ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Симферополь. Кафедральный собор Александра Невского (старый).


Симферополь. Кафедральный собор Александра Невского (старый)
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Александра Невского, Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1823 и 1829. В 1862-1864 расширена алтарная часть. В 1881-1884 пристроена колокольня.
Год утраты:1930 (взорван)
Архитектор:И.И. Шарлемань (автор проекта), И.Ф. Колодин (строительный надзор)
Адрес:
Республика Крым, г. Симферополь, на месте существующего кафедрального собора Александра Невского (просп. Александра Невского, д. 6)

Координаты: 44.952786, 34.098354



Кафедральный собор Александра Невского (старый), фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1910
Кафедральный собор Александра Невского (старый), http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/167-t-14-novorossiya-i-krym-bessarabskaya-hersonskaya-tavricheskaya-i-ekaterinoslavskaya-gub-obl-voyska-donskogo-stavropolskaya-gub-1910#page/1/mode/grid/zoom/1<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/167-t-14-novorossiya-i-krym-bessarabskaya-hersonskaya-tavricheskaya-i-ekaterinoslavskaya-gub-obl-voyska-donskogo-stavropolskaya-gub-1910#page/1/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1910
Кафедральный собор Александра Невского (старый), Тиражная почтовая открытка 1900-х годов<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Тиражная почтовая открытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
29 мая 1909
Кафедральный собор Александра Невского (старый), Кафедральный собор Александра Невского.<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Кафедральный собор Александра Невского.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Кафедральный собор Александра Невского (старый), фото 1887 год с  http://segolo.com/blog/10031<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
фото 1887 год с http://segolo.com/blog/10031
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1887
Кафедральный собор Александра Невского (старый), Источник: Е. М. Литвинова, "Крым: православные святыни: путеводитель".<br>, Симферополь, Симферополь, город, Республика Крым
Источник: Е. М. Литвинова, "Крым: православные святыни: путеводитель".
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Гусаров  15 января 2008

Кафедральный собор Святого Благоверного Великого князя Александра Невского в г. Симферополе заложен 12 марта 1823 г. протоиерем Василием Чернявским, по высочайшим повелением утвержденному проекту известного петербургского зодчего И.И. Шаpлeманя. Строительством руководил ученик великого А.Н. Воронихина архитектор И.Ф. Колодин.

3 июня 1829 г., в праздник сошествия Святого Духа, архиепископ Гавриил освятил собор. В 1860 г. собор стал кафедральным и потребовалось его расширить. В 1864 г. освятили новый иконостас. В 1884 г. с западной стороны собора пристроили трапезную и колокольню. В Александро-Невском соборе звучали проповеди выдающихся святителей и богословов. Здесь в 1857 г. Совершил Божественную литургию создатель Крымского Афона Владыка Иннокентий (Борисов) — "российский Златоуст", причисленный в 1997 г. к лику святых. В соборе хранились предметы, подаренные Екатериной II. Величественный пятиглавый храм, украшенный классическим портиком видел российских императоров, великих князей. Собор был взорван в ночь с 26 на 27 сентября 1930 года. Уничтожение собора произошло в двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Очевидцы рассказывают, что первая закладка динамита не дала ожидаемого результата. Собор вздрогнул, но не упал. Пришлось повторить процедуру.

9 января 2000 г. состоялось освящение первого камня и закладка капсулы в основание реконструируемого собора во имя Святого великого воина Руси. Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский вознес молитву Господу и выразил благодарность всем тем, кто принимал и принимает участие в восстановлении храма. Восстановление храма продолжается по настоящее время.

http://orthodox.sf.ukrtel.net/xram/simfy/alnev-s.htm


Сергей Ковров   4 ноября 2018

Кафедральный Александро-Невский собор

В центре города Симферополя разбит сквер Победы, в нем на постаменте установлен танк Т-34 - памятник воинам, павшим за освобождение Симферополя в апреле 1944 года. До недавнего времени мало кто знал о том, что на месте этого парка еще в начале века возвышался главный собор города во имя святого благоверного князя Александра Невского.

История этого храма интересна и трагична. Он стал одной из первых монументальных построек нового губернского города. Екатерина Великая во время посещения Симферополя высказала идею о возведении собора, но его строительство долго не начиналось из-за смерти Г. А. Потемкина (1791 г.), а затем и самой императрицы (1796 г.).

В 1804 году протоиерей Никита Петровский и священник Кирилл Забуженко обратились к Таврическому губернатору Мертвого с просьбой начать строительство храма. Губернский архитектор Карасев разработал проект будущего собора, сметная стоимость которого должна была составить 81 тыс. 529 руб. Но этот проект не был принят. Автором нового проекта стал петербургский архитектор Л. И. Руско. Для строительства нового храма выбрали место на берегу Салгира, в Александровском редуте, который соорудил во время военных действий генералиссимус князь Италийский граф Суворов Рымникский (в настоящее время на этом месте находится гостиница «Украина»). В мае 1810 года состоялось освящение места будущего строительства и закладка храма.

Губернатор А. М. Бороздин заключил подряд на строительство собора с французами П. Николом, И. Ферри, Б. Латти. Они должны были не только построить храм, но и отремонтировать Суворовский редут. В то же время сделали заказ в Петербургский иконописный цех К. Венедиктова. Всего за 2 месяца было выполнено 30 икон, среди них образ Христа Спасителя, Богоматери, святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, святых Архангелов Гавриила и Михаила. Все иконы были отправлены в Симферополь.

А вот строительство собора продвигалось очень медленно из-за отсутствия средств. В 1812 году началась Отечественная война, которая потребовала от России напряжения всех сил, в том числе и материальных. Строительство храма временно прекратилось, завершить его собирались после окончания войны. Однако этим планам не суждено было сбыться: весной 1813 года над городом пронеслась сильная буря, ветер сорвал кровлю собора, развеял песок. Оставшуюся часть заготовленного стройматериала попросту растащили. Храм так и остался недостроенным и стал постепенно разрушаться.

