ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе.

Никола в Вишняках


Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1805 и 1847.
Архитектор:М.Ф. Казаков (арх. его школы)
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г.Москва, Вишняковский пер. 15

Координаты: 55.73665, 37.6325
Проезд:м. "Павелецкая", "Новокузнецкая"





Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вадим Павлов
21 января 2023
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
oldboy
18 января 2014
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
22 марта 2012
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вадим Павлов
15 февраля 1984
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Altaets
10 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
24 сентября 2016
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
24 сентября 2016
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1997
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1985
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
29 декабря 2013
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
17 апреля 2010
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Восточный фасад<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Восточный фасад
Иванов Дмитрий
17 апреля 2010
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
дарьЯ несмелая
11 февраля 2008
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, интерьер притвора<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
интерьер притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, интерьер притвора<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
интерьер притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, интерьер притвора<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
интерьер притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Мозаичная икона "Николай Чудотворец" на внешней стороне Святых ворот<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Мозаичная икона "Николай Чудотворец" на внешней стороне Святых ворот
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
24 сентября 2016
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Врата ограды церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Врата ограды церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 августа 2012
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
22 марта 2012
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
дарьЯ несмелая
11 февраля 2008
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, 1931 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=31267<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1931 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=31267
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1931
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Альбом Найденова<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Петрович Сычёв  2 сентября 2011

Известна с 1625 г., была деревянной. Каменная церковь постройки 1681-83 гг. заменена в 1805 г. новым ампирным храмом - крупной одноглавой ротондой на четверике с мощной алтарной апсидой. В 1847 г. построены нынешняя широкая трапезная и надстроена колокольня. Главный престол во имя Перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. В трапезной южный придел прп. Сергия, известен с 1722 г. Северный придел был Василия Амасийского (1766 г.), переосвящен во Введенский в 1847 г. В советский период храм не закрывался.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 мая 2014

Приход храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе впервые упоминается в 1624 году, но существует с конца XV века. Церковь первоначально была деревянной. По клировым ведомостям первый каменный храм заложен в 1681 году, освящен в 1683 году. Существующее здание церкви с главным алтарем построено в 1805 году, трапезная с приделами – в 1847 году. Колокольня постройки 1681-1683 гг. в 1847 году была перестроена и получила новый архитектурный декор. Главный придел освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского, известен с 1722 года. Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского. В 1849 году этот придел был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

После революции, в годы гонений храм не закрывался. С 1992 года является основным храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение главного и Сергиевского приделов.

http://nikvkuz.ru/o-xrame/istoricheskaya-spravka/istoricheskaya-spravka.html


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 октября 2016

Была приходским храмом Кузнецкой слободы. Впервые церковь упоминается в 1625 г. под именем «Николы в Кузнецах». Храм, возможно, существовал еще в XVI веке. Вначале он был деревянным, а в 1681–1683 гг. его построили в камне. В XVIII веке в Никольском храме устроили два придела: преподобного Сергия Радонежского (известен с 1722 г.) и священномученика Василия Амасийского (1766 год). К 1805 г. церковное здание обветшало, и тогда выстроили новое, дошедшее до нашего времени.

Основной храм имеет массивный купол, по диаметру почти равный стороне четверика основного объема. На восток выступает мощная апсида, диаметр который настолько незначительно меньше стороны, что это почти незаметно. Барабан купола имеет четыре больших окна. Верхние полукруглые части окон с наличниками в форме фронтонов, расположенные уже на самом куполе, являются люкарнами. Завершен сферический купол еще одной небольшой, сложной формы главкой. Автор проекта здания неизвестен, но его архитектурные формы указывают на школу М.Ф. Казакова. Одновременно сооружена и колокольня. К зданию церкви в 1847 г. пристроили широкую трапезную с наличниками в стиле, близком к барокко первой половины XVIII века. Тогда же возвели и верхний ярус колокольни. Примечательные медальоны со скульптурными изображениями святых евангелистов в круглых нишах помещены между пилястрами, по два на каждом из фасадов.

