ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Закрыть
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка.


Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:приблизительно не ранее 1300. После 1649 перестроена в формах украинского барокко.
Адрес:

Координаты:51.477808, 31.284299


Является, вероятно, старейшим образцом трёхчастной ("трёхбанной") композиции в Левобережной Украине. Более ранние примеры использования этой композиции сохранились во Львове и наследуют, по всей видимости, молдавской и румынской традиции. Таковы часовня Трёх Святителей (1579-1591) и Успенская "Валашская" церковь (1591-1629)



Добавить фотографию
Сортировка:


Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Inna
1 июня 2006
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Игорь Копица
10 октября 2010
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Ильинская церковь (XVI в.)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
08.10.2004 - 10.10.2004
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Келия Антониевых пещер внутри монастыря
Neyka
23 апреля 2009
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Корридоры Антониевых пещер внутри монастыря
Neyka
23 апреля 2009
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Антониевы пещеры внутри монастыря
Neyka
23 апреля 2009
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Карта антониевых пещер в монастыре. Рисунок на стене монастыря
Neyka
23 апреля 2009
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Карта реконструкция монастыря ХVIII век
Neyka
23 апреля 2009
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Русский Паломник"
Андрей Агафонов
1 января 1905
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Родина".
Андрей Агафонов
1 января 1905
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Родина".
Андрей Агафонов
1 января 1905
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1893
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Церковь Илии Пророка (общий вид с юго-востока). Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»
Елена Григорьева
??
Троице-Ильинский монастырь. Церковь Илии Пророка - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Алексей Кротов
20 апреля 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина ,  1 января 2011

Антониевы пещеры Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове – памятник культовой архитектуры ХІ – ХІХ столетий. Они основаны в 1069 году как пещерный христианский монастырь князем Святославом Ярославичем и известным церковным деятелем эпохи Киевской Руси, уроженцем города Любеч – Антонием Печерским. Первоначально монастырь именовался Богородичным (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава. Он «возлюбил» Болдины горы и выкопал себе пещеру. Основание монастыря было тесно связано с острым соперничеством между двумя наибольшими культурными и политическими центрами государства – Киевом и Черниговом. В Киеве в то же время уже существовал Печерский монастырь, который приобрел большую популярность. Черниговский князь Святослав, стремясь противопоставить свою столицу “матери городов русских”, при помощи Антония решил создать на Болдиных горах монастырь, подобный Печерскому.

Интенсивное развитие монастыря продолжалось вплоть до 1239 года, когда Чернигов был разрушен монголо-татарами. Подтверждением тому служит сооруженная в начале ХІІ века возле входа в пещеры каменная Ильинская церковь. Затем наступил период упадка, который продолжался вплоть до ХVІ столетия. В это время, по мнению специалистов, осуществляется реконструкция монастыря. Сведений о ремонте пещер в это время нет. Широкомасштабные работы по восстановлению Ильинского монастыря начались в 1649 году. Их инициатором был черниговский полковник Степан Подобайло, работы проводились на его средства. Наибольшая реконструкция комплекса относится к периоду конца ХVІІІ - начала ХІХ столетия. В результате ее Антониевы пещеры представляют собой комплекс подземных переходов и помещений общей протяженностью 350 метров, которые размещаются в толще Болдиных гор (в границах современного города). Глубина залегания пещер колеблется от 2 до 12 метров относительно поверхности. Все подземные сооружения находятся на двух основных уровнях. Геологические условия позволили строителям создать подземелья без дополнительных креплений и обеспечить их долговечность. Этим объясняется наличие значительных участков древних галерей и иных помещений. На стенах некоторых из них зафиксированы позднесредневековые надписи-граффити.