В 1816 году повелением императора Александра I была создана следственная комиссия. Осмотрев храм, члены комиссии пришли к выводу, что здание необходимо разобрать из-за глубоких трещин в его стенах. Губернский архитектор города Полтавы М. Парадисов рекомендовал подыскать для строительства собора более удобное место, подальше от обрывистых берегов Салгира. Существует предание, что место будущей постройки указал сам Александр I.

Новый собор предполагали строить на просторной площади перед Суворовским редутом. С точки зрения архитектуры, собор, расположенный в центре города, должен был связать в единое целое всю будущую застройку. Новый проект разработали в строительном комитете министерства внутренних дел Санкт-Петербурга. Его автором стал известный архитектор титулярный советник И. Шарлеман. Его проект, выдержанный в духе классицизма, отличался торжественностью, изысканностью пропорций, что сочеталось с запланированным парадно-торжественным архитектурным обликом зданий, окружавших его. Проект И. Шарлемана в 1821 году был утвержден императором. Александр I также пожертвовал большую сумму денег на строительство храма.

Уточнить и скорректировать проект на месте, а также вести наблюдение за строительством поручили известному архитектору И.Ф. Колодину (ок. 1785 - ок. 1845). Кроме собора, талантливому архитектору предстояло закончить строительство странноприимного дома Таранова-Белозерова (сейчас в этом здании находится медицинское училище), перестроить Свято-Троицкую церковь, возвести губернские присутственные места и дом гражданского губернатора. Архитектором Колодиным и губернским архитектором Лиммерманом в присутствии губернатора А. Н. Баранова был составлен акт о несостоятельности первой постройки. За эти годы стены здания и колонны обветшали и начали разваливаться, поэтому было принято решение его разобрать. Позднее этот участок земли приобрел протоиерей Василий Чернявский, здесь располагались архиерейское подворье и Духовная Консистория.

Новый храм был заложен 12 марта 1823 года. В Петропавловской церкви отслужили Божественную Литургию, после к месту закладки храма совершили крестный ход и преосвященный Иов освятил место строительства. Новый собор строили из местного бутового камня, который привозили из соседних деревень татары. Капители, колонны, пилястры, карнизы и другие детали выполнялись из тесаного камня. Крышу решено было покрыть листовым железом и покрасить в зеленый цвет. Кровельщики Петр Бобровский и Карл Ритер изготовили пять металлических крестов и подкрестовых яблок, покрыли их медью и червонным золотом.

Екатеринославская духовная консистория решила упразднить обветшавший Петропавловский собор, а церковную утварь, ризницу, колокола перенести в новый.

В 1844-1845 годах на средства прихожан были устроены два придела: во имя святой праведной Анны и в честь Покрова Божией Матери, и два новых иконостаса. Внешний вид старого иконостаса изменился: он потемнел, от времени потускнела позолота. На фоне новых он выглядел непривлекательно, нарушая впечатление гармонии и красоты. Поэтому его решено было заменить, новый иконостас, выполненный в 1847 году Пантелеимоном Ивановичем Бочеровым, находился в соборе до 1864 года, а затем был передан в Симферопольскую тюремную церковь памяти поклонения веригам святого апостола Петра.

Город постепенно рос, население увеличивалось. В 1860 году Александро-Невский собор стал кафедральным. Потребовалась частичная перестройка, чтобы он вместил всех прихожан. В 1864 расширили алтарную часть, поэтому пришлось заказать новый иконостас большего размера. Его выполнил из соснового дерева московский мастер купец 2-ой гильдии Никифор Сафронов по проекту петербургского архитектора Козловского. Резные украшения и доски для икон изготовили из липы. Всего иконостас украшали 25 икон и одна большая икона «Тайной вечери», написанная на потолке. 30 августа 1864 года он был освящен преосвященным Алексием.

Александро-Невский собор неоднократно расширялся и перестраивался. В 1869 году в нем были построены три алтаря и устроена галерея на западном фасаде. В 1881 году начались работы по удлинению собора. По ходатайству Таврического архиепископа Гурия (Карпова) Синод выделил для этого 37727 рублей. С западной стороны к собору были пристроены трапезная и притвор с колокольней. Во втором ярусе колокольни была устроена ризница, перенесенная сюда из левого придела. А освободившийся придел епархиальное духовенство решило посвятить памяти святого Гурия Казанского и Свияжского Чудотворца, в память архиепископа Таврического Гурия, умершего 17 марта 1882 года и похороненного в соборе.

В 1881 году закончились строительные работы, и собор предстал во всей своей обновленной красе. Внутренняя отделка храма была великолепна. Стены, окрашенные в охристый цвет, чудесно гармонировали с позолотой иконостаса, риз, с золотистым опенком дубового паркета. Симферопольцы гордились своим кафедральным собором, называли его «Исаакиевским» и, конечно же, считали, что он в самом деле нисколько не хуже настоящего Исаакиевского собора.

В Александро-Невском соборе имелись священные и исторические реликвии: подаренные Екатериной II золотые потир, дароносица, лжица, два копия, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца, звездица. На престоле хранилась копия чудотворного образа Божией Матери Касперовской, ее подарил храму архиепископ Иннокентий в 1857 году. Долгие годы в соборе находился важный документ — Высочайшая грамота императора Александра II, в которой он благодарил жителей Таврической губернии за услуги, оказанные Отечеству во время Крымской войны 1853—1856 гг. Еще одна реликвия — большое напрестольное Евангелие, украшенное сребровызолоченными досками с изображением Воскресения Христова и четырех евангелистов на верхней доске и Благовещения и четырех херувимов — на нижней. На Евангелии была сделана надпись: «С молитвою веры и благодарности ко Христу Спасителю, за сохранение драгоценной жизни Благочестивого Императора Александра II 4 апреля 1866 г., приношение в Александро-Невский кафедральный собор от духовенства и дворянства Таврического».

К Александро-Невскому собору были приписаны греческая церковь во имя Святой Троицы, Петропавловский собор, часовня во имя святого князя Александра Невского на Базарной площади, часовня на военном кладбище, построенная над могилами защитников Севастополя, умерших в Симферополе от ран.