Облик церкви после перестройки несколько изменился, она стала разно-стильной, и черты строгого классицизма как бы потонули среди деталей, взятых из разных эпох. В интерьере также провели большие работы. Новый иконостас главного алтаря соорудили вместе с иконостасами приделов трапезной в середине XIX века, тогда же появилась живопись во всем храме. В 1895 г. в храме реставрировали иконостасы и стенную роспись. В новой трапезной сохранили посвящение южного придела преподобному Сергию Радонежскому, а северный переосвятили в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

С 1927 по 1950 год настоятелем храма был известный протоиерей Александр Смирнов (умер в 1950 г., похоронен на Даниловском кладбище). Он не только сумел отстоять свою церковь от закрытия, но и способствовал перенесению в нее святынь из окрестных храмов. В 1951–1984 гг. настоятелем был известный московский проповедник протоиерей Всеволод Шпиллер. Главная святыня храма – чтимый образ Богородицы «Утоли моя печали». Он был перенесен из церкви святителя Николая, что на Пупышах, при ее закрытии и поставлен во Введенском приделе. Храмовая икона святителя Николая первой половины XVII века, находящаяся за правым клиросом в иконостасе, вероятно, происходит из первоначального деревянного храма. На ней – восемнадцать клейм жития святого. Пожалуй, это наиболее ценный с точки зрения художественной древний образ в Никольской церкви сегодня. В храме имеется большая икона Божией Матери «Взыскание погибших» – копия с чтимого образа, что находился в селе Бор Калужской губернии. Также сюда перенесли Иверскую икону Божией Матери из церкви великомученика Георгия Победоносца на Большой Ордынке. В храме также находится праздничная икона из больничной церкви Марфо-Мариинской обители.

В 1991 г. при храме выстроен крестильный храм во имя равноапостольного князя Владимира, в котором находится баптистерий для крещения взрослых. На церковной территории расположено административное здание Православного Свято-Тихоновского богословского института.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 июня 2020

Здание трапезной является частью комплекса храма святителя Николая в Кузнецах. Оно было построено в 1847 году – на 200 лет позже каменной версии храма. К счастью, его не постигла судьба большинства культовых сооружений. Храм оставался во владении церкви весь советский период, поэтому строения комплекса сохранили свой исторический архитектурный облик. Сегодня храмовый комплекс – не только место богослужений. Здесь работают православная воскресная школа, гимназия и богословский университет. Туристическая привлекательность комплекса в целом и трапезной в частности обусловлена возможностью хорошо осмотреть его изнутри и снаружи.

Административный корпус Православного Свято-Тихоновского университета. Адрес: Москва, улица Бахрушина, дом 2 дробь 5, строение 1

Дом 2/5 по улице Бахрушева был построен в 1907 году, но на сегодня от него остался только фасад. Ранее дом предназначался для проживания причта храма святителя Николая. Другой стороной здание выходит в переулок Вишняковский, 13. Сейчас в нём расположен административный корпус православного университета, который является частью храмового комплекса. Здание построено в классическом стиле своего времени, который был полностью сохранён при его реконструкции. К счастью, дом не пошёл под снос и вносит свою лепту в застройку старой Москвы. Это можно сказать и о нескольких других старых зданиях на улице Бахрушина.


Анонимный участник  5 декабря 2020

Известный московский проповедник протоиерей Всеволод Шпиллер приехал в Москву в 1950 г. из Болгарии. Патриарх Алексий (Симанский) назначил его настоятелем Николо-Кузнецкой церкви, но жильём в Москве, естественно, обеспечить не мог. Голь на выдумки хитра: в колокольне церкви настоятель оборудовал "четырехэтажную квартиру". В ней семья и получила прописку ("Вишняковский пер., 15 - служебное помещение"). На первом этаже находилась кухня, на втором - кабинет-столовая, на третьем - спальня. Мебель, привезенная из Болгарии, осталась нераспакованной и хранилась в сарае на церковном дворе. В соседнем сарайчике-избушке поместился рояль - там проходили занятия музыкой сына о. Всеволода Ивана - будущего народного артиста РСФСР.

о. Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. М., 2004. С. 50-51.


