ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чернигов. Собор Бориса и Глеба.

Борисоглебский собор


Собор. Не действует.  
Престолы:Бориса и Глеба
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:1123.
Адрес:
Украина, г. Чернигов, Вал

Координаты:51.48931, 31.30684


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Игорь Копица
9 октября 2010
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Михаил Владимиров
25 августа 2005
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Глоба Сергей
29 апреля 2010
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
08.10.2004 - 10.10.2004
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
08.10.2004 - 10.10.2004
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
(скан плёнки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 мая 2002
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Капитель колонны
Михаил Владимиров
25 августа 2005
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
dragonfly
31 августа 2006
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Снимок 1945 года из книги: «Послевоенное восстановление памятников.Теория и практика XX века. Материалы международной научной конференции 4–5 декабря 2014 г. С-Пб. 2014 г. с.»
Дмитрий Волохов
1 января 1945
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1895
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1893
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1893
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
сайт «История России в фотографиях», фото Павел Левинский https://russiainphoto.ru/search/photo/?year_from=1860&geohash=&bounds=&year_to=1901&query=&index=10&page=106&page_size=10
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1889
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1871
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
??
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Борисоглебский собор (общий вид с юго-востока). Источник: «Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках»
Елена Григорьева
??
Собор Бориса и Глеба - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Собор Бориса и Глеба, архивное фото
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  27 февраля 2005

Борисоглебский собор - домовый храм черниговских князей. Используется как музей.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  2 декабря 2018

Ближайший из храмов-соседей Спасо-Преображенского собора - Борисоглебский собор, находящийся в полусотне метров от него. Начало строительству большого одноглавого храма на остатках фундамента каменного сооружения ХI века, посвящённого первым русским святым князьям Борису и Глебу, было положено князем Черниговским Давидом Святославичем. Строился сей храм как храм-усыпальница рода Давидовичей, о чём свидетельствуют глубокие ниши-аркосолии, расположенные в северной и южной стенах. Захоронения, возможно, были и в галереях-пристройках, которые не сохранились (сейчас фундаменты выведены на поверхность) и под полом боковых нефов собора. Считается, что этот храм строился с 1120 по 1123 год.

За время своего существования Борисоглебский собор много раз был разрушен, и в последствии многократно перестраивался и восстанавливался. Каждый раз его архитектура приобретала новые черты. Храм был значительно повреждён в 1611 году во время пожара. Впоследствии Борисоглебский собор использовался как доминиканский костёл, а после воссоединения России и Украины стал главным храмом православного монастыря, являвшегося местом пребывания епископов Черниговских и просуществовавшего вплоть до секуляризациионных мероприятий Екатерины Великой (ликвидирован в 1786 году).

Как и большинство древнерусских храмов, собор не единожды перестраивался. Так, в 1672 году собор был перестроен в стиле барокко, к его западному фасаду была пристроена восьмигранная ротонда в плане - колокольня-притвор (разобрана при реставрации). В начале ХVIII века Борисоглебский собор был пятикупольным. В 1857 году здание было расширено на восток за счёт новой апсиды, так же была изменена форма верхов.

В годы Великой Отечественной войны собор горел и был частично разрушен. Свой современный облик он приобрёл в 1950-е годы. В 1952-1958 годах он был отреставрирован по проекту архитектора М. В. Холостенко в формах древнерусской архитектуры ХII века; тогда была произведена его капитальная реставрация, в результате которой собор предстал в близком к первоначальному виде. Археологические исследования близ стен обнаружили фундаменты галерей. Из-за отсутствия данных об их формах, галереи при реставрации не восстановлены.

Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы ХII века. По своему строению храм крестовокупольный, одноглавый (высота главы собора составляет 25 метров), шестистолпный, трёхапсидный. Фасады храма украшены полуколонками, рядом декорированных ниш, аркатурным фризом под закомарами, трёхступенчатыми порталами. Сохранились остатки аркады галереи, которая опоясывала строение. Фасады покрывает слой тонкой штукатурки, расчерченной под каменную кладку из квадратов. Исключительный интерес представляют белокаменные резные фрагменты-капители, найденные при раскопках. Сочетание кирпичной кладки с деталями из известняка - характерная черта черниговской архитектуры того времени. До наших дней почти не сохранились фресковые композиции, которые украшали стены и своды Борисоглебского собора. Лишь на откосе среднего окна северной стены над порталом едва просматривается геометрический орнамент фрески ХII века.

