ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Симферополь. Кафедральный собор Петра и Павла.

Петропавловский собор


Симферополь. Кафедральный собор Петра и Павла
Собор. Действует.  
Престолы:Петра и Павла, Иоанна Кронштадтского , Серафима Саровского
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1866 и 1870.
Архитектор:К.Е. Лазарев
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Октябрьская, д. 16

Координаты: 44.949862, 34.105002



Сортировка:

Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Алексей Кротов
10 октября 2020
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12.08.2004 - 20.08.2004
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Алексей Кротов
10 октября 2020
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Алексей Кротов
10 октября 2020
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Кафедральный собор Петра и Павла, Чтимая икона Святителя Николая Чудотворца<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Чтимая икона Святителя Николая Чудотворца
Юрий Шабунин
22 октября 2022
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей Строна
4 августа 2008
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей Строна
4 августа 2008
Кафедральный собор Петра и Павла, Отпечаток на стекле киота чтимой иконы Святителя Николая Чудотворца.<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Отпечаток на стекле киота чтимой иконы Святителя Николая Чудотворца.
Юрий Шабунин
22 октября 2022
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей Строна
4 августа 2008
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей Строна
4 августа 2008
Кафедральный собор Петра и Павла, , Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Олег Гусаров
21 ноября 2007
Кафедральный собор Петра и Павла, Скан слайда из домашнего архива.<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Скан слайда из домашнего архива.
Фёдор Телин
16 апреля 1987
Кафедральный собор Петра и Павла, Фото 1970-х годов из приходского архива<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Фото 1970-х годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
2 июня 1971
Кафедральный собор Петра и Павла, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
11 ноября 1942
Кафедральный собор Петра и Павла, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
5 ноября 1942
Кафедральный собор Петра и Павла, Фото 1918 г. с аукциона e-bay.de<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Фото 1918 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 июля 1918
Кафедральный собор Петра и Павла, 1897 год с сайта https://pastvu.com/p/418198<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
1897 год с сайта https://pastvu.com/p/418198
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1897
Кафедральный собор Петра и Павла, Источник: Е. М. Литвинова, "Крым: православные святыни: путеводитель".<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Источник: Е. М. Литвинова, "Крым: православные святыни: путеводитель".
Елена Григорьева
Кафедральный собор Петра и Павла, Фото 1920-ых годов из фондов Центрального музея Тавриды. Автор Николай Львович Эрнст<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Фото 1920-ых годов из фондов Центрального музея Тавриды. Автор Николай Львович Эрнст
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Кафедральный собор Петра и Павла, Почтовая фотокарточка 1910 г.<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Почтовая фотокарточка 1910 г.
Алексей Кротов
Кафедральный собор Петра и Павла, Возможно,  снято в 1987-м или 1988-м годах. Скан со слайда из домашнего архива.<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Возможно, снято в 1987-м или 1988-м годах. Скан со слайда из домашнего архива.
Фёдор Телин
Кафедральный собор Петра и Павла, Возможно,  снято в 1987-м или 1988-м годах. Скан со слайда из домашнего архива.<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Возможно, снято в 1987-м или 1988-м годах. Скан со слайда из домашнего архива.
Фёдор Телин
Кафедральный собор Петра и Павла, Снято в апреле 1987-го года. Скан со слайда.<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Снято в апреле 1987-го года. Скан со слайда.
Фёдор Телин



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Сухарев  14 июля 2005

Небольшая старинная улочка Октябрьская (бывшая Петропавловская) выводит на площадь, где стоит старинный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Ещё недавно он находился в страшном запустении: не было колокольни, кресты не украшали его купол, отсутствовала ограда. К сожалению, мало кто знал тогда, что заброшенный и поруганный храм был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей нового города Симферополя. Христианское население Симферополя крайне нуждалось в просторном храме, так как маленькая Константино-Еленинская церковь не могла уже вместить всех прихожан. Строительство нового храма началось в 1805 году. 8 ноября 1806 года новую церковь освятили. Она представляла собой деревянное прямоугольное здание, над западной стороной возвышалась колокольня, с восточной находилась пятигранная апсида. Восемь столбов делили внутреннее пространство на три нефа, из которых центральный самый широкий. В храме не было росписей, главным его украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети.