До революции, когда в Москве насчитывалось несколько сотен храмов, среди которых было множество архитектурных шедевров разных эпох, Николо-Кузнецкая церковь воспринималась, мягко говоря, как рядовая постройка, не привлекавшая к себе внимания. Но после того как в ХХ в., в ходе "атеизации" столицы "народная власть" лишила народ весьма значительной части его национального достояния, а Николо-Кузнецкая церковь весь период борьбы с религией выстояла в качестве действующей, положение изменилось. Во всех своих частях, и внутри, и снаружи она являет нам весьма редкий подлинный памятник церковной архитектуры и прикладного искусства. Однако до последнего времени сведения о ее строительной истории ограничивались несколькими строчками дореволюционных авторов. Только в начале XXI в. А.Л. Баталов и Л.Р. Вайнтрауб взяли на себя работу по сбору всех письменных источников, касающихся истории храма, его клира и прихода с XVII в. до XX-го. Первый том их исследования опубликован в 2009 г.

Оказалось, что 1805 г. - это лишь год начала сооружения главного объема Николо-Кузнецкой церкви (его подкупольной части) на месте разобранного храма 1680-х гг. постройки. Оно сильно растянулось, хотя первоначально предполагалось, что займет всего 2 года. К штукатурке вновь выстроенного храма приступили лишь в 1809 г., но и через 3 года он оставался "строением еще не оконченным". Службы продолжали совершаться в трапезной части церкви. В таком виде Кузнецкий храм застало нашествие Наполеона. В Московский пожар 1812 г. почти вся Кузнецкая слобода выгорела, но церковь и от огня, и от неприятеля осталась сохранена. У ней лишь погорела крыша, и вскоре после изгнания врага приделы были освящены. После того как жители Кузнецкой слободы восстановили свои дома, они приступили к завершению отделки "настоящей" церкви, заложенной в 1805 г. 18 марта 1817 г. она была, наконец, освящена. Т. о., ее строительство, с перерывом, заняло 12 лет.

Авторы монографии подчеркивают, что венецианские окна барабана купола храма, верхний проем которых является окном-люкарной, уникальны для Москвы. В качестве близкой аналогии они приводят Знаменский храм в с. Комлево Рузского р-на 1802 г. постройки. После войны 1941-1945 гг. он на 60 лет был заброшен. Подойдя к краю гибели, комлевский храм все же дождался реставрационных работ, которые были проведены в 2005-2007 гг. (т. е. к 200-летию начала строительства его "двойника" - Николо-Кузнецкого храма).

Баталов А.Л., Вайнтрауб Л.Р. Церковь святителя Николая в Кузнецах. История храма и его прихода. Т. I. - М.: ПСТГУ, 2009.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 мая 2023

Истрия храма в ХVII веке. О времени основания храма Святителя Николая сведений не сохранилось, однако можно предполагать, что он появился одновременно с учреждением Кузнецкой слободы, по-видимому в ХVI веке. На протяжении нескольких столетий он являлся её приходской церковью. Впервые храм упоминается в окладных книгах 1624/1625 года. Они сохранили первое известное имя священника Никольского храма - иерея Никиты. Согласно записям в этих книгах, он платил дань 16 алтын, 4 деньги в 1624-25 гг и 1627-28 гг. Несмотря на то, что первые достоверные данные о существовании храма относятся только ко времени царствования Михаила Феодоровича, история его начинается в ХVI веке. О жизни в слободе более раннего времени сохранились материальные свидетельства, в том числе клад, относящийся к эпохе Смутного времени, зарытый в начале ХVII столетия одним из зажиточных жителей Кузнецов, обосновавшемся здесь до великого разорения земли Русской. Клад был найден во 2-м Новокузнецком переулке. В глиняной "кубышке" была спрятана значительная сумма денег - около 20 рублей 4 алтын и 1 деньги.

