Один из древнейших монастырей Украины, старейший и крупнейший монастырь Чернигова – Елецкий – расположен на юго-западном склоне Болдиных гор на расстоянии около километра от центра древнего города – Детинца. Монастырь был основан в середине XI в. князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу, откуда и произошло его название – Елецкий, то есть Елковый. Основной комплекс зданий монастыря сложился в XVIII в., и теперь он представляет собой удивительно целостный барочный ансамбль, несмотря на то, что в его состав входят здания, сооруженные в разные времена: Успенский собор XI в., Колокольня XVII в., ограды с воротами XVII в., кельи ХVІ-ХVII в, Петропавловская церковь с трапезной XVIII в., дом игумена XVIII в., древние пещеры.
Существует предположение, что на этом месте, которое называли Елецкой горой, до основания монастыря размещался княжеский двор – резиденция черниговских князей дохристианского времени (один из князей похоронен здесь в черной могиле).
Год основания монастыря внуком Владимира Крестителя, сыном Ярослава Мудрого князем Святославом определить очень трудно, но еще в XVII в. считали, что князь построил церковь в 1060 г. на том месте, где состоялось чудесное появление иконы Божией Матери, которая была названа Елецкой. Вероятно, что тогда же здесь стали селиться в пещерах монахи.
Святой Антоний, основатель Печерского монастыря, опасаясь преследований киевского князя Изяслава, в 1069 г. прибыл в Чернигов и поселился сначала в пещере возле этого монастыря. У Летописца Печерского Нестора написано:
«Начал гневаться Изяслав на Антония за Всеволода, и прислал Святослав ночью, чтобы забрать Антония в Чернигов. Антоний, когда пришел в Чернигов, облюбовал Болдины горы, выкопал пещеру и в ней поселился. Существует тот монастырь Святой Богородицы и до сего дня» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 2).
Каменный Успенский собор монастыря построен где-то через 100 лет после этих событий в середине XII в., а до того уг была деревянная церковь. В страшный для Черниговской земли 1239 г. монастырь ограбили и осквернили монгольские завоеватели; несколько сот лет жизни в нем едва теплилось, только в конце XV в. проведены восстановительные работы.
Известно несколько нападений на Чернигов войск Польши, во время которых вместе со всем городом пострадал и Елецкий монастырь. В 1579 году войска короля польского Стефана Батория под командованием князя Константина Острожского и князя Николая Вишневецкого осадили Черниговский замок; не захватив его, они сожгли весь город.
Другое нападение, принесшее особенно много бедствия, произошло в 1611 г. Тогда, по преданию, польскому войску под командованием воеводы Горностая удалось захватить город, в котором находился гарнизон московского войска. Настоятель монастыря во второй половине XVII в. и. Галятовский рассказывает, что московские люди ловили рыбу в реке Белоусе; поляки, которые стояли в соседнем селе Пакули, узнав о том, « ... в накрытых повозках вместо рыбы ночью в Чернигов отправились. Сторожа у ворот их спрашивает: "кто идет?"Ответил с Горностаевой стороны человек помосковски:»Мов, свои люди, рыбу с Белоуса везем". Слыша то, сторожа распахнула ворота. Поляки, прятавшиеся в телегах, выскочили, завладели городскими воротами и впустили своих... тогда замок московское войско уступило, и Чернигов горностаем был сожжен» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 11).
Во время этого пожара очень пострадал Елецкпй монастырь – сгорели не только все деревянные здания, а даже древний каменный собор подвергся разрушениям:
«...верхом каменные над хорами и на боках упали, на последний большой купол каменный свод проломил и упал с грохотом большим, который по всему Чернигову люди слышали... тогда монастырь оставили монахи и ушли с московским войском... и монастырь на несколько лет пустой остался» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 11).
В период польской администрации в Чернигове игуменом Елецкого монастыря назначен Кирилл-Транквиллион Ставровецкий. Происходил он со Львовщины, был иеромонахом Львовского братства храма Успения Богородицы, а с 1591 г. – проповедником. В 1626 г. перешел в греко-католическую церковь и получил должность настоятеля Елецкого монастыря. В Чернигов К. Ставровецкий привез передвижную типографию и в 1646 г. издал первую в городе книгу – сборник своих произведений «Перло многоцветное» (Черниговщина: энциклопедический справочник. – К.: УРЕ, 1990).