Более 20 лет звон колоколов созывал прихожан Петропавловского храма на молитвы. За эти годы он обветшал, и его закрыли. В городе построили новый кафедральный Александро-Невский собор, куда передали колокола, церковную утварь, ризницу.

Во второй половине XIX века в Крыму стараниями Преосвященного Иннокентия открывается новая епархия Православной Церкви. Окрепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей. В 1865 году симферопольцы решили возродить Петропавловский храм.

Проект нового храма разработал петербургский архитектор К.Лазарев. Старую деревянную церковь разобрали, и на её месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма; прихожане участвовали в его строительстве. В августе 1866 года строительство церкви было завершено, но ещё 4 года продолжались отделочные работы. Внешний вид храма изменился: он был построен в виде креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря 12 окнам, устроенным в барабане…

Наконец все работы были завершены, и 16 августа 1870 года собор вновь распахнул врата для своих прихожан. При храме с 1868 года существовало церковно-приходское попечительство и два училища – мужское и женское.

В 1937 году богослужение в Петропавловском соборе прекратилось. Разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад. Симферопольцы хорошо помнят, как ещё совсем недавно выглядел собор – обезглавленный, ободранный, с бетонным пандусом для въезда грузовиков внутрь бывшего храма, с деревом на крыше. А вокруг прилепились стеклоприёмный пункт, пивная…

Восстановление собора началось только в 1980-е годы. Автором проекта стала архитектор О.И.Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация».

Современный архитектурный облик собора соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы.

При входе в собор устроена паперть – крыльцо. Каменная лестница ведёт к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, радуют глаз яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, святых Петра и Павла, в честь которых назван храм.

Внутреннее убранство храма великолепно. В храме два придела: в честь святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского. С 2003 года Петропавловскому собору придан статус кафедрального.

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 ноября 2020

По преданию, здесь, на северной границе Старого города, стояла в период Крымской кампании 1770 года штабная палатка А. В. Суворова. Впоследствии на этом месте построили деревянную церковь во имя святых Константина и Елены. Население Симферополя тогда (1803 г.) составляло до 1 тыс. душ обоего пола, не считая квартирующих войск. Храм был невелик и, поскольку прихожан становилось всё больше, со временем уже не смог вмещать всех желающих. В 1801 году Святейший Синод выдал разрешение не строительство новой церкви, которое начали возводить лишь в 1805 году: всё это время приход собирал средства. Сооружение также деревянного, но уже более просторного храма длилось около года, и осенью, 8 ноября 1806 года его освятили в честь апостолов Петра и Павла. Это было небольшое здание в форме прямоугольника, над западной стороной которого возвышалась колокольня с медными колоколами, отлитыми из остатков монетного двора Ак-Мечети. С восточной стороны примыкала к деревянному срубу пятигранная апсида. Основным раритетом деревянной церкви слыл её красивый иконостас. Росписей в храме не было.

За 20 лет своего существования церковь обветшала, и её пришлось закрыть и разобрать. Вскоре в городе построили кафедральный Александро-Невский собор, в который передали колокола, церковную утварь и ризницу деревянной церкви. Однако жители города пожелали возродить Петропавловский храм, и в 1866-1870 годах там, где находилась старая деревянная церковь, вновь закипела стройка. Проект нового храма разработал малоизвестный в то время петербургский архитектор Константин Евграфович Лазарев (1806-1878). Неравнодушные жители собрали для этих благих целей 32 000 рублей, ещё 23 000 выделил Синод. Строительство продвигалось довольно быстро, но до 1870 года продолжались отделочные работы. Восхищал своей красотой великолепно исполненный мастером Зайцевым храмовый иконостас с иконами византийского стиля. Здание храма было возведено в стиле классицизма с элементами древнерусского зодчества в виде креста, вытянутого с запада на восток, с высокой шатровой колокольней в так называемом русско-византийском стиле. Белокаменные наличники обрамляли высокие окна. Верхнюю часть здания украшал ступенчатый карниз. Венчал здание барабан с 12-ю полуциркульными окнами. Купол имел форму "луковицы" чёрного цвета. При входе в храм устроена паперть, над которой взметнулись к небу два яруса колокольни. Петропавловский собор строился при правящем архирее Таврической епархии архиепископе Гурии (Карпове). Архиепископ Гурий, который управлял Таврической кафедрой с 1867 по 1882 год, неоднократно совершал в соборе Петра и Павла богослужения.