В храме восстановлен древний пол из шиферных плит, а в подкупольном квадрате реконструирован амфалий - часть пола из резных шиферных плит инкрустированных разноцветной мозайкой. Длина собора 26,5 метров, ширина 18,1 м. Размер подкупольного пространства вдоль здания 6,1 м, поперёк - 5,7 м. Толщина стен храма 1,45-1,5 м, но западная стена толще (2,25 м), поскольку в ней размещена лестница на хоры. Хоры имеют в плане П-образную форму, занимая западное членение храма и 2 боковых основного четырёхстолпного пространства. Здание возведено из кирпичей в технике равнослойной кладки. Кирпичи светло-жёлтые, размером 4-4,5х18х27-33 см, хотя применялись и более крупные - 4,5х22-26х34-36 см.

В интерьере до наших дней сохранились серебряные чеканные царские врата иконостаса. При содействии гетмана Мазепы храм получил эти новые Царские врата весом 56 кг, выкованные западноевропейскими ювелирами с использованием золота и серебра. Они были изготовлены в нач. ХVIII века по указанию гетмана И. С. Мазепы в мастерской Филиппа Якоба Дрентветта из немецкого города Аусбурга (сохранились клейма на изделии). Для их изготовления был использован материал фигуры серебряного идола, найденного в 1700 году при строительстве колокольни Черниговского коллегиума. К счастью, Царские врата сохранились, а сам барочный иконостас собора был утрачен. Общая высота врат - 3,45 м.

В ХVII веке в Борисоглебском соборе были совершены захоронения выдающихся иерархов православной церкви: Лазаря Барановича, святителя Феодосия Углицкого, Амвросия Дубневича и Феофила Игнатовича.

С 1972 года Борисоглебский собор является музеем Национального архитектурно-исторического заповедника "Чернигов древний" и домом хорового наследия, где проходят концерты духовной музыки. В соборе размещены две постоянно действующие выставки - "Фрески черниговских храмов" и "Архитектура и ремесло Чернигова ХI-ХIII веков".

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №13, 2012 г. и сайта www.wiki.ecity.ch.ua/Борисоглебский собор


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  26 февраля 2019

Расположен на территории древнего детинца, на месте княжеского терема начала XI в. Главное сооружение ансамбля Борисоглебского монастыря. Композиция объемов и пространственное решение близко Кирилловской церкви в г. Киеве. Первоначально с трех сторон храма были галереи, от которых сохранились нижние части стен и фундаменты. В восточной части галерей были однокамерные одноапсидные часовни. Много раз перестраивался, особенно значительными были разрушения и переделки в 20-х годах XVII в., когда собор был приспособлен польской шляхтой под доминиканский костел и оставался таким до освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого.

В конце XVII ст. к западному фасаду сооружения пристраивается восьмигранный в плане притвор, перестраиваются завершения собора. Архитектура собора приобретает барочный характер. Значительными были перестройки 1857 г., когда собор был расширен на восток, за счет устройства новой апсиды для алтарной части и еще раз изменяется форма завершений. Во время Великой Отечественной войны сгорел и частично разрушен. В конце 40-х - 50-х годов XX в. исследован и реставрирован, все наслоения XVII-XIX в.в. сняты.

