ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы.

Пятницкая церковь


Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы
Церковь. Действует.  
Престолы:Параскевы Иконийской
Архитектурный стиль:Древнерусский (подробнее >>)
Год постройки:Между 1198 и 1199.
Адрес:
Украина, г. Чернигов, ул. Гетмана Полуботка, д. 3.

Координаты: 51.49248, 31.300821


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Игорь Копица
9 октября 2010
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Общий план
Neyka
23 апреля 2009
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область

an-tonik
12 июля 2006
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область

an-tonik
12 июля 2006
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
08.10.2004 - 10.10.2004
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
1234
20 февраля 2004
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
1234
20 февраля 2004
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
1234
20 февраля 2004
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
1234
20 февраля 2004
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
(скан плёнки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 мая 2002
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
над входом
Neyka
23 апреля 2009
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
интерьер
Neyka
23 апреля 2009
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото 1946 г. (Максимов). Разрушения после ВОВ. Госкаталог № 33606460. ГНИМА им Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1946
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 октября 1942
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 октября 1941
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 октября 1941
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 сентября 1941
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 сентября 1941
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 сентября 1941
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Тиражная почтовая открытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
2 августа 1909
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Параскевы Пятницы - Чернигов - Чернигов, город - Украина, Черниговская область
Фотоснимок с почтовой фотокарточки нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  27 февраля 2005

Пятницкая церковь построена в конце XII века. Почти полностью разорена в Великую Отечественную войну, восстановлена по обмерам.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  29 мая 2007

Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение). Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь — один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского. Искусное использование кирпича придает сооружению особую выразительность, пластичность и красоту. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера. Возможно, им был Петр Милонег.

Древняя церковь на торгу принадлежит к типичным небольшим однокупольным храмам с четырьмя столбами. Но этот распространенный в XII в. тип постройки зодчий разработал по-новому. Он необычно широко расставляет столбы, прижимая их стенам, что позволяет максимально расширить центральную часть помещение. Несмотря на малые размеры храма, мастер возводит и хоры, но узенькие, и такую же лестницу в западной стене.

Церковь отличается подчеркнутой нарядностью фасадов и общей гармонией пропорций. Апсиды украшены вертикальными тягами, наверху декоративным решетчатым поясом и фризом из ниш. В центральной апсиде размещено три окна, в боковых по одному.
Кладка храма велась двумя кирпичными стенками с заполнением промежутка между ними камнями и кирпичным боем на растворе. Через 5-7 рядов кладку делали сплошной, после чего снова переходили на технику забутовки. Ради общего замысла – устремленности всего здания вверх - зодчий коренным образом изменил конструктивную систему сводов и арок. Это было небывалым новшеством в традиционности древнерусского храмозодчества. Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы, не ниже, как обычно, а выше сводов. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Порталы Пятницкой церкви выполнены с профилированным обрамлением, над ними расположены бровки. Выше находится фриз кирпичного меандра, еще выше декоративные ниши, в которых сохранились остатки штукатурки. Над ними пояс из «бегунцов». Завершают центральные прясла тройные окна.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  26 февраля 2019

Строитель предположительно Петр Милонег. Много раз страдала от перестроек, достроек и переделок: была частично разрушена в 1239 г. во время нашествия Батыя, восстановлена и перестроена в 1670 г. В 90-х годах XVII в. реконструирована предположительно при участии архит. И. Зарудного, - над западной и восточной стеной возводят барочные фронтоны, изысканные по своим формам, над барабаном - многоярусное завершение. Кардинальные изменения образа сооружения произошли вследствие восстановительных работ после пожара 1750 г. и в XIX в., когда были произведены достройки с южной, западной и северной сторон, церковь становится семикупольной, расширяются порталы и оконные проемы, почти на треть стесываются опорные столбы.

Во время Великой Отечественной войны сооружение сильно пострадало. Противоаварийные работы были проведены в 1943-1945 г.г. под руководством архит.-реставратора, заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Д. Барановского, тогда же был создан эскизный проект, который предусматривал восстановление памятника в первоначальных формах.