Собор, освящённый во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, имел два придела - в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и в честь преподобного Серафима Саровского. 16 августа 1870 года в соборе провели первую службу. В 1868 году, когда ещё продолжались отделочные работы, при соборе открылись церковно-приходское попечительство и два училища - мужское и женское. В 1890 году церковный двор был обнесён ажурной металлической оградой, а в самом дворе посадили декоративные деревья и кустарники. Территория вокруг Петропавловского собора и площади с западной стороны от храма, постепенно застраивалась невысокими домами. Это было особым условием: здания не должны быть выше дома Божьего. В 1902-03 гг, на средства, собранные церковным старостой С. И. Абрикосовым, художники расписали основной купол и плафоны остальных куполов собора. В самом центре был изображён Господь Саваоф в окружении Небесных Сил. Стены были расписаны цветочным орнаментом. По поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. После этого полные энтузиазма молодые художники ещё почти 2 года занимались росписями стен, нанося на них восхитительные по исполнению орнаменты и медальоны, чем превратили храм в настоящую жемчужину. В 1924 году советские власти переименовали улицу Петропавловскую, на которой стоял собор, в Октябрьскую.

В 1937 году в Петропавловском соборе новые крымские власти запретили проводить богослужения, а ещё раньше были запрещены колокольные звоны и крестные ходы. После закрытия культового здания и арест церковнослужителей, храм бы разорён безбожниками-большевиками. Спустя некоторое время они по-варварски стали его разрушать: рабочие демонтировали его купола и верхние ярусы колокольни, соскоблили и замазали росписи, а в церковном помещении был устроен склад для хранения овощей, куда грузовые автомобили въезжали прямо по бетонному пандусу, устроенному перед специально расширенным дверным проёмом. По соседству с бывшем храмом богохульники организовали пункт приёма стеклотары и пивную, для которых лучшего места, видимо, не нашлось. Спустя годы, на крыше выросли деревья, на стенах появились трещины, со сводов падали кирпичи, краска облупилась...

Здание к концу 80-х годов ХХ столетия находилось в аварийном состоянии. В самом конце 1980-х годов началось востановление Петропавловского собора. Автором проекта реставрации стала симферопольский архитектор-реставратор Сергеева Ольга Ильинична. Вместе с С. Л. Беловой они отыскали в Симферопольском городском архиве копии проекта Лазарева, старые фотографии и другие документы, относящиеся к Петропавловскому собору. По ним в точности воссоздали купол, колокольню и некоторые другие элементы внутреннего убранства. В 1990-е годы восстановлением купола и верхней части колокольни занималась бригада промышленных альпинистов под руководством известной советской альпинистки, жительницы Алушты, Эльвиры Тимофеевны Насоновой, а так же квалифицированные реставраторы компании ЗАО "Крымреставрация". Первозданный вид строению вернуть, конечно же, так и не удалось, но всё же собор был подготовлен к богослужебной жизни. 12 июля 1991 года в праздник апостолов Петра и Павла, в возродившемся храме вновь отслужили Божественную литургию, первую за 54 года.

В 2003 году Свято-Петропавловскому собору был придан статус кафедрального собора Симферопольской и Крымской епархии. В декабре 2004 года, накануне празднования дня памяти святителя Николая, произошло чудо - на стекле киота проявился нерукотворный негативный отпечаток иконы. По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря это стекло с очертаниями лика святителя было установлено для поклонения рядом с его иконой. Интересны и другие реликвии, хранящиеся в соборе. Среди них особое место занимает икона Пресвятой Троицы, написанной в 1693 году, с частицей ризы Господней в серебряном ковчежце, оставленная на хранение ещё в деревянной церкви неизвестным русским офицером, погибшим в годы Крымской войны. Среди других святынь стоит выделить образ с мощами Святого Николая Чудотворца и старинную икону Иверской Божьей Матери. Особо почитаем жителями Симферополя Крест с частичкой Животворящего Креста Господня. Главный вход в собор обрамлён тонкими полуколонками, а на фасаде паперти слева и справа недавно вновь появились яркие мозайки с изображением Иисуса Христа и святых апостолов Петра и Павла. 23 августа 2008 года в соборе состоялась торжественная служба, посвящённая прославлению в лике святых архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова)(1814-1882). 7 июня 2016 года мощи святителя Гурия Таврического были перенесены крестным ходом в возрождённый кафедральный Александро-Невский собор и установлены в его нижнем храме, освящённом в честь святителя.