Особый интерес вызывает нижний ярус пещер. Этот участок находится восточнее алтаря церкви Феодосия Тотемского и имеет длину около 100 метров. Он сохранился в земляном варианте за исключением трех метров, укрепленных кирпичной кладкой возле выхода на поверхность. Этот участок был также значительно перестроен. Известно, что данная часть комплекса в разное время служила подземным некрополем и местом обитания монахов-отшельников. Еще один древний участок Антониевых пещер размещается на втором ярусе комплекса. Он включает в себя земляные галереи и помещения между церквями Феодосия Тотемского и Николы Святоши. Во время исследований здесь обнаружена древняя подземная церковь-костница, довольно внушительных размеров (длина 12 м, ширина – от 5 до 2 м при средней высоте 3 м). Она была заброшена еще в древности и больше не восстанавливалась. От костницы на юг, в направлении входа в Ильинскую церковь отходит широкая и высокая (высотой до 3 метров) галерея, которая могла быть в свое время главным входом в пещеру. В ХVІІІ-ХІХ веках большая часть подземелий была реконструирована. При этом значительную часть древних коммуникаций разрушили, а оставшиеся перестроили. В результате был полностью утрачен их первоначальный облик. В это время построили три подземные церкви, облицованные кирпичом.

Наибольший интерес в архитектурном отношении вызывает церковь Феодосия Тотемского. Ее стены и своды оформлены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры). Интерьер подобен фасаду Троицкого собора, который с конца ХVІІ-го века является главным подземным храмом Троицко-Ильинского монастыря. Вероятно, он служил образцом для строителей подземной церкви. Церковь Феодосия Тотемского стала не только главным храмом Троицко-Ильинского монастыря, но и самой большой подземной церковью на Левобережной Украине. Ее размеры впечатляют: наибольшая высота в нартексе – 8,5 м, длина – 15,5 м. Церковь имеет хоры, расположенные за сводом в северной ее части. Две другие подземные церкви – Антония Печерского (длина 11,7 м, ширина 4 м, высота 2,68 м) и Николы Святоши имеют более простую архитектуру. Высокая влажность исключала возможность устройства в пещерных церквях деревянных иконостасов. Их роль выполняли кирпичные стены с металлическими иконами на них. Царские врата были также сделаны из металла (сохранившиеся в церквях Антония и Феодосия). Главными святынями Антониевых пещер традиционно считаются келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары. С 1967 года Антониевы пещеры вошли в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника.

C сайта http://kalipso.kiev.ua/ekskursii/palom5.html


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  27 февраля 2019

Сооружена на склоне Болдиных гор, как храм у входа в пещерный комплекс. Первоначально - однонефная, одноглавая с пониженными относительно основного объема апсидой и притвором. Фасады по осям нефа завершались закомарами, над угловыми частями памятника были горизонтальные карнизы со скатной крышей над ними. Входов было три: западный - через притвор, южный, смещенный к бабинцу,- против входа в пещеры и южный - в апсиду. Над узким бабинцем помещались деревянные хоры, вход на которые был с верхней площадки склона горы. Во время нашествия хана Батыя монастырь пострадал, но Ильинская церковь уцелела.

В конце XVI в. основной объем церкви был поднят до уровня верха закомар и завершен многообломным развитым карнизом, была также надстроена апсида. Над нею и над бабинцем были сооружены небольшие главы. Церковь приобрела кубический объем и стала трехглавой.

В 1649 г. Ильинская церковь перестроена: разобран древний притвор и сооружена западная пятигранная пристройка, позволившая увеличить внутреннее пространство за счет разборки большой части древней западной фасадной стены, к которой примыкал древний притвор, уничтожены хоры. Западная глава была также разобрана, но сооружена глава над пристройкой. Надстроена центральная глава, ставшая много-заломной.

Памятник приобрел черты, характерные для стиля барокко на Украине. В таком виде он дошел до нашего времени. Памятник из плинфы, трехглавый, в плане однонефный с прямоугольным притвором одной ширины с нефом и полукруглой апсидой, бесстолпный. Подкупольный барабан центральной главы несут подпружные арки, включенные в толщу стены. Фасады храма членены лопатками. Пространственное решение миниатюрного по физическим размерам храма имеет высотное развитие благодаря многоярусному завершению. В интерьере сохранены произведения декоративно-прикладного искусства 1774 г. - резьба по дереву и живопись того же времени.