Сооружение выполнено в формах древнерусской архитектуры XII в., в деталях заметно влияние романского стиля. Сооружение из древнерусского кирпича. При восстановлении использованы современный кирпич, железобетон (имитация шиферных плит ограждения хоров, имитация деревянных оконниц), применено оргстекло (имитация известняка на капителях фасадных полуколонн), современные керамические поливные плитки пола - подражание первоначальным. По типу это - шестистолпное крестово-купольное сооружение, одноглавое, с тремя полукруглыми апсидами (18,25х27 м, высота до зенита купола 25 м). Фасады членены полуколоннами с резными капителями, углы подчеркнуты лопатками. Под карнизом апсид, в уровне пят закомар - аркатурный фриз. Аналогичный фриз с зубчатым поребриком над ним завершает барабан главы, декорированный полуколонками, поставленными в простенках. Пояс небольших арочных ниш с одноуступчатыл обрамлением расположен в верхней части стен, под фризом. Порталы - перспективные арочные двухуступчатые. Дверные проемы - прямоугольные, перемычки - горизонтальные из дубовых брусьев, над ними глухие тимпаны порталов. Шесть опорных столбов несут систему перекрытий - купол и своды (в том числе крестовые полуциркульные). Пространственная структура характерна для XII в. (отсутствует нартекс с крещальней). В северной и южной стенах по три аркасолии. Аркасолии были также в стенах галерей. Подкупольное пространстве хорошо освещено 10 окнами и доминирует в интерьере. На П-образные в плане хоры ведет лестница в толще стены. Сохранились фрагменты древнего мозаичного пола. Памятник реставрирован на XII в. Работы проводились с 1952 г.

С 1972 г. начал функционировать как музей.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_477.html


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  1 мая 2020

Постройку Борисоглебского собора обычно относят к 1120-1121 г.г., хотя высказывались обоснованные предположения о более поздней дате его строительства. Остатки каких-то сооружений конца XI - начала XII в. (вероятно, первоначального Борисоглебского собора) были обнаружены под существующим зданием, которое скорее всего было построено в 70-х г.г. XII в. при перестройке черниговскими князьями Давыдовичами комплекса княжеского двора. Борисоглебский собор, расположенный в Черниговском кремле, был церковью княжеского двора и служил также усыпальницей черниговских князей. Об этом свидетельствуют шесть погребальных ниш-аркосолий, размещенных в северной и южной стенах. По типу собор представляет собой шестистолпный одноглавый крестовокупольный храм, очень близкий к Кирилловской церкви в Киеве. На широкие хоры, заходящие над боковыми нефами, как и там, ведет из нартекса лестница в толще западной стены. Фасады расчленены мощными полуколоннами и украшены аркатурными поясами с поребриком и рядами плоских полуциркульных ниш. Барабан и апсиды расчленены тонкими пилястрами. После постройки собора к нему с трёх сторон были пристроены притворы. Притворы имели профилированные порталы; полы их были выложены из цветных керамических плиток.

Большой интерес для истории древнерусского искусства представляют обнаруженные в разное время во время раскопок в соборе белокаменные резные детали - капители и базы, в том числе известная «черниговская капитель». В ряде этих деталей в орнаментальную композицию из так называемой «плетенки» (переплетение стилизованных стеблей растений) с большим мастерством введены стилизованные фигуры животных и птиц. По своим формам они имеют много общего с художественными ремесленными изделиями восточных славян, относящимися еще к VI-VII в.в. Внутри собор был расписан фресковой живописью. Мозаичные и цветные плиточные полы дополняли богатое и нарядное убранство дворцового храма.

«Архитектура Южной и Западной Руси в XII-XIII веках», http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-yuzhnoy-i-zapadnoy-rusi-v-xii-xiii-vekah


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  31 мая 2020

Борисоглебский собор (укр. Борисоглiбський собор) - храм во имя Святых Бориса и Глеба в Чернигове, построен в конце XI - начале XII в.в., усыпальница князей рода Давидовичей. Впоследствии неоднократно перестраивался и видоизменялся. Послужил прообразом для Успенского собора Елецкого монастыря. С 24 августа 1963 г. имеет статус памятника архитектуры.

Согласно сохранившимся летописным источникам, собор был возведён по указу черниговского князя Давида Святославовича. В 1123 г. князь умер и был погребен в усыпальнице собора, что позволяет исследователям датировать постройку храма периодом с 1097 по 1115 г. По мнению архитектора Николая Холостенко, занимавшегося восстановлением храма в середине XX в., идея построить собор возникла у князя Давида в 1115 г. после переноса мощей святых Бориса и Глеба в Вышгородский храм.