Из книги: "Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри", - Санкт-Петербург. Издательство: ООО "Торговый Дом Медный Всадник", 2017 и сайта: https://odnarodyna.org/content/svyato-petropavlovskiy-kafedralnyy-sobor-v-simferopole


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 апреля 2025

Еще два десятилетия назад Петропавловский собор стоял совершенно опустошенный: без купола и колокольни, на барабане купола спокойно кустилась молодая поросль тополя, а интерьер был забит мешками с сахаром. Казалось, ничто не предвещало возрождение.

К 200-летию города храм обновили благодаря трудам крымских реставраторов (директор ЗАО «Крымреставрация» В.Ф. Крылов, автор проекта реставрации О.И. Сергеева). Мне тоже досталось в процессе этой работы — мучительные поиски проекта храма в архивах Синода, тщательнейший отбор материалов, позволивших возродить архитектурные формы собора. Горожане могут гордиться архитектурным произведением города, имеющим «стаж» — 131 год. Теперь собор излучает свет добра и веры.

Петропавловская церковь отличалась от других храмов города гармоничными пропорциями, стройным силуэтом и изяществом своей отделки. Она находилась на стыке средневекового поселения Ак-Мечеть, где располагались богатые дома мурз с гаремами, и новой столицы, и была первым православным храмом. В этом районе оказались рядом культовые здания различных конфессий. Неподалеку стояли небольшая нарядная армяно-григорианская церковь (разобрана в 1970-е годы), соборная мечеть Кебир-Джами, греческая Свято-Троицкая церковь с духовным мужским училищем. В 70-е годы XIX в. на углу Петропавловской и Салгирной сооружено представительное здание хоральной синагоги (утрачено в 1970-е годы), рядом с синагогой — польский костел (разобран в 1950-е годы).

В Ак-Мечети не было православных храмов. По данным камерального описания Крыма 1783 года, средневековое поселение насчитывало 7 мечетей, из 308 домов — 18 христианских (армянских). В 1785 году полковник Тищев приобрел за 50 рублей татарский домик и приспособил его под временную полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены. Эта цареконстантиновская церковь временно выполняла функции первого православного храма в Симферополе. После посещения Симферополя Екатериной II было дано распоряжение «построить в Ак-Мечети приличный храм соборный». В 1798 году по постановлению Синода в Ак-Мечети было произведено подробнейшее расследование по следующим вопросам: «Сколько жителей в Ак-Мечети, какого они звания, каким приходам принадлежат, причины, побудившие жителей к построению новой церкви, и не кроется ли в этом какая-нибудь неудобность». Убедившись в верноподданническом характере прошения жителей Ак-Мечети, Синод в 1801 году дал разрешение на постройку православной церкви. В 1805 году на средства прихожан в Симферополе приступили к строительству вышеуказанной церкви согласно документации, выданной в 1804 году министром внутренних дел графом В.П. Кочубеем. 8 ноября 1806 года строительство ее было завершено. Церковь знаменовала первый этап становления новой культовой православной архитектуры в Крыму.

В первоначальном своем варианте Петропавловская церковь была деревянная. Она представляла собой одноярусный прямоугольный объем с граненой апсидой на востоке и колокольней над притвором на западе. Прямоугольная в плане, вытянутая по оси с запада на восток, церковь делилась восемью столбами на 3 нефа. Центральный неф значительно шире боковых. В северной стороне апсиды пристроена ризница. С притвором и алтарем длина церкви составляла 16 саженей, ширина — 6. Первоначально церковь не была расписана. Основным декоративным убранством интерьера являлся иконостас. Он был устроен из шелевок, оббит парусиной и окрашен белой краской. Кровля выполнена четырехскатной крышей, в центре которой расположен глухой барабан, покрытый шатриком и барабанной главкой колокольни со звоном. Колокола были вылиты из меди в количестве 1267 пудов, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети. Церковь представляла собой типичный образец культовой провинциальной архитектуры XVIII века и вполне укладывалась в стилистические рамки своего времени. Таков ее первый строительный период.

