пострадал интерьер церкви: выбросили все старые скамьи, дабы верующие не смели присесть во время богослужения, а также клиросы, полочки. Естественную поверхность стен закрыли холстом и по нему выполнили ремесленную живопись. Переделали иконостас.
Печальное зрелище представляла Передская церковь, когда в 1959 году ее впервые обследовал Л. Е. Красноречьев. Обезображенная перестройками конца XIX — начала ХХ века, она долгие годы находилась в запустении. Сруб, замаскированный обшивкой, сильно обветшал. Но опытный глаз реставратора смог разглядеть под чуждыми одеждами первоклассное творение народных мастеров. При более детальном обследовании в 1967 году была выявлена сильная деформация сруба - древнему памятнику грозила гибель. Он нуждался в срочной реставрации и полной переборке. На месте осуществить их было невозможно, поэтому памятник решили перевезти в музей.
Вот что писал по этому поводу сам автор проекта реставрации Л. Е. Красноречьев: «Предпринятые разборка, перевозка и реставрация здания позволили не только сохранить эту интереснейшую постройку, но, благодаря исследованиям, которые сопутствовали этим работам, уточнить некоторые страницы ее истории, характер различных перестроек, воссоздать первоначальный облик». Сложнейшая реставрация памятника, начатая В 1967 году, была завершена в 1971-м. Постройке возвращен облик, который церковь имела В ХVІ-ХVІІ веках…»
Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 636-637.