После завершения освободительной войны украинского народа против Польши в 1657 г. настоятелем монастыря стал выдающийся церковный и общественный деятель Лазарь Баранович (1620–1693 г.г.), который одновременно был архиепископом Черниговской епархии. Монастырь тогда лежал в руинах. Для того чтобы как можно лучше организовать работы по восстановлению монастыря, л. Баранович пригласил на должность настоятеля Елецкого монастыря Иоаникия Галятовского, который много сделал для создания архитектурного ансамбля монастыря, развития национальной культуры и духовности. Иван Огиенко, доцент Киевского университета, а затем митрополит Киевский и всея Украины в изгнании, так охарактеризовал его: «Иоаникий Галятовский – славнейший писатель XVII века, известный полемист, вславил себя силой писаний, ушедших не только по всей Украине, но и по всей России» (Огиенко И. Украинская культура. - К.: Изд-во книжного магазина Череповского, 1918, с. 39).
О времени и месте рождения И. Галятовского существуют противоречивые данные. Известно, что он окончил Киево-Могилянскую коллегию (академию), затем работал в ней преподавателем, а с 1657 г. – ректором. После нескольких споров с киевским епископом Мефодием, который «зело его оскорбил и гонил», он покинул Киев и переехал в Вильно (Вильнюс). В следующем году Мефодия перевели в Москву, а И. Галятовский вернулся в Киев, но место ректора было занято – там работал его добрый знакомый Варлаам Ясинский, позже Киевский митрополит. Тогда пригласил его в Чернигов Л. Баранович, который в грамоте по поводу назначения на должность настоятеля монастыря написал:
«Как пастырь Черниговской архиепископии, видя крайнее запустение славного монастыря и очень сожалея о разрушении каменной церкви Успения,.. решил, чтобы святое место поднять из Запустения, дать ему должного архимандрита, строителя и начальника, чтобы его управлением и старанием все, что находится в пустоши и развалине, было поднято и реставрировано» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 24).
Необходимые для восстановления собора и дальнейшего развития монастыря средства поступали от различных благотворителей.
В марте 1667 г. И. Галятовский написал в Москву царю письмо с просьбой отдать на ремонт монастыря непригодные для перевозки грузов большие лодки – струги, и воевода Толстой передал десять неисправных стругов. Гетман Демьян Игнатович издал четыре Универсала о предоставлении в пользование монастырю различных поместий для его восстановления. В первом из них написал: «для умножения хвалы Божией и реставрации монастыря Елецкого из особого Решпекта дать монастырю в посессию место для перевоза на реке Десна против хутора Онисова под Черниговом и озеро, названное Богородичное»; вторым универсалом монастырю было подарено село Надиновка с мельницей, полями, озерами, лесами; третьим - село Серединка; четвертым - села Авдеевка и Горбов (Добровольский П. М.Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 25).
Реконструкция собора была завершена всего за полтора года - мусор, земля, битый кирпич из храма были вынесены и построены новые купола, а также сделана кровля. В августе 1670 г. в присутствии гетмана Д. Многогрешного, почти через 60 лет пребывания в состоянии руины, собор был вновь освящен. Иоаникий Галятовский по этому поводу написал, что ранее в разрушенном храме «неразумные зверьки и птицы гнезда себе чинили, теперь здесь находится Сын Человеческий» (Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 28). В то время Елецкому монастырю принадлежало несколько сел, мельниц, перевозов, доходы из которых давали возможность проводить дальнейшее развитие монастыря. В 1672 г. гетман И. Самойлович своим универсалом подтвердил права монастыря на села, перевез через Десну и другое имущество. Находясь 19 лет на посту игумена монастыря, И. Галятовский успел еще многое сделать: построил каменные кельи, трапезную с церковью Петра и Павла; написал на староукраинском литературном языке и издал книгу проповедей "Ключ понимания" и еще двенадцать богословских книг, в которых отстаивал Основы православной веры в полемике с магометана ми, иудеями, арианами, католиками, униатами. За свою жизнь И. Галятовский собрал большое количество книг, напечатанных не только в Украине, но и в России и Западной Европе. После его смерти в 1688 г. это собрание книг перешло в собственность монастыря и стало основой его библиотеки.
После И. Галятовского архимандритами монастыря были светочи православия Феодосий Углицкий и Димитрий Ростовский, отнесенные церковью к перечню святых. Феодосий Углицкий, который был назначен игуменом в 1688 г., до того был настоятелем киевского Выдубицкого Михайловского монастыря. Лазарь Баранович хорошо знал его по совместному труду в Киеве и, чувствуя приближение кончины, готовил Феодосия себе на замену. По рекомендации гетмана Ивана Мазепы Феодосий был рукоположен в 1692 г. в архиепископа. Таким образом формально в Чернигове до 1693 г. (когда Л. Баранович умер) было два архиепископа. Феодосий много сделал для улучшения материального состояния монастыря. Так, он написал гетману И. Мазепе письмо, в котором жаловался на большую бедность монастыря – нехватку в нем даже хлеба и дров. Несмотря на существовавший тогда запрет от московского правительства на увеличение поместий монастырей, И. Мазепа, который очень заботился о строительстве храмов, выдал универсал о предоставлении во владение монастыря еще села Мощенка в Городнянском уезде. По смерти Л. Барановича Феодосий Углицкий прожил только три года, с 1695 г. архимандритом монастыря стал Иоанн Максимович, который до того был проповедником в Киево-Печерской лавре. В монастыре он хозяйничал полтора года, после чего был назначен архиепископом Чернигова.