В Александро-Невском соборе служили многие замечательные священнослужители: священномученики Никодим (Кротков) и Порфирий (Гулевич). Один из них Николай Федорович Казанский (1874-1942), еще при жизни прихожане почитали его святым за высоту духовной жизни. А до революции его жизнь была спокойной, Господь уготовил ему тернистый путь страданий после установления советской власти. Отец Николай в своих проповедях обличал новую власть в беззакониях, выступал против раскольников и обновленцев, стараясь сохранить истинное православие, мир и порядок в церкви. В тревожные времена он оставался спокойным и благодушным, личным примером учил прихожан стойко, с молитвой на устах переносить все испытания, ниспосланные Богом. За каждым богослужением священник призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в тюрьмах. Отца Николая неоднократно арестовывали: бесстрашный, твердый в своих взглядах священник был неугоден советской власти.

После уничтожения Александро-Невского собора протоиерей Николай Казанский служил во Всехсвятской кладбищенской церкви. В октябре 1936 года — новый арест. Но допросах отец Николой держался уверенно и твердо, отвечал но вопросы прямо, без страха. «Да, я заявляю, что советская власть, кок распространяющая безбожие, является антихристианской властью», - для такого заявления надо было обладать необыкновенным мужеством. 3 января 1937 года арестованным объявили приговор: отца Николая сослали в Красноярский край на поселение в деревню Новоселова. Но уже в ноябре 1937 года его арестовали вновь и осудили на десять лет все по тем же обвинениям: ярый тихоновец и враг советской власти. Здоровье отца Николая пошатнулось, и его поместили в колонию для инвалидов. Надежды вернуться домой или хоть как-то облегчить свою участь у священника не было, и он смиренно, с благодарением Богу погрузился в молитву. Больной, измученный нелегкой жизнью, отец Николай почил в Устьвытлаге в 1942 году.

Революционный вихрь принес много перемен в жизнь губернского города. Для Православной Церкви настали трудные времена. Многие храмы Симферополя были закрыты и превращены в склады, архивы, клубы. В 1922 году закрыли и Александро-Невский собор. Некоторое время его использовали как хранилище для церковного имущества, изъятого в храмах и монастырях Крыма. В 1929 году храму постарались придать «гражданский» вид: сняли колокола, сбили кресты. Но храм, стоявший в центре города, пусть даже закрытый, мешал новой власти — своим видом он напоминал о временах, когда жизнь была более спокойной, когда верующие могли посещать свой любимый собор.

В 1930 году было решено снести собор. Перед разрушением удалось перезахоронить прах архиепископа Гурия и еще 4 монахов на новом городском кладбище у церкви Всех Святых. В сентябре 1930 года в престольный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня прозвучал взрыв, и от некогда прекрасного храма осталась груда камней. Их постепенно развезли на строительство других домов, а на месте, где раньше возвышался величественный собор, разбили сквер.

В 1944 году здесь в братской могиле были похоронены солдаты, освобождавшие Симферополь от фашистских оккупантов. А над их могилой установлен памятник - танк. Позже останки воинов перезахоронили на воинское кладбище. В 1994 году 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, в сквере Победы установили крест и заложили первые камни в основание часовни во имя святого Георгия Победоносца.

В настоящее время Православная Церковь и многие жители Симферополя желают восстановить Александро-Невский собор. Возрождение уничтоженной святыни будет свидетельствовать о духовном возрождении людей, об искуплении вины за содеянное. Уже начата работа над созданием единого духовно-патриотического комплекса, в который войдут Долгоруковский обелиск, восстановленный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского и памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Каждый из этих памятников символизирует определенный период в истории Крыма, а все вместе - духовное единство народа.

Е.М. Литвинова. "Крым: православные святыни. Путеводитель."


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 ноября 2020

Для многих крымских храмов 1930-й год стал концом существования, большинство из них становились складами, подсобными помещениями, клубами, учреждениями, а некоторые и просто взрывались. Это было логичным продолжением мощнейшей антирелигиозной кампании, проводимой советской властью. Годом раньше на полуострове прошла первая волна закрытия храмов - сначала под раздачу попали небольшие сельские часовни и церкви. Все райисполкомы Крыма обязали в срочном порядке "устранить признаки культовых сооружений" на этих зданиях: купола, кресты, росписи и т. д. Кроме того, местным советам передавалось право выносить решение о закрытии храмов. "Пустующие часовни и церкви ликвидировать без промедления!" - писала газета "Красный Крым" в 1929 году.

В феврале-марте 1930 года началось массовое закрытие храмов. Многие из них не стали проходить перерегистрацию, которую так требовала новая власть. Что касается Александро-Невского собора в столице Крыма, то с этим кафедральным храмом двенадцатью годами ранее, произошёл трагический инцендент. В январе 1918 года в здании Александро-Невского собора "окопались" белогвардейцы и контрреволюционеры не захотевшие сдавать революционерам Симферополь, тем самым создав так называемый очаг сопротивления. На колокольне они установили пулемёты, а двери храма наглухо закрыли. Революционные моряки-черноморцы подавили огневую точку, сильно разрушив колокольню и здание собора. В декабре 1922 года Александро-Невский собор был закрыт и позже превращён в склад церковной утвари, собранной из других храмов Крыма. Годом позже, храм подвергся кощунственному погрому: неизвестные злоумышленники, проникнув в собор, надругались над святынями, изорвали ризы, содрали украшения с Евангелия, да ещё много чего натворили в доме Божьем эти богохульники.

В 1929 году, дабы придать зданию "гражданский" вид, были сняты колокола и сбиты кресты, а 30 мая было принято решение КрымЦИКа о сносе кафедрального собора. В ночь с 26 на 27 сентября 1930 года (в самый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня) он был взорван. По свидетельству очевидцев, взорвать этот храм оказалось нелегко. Первая кладка динамита была потрачена впустую, собор вздрогнул, но выстоял. Разрушить его пришлось только со второй попытки. Перед сносом удалось перенести из собора на кладбище, неподалёку от улицы Севастопольской, а позднее перезахоронить у Всехсвятской церкви прах архиепископа Гурия (Карпова) и епископа Михаила (Грибановского). Зелёные насаждения и окружавшие собор деревца послужили основой для создания здесь сквера. В 1944 году в сквере был установлен памятник в честь освобождения города - танк Т-34, а рядом похоронены солдаты, освобождавшие Симферополь от фашистских оккупантов.