Более 20 лет Петропавловская церковь функционировала как соборная. Но с течением времени она пришла в ветхость и после сооружения Александро-Невского кафедрального собора (1827 г.) была упразднена. Колокола, ризница, церковная утварь переданы в кафедральный собор. И только в марте 1865 года был учрежден комитет по строительству новой Петропавловской церкви в Симферополе. Членами комитета были избраны бывший церковный староста Тисов, священники Руднев и Лисневский, дьякон Антип Штенко, почетные граждане Кузьмин и Старцов. Проект нового храма составлен в Петербурге в департаменте проектов и смет и утвержден 12 мая 1865 года.

Автором проекта выступил петербургский художник-архитектор К. Лазарев, известный по оборудованию и оформлению Зимнего дворца в Петербурге. Сметная стоимость проекта определялась в 55 тысяч рублей. На постройку церкви прихожанами были собраны средства в размере 32 тысяч рублей, остальные выделил Синод.

29 июня 1866 года на месте старой, разобранной церкви совершена закладка здания нового храма. Расходы по завершению работ данного здания взял на себя купец Афанасий Иванович Тисов, принимавший активное участие в сборе средств на постройку храма. Подрядными работами руководил прихожанин этой же церкви К.К. Воронцов, участвовавший и в разборке старой деревянной церкви. За работами наблюдал губернский инженер Грачев. В устройстве иконостасов принимал участие мастер Зайцев. Впоследствии современники отмечали особое изящество внутренней отделки храма, особенно красивы были иконостасы 3-х приделов мастера Зайцева с иконами византийского стиля, устройство которых стоило значительных средств — 6150 руб.

В августе 1866 года основные работы по строительству церкви и иконостаса были завершены, 4 года велись отделочные работы. 16 августа 1870 года — второе рождение Петропавловской церкви, построенной на Петропавловской площади. Храм отличался тщательностью, отчетливостью и изяществом своей отделки. Собор значительно расширился, объемно-пространственная система его усложнилась и приобрела черты стиля другой эпохи — эпохи эклектики.

Церковь представляла собой крестообразный, сложенный из известняка объем, вытянутый по оси запад-восток, над средокрестием которого поднимался широкий световой барабан, перекрытый куполом. С запада к основному объему церкви примыкал прямоугольный объем колокольни. На востоке церковь имела широкую апсиду, перекрытую невысокого подъема конхой. Над основным объемом церковь имела позакомарное перекрытие сводами. Здание строилось из местных материалов, использовались камень-ракушечник бешеранского месторождения, известняк тоже местного происхождения.

Что же касается барабана, то комитет обратился в Таврическую строительную комиссию с предложением пересмотра проекта. Согласно проекту, в барабане должно быть устроено 16 окон, очевидно, предполагали «осьмерик» из жженого кирпича. «Купол» же строился из местного желтого камня, который при давлении не выдерживает такой тяжести. При устранении же в куполе 16 окон простенки между окнами будут узкими и сила давления каменного свода в куполе предполагается довольно значительная». Проект был изменен с устройством в барабане 12 окон.

В 1890 году на территории церкви был произведен ряд работ по благоустройству территории: храм был обнесен ажурной металлической оградой на каменном цоколе, выполненной также на средства прихожан этой же церкви. В сооружении ограды опять же принимал участие К.К. Воронцов. Архитектурный надзор осуществляли городской архитектор Б.А. Зайончковский и член городской управы С.К. Мясников. Ограда была сооружена строго по проекту. Двор, окружавший храм, представлял значительный участок. Площадь его составляла 260 кв. аршин. Дворовая территория была озеленена деревьями в один ряд и декоративными кустарниками. На территории церкви никаких других построек не было. На этой же Петропавловской улице, рядом с церковью, имелся особый двор для сторожа.

Территория, на которой размещалась Петропавловская церковь, имела вид исторически сложившейся небольшой площади, покрытой булыжниками. По рассказам старожилов города, ранее здесь происходили торжественные парады войск, народные гуляния. При Петропавловской церкви с 1868 года существовало церковно-приходское попечительство и были учреждены два приходских училища.