Церковь выстроена из древнерусской и современной, изготовленной по древним образцам плинфы. В нижней части стен применена своеобразная техника кладки "в ящик", известная со времени Рима: промежуток между фасадными и интерьерными рядами кладки заполняется известковым бетоном. На фасадах много плинф, сохранивших княжеские клейма, а также знаки городских ремесленников. В плане приближается к квадрату ( без апсид 12х11,5 м, с апсидами 11,5х5 м). Сооружение четырехстолпное, трехнефное, трехапсидное, крестовокупольное. Купол опирается на круглый барабан (высота до зенита купола 27 м). Переход от прямоугольной основы сооружения к барабану решен с помощью трехступенчатой системы стрельчатых с небольшой стрелой подъема арок-закомар и полуарок-аркбутанов, создающих трехлопастное завершение фасадов. Небольшие хоры находятся между западной парой опорных столбов и стеной, на уровне хоров в толще западной, северной и южной стен сделаны проходы-галереи, которым соответствуют бойницы в стенах. Фрагменты первоначальной фресковой росписи сохранились на откосах окна в алтаре. Несколькими образцами представлено первоначальное керамическое покрытие пола.

Декор сооружения выполнен в плинфе. Пучковые пилястры, перспективные порталы, аркатурные пояса, декоративные ниши, сетчатый поребрик украшают фасады. Апсиды членены тонкими полуколонками, декорированы полосой сетчатого ромбовидного поребрика, поясом плоских арочных ниш и карнизов над ними. Барабан купола украшен полуколонками и аркатурным фризом.

Сооружение реставрировано в 1962 г. в первоначальных формах по проекту архитекторов-реставраторов П. Д. Барановского и Н. В. Холостенко. Используется под музей Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника. Памятник отражает последний этап развита древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_491.html


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  31 мая 2020

Храм святой Параскевы Пятницы (укр. Пятницька церква в Чернігові, Храм Св. вмч. Параскеви Пятниці на Торгу) - православный храм в Чернигове. Храм принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Храм построен в конце XII - начале XIII в. на черниговском посаде возле рынка на средства купцов. Назван в честь святой Параскевы Иконоийской, которая, согласно православной традиции является покровительницей торговли и купцов. Есть предположение, что храм был построен на средства князя Игоря - героя и автора «Слова о полку Игореве».

Первое упоминание о реставрации храма датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была сделана новая кровля. В 1676 и 1690-х г.г. им же была проведена полная реставрация и перестройка храма. Предположительно, работы велись под руководством архитектора Ивана Зарудного. После реставрации храм приобрёл вид семибанного храма с барочными фронтонами (на восточном фронтоне очерчивался герб гетмана Ивана Мазепы). В XVII в., храм был центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, а от рынка его отделяла деревянная стена.

В 1750 г. в монастыре произошёл пожар, от которого пострадал и храм. В 1755 г. храм был восстановлен, а также к нему были пристроены барочные пристройки, над которыми были сделаны небольшие грушевидные купола.

В 1786 г., по указу Екатерины II, в ходе начавшейся секуляризации, пятницкий женский монастырь был ликвидирован, а все деревянные постройки разобраны (Пятницкий монастырь на 1786 год, по описанию Афанасия Шафонского, состоял из храма святой Параскевы, трапезного деревянного храма Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над воротами).

В 1818-1820 г.г. построена двухэтажная колокольня (архитектор А. Карташевский; в 1962 г. колокольню разобрали). В колокольне некоторое время существовал храм Святого Прокопия. После закрытия монастыря на его месте хотели создать народное училище, но эти планы не осуществились. С 1820-х г.г. на территории бывшего Пятницкого монастыря находились торговые лавки и ряды.

Необычна его центрическая ступенчатая композиция. Исследователи (Горностаев, Лашкарев и другие) предполагали, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания, однако каждый высказывал мнение, что постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII в., или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш (ни один не догадывался что древнерусская постройка существовала в своем первоначальном виде, однако была значительно искаженная пристройками).

На 1916 год храм имел землю с погостом в 633 кв. сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 книг. При храме функционировали два учебных заведения. Приход составлял 91 двор - 963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 человек духовенства, 542 крестьянина, 43 воина.