С сайта: https://alexandr-nevskiy.church.ua/istoria и https://vkrim.info/80-let-nazad-vzorvali-sobor-aleksandra-nevskogo.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 апреля 2025

Здание Александро-Невского собора связано с историей рождения губернского центра начала его застройки и являлось одним из первых монументальных сооружений города Симферополя. Храм был любимым местом посещения горожан — здесь располагалась кафедра архиепископа. Современники отмечали, что Александро-Невский собор отличался святителями, восседавшими на кафедре, их причисляли к лицам первой величины в Российской церковной иерархии. Проповеди архипастырей Иннокентия, Алексия, Гурия, Гермогена, Пуки и др. известных епископов воодушевляли прихожан на добрые дела и были образцом духовного ораторского искусства.

Идея возведения в Симферополе соборного храма восходит к 1787 году — времени посещения Екатериной II губернского города. Бедность и теснота приспособленного под храм татарского домика поразили императрицу, и она изволила выразить князю Потемкину свою волю о построении в Ак-Мечети соборного храма для постоянных жителей и приезжих греков. Однако смерть Потемкина (1791 г.), затем Екатерины (1796 г.), отложили строительство собора надолго. Дело сдвинулось с мертвой точки в августе 1804 года. Протопоп Никита Петровский, известный своей храбростью во время взятия Измаила, обратился к Таврическому губернатору Мертваго с просьбой о постройке храма. Аналогичное прошение Мертваго к императору Александру I было удовлетворено, и губернским архитектором Карасевым был разработан проект будущего собора, сметная стоимость которого определялась в 81 тыс. 529 руб.

Предполагалось построить храм «во имя Св. Благоверного великого князя Александра Невского на новом месте близ присутственных мест». По преданию, это место определил Петр Симон Паллас. Однако проект Карасева признан министром внутренних дел Кочубеем посредственным, и в основу сооружения храма лег проект петербургского архитектора П.И. Руска, разработанный зодчим в классических формах. Простота композиции, главенствующая роль ордера, торжественность, изысканность пропорций характерны были для этого церковного здания, оформленного с четырех фасадов шестиколонным портиком. В начале мая 1810 года при многочисленном стечении народа состоялись освящение места и закладка храма. Его возводили на берегу Салгира, в Александровском редуте, укрепленном крепостными стенами лагере, «сооруженном во время военных действий генералиссимусом князем Италийским графом Суворовым-Рымникским, бывшим тогда командующим в Крыму генералом». Как впоследствии оказалось, месторасположение храма выбрано не совсем удачно — на косогоре, окруженном рвами, с обрывами в южной своей части.

Строить собор подрядились иностранные мастера — французы П. Николаи, И. Ферри, Б. Латти, оказавшиеся самыми заурядными «шабашниками». По контракту подрядчики обязались построить храм, изготовить иконостас, алтарное устройство и одновременно провести ремонтные работы по укреплению Суворовского редута (вала, рвов, каменных мостов с воротами). За постройкой храма надзор осуществлял губернский архитектор Мартьянов, а городничий Касанчич информировал МВД Санкт-Петербурга о ходе строительства. Одновременно В Петербургский иконописный цех К. Венедиктова был направлен заказ на написание икон Христа Спасителя, Богоматери, св. Апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова; на северные и южные дверные полотна — св. Архангела Гавриила и св. Архангела Михаила. Всего за 2 месяца работы К. Венедиктов выполнил 30 икон стоимостью 2100 руб, они были признаны отличного качества и отправлены в Симферополь.

Строительство собора продвигалось крайне медленно — не хватало средств. За 1811 год стены были возведены вчерне только до капителей. В 1812 году из-за начавшейся Отечественной войны постройка храма была законсервирована. Через год здание имело крайне неприглядный вид: сильная буря снесла всю кровлю, стройматериалы расхищены, песок и известь развеяны ветром. В таком состоянии храм простоял еще 4 года. В 1816 году Высочайше созданная комиссия сделала заключение — храм необходимо разобрать до основания «в виду глубоких трещин и ослабленных конструкций». В Симферополь был командирован губернский архитектор города Полтавы М. Парадисов, который подтвердил выводы комиссии о сносе храма и переносе строения на удобное и отдаленное от Салгира место. Карательные меры последовали незамедлительно. Все члены Симферопольской строительной экспедиции отданы под суд, дело же передано в Сенат для взыскания с виновных всех казенных убытков. На имения губернатора А.М. Бороздина наложен арест.

В 1817—1819 годах храм дал новую трещину, а южная стена здания на обрыве к реке Салгир угрожала скорым падением. Первый этап сооружения собора закончился. Впереди были новые предложения.

Нужно отметить, что Симферополь, заложенный на свободных землях в 1784 году как административный центр Таврической губернии, должен был развиваться по «регулярному» плану и своим архитектурным обликом отражать соответствующий уровень русской градостроительной культуры конца XVIII — начала XIX века. Утвержденный план города являл собой пример логически разумной, парадной и торжественной архитектурно-пространственной организации. Роль композиционного акцента отводилась полуциркульной площади, в центре которой намечалось место собора. Условия вновь строящегося города с просторными участками предполагали проект нового здания церкви со свободной посадкой. Проект соборной церкви был разработан в строительном комитете МВД Санкт-Петербурга после долгих раздумий о судьбе первого храма в Александровском редуте. Строительный комитет полагал, что возвести церковь необходимо на обширной площади перед редутом, между зданиями присутственных мест и полицейским управлением. Задача строителей Александро-Невского храма была такова — воздвигнуть в центральной точке нового города Симферополя мощный архитектурный объем, который служил бы главной объемной осью по отношению ко всей застройке.