Кем же были прихожане церкви Святителя Николая? Кузнецкая слобода относилась к так называемым "черным" слободам. Это означало, что её жители платили подати и были обременены повинностями, т. е. принадлежали к тягловому населению московского посада. Среди них были ремесленники, держатели торговых лавок, числившиеся тяглецами своей слободы и платившие оброк за торговые и дворовые места. Кроме того, на них лежала обязанность чинить мостовые, караульные избы и нести разные городские службы, в том числе сторожевую, а также содержать орудия, предназначенные для тушения пожара, например водоливные трубы. Так, по осмотру объезжего головы в июне 1672 года выяснилось, что в Кузнецкой слободе в десятке Филиппа Степанова есть медная, а в десятке Ивана Еремеева - деревянная водоливная труба. Как и другие "черные" слободы, Кузнецкая слобода входила в управление Земского приказа. В повседневной жизни слобода управлялась слободским сходом, который составляли слободские тяглецы. Кроме тяглецов на территории слободы могли жить горожане, освобождённые от податей и повинностей. Здесь находились боярские дворы, владения дворян, несших дворцовую службу, а также служителей московских приказов, членов Гостиной и Суконной сотни. От слободского тягла были освобождены священно- и церковнослужители. Таким образом мы видим, кто составлял приход храма Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Храм в документах ХVII века назывался по наименованию слободы и её местоположению. Например, "Церковь Николы Чудотворца из-за Москвы реки из Кузнецково" или "за Москвою рекой, в Кузнецах", или "Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе". Как и многие другие храмы Замоскворечья, он оставался деревянным ещё во второй половине ХVII столетия. После священника Никиты, судя по окладным книгам, здесь служили: отец Нефедий (1634-1653), отец Алексий (1653-1654), отец Симеон (1655-1656), отец Поликарп (1656-1657). По сравнению с годами служения отца Никиты, при этих иереях в соответствии с состоянием прихода дань была увеличена и составляла 1 рубль 12 алтын 4 деньги.

Первые сведения об облике церкви Николая Чудотворца и о постройках на её земле относятся уже к середине ХVII века. На продолговатом участке длиной 24 сажени и шириной 18 находился деревянный храм с погостом. Кладбище было старым и к середине столетия могилы полностью заняли весь отведённый под него отрезок земли. Неслучайно писцы, составлявшие Строельную книгу 1657 года, назвали его тесным. Рядом с погостом, на расстоянии всего 7 саженей от церкви, располагался двор священника Поликарпа Степанова. Его двор был по занимаемой им площади почти равен церковному месту - 29 саженей в длину и 14 в ширину. Подальше от церкви, на расстоянии 13 саженей, находилось владение попа Игнатия, а в 11 саженях от его владения - небольшой двор (9 саженей в длину и 8 в ширину) просвирни Авдотьи Степановой. Рядом с храмом, на растоянии "полдевяты сажени", помещался крохотный двор (7 с четвертью на 4 сажени) церковного сторожа Ивашки. Недалеко от храма раньше располагался двор пономаря Савки Ермолина, узкий и вытянутый в длину (15 х 4 саж.). К 1657 году он был частично занят новым кладбищем, образовавшимся после морового поветрия. Это была эпидемия чумы 1654 года, унесшая жизни многих москвичей. Тогда-то и увеличились кладбища у большинства московских церквей. По указу царя Алексея Михайловича границы владений и церковного погоста при Никольском храме были изменены. Под кладбище отошла порожняя земля за алтарём церкви. Как было сказано в указе, "впредь тем взятым церковным землям быть в новом кладбище безповоротно". Старое кладбище по этому указу было огорожено глухим забором, а новый участок для захоронений огородили лишь "надолбами изредка". На эту "городьбу" за лес и за работу плотников было выдано из Земского приказа 15 рублей 19 алтын 4 деньги.