Вместо него 20 июля 1697 г. настоятелем монастыря был назначен выдающийся деятель украинского православия, известный религиозный писатель Димитрий Ростовский (Даниил Савич Туптало). Он родился в 1651 г. не на западных землях, как большинство тогдашних духовных владык, а в городе Макарове Киевской области. В 1662-1665 г.г. учился в Киево-Могилянской коллегии. В 1668 г. постригся в монахи, приняв имя Димитрий. В 1675 г. архиепископ Лазарь пригласил его в Черниговскую епархию, где он был настоятелем монастырей: Максаковского, Батуринского, Глуховского, Новгород-Северского и, наконец, Елецкого. Димитрий Ростовский-очень плодовитый писатель, его перу принадлежат книги поучений, стихи, драматические произведения и главный его труд – многотомное издание «Четьи Минеи» – жития святых для чтения на каждый день года. При нем Монастырская реконструкция практически была завершена. Он много делал для улучшения финансового состояния монастыря, для чего выискивал различные источники. Например, добился от гетмана И. Мазепы разрешения продавать на монастырских паромах через Десну водку, производившие в монастырской гуральне. В 1700 г. Димитрий был назначен митрополитом Тобольским, но по состоянию здоровья в Сибирь ехать не смог и работал на должности митрополита в Ростове Великом – потому и известен как Димитрий Ростовский. Умер он в 1709 г., а с 1752 г. после обнаружения его нетленных мощей был канонизирован и почитался как святой.
В XVIII в. Елецкий монастырь стал крупным землевладельцем и имел развитое хозяйство: во владении монастыря было около 2,5 тыс. душ, как тогда писали, подданных-крепостных; монастырские ветчины на Подоле, на перевозах и по селам продавали за год около 2 тыс. ведер водки; монастырь имел большие земельные и лесные поместья. В ХVІІ–ХVIII в. на территории монастыря сложился уникальный барочный ансамбль зданий.
В 80-х г.г. XVIII в. правительством императрицы Екатерины II было принято решение о секуляризации (изъятии в пользу государства) монастырского недвижимого имущества. Указ об этом для украинских территорий был издан в 1786 г.: «освободить духовных властей и монахов малороссийских от управления селами, хлопот хозяйственного, а больше всего, от неприличного для духовного состояния хождения в судах по тяжбам и сварам...» (Добровольский П.М.Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губерн. земства, 1900, с. 138). Согласно указу настоятель монастыря Иерофий Малицкий сдал по списку в казну: крепостных – 1256 мужчин и 1169 женщин, пекарен – 7, Кабаков – 8, винокурен – 1, бань – 4, мельниц – 9, паромных перевозов – 4 и еще многое другое. С того времени, с конца XVIII в., Елецкий монастырь, как и все другие монастыри на Украине, практически не строился, велись только ремонтные работы, благодаря чему до нашего времени дошел целостный художественно-исторический ансамбль.
По указу Синода Православной церкви от 21.08.1868 г. для монастыря было установлено викарианство. Викарии, управлявшие Елецким монастырем, именовались епископами новгород-Северскими, но находились в Чернигове. Первым викарием Елецкого монастыря был назначен Феофилакт (до пострига Феофан Праведников).
Когда с конца 1921 г. была начата общегосударственная кампания по ликвидации монастырей и домашних церквей, все их имущество было объявлено собственностью трудящихся, а значит, государства. Тогда был ликвидирован и Елецкий монастырь как центр религиозной жизни. Однако благодаря подвижнической борьбе искусствоведов и памятников разрушений на территории монастыря не было. Однако ансамбль монастыря сильно пострадал во время Второй мировой войны.
С конца 40-х г.г. XX в. на территории Елецкого монастыря проводятся реставрационные работы, в результате которых восстановлены почти все его сооружения, за исключением интерьера собора и Петропавловской церкви. А с начала 1990-х г.г. здесь восстановлена религиозная жизнь – организован женский монастырь.
Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - К.: «Техника», 1998 г., перевод с украинского.