ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Челябинск. Одигитриевский женский монастырь..


Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1848 и 1861.
Год утраты:приблизительно 1932
Адрес:
Челябинская область, Челябинск, (угол Цвиллинга и проспекта Ленина)

Координаты:55.160962, 61.403623
Проезд:Челябинская область, Челябинск, Ленина проспект, 52 и 54


Добавить фотографию
Одигитриевский женский монастырь. - Челябинск - г. Челябинск - Челябинская область
1900—1905 год с сайта http://nashural.ru/Starina/chelyabinsk.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1905
Одигитриевский женский монастырь. - Челябинск - г. Челябинск - Челябинская область
Одигитриевская церковь справа Вознесенская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1903
Одигитриевский женский монастырь. - Челябинск - г. Челябинск - Челябинская область
Вознесенская церковь, справа – Смоленская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1900
Одигитриевский женский монастырь. - Челябинск - г. Челябинск - Челябинская область
"Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге" Спб1900
Андрей Агафонов
1 января 1900
Одигитриевский женский монастырь. - Челябинск - г. Челябинск - Челябинская область
Источник: www.etoretro.ru/pic8648.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Одигитриевский женский монастырь. - Челябинск - г. Челябинск - Челябинская область
Разбор завалов и вывоз кирпича после сноса Одигитриевского монастыря. Фото 1937 год.
Дмитрий Дроздецкий
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  2 июля 2015

Улица, на которой располагался монастырь, в середине XIX века называлась Христорождественской, сейчас - улица Цвиллинга. Сегодня это центр города, та его часть, где на месте разрушенных церквей и других монастырских зданий находятся гостиница «Южный Урал», резиденция губернатора и областного правительства и жилой дом между ними . От великолепных храмов не сохранилось даже фундамента, исчез и бивший на территории монастыря родниковый ключ, а про имевшиеся здесь захоронения первых настоятельниц, в том числе основательницы общины матушки Агнии, умершей 130 лет назад, в 1872 году, и говорить не приходится.

Это был старейший монастырь в Оренбургской епархии. Начало Одигитриевскому монастырю в Челябинске положила община, созданная по инициативе Анны Максимовны Полежаевой (родилась в 1815 г. в селе Варламово Троицкого уезда, скончалась 14 сентября 1872 г.).

Полежаева начала свою деятельность по организации в Челябинске женского монастыря в 1848 году. 13 декабря 1849 Челябинская городская дума приняла решение об отводе 5 десятин земли под будущий женский монастырь. Земля была выделена на правом берегу реки Миасс, возле восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви. Для обеспечения будущего монастыря Оренбургское губернское правление весной 1851 года выделило 50 десятин казачьих земель, из расчета 3 копейки серебром за квадратную сажень. Первоначально сестры поселились в небольшом доме из 4 комнат, купленном за 143 руб. серебром в центре города. Содержали себя самостоятельно: ткали, вышивали шелком, оправляли иконы фольгой, вырезали бумажные цветы. Период становления общины был трудным. Серьезную помощь в это время сестрам оказали алабужские купцы братья Стахеевы, пожертвовавшие общине 2800 руб.

23 февраля 1854 года повелением Государя Императора Николая Павловича по докладу Святейшего Синода женская община в Челябинске была утверждена под названием Одигитриевской - Богородичной во имя Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы). 3 апреля 1862 (по другим данным - в феврале 1861) община получила статус монастыря, а её основательница, постриженная под именем Агнии, стала первой настоятельницей.

Сначала сестры за неимением собственной общинной церкви посещали богослужения в Христорождественском соборе, позднее служба для них отправлялась в загородной кладбищенской церкви. В 1859 году началось строительство Одигитриевской церкви. 1 ноября 1860 года над нею поднялись кресты и колокола, но освящена она была только в 1863 году. В 1861 году челябинский мещанин П. Ильиных предложил сестрам построить часовню. На территории общины уже стояла небольшая часовня, и строительство новой было решено перенести на общинный хутор. Челябинцы приняли активное участие в строительстве, и вместо предполагаемой часовни на монастырском хуторе был возведен храм во имя Святого Николая. В мае 1864 года храм освятили. Еще один монастырский храм во имя Вознесения Господня был освящен в 1890 году. При игуменье Рафаиле (в миру Ксения Яковлевна Бабушкина, третья по счёту от основания настоятельница монастыря), в 1879 – 1908 гг., обитель вступила в пору своего расцвета. Перед революцией Одигитриевский женский монастырь имел крупное хозяйство: пахотной земли насчитывалось 910 десятин, луговой – 44, лесных угодий – 317 десятин. Имелась мясная лавка, которая сдавалась в аренду. Имеются достоверные сведения о работе золотошвейной мастерской в Челябинске в середине XIX века, они приводятся в книге Раисы Будриной, посвященной истории Челябинского женского Одигитриевского монастыря. В 1880-х годах игуменья Рафаила развивала мастерские, сама искусно вышивала бисером. При монастыре ею были выстроены два двухэтажных полукаменных флигеля, в которых помещались мастерские: золотошвейная, белошвейная, живописная, цветочная, переплетная и другие. Сохранилось ли шитье из мастерских Одигитриевского монастыря, не известно.