В разработке проекта участвовали два талантливых архитектора — член строительного комитета МВД, титулярный советник И. Шарлеман и известный зодчий, титулярный советник И.Ф. Колодин. По смете первого проекта на постройку требовалось 237 185 руб. 95 коп., второго — 198 210 руб. 10 коп. Проект Шарлемана отвечал всем требованиям архитектуры зрелого классицизма, к первой половине XIX века достигнувшего своего наивысшего расцвета. Торжественностью, изысканностью пропорций, главенствующей ролью ордера отличался проект И. Шарлемана, утвержденный государем в 1821 году. Император Александр I пожертвовал на строительство храма большую сумму, да и место будущей постройки, по преданию, тоже указано им.

Уточнения и корректировка проекта Шарлемана на месте предполагались министерским архитектором МВД в лице И.Ф. Колодина, направленного в Симферополь для архитектурного надзора. Еще два года потребовались для разрешения всех задач сооружения собора в Симферополе, и уже в 1822 году граф Кочубей сообщал Таврическому губернатору Н.И. Перовскому о высочайше утвержденном проекте, составленной смете (с употреблением старого материала из разобранной церкви) на сумму 218 тыс. 965 руб. и о выборе архитектора И.Ф. Колодина для архитектурного надзора за строительством Александро-Невского собора, присутственных мест и других построек Симферополя. И.Ф. Колодин вместе с помощником Я. Колодиным, техником Абрамовым прибыли в Симферополь. В присутствии Таврического губернатора А.Н. Баранова, всех членов строительной экспедиции, губернского архитектора Лиммермана и понятых граждан был составлен акт о несостоятельности прежней постройки — непрочности стен храма, колонн, отсутствии «железных связей» и необходимости разборки сооружения. Участок первого храма был приобретен предводителем дворянства С.Е. Нотарой и протоиереем Василием Чернявским (впоследствии их дома принадлежали духовному ведомству, в первом — помещалось архиерейское подворье, во втором — духовная консистория; ныне на этом месте располагается гостиничный комплекс «Украина»).

В Симферополе архитектору Колодину предстояло строить Александро-Невский собор (1829), губернские присутственные места, заканчивать возведение странноприимного дома Таранова-Белозерова (1827), перестроить Свято-Троицкую церковь (1865), проектировать и возводить дом гражданского губернатора (1835).

Члены строительного комитета в составе архитектора И.Ф. Колодина, губернского архитектора Лиммермана обследовали новое место посадки собора. В результате осмотра оказалось, что здесь остались следы Суворовского редута, тайные подземные ходы, потому пришлось закладывать фундаменты гораздо глубже положенного по смете. Колодин на месте разработал план фундаментов и привлек для работы рядовых Таврического гарнизонного батальона. Первоочередной своей задачей Колодин считал набор опытных рабочих — специалистов разных профессий. С этой целью приглашали мастеровых людей из различных губерний России: 10 каменщиков прибыли из Санкт-Петербурга, плотники — от петербургского купца Терехова. Из Курской губернии также привлекли каменщиков и плотников. Сняли 10 лучших каменщиков-реставраторов из Бахчисарайского Ханского дворца. В строительстве участвовали и рядовые Таврического гарнизонного батальона. История сохранила имена квалифицированных плотников Курской губернии Степана Никифорова, Корнея Сомова, Ивана Анохина и других.

И.Ф. Колодин вел дневник строительных работ и постоянно информировал гражданского губернатора о ходе сооружения храма (дневник работ сохранился в госархиве АРК). Так, в декабре 1822 года Колодин сделал следующую запись в журнале за два месяца (с 1/XI по 1/I 1823 года) выполненных подрядных работ: поставлены наружные леса для сломки старой церкви; с 3-х порталов храма сняты каменные колонны с базами; вчерне закончена квартира для рабочих и построен сарай для складирования материалов.

12 марта 1823 года, в годовщину восшествия на престол императора Александра I, после совершения Божественной Литургии в Петропавловской церкви процессия с крестным ходом прибыла на место закладки храма, и преосвященный Иов освятил место. Губернатор Перовский пополнил выгравированную медаль с планом и фасадом церкви в специально подготовленный камень, затем принял от архитектора инструменты, раствор и собственноручно исполнил ритуал закладки кирпича, после чего мастера приступили к работе.

Александро-Невский собор строили всем миром. Татары деревень Карагач, Мангуш, Чокурча и Балточекрак возили бутовый камень. П. Михайлов и турецкоподданные греки Константин Сава, Георгий Сава, Ени Тодора-Салюс и Ени Апостол заключили контракт по доставке камня для капителей, колонн, пилястр, архитрава, фриза, карнизов и др. деталей, которые Колодин предложил выполнить в технике тески, без оштукатуривания, как предполагал проект Шарлемана. В 1825 году на контрактной основе договорились с искусным кровельщиком из Карасубазара — мещанином Петром Бобровским и Карлом Ритером — о покрытии крыши храма листовым железом с последующей окраской кровли в зеленый цвет. Эти мастера обязались изготовить 5 металлических крестов из железа и 5 подкрестовых яблок, покрыть их медью и вызолотить червонным золотом. На 4-х малых куполах были сделаны тумбы — подставки под кресты.

В течение 1824, 1825 и 1826 годов строительство собора шло успешно. Возведение монументального здания требовало большого количества опытных рабочих, которых продолжали брать «по найму и подрядом с выгодными ценами». В конце 1826 года архитектор Колодин сделал письменное заявление о дополнительном финансировании, и министр Панской исходатайствовал у императора на окончание храма еще 40 697 рублей 12 коп. Передержки сметы, естественно, были. Колодин мотивировал это следующими причинами: при разборке старой церкви из-за ветхости использовано меньше стройматериалов, чем предполагалось, фундаменты требовали больших затрат, все декоративные детали (карнизы, пояски, дентикулы и др.) выполнялись из тесаного камня, в конструкции корпуса храма Колодин ввел «железные связи», кирпич и штучный камень. Колонны с базами и капителями вытесаны из камня. Барабан основного купола стянут железными кольцами со скобами, для малых 4-х куполов использованы железные кольца на продольные связи, на фронтоны — под перемычки.