Памятник реставрирован с максимальным выявлением элементов древней архитектуры в пределах его сложившегося облика.

Памятник является единственной сохранившейся однонефной постройкой древнерусского зодчества периода феодальной раздробленности. Его возведение имело большое значение для строительства однонефных храмов XIV-XVI в.в. Сооружение интересно как пример комплексного решения архитектурных и инженерных конструкций, благоустройства, живописных работ при фрагментарной реставрации древнего памятника.

Колокольня Ильинской церкви, 1908-1910 г.г.

Расположена на южном склоне Болдиных гор, на небольшой площадке, часть которой образована искусственной насыпью, северо-западней Ильинской церкви. Построена в эпоху "историзма". Нижние два яруса - из кирпича, оштукатурены, побелены. Верхний - деревянный. Трехъярусная колокольня - четверик на четверике - несет восьмерик звонов. В каждой грани второго и третьего ярусов проемы с полуциркульными перемычками. В первом ярусе - небольшие полукруглые окна. Перекрытия первого яруса полуциркульный свод, второго - балочное плоское. Фасады первого яруса завершаются треугольными фронтонами. Купол и главка колокольни - барочные, близкие по форме купола Ильинской церкви. Колокольня представляет пример удачного подражания барочным формам в период историзма.

Пещерные и подземные сооружения, XI-XVIII в.в.

Расположены в массиве Болдиных гор Первооснова древнего Ильинского монастыря История создания пещер и подземных сооружений начинается с 1069 г. и продолжается до XIX в. Пещерные и подземные сооружения: 1) II ярус, церковь Антония; 2) II ярус, церковь Феодосия; 3) III ярус, часовня с захоронением; 4) IV ярус, церковь Николы Святоши; 5) IV ярус, келья Антония Печерского; 6) I ярус, крипты и келья; 7) IV ярус, новая галерея.

Наиболее разрушительным было нашествие Батыя. Существенные ремонтные работы надо отнести к 1649 г., когда восстанавливаются подземные помещения, вводятся отдельные барочные элементы в их оформление. В период 80-х годов XVII - начала XVIII в.в. от комплекса древнего Ильинского монастыря с пещерами строится деревянная галерея на кирпичных опорах, ведущая к Троицкому монастырю. Существенные работы произведены внутри подземных сооружений, когда было выполнено печное отопление, поставлены кафельные печи и создана система вентиляционных каналов. В середине XVIII в. реконструированы церкви, упоминавшиеся в описях XVII в. Произведены ремонты в 1798, 1890 г.г.

Пещеры и подземные сооружения представляют сложную систему галерей, отдельных сооружений и помещений различного назначения, расположенных в четыре яруса. Наиболее древний ярус расположен на глубине 12 м от дневной поверхности (здесь сделаны археологические находки, датируемые XI в.). Во втором ярусе - церкви Антония и Феодосия с выраженными объемами притвора, нефа и алтарной части, отделенные земляными облицованными кирпичом стенами. Каждое помещение церкви имеет свою систему перекрытий: притвор и главный неф церкви Антония - полусфера купола, восточная часть - сомкнутый свод с распалубками; церковь Феодосия: притвор - сомкнутый свод, неф - сомкнутый свод с распалубками, восточная часть - сомкнутый свод с распалубками, в остальных помещениях (галереи, переходы) - полуциркульные и коробовые своды.