Сведения о приходе, которые можно почерпнуть из Переписных книг, соответствуют более поздним сведениям о его социальном составе. Впервые он зафиксирован в Ружной Розметной книге 7207 (1698/99) года: "А у той церкви в приходе дворов: 30 дворянских, 20 посацких, 2 гостиной сотни, 10 подъяческих, 2 крутицкого митрополита подъяков, 1 патриарша пристава, итого 65 дв". Размеры прихода, число его дворов стали причиной прекращения выплаты в храм ежегодной руги. В 1680/81 году руга полагалась священнику, диакону и просвирне в размере 19 алтын 5 денег. Позже руга незначительно уменьшилась - в 1698/99 году на содержание трёх штатных мест выплачивали 3 рубля 6 алтын 5 денег. Из этой суммы священнику полагалось один рубль 17 алтын 4 деньги, диакону - один рубль 3 алтына 4 деньги, просвирне - 19 алтын. Это была последняя руга, получаемая причтом. Резолюция была однозначна - ругу "отставить, а кормитца приходом". В процессе формирования описанного здесь прихода на месте деревянного храма был построен каменный. О времени этого события, столь важного для истории церкви Святителя Николая в Кузнецкой слободе, свидетельствует лишь один источник. Это Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием "строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места", составленный в 1723 году. Здесь о времени построения существовавшего тогда каменного храма сделана запись: "По благословению Святейшего Иоакима патриарха во 191 году", т. е. в 1682/83 году. Это произошло при священнике Прове Поликарпове. Он унаследовал место своего отца - иерея Поликарпа Степанова, прослужившего в этой церкви наибольший по сравнению с его предместниками срок - почти четверть века, 24 года. При перестройке храм сохранил посвящение своего главного престола во имя Святителя Николая. К нему добавился новый придел с престолом, освящённым во имя преподобного Сергия Радонежского. Особого (ружного) причта для службы в придельном храме не было.

О том, как выглядел первый каменный храм в Кузнецкой слободе, сведений нет. Здесь можно только приблизительно восстановить его типологические характеристики. Судя по планам церковного участка и сопредельных с ним владений конца ХVIII века, это был трёхапсидный храм с трапезной, в юго-восточной части которой был устроен придельный храм с одной апсидой. С запада примыкала прямоугольная в плане колокольня. Подобную структуру имели многие храмы второй половины ХVIII века. Устройство придела в трапезной, а не на одной линии с главным храмом, как в ХVI - первой половине ХVII века, позволяло сделать автономным богослужебное пространство каждой церкви, "настоящей" и "придельной". Сдвиг придела к западу открывал все входы в наос главного храма в соответствии с требованиями храмозданных грамот. Вероятно, как и другие храмы ХVII века, построенные в слободах, церковь Святителя Николая имела бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Скорее всего, он был увенчан пятиглавием. Центральный барабан был световым, а боковые глухими. Придельный храм преподобного Сергия завершался одной главой. В качестве сохранившихся аналогий можно привести церковь Симеона Столпника на Поварской. По своим размерам храм конца ХVII столетия несколько уступал ныне существующему. Бытует устойчивое мнение о том, что колокольня храма не была полностью перестроена в середине ХIХ века. В метрике церкви, составленной в 1887 году, об этом сказано так: "колокольня построена в 1681 году, пирамидальная из кирпича, а в 1847 году наложен новый этаж, не утративший старой формы". Если это так, то длина существующей трапезной примерно равна длине трапезной конца ХVII века, так как при перестройке храма она вместе с колокольней была сохранена.

Из книги: А. Л. Баталов, Л. Р. Вайнтрауб. "Церковь Святителя Николая в Кузнецах. История храма и его прихода". Том 1. - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009



Комментарии и обсуждение


Хоть престол св. Василия Амасийского был то ли в 1847, то ли в 1849 г. переосвящен, но кузнецкие прихожане продолжали чтить его память и через 90 с лишним лет были вознаграждены. Вот описание того памятного случая: "Множество народа переполнило храм и двор храма. По окончании литургии, когда на середину храма встали с иконами, приготовившись итти с крестным ходом, на амвон вышел настоятель и поздравил молящихмя с радостным окончанием войны. Затем он напомнил о тех, кто ценою своей жизни привели к победе. /.../ Безудержные рыдания всего храма заглушили голос священника... /.../ Крестный ход двинулся из храма во двор и три раза обошел вокруг храма, из окон которого доносился пасхальный перезвон..." Так прошел в Николо-Кузнецком храме день 26 апреля / 9 мая 1945 г.

См.: Васильева Н. Праздник победы // Журнал Московской патроиархии. 1945, № 6. С. 48-50.

15 декабря 2018.