Колодин ввел железо в колонны, арки, применил пироны на всю высоту антаблемента. Модули, кронштейны тоже были сделаны из листового железа. На аттике фасадов церкви Колодин предложил сделать сечение не из камня, а из листового железа. Все это оправдало себя в будущем (так, в 1927 году во время сильного землетрясения здание собора не пострадало).

Нужно было позаботиться об оснащении храма колоколами и церковной утварью. Екатеринославская Духовная Консистория решила упразднить Петропавловский собор с тем, чтобы ризницу, утварь, колокола перенести в новый храм. В 1829 году из старого Петропавловского городского собора перенесены 7 колоколов, весом 193 пуда, оцененных в 9625 руб. Больший из колоколов имел 104 п., самый малый — 20 ф. В 1886 году на пожертвования Таврического духовенства приобретен новый колокол весом в 470 пудов. Вместе с этим колоколом московский фабрикант П.Н. Финляндский пожертвовал от себя еще два малых колокола весом по 10 пудов. Эти 3 колокола стоимостью до 90 тысяч рублей серебром были подняты на колокольню 17 августа 1886 года.

3 июня 1829 года в день Сошествия св. Духа при многочисленном стечении народа соборный однопрестольный храм во имя Благоверного князя Александра Невского был освящен преосвященным Гавриилом. Протоиерей Василий Чернявский ходатайствовал у генерала Канцевича о предоставлении военной стражи или караульных часовых для охраны собора от грабителей — близ храма еще не было никакой застройки. Таким образом, соборный храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями, строительство было начато в 1810 году, закончено в июне 1829 года, строительная эпопея длилась 20 лет.

Духовная консистория заказала Колодину проект благоустройства территории храма. В 1831 году Колодин представил консистории три варианта каменной ограды — «круглой, овальной и четырехугольной». Выбор пал на проект с квадратной планировкой. Это был хорошо организованный комплекс, с глубоко продуманными всеми сторонами композиционного решения.

Планировка территории, на спокойном рельефе, преимущественно пейзажная, была подчинена главной архитектурной доминанте — храму. Перед тремя фасадами сформирован парадный партер, в композицию которого включены аллеи со стрижеными кустарниками, деревьями, газонами с цветами. По всему периметру квадратного в плане участка на каменном цоколе покоилась оградная решетка, в угловых звеньях которой размещалась архитектура малых форм в виде павильонов — караульни, помещения для причта, комнаты для изготовления свеч. С восточной стороны автор предусмотрел часовню и свечную лавку. Предполагалось возвести ограду на средства Синода (3 тыс.), кружного сбора (2 тыс.). Екатеринославский епископ Гавриил в письме к Новороссийскому генерал-губернатору просил о выделении средств, необходимых для последнего этапа планировки территории, разбивки аллей (всего 5901 руб.). И.Ф. Колодин так оценил свою работу: «Я с радостью усматриваю красу будущую окрест храма». И уже в 1891 году главный собор имел хорошо организованную планировочную структуру.

Александро-Невский кафедральный собор имел высокую художественную ценность, в его сооружении использованы традиции русской классической школы периода ее расцвета. В проектировании и строительстве принимали участие видные петербургские архитекторы: И.И. Шарлеман, известный как создатель дворцов петербургской знати по перестройке Введенского монастыря и др. памятников архитектуры, и ученик А.Н. Воронихина, бывший крепостной, И.Ф. Колодин, автор многих загородных ансамблей Петербурга, в том числе дворцового комплекса президента Академии Художеств в Марьино, на берегу реки Тосно.

Место посадки Александро-Невского собора на обширной площади к востоку от редута, между будущими улицами Полицейской, Серова, Долгоруковской и Александро-Невской, определило изначально его доминирующее положение над окружающей застройкой. Пятиглавый храм имел охристую окраску фасадов («кирпичную») с тонировкой деталей в цвет беж. Северную, южную, западную ветви креста замыкали шестиколонные портики ионического ордера с треугольными профилированными фронтонами, тимпан которых не имел заполнений. Собор венчал центральный полусферический купол с главкой наверху, на которой был водружен православный крест. Купол покоился на световом круглом в плане барабане, прорезанном десятью стройными полуциркульными световыми проемами с выразительными наличниками. Многопрофильный карниз с мелкодробленными сухариками дополнял художественный образ здания.

В угловых звеньях храма с 4-х сторон располагались купола луковичной формы с крестами наверху, покоившиеся на стройном восьмигранном световом барабане, с идентичными полуциркульной формы окнами. Изящный поясок «сухариков» и мотив треугольных фронтонов повторялись в художественном облике главок. Трехярусная колокольня имела в нижней части массивный объем, увенчанный четвериком с арками звона. Верхний ярус колокольни прорезан высокими арками, его срезанные углы подчеркнуты пилястрами. Здание выделялось отточенностью ордерных форм, гармоничностью и пропорциональностью.

Неотъемлемой частью внутреннего пространства храма и его лучшим украшением являлся иконостас, созданный по проекту архитектора Шарлемана. Первый иконостас Александро-Невской церкви, исполненный талантливыми петербургскими мастерами, представлял своего рода образец декоративного искусства 20-х годов XIX в. Он вошел в альбом иконостасов как одно из лучших произведений классического направления. Общий замысел первого иконостаса не сложен. Композиция одноярусная, строго симметричная. Несмотря на камерность, смотрелась монументально, благодаря своеобразным пропорциональным соотношениям и укрупненным формам деталей и элементов. Характерно также гармоничное сочетание прямоугольных очертаний крупного иконного ряда («местный ряд») по обе стороны царских врат и округленность полуциркулярных линий навершия иконостаса, куда вписывался сюжет «Тайной вечери». Художники В.И. Грязнов и А.П. Никитин выполняли этот заказ. Главный алтарь был расписан С. Лапиным, классным художником, имевшим в Симферополе иконописную мастерскую. Строительный комитет предложил известным живописцам профессорам Академии Художеств Шебуеву, Егорову и академику Антонелли участвовать в росписи храма. Антонелли назвал сумму в 4650 руб., и ее приняли за основу.