Стены помещений и своды облицованы кирпичом. Наиболее значительна по размерам и архитектурной обработке церковь Феодосия. Габариты её притвора, например, 4,65х4,65; высота 8,4 м. Стены церкви Феодосия украшены пилястрами, нишами, увенчаны развитыми карнизами. Здесь сохранилась кафельная печь. В третий ярус ведет лестница с кирпичными ступенями. Здесь часовня, тупиковые коридоры, а также выход на карниз церкви Феодосия, где располагались хоры. Галерея круто ведет вверх в четвертый ярус - церковь Николы Святоши с трехцентровыми сводами и в келью Антония.

Общая протяженность известных пещер 315 м. I ярус - 85 м; II - 80 м; III - 54 м; IV - 96 м. Ширина галерей от 50 см до 1 м; высота около 1 м 90 см. Полы церкви Антония и Феодосия - из керамической плитки.

Реставрационные исследования производятся с 1949 г. В 1950 г. выполнены ремонтно-консервационные работы. Реставрационные работы начаты в 1980 г.

Пещеры являются филиалом государственного историко-архитектурного заповедника.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  1 мая 2020

Примером небольшого церковного здания черниговской архитектуры XII в. может служить Ильинская церковь. Это маленький монастырский однонефный одноапсидный храм, хорошо сохранившийся до наших дней. Центральная часть храма перекрыта куполом на цилиндрическом барабане. Купол с барабаном, при помощи четырех подпружных арок опирается на четыре столба, скрытых в толще стен. Северная и южная стены примыкают к щекам подпружных арок, чем увеличивается подкупольное пространство и сохраняется принцип крестовокупольной системы. Подобная система перекрытия известна в ряде построек Византии, Болгарии и Приднепровья (например, в Боянской церкви XII в. в Болгарии). С восточной стороны примыкает одна апсида, с западной - нартекс. Барабан был украшен тонкими пилястрами. Кладка стен и клейма на кирпичах близки к Борисоглебскому и Успенскому соборам. На северном фасаде Ильинской церкви сохранились древний карниз и капитель пилястры - крайне редкий для древнерусского зодчества случай.

«Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках», http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-yuzhnoy-i-zapadnoy-rusi-v-xii-xiii-vekah


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  8 июня 2020

Построенная в XII в. возле входа в Антониевы пещеры, церковь св. Илии сначала выполняла функции крестильные и была небольших размеров, тридильной, однобаневою. Состояла из бабинца, нефа и апсиды. С запада к бабинцу примыкал небольшой притвор. Церковь пострадала от монголо-татарского погрома 1239 г. В конце XVI в. её стены надстроены и увенчаны карнизом. Над апсидой и бабинцем сооружены небольшие бани, следовательно, церковь превратилась в трибаневую. С юга к апсиде пристроена ризница.

Существенные перестройки памятник претерпел 1649 г.: вместо разобранного притвора построен большой граненый объём, который значительно увеличил площадь; разобран купол над старым бабинцем и возведен новый над пристройкой; построен многоярусный верх над центральным куполом. В итоге памятник приобрёл выраженные черты стиля украинского Возрождения.

Стены каменные церкви из плинфы на цементе возведены техникой порядового строительства. Извне они первоначально были оштукатуренные с розграфленням на квадре. Ныне извне и внутри они оштукатуренные и побеленные.

Вальмовые крыши по деревянным стропилам и верхам бань по кружалам укрыты кровельной сталью. Маковки и кресты позолочены. В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия пространства. Сохранился иконостас в стиле рококо 1774 г. Из Ильинской церкви происходит самая выдающаяся достопримечательность религиозного искусства XVII в. в Украине – чудотворная икона «Ильинская богородица», создана 1658 г. иеромонахом Григорием (Геннадием) Лубенским.

Ильинская церковь – единственная уцелевшая постройка такого типа в архитектуре Киевской Руси. Она положила начало развитию храмов тридильного типа в украинской каменной архитектуре 13-18 в.в.

В.В. Вечерский, «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: Техника, 2000 г.; http://www.pslava.info/Chernigiv_MonIllinskyj_2000PamArxitekturyTaMistobuduvan,252493.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.