25 сентября 1943 г. храм был разрушен немецкими войсками при авиаударах по Чернигову.

В декабре 1943 г., в Чернигов приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. На то время, от храма остались только алтарная часть, два восточные столба, часть северной стены и восточная часть с остатками арок и основанием купола. Практически неповрежденном оставалась также ротонда-колокольня 1820 г.

По воспоминаниям А.К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 г. встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР. Сразу же внимание его было обращено к храму святой Параскевы. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать храм и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII в, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведённое Барановским, дали неожиданные результаты. Храм совсем не был похож на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., во времена написания «Слова о полку Игореве».

Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943-1955 г.г. Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали храм святой Параскевы. В 1955-1962 г.г. продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счёт фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения - одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 г., по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 г., храм был открыт как музей.

С 1972 по 1989 год в храме действовала экспозиция «Пятницкая церковь - памятник древнерусской архитектуры и искусства XII века». С 1991 г. храм святой Парасевы - действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

В начале 2000-х г.г. было сделано интересное открытие: реставраторы заштукатурили вымощенный кирпичом в стене крест, датируемый концом XII- началом ХІІІ в.в. В настоящее время крест расчищен.

Храм небольшой по размерам (16×11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времён, данная композиция храма является динамической, её стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, пасами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI века, сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются карнизами. Розовый цвет стен сочетается с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах.

Внутри храм напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливает разноцветный пол из жёлтых, зелёных и тёмно-вишнёвых глазурованных плиток. Храм святой Параскевы в Чернигове, иногда, называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. Расположен храм в центре Чернигова за городским театром, среди сквера, где когда-то был черниговский рынок.

Адруг А.К., «Архітектура Чернігова», Храмы Чернигова


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  24 сентября 2020

Эта выдающаяся достопримечательность Чернигова является венцом последнего этапа древнерусской архитектуры. Кирпичная церковь является уникальным примером позднего периода древнерусского зодчества. Возведение церкви велось с конца XII по начало XIII столетия, а по завершении строительства она была освящена в честь покровительницы торговли, семьи и сельского хозяйства – святой Пятницы.

Здание Пятницкой церкви, которое мы видим сейчас, выглядело так с самого её создания. Это стало возможным благодаря масштабной реконструкции, во время которой церкви вернули первоначальный облик. Особенностью Пятницкой церкви является переход от прямоугольной основы к круглому барабану при помощи трёхступенчатых арок. Фасады церкви богато украшены сетчатым орнаментом и горизонтальными полосами меандра, а барабан украшает аркатурный пояс. Дополнительную красоту Пятничной церкви придавали когда-то яркие фрески в нишах, окнах и порталах.

Церковь кажется удивительной и не похожей ни на какую другую, хотя примеры таких церквей есть и в других городах. Пятницкая церковь является малораспространённым у нас примером древнеримской техники строительства «в ящик», согласно которой наружная и внутренняя сторона стен укладывалась кирпичом, а промежуток между ними заполнялся бетоном.

Пятницкая церковь выглядит динамично как снаружи, так и внутри – внешние арки, переходящие в барабан, дублируются изнутри ступенчатым сводом, а ступеньки на хоры встроены прямо в западную стену.

Пятницкую церковь также постигла участь множества древних построек такого же значения. Она неоднократно разрушалась и перестраивалась, начиная с нашествия монголо-татар в 1239 г. Первый раз церковь крупно перестроили в 1670 г., а через 20 лет над восточным и западным фасадах надстроили барокковые фронтоны, а купол сделали многоярусным. В 1750 г. церковь была разрушена ужасным пожаром, после чего к ней были пристроены боковые приделы и колокольня – в итоге Пятницкая церковь стала семи купольной. Последний раз церковь была полностью разрушена во время Великой Отечественной войны.

С 1943 по 1962 г.г. была проведена масштабная реставрация, в ходе которой Пятницкой церкви вернули её первоначальный вид, а всё лишнее разобрали и убрали. Пятницкая церковь играет роль своеобразного архитектурного акцента в застройке города, поэтому неудивительно, что она находится в сквере недалеко от центральной площади Чернигова.

http://obshe.net/posts/id619.html



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.