В апреле 1828 года начались отделочные работы интерьера храма. Был оформлен контракт с талантливым крепостным художником Н.Ф. Нарышкиной Федором Яковлевым (не он ли расписывал гостиную в доме Воронцова?). В его задачу входило выполнение живописи в алтарной апсиде (изображение Господа Саваофа), в подкупольных парусах (четыре евангелиста) и стеновая роспись храма. Интерьер храма украшали следующие образа: Арх. Михаила и Арх. Гавриила, Тайной вечери, Плащаницы, 4 евангелистов на царских вратах, Богоматери, Успения Пресвятые Богородицы и Благовещание Господне, 2 хоругви с изображением образов Богоматери Казанской Божьей матери, Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. Этот иконостас просуществовал до 1845 года. В 1845 году на средства прихожан — коллежского советника Матвея Ивановича Кашкадамова и полковника Дмитрия Федоровича Касинского, Александры Андреевны Бражниковой — устроены два новых иконостаса с престолом во имя Покрова Богоматери и во имя Успения св. Праведныя Анны.

В 1846 г. настоятель доложил архиепископу Гавриилу, что старый иконостас от времени потемнел, позолота сошла, что явно не соответствовало общему благолепию храма, и просил: «Для единообразия и изящества соответственно двум иконостасам, устроить третий новый иконостас, оставить только иконы Санкт-Петербургской живописи». На рапорте архиепископа сохранилась резолюция: «Рисунок смотрен и дав дозволение строить новый иконостас в Симферопольском соборе, рисунок возвратить при указе с тем, чтобы строители не подверглись ошибке относительно тех мастеров, коим дело препоручено будет». Третий иконостас мастера Пантелеймона Ивановича Бочерова устроен 30 августа 1847 года и освящен.

Этот иконостас в 1864 году при расширении алтаря в соборе снят и передан в Симферопольский тюремный замок в церковь св. Петра, а на место отданного выписан из Москвы новый, сообразный размерам нового алтаря. Его выполнял иконостасный мастер московский 2-й гильдии купец Никифор Сафронов. Иконостас сделан из соснового дерева, а резьбу и доски для икон выполнили из липового сухого дерева. Проект иконостаса разработал петербургский архитектор IV округа путей сообщения и публичных зданий Козловский. В его план входило «весь иконостас вызолотить сплошь червонным полузолотниковым золотом, на полименте резьбу, а столярство на мардане». 25 икон на досках украшали иконостас и одна большая, квадратная в шесть аршин икона «Тайной вечери» на полотне,» писаны мастерами Семена Борисова. Высокохудожественные иконы получили хорошую оценку — Сафронов отмечен похвальным листом. В августе 1864 года Преосвященный Алексий освятил иконостас. На иконостасе размещены следующие иконы: Арх. Гавриила Благославляющего, Пресвятой Девы, Евангелистов Иоанна, Марка, Матвея, Пуки, Арона, Мелхисидек с хлебом, Преображения, Вознесения, Введения, Исцеления слепорожденного, Сретения, Успения Богоматери, Голубя парящего, Святителей Василия, Владимира, Папы Климента, Стефана Сурожского, св. Великомученика Георгия, Дмитрия, Иоанна Крестителя, Богоматери Предстоящей, Спасителя на престоле.

Как и наружный фасад, окраска интерьера первоначально имела охристый цвет. Охристая окраска интерьера и экстерьера храма создавали цветовую гамму, мягкую, мерцающе-глуховатую. Общий фон молельного зала собора — золотистый в сочетании с позолотой риз, иконостаса, кессонированных потолков, паркетного пола из дубовых квадр в «елочку» оставлял впечатление роскошное, потрясающее благолепием и красотой, что позволило горожанам называть собор любовно своим «Исаакиевским».

За 100-летие своего существования собор претерпел значительные изменения, объемно-пространственная композиция усложнилась в связи с его расширением и возведением колокольни. В 1842 году западный фасад храма обогатился часами, устроенными справа от входа на одном из четырех малых куполов. Эти часы — реликвия города со времени основания губернского центра — находились на каланче полицейского дома. В 1842 году по причине ее ветхости, грозившей падением, часы вместе с двумя колоколами перенесены на купол собора. В 1844 году произведена капитальная перестройка храма. На западном фасаде были построены трапезная и притвор с колокольней, с правой стороны притвора устроено помещение для сторожа, с левой — вход в ризницу и на колокольню. Средства на капитальную перестройку храма отпущены из сумм Синода.

Первоначально собору был определен статус городского, и только в 1860 году в связи с увеличением численности населения он был переименован в кафедральный. В 1869 году одноапсидный, однопрестольный храм перестраивается — он расширяется пристройкой трех алтарей. Устроена галерея на западном фасаде. Вместимость собора увеличилась на 500 человек.

В 1881 году по ходатайству Таврического архиепископа Гурия Карпова (1867—1882) отпущено из сумм Синода 37 727 рублей для удлинения собора и постройки колокольни. Строительные работы велись 3 года. В 1884 году собор предстал во всем своем величии и красоте, казалось, надолго. Но во второй половине 1890 года была проведена замена четырех башенок новыми, с арочными проемами, красивыми куполами луковичной формы, завершенными позолоченными крестами и установленными на восьмигранном барабане. Из-за отсутствия средств сначала заменили две башенки на восточном фасаде, а в октябре 1890 года реконструкции подверглись башенки западного фасада, Инженер Славинский разработал проект установки часов на правом от главного входа куполе западного фасада, как было предусмотрено раньше. О восстановлении часов писали в газетах в начале XX века, горожане требовали их реставрации. Но установка не состоялась к большому огорчению горожан, привыкших к бою часов в интервале получаса, из-за отсутствия входа на купола. В это же время установлена железная ограда, выполненная по контракту на чугунно-литейном заводе Я.М. Тосунова в Симферополе.

Значительные изменения произошли в интерьере храма. Первоначально собор был вымощен каменными квадратными плитами. В 1842 году по настоянию священника и церковного старосты Санютина устроен деревянный пол, в 1862 году при расширении алтарей паркетный пол вновь перестлан и исправлен во всем интерьере церкви, кроме притвора, где пол оставался каменным.