Архитектурные особенности позволяют исследователям предположить, что строительство храма выполнила артель приглашённых североитальянских зодчих, которые работали в Чернигове ещё во времена Владимира Мономаха.

В годы татаро-монгольского ига собор был разграблен, утраченная кровля была восстановлена лишь во второй половине XIII в. В 1611 г. храм пострадал от пожара, при восстановлении его перестроили в костёл, старые апсиды разобрали и заменили более крупными. Здание передали доминиканскому монастырю, только после войны 1648-1654 г.г. его вернули Православной Церкви. Около 1672 г. к западной части храма добавили восьмигранную башню под барочным куполом-фонариком с высоким шпилем. В 1700-1702 г.г. при очередной перестройке в соборе появились колокольня и коллегиум.

В 1857 г. при ремонте собора были разобраны апсиды XVII в., вместо них сложены новые. Собор был практически разрушен во время Великой Отечественной войны: своды были пробиты при бомбардировках, пожары уничтожили все деревянные перекрытия.

В 1947-1958 г.г. собор был отреставрирован под руководством Н.В. Холостенко. Оригинальный облик храма удалось восстановить только по результатам исследований XX века. Результаты археологической реконструкции позволяют утверждать, что собор был построен из плинфы, сложён в технике порядковой кладки, фасады были оштукатурены белым известковым раствором. Планировка исходила из основного назначения храма - стать усыпальницей черниговским князьям, для чего в южной и северной стенах устроены по три погребальные ниши-аркасолии. Храм покрывал один крупный купол. В непосредственной близости от собора стояли дворец XI в. и каменный княжеский терем XII в., к западу также находилась постройка XI в. - предположительно, трёхкамерный терем.

Собор украшала оригинальная белокаменная резьба, романский характер которой также свидетельствует о работе приглашенной артели ломбардийских мастеров. При раскопках XX века были обнаружены 7 фрагментов капителей с плетёными орнаментами, изображениями собак и волков, дракона и птицы.

Коллектив авторов. «Исследование и восстановление Борисоглебского собора в Чернигове Н.В. Холостенком в 1947-1958 гг. Послевоенное восстановление памятников». Теория и практика XX века: материалы международной научной конференции, 4-5 декабря 2014 г., Астаховская С.А., Бахарева Ю.Ю. - Санкт-Петербург: Береста, 2014.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  24 сентября 2020

Собор является классическим примером храмовой архитектуры Чернигова XII в., впечатляющей своей мощью. Изюминкой Борисоглебского собора являются совершенно нетронутые временем серебряные с позолотой царские врата начала XVIII в., вес которых составляет 56 кг.

Этот храм сначала строился в качестве усыпальницы княжеского рода Демидовичей. На начальное предназначение храма указывают места для погребений в южной и северной стенах. Но позже стал главным собором кафедрального монастыря, который в 1786 г. был ликвидирован по указу Екатерины II.

За свою долгую историю храм много раз перестраивался, в результате чего в его архитектуре перемешано много стилей. Так в начале XVII в. из него сделали доминиканский костёл. Следующие крупные изменения собор пережил в XIX в. - новая апсида алтаря значительно расширила здание на восток. А уже во второй половине 20-го столетия его перестроили в стиле барокко, с запада был пристроен восьмигранный притвор и изменена форма куполов.

Во время Великой Отечественной войны Борисоглебский собор серьёзно пострадал, как и многие другие бесценные памятники творчества наших предков. С 1952 по 1958 г.г. разрушенному собору вернули его первоначальный облик. В ходе реконструкции оказалось, что храм буквально стоит на другом, намного более древнем сооружении, похожем на княжеский терем.

Храм сделан из кирпича высочайшего качества, его кладка идеальна, а резьба по камню очень скрупулёзная и утончённая. Фасады здания оформлены орнаментами из известняка, в которых переплетаются растительные картины с грифонами, что является отличительной чертой черниговской архитектуры того времени. Позже капители полуколонн были заменены на копии из органического стекла, а фрагменты оригинальных капителей выставлены в музее.

Сейчас в соборе находится музей Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» и Дом хорового наследия, в котором регулярно проводятся концерты духовной музыки.

http://obshe.net/posts/id619.html



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.