Архитектурный облик церкви выдержан в духе своего времени, характеризующегося смешением стилей различных эпох и направлений. Поэтому, наряду с элементами классической ордерной архитектуры, присутствуют формы, характерные для древнерусского зодчества. Здание установлено на высоком профилированном цоколе, его углы отмечены раскрепованными пилястрами. Высокие арочные окна обрамлены белокаменными наличниками. Входы в церковь на западе, юге и севере фланкированы тонкими полуколоннами и заключены в обрамление порталов с глухими арочными фрамугами над прямоугольными дверями. Здание венчает ступенчатый карниз, отсекая верхнюю часть закомар, превращая их в полуциркульные фронтоны, обрамленные гуртиком, в тимпанах которых устроены ниши в профилированном обрамлении. В простенках между расположенными арочными окнами светового барабана помещены плоские пилястры. Барабан венчает карниз небольшого выноса. Кровля выполнена трехскатной крышей сложной конфигурации, в центре крыши расположен световой барабан, завершавшийся куполом «луковичной» формы с главкой.

Последующую застройку Петропавловской площади и примыкающей к ней улицы Петропавловской (ныне Октябрьской) следует рассматривать как застройку, приведенную к масштабу собора, выдержанную в едином одноэтажном уровне, имеющую все характерные признаки архитектуры русского провинциального классицизма и тем самым представляющую градостроительный интерес и ценность. Сама улица Петропавловская, узкая и короткая, примыкала одним концом к шумной Салгирной (ныне пр. Кирова), другим — переходила в небольшую клинообразную Петропавловскую площадь. Улочка эта образовалась в 70-е годы XIX века как сквозной переход на одну из центральных артерий города. Каждый жилой дом уличного ряда решен в индивидуальной манере.

Одним из первых владельцев городской усадьбы на Петропавловской улице был генерал В.С. Попов (секретарь Екатерины И, затем канцелярии Потемкина), внук которого — предводитель дворянства В.П. Попов унаследовал барский дом с домовой церковью, надворные службы (ныне здесь посажена гостиница «Интурист»). Не случайно, именно в этом престижном районе в 1903 году был сооружен дом городского головы, члена городской управы, почетного гражданина города, общественного деятеля купца И.И. Бреннера (дом, примыкающий к пожарному депо). Крымские газеты 31 августа 1903 года отмечали, что «Симферополь обогатился новым красивым стильным зданием. Это дом члена управы Бреннера на Петропавловской площади, сооруженный в готическом стиле по рисункам архитектора Киблера». Ф.К. Киблер — известный в городе архитектор, член технико-строительного комитета Таврического губернского правления, автор проекта лютеранской кирхи, часовни на немецком кладбище и др. Дом Бреннера среди окружающей низкомасштабной застройки выделялся размерами и своеобразной, не характерной для застройки города архитектурой. Двухэтажное, асимметричное в плане здание, эклектичное по архитектуре со стилизованным использованием элементов готики и позднего ренессанса состояло из двух объемов — жилого дома и трехэтажной башни с шатровой островерхой кровлей, что придавало зданию романтический дух и живописность.

Украшавший площадь храм систематически обновлялся. В 1902—1903 годы были закончены работы по росписи купола Петропавловского собора. Газета «Крым» от 24 сентября 1903 года отмечала высокохудожественную живопись, выполненную молодыми, талантливыми художниками из Академии Художеств. В самом куполе был изображен бог Саваоф, окруженный небесными силами. Между окнами — орнамент, а по поясу барабана 12 медальонов с изображениями 12 святых апостолов. Значительные средства на эти работы вложил староста церкви С.И. Абрикосов. В последующие 2 года, по сообщению вышеуказанной газеты, художники должны закончить роспись стен, которые будут представлять «сплошной узор арабесков».

В 1980-е годы Петропавловский собор восстановлен (ЗАО «Крымреставрация», президент В.Ф. Крылов). Утраченным архитектурным формам колокольни, куполу храма был возвращен внешний облик, воссозданный по проектам, найденным мною в архивах Синода.

Церковь сегодня великолепна. Своей ухоженностью и блеском она обязана старосте храма Виталию Денисовичу Шкуропату, вложившему свою душу и сердце в роспись храма. Виталий Денисович — большой энтузиаст и подвижник. На его личные средства была организована поездка в Санкт-Петербург для изыскания архивных материалов по утраченному Александро-Невскому собору. Мечта жизни последних его лет — это восстановление Александро-Невского храма, сердца города. Жаль, что не дожил этот прекрасный человек до осуществления своих замыслов. Как в старые добрые времена, Виталий Денисович Шкуропат похоронен в церковной ограде дорогого ему храма. Память о таких людях должна быть нетленна.

Источник: С.Л. Белова. «Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры» на сайте «Крымовед»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.