После всех перестроек храм имел следующую внутреннюю организацию (по архивному документу 1927 года): притвор, прямоугольный в плане, трапезная, квадратное в плане помещение, в ней находились свечные кассы, молитвенный зал, средний храм длиной 26 м 40 см, шириной 20 м 40 см, имел левый придел, за ним располагалась пономарня, и правый придел с ризницей, главный придел располагался в полукруглой апсиде с 4 оконными проемами. Высота собора главного купола составляла 24 м. Освещение электрическое.

В ризнице, иконостасе и киотах было немало священных и исторических реликвий, связанных с историей полуострова. В главном алтаре находился крест 1782 года, присланный, по преданию, Екатериной II. На святом престоле хранились икона-копия чудотворного образа Божьей матери Каспировской, подаренная архиепископом Иннокентием в 1857 году во время последнего посещения Крыма. К особо ценным предметам из золота относились дары Екатерины II, присланные в 1794 году (потир, дароносица, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца и звездница).

Важным документом, сохранившимся в соборе, была грамота, подписанная императором Александром II после окончания Крымской войны 1853—1856 гг. — благодарность «за оказание Таврической губернией Отечеству услуг». Грамота была на пергаменте, с печатью и подписью императора Александра II. Современники отмечали необыкновенное оформление грамоты — «края пергамента украшены государственными и губернскими гербами, символическом изображении в виде ветвей оливкового дерева и обвиты дубовой гирляндой, среди которой виднеются на золотом фоне имена 16 городов».

В соборе хранилась бронзовая вызолоченная доска, присланная в 1842 году из Санкт-Петербурга от шталмейстера Императорского Двора В.В. Долгорукова, внука генерал-аншефа В.М. Долгорукова. На доске вырезана надпись: «Надпись, снятая с артиллерийских орудий, пожалованных императрицей Екатериной II-ю генерал-аншефу князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому за знаменитую победу, одержанную им в 1771 году при городу Кефе в Крыму». Собор сохранял в склепе (за правым клиросом) останки святителя Гурия.

К Александро-Невскому собору приписаны были следующие храмы: церковь во имя Успения св. Праведной Анны на новом городском кладбище (освящена 14 июня 1864 года, устроена на средства купца В.Б. Масленникова); часовня во имя св. Александра Невского (устроена в 1866 г. над могилами воинов, погибших во время Крымской войны); часовня во имя св. Благоверного князя Александра Невского на площади возле фонтана; часовня во имя св. Николая в соборной ограде (построена в 1892 году по проекту архитектора Беккера в честь помолвки будущего императора Николая II с Александрой Федоровной); греческая церковь во славу Пресвятыя Троицы (1865 г.); церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла (1870 г.).

Сословный состав прихожан Александро-Невского собора на 1909—1910 гг. был следующим: духовных лиц — 36 человек, военных — 586, статских — 176, купцов, мещан, обывателей — 416, государственных крестьян — 6 1, общественных крестьян — 92.

Жизнь Симферополя была тесно связана с Александро-Невским собором. Здесь проходили торжественные встречи царственных особ, отсюда отправляли воинов на защиту Отечества, здесь проводили церковные праздники.

В годы антирелигиозного террора Александро-Невский собор разделил участь многих христианских святынь России, Крыма. В ночь с 4 на 5 октября 1917 года произошло кощунственное ограбление собора. Воры, взломав решетку, влезли в храм, убили сторожа, похитили деньги сбросили на пол церковные сосуды. В декабре 1922 года Александро-Невский собор был закрыт. Позже его превратили в склад имущества, изъятого властями из закрытых крымских храмов. С начала 1929 года развернулась настоящая война против его существования: были сняты колокола и переданы Симферопольскому отделению Рудметаллоторга.

30 мая 1930 года Крымский ЦИК принял решение — снести храм и передать земельный участок для сооружения музея-панорамы «Взятие Перекопа». Перед сносом удалось перенести из собора на новое кладбище прах архиепископа Гурия (Карпова) и 4-х священников. Могилы их находятся у Всесвятской церкви на городском кладбище. В сентябре 1930 года под храм был заложен динамит. В ночь с 26 на 27 сентября 1930 года в результате варварского взрыва собор прекратил существование. Впоследствии камень бывшего здания собора использовали для строительства так называемого «Дома 1905 года» на улице Павленко, предназначенного для проживания ветеранов и активистов революционного движения. Часть красивой металлической ограды бывшего собора ныне ограждает Детский парк со стороны улицы Шмидта. Соборный сквер именовался сначала Комсомольским, затем Пионерским, а со второй половины 60-х годов он называется сквером Победы.

Весной 1944 года в сквере, в братской могиле, были похоронены советские воины, погибшие при освобождении Симферополя. Тогда же на месте соборного храма установлен танк Т-34. Позже останки героев-освободителей перенесены на воинское кладбище, а постамент под танком реконструирован. Надпись на его лицевой стороне сообщает, что: «Этот танк, входивший в состав 19-го танкового корпуса, один из первых ворвался в город». Далее идут наименования частей и соединений, которые освобождали Симферополь. Так тесно переплелись судьбы защитников Родины на разных этапах истории Симферополя.

В настоящее время, через 70 лет после уничтожения симферопольской святыни, появилась возможность и желание горожан возродить храм. Возрождение Александро-Невского собора в Симферополе будет покаянием поколений за содеянное. Его величественная архитектура станет образцом культовой постройки эпохи классицизма. А звон колоколов восстановленного собора будет призывать новые поколения горожан к духовному возрождению.

Источник: С.Л. Белова. «Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры» на сайте «Крымовед »



Комментарии и обсуждение


Довольно известный факт: 28 февраля 1911 года в Александро-Невском соборе города Симферополя снова, но уже посмертно, отлучили от церкви автора всемирно известного произведения "Война и мир" Льва Толстого. Точное описание этого события сделал писатель Константин Тренев в антицерковной повести "Владыка" (1912 г.).

С сайта: https://rukrymr.com/a/27102351.html/Собор Александра Невского: работа над ошибками под новым патронатом

20 ноября 2020, Алексей Кротов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.