В монастыре жили 355 монахинь. Доходы Одигитриевского женского монастыря за 1917 составили 65617 руб. Это позволяло содержать монастырский приют, в котором жили 25 человек.

О духовной значимости монастыря говорят нижеследующие факты. По ходатайству игуменьи Рафаилы в 1881 с Афона сюда была перенесена чудотворная икона Иверской Божией Матери. В 1902 митрополит Киевский и Печерский преподнес в дар Одигитриевскому женскому монастырю святые мощи Святителя Симеона и мученика Кукши.

При четвертой игуменье Анастасии развитие монастыря было прервано советской властью. После освобождения Челябинска от Колчака в 1919 году, то есть менее через месяц после восстановления советской власти в Челябинске на заседании губревкома одним из первых был поднят вопрос о судьбе монастыря. Чтобы спасти монастырь, сохранить храмы и богослужебное имущество, монахини решили объявить себя трудовой артелью (коммуной), соглашаясь при этом платить все государственные налоги, и направили свое заявление в отдел юстиции Челябинского губревкома с просьбой уважить их решение.

Однако желаемого компромисса с воинствующими комиссарами-атеистами не вышло. Новой власти нужно было показательное уничтожение монастыря. В ноябре 1920 года монастырю было предписано немедленно отвести 50 процентов всех помещений под приюты, дома ребенка и прочее, уплотнив монахинь. Газета «Красный стрелок» выразилась тогда по этому поводу со всей откровенностью: «Немножко потесниться попросили «угодниц божьих»... но, увы! Широко жить привыкли люди не от мира сего. Взъерепенились смиренные».

Челябинский Одигитриевский женский монастырь закрылся постановлением Президиума Челябинского губисполкома 23 марта 1921 на 73-ем году своего существования.

Монахини и «ряд местного контрреволюционного элемента» были обвинены в контрреволюционном заговоре, и в ночь («лихие» дела днем не делаются) на 23 марта часть из них вместе с игуменьей Анастасией подверглись аресту (67 монахинь и 250 послушниц были арестованы и посажены на полгода в тюрьму). Оставшиеся, кроме престарелых, были направлены в спец лагерь (по типу концентрационного).

В зданиях и на территории монастыря устроили детский городок.

Выйдя из заключения, часть монахинь во главе с игуменьей Анастасией смогла зарегистрироваться как религиозная группа и получить в пользование монастырскую Вознесенскую церковь, но ненадолго: вскоре она была передана другой группе верующих, так называемым обновленцам, поддерживавшим борьбу советского режима с опальным патриархом Тихоном и его сторонниками.

В обстановке религиозных гонений челябинские монастырские храмы в церковных целях практически не использовались и к началу 1926 года пришли в запустение. Еще раньше, на волне помощи голодающим, из них были изъяты все крупные церковные ценности в виде серебряных риз и окладов к иконам общим весом более 16 килограммов.

Учитывая острую нехватку помещений для проведения собраний, конференций и съездов, а также то, «…что нахождение Вознесенского храма на территории детского городка создает неудобство и препятствует правильному ведению дела народного образования», президиум Челябинского горсовета в октябре 1926 года закрыл храм. Одновременно прекратила существование и вторая, Одигитриевская монастырская церковь «…как представляющая одно целое» с Вознесенской.

В начале 1927 года началась реконструкция храмов, были сняты купола, убраны кресты с целью приспособить их под советские учреждения. Вознесенскую церковь предполагалось преобразовать в Дом съездов или, как его гордо тогда называли, в челябинский «Таврический дворец» с залом заседаний на 700-800 человек. При этом подчеркивалось, что никакого намека на бывшую церковь во внешнем виде Дома съездов не будет и что он явится лучшим украшением бывшего монастырского квартала.

Революционным архитектурным проектам челябинских властей, однако, не суждено было осуществиться. На город обрушилась могучая волна первой пятилетки, социализм пошел в наступление по всему фронту, и все силы и средства пошли на промышленное строительство.

В 1932 году изуродованные монастырские храмы были ударными темпами разрушены и пополнили собой запасы кирпича для цехов Тракторостроя и других гигантов индустрии. На месте же бывшей Вознесенской церкви перед войной выстроили огромную по тем временам гостиницу.

Все монастырские строения были снесены, кроме здания на монастырской Никольской заимке (совсем в другой части города), которое было приспособлено под светское учреждение. В 1997 году это единственное сохранившееся от монастыря здание было передано епархии. Ныне это храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1907

http://chelyabinsk.chelsi.ru/viewart.php?id=78

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=chelyabinsk&page=5

http://urpb.kirovka.ru/enc/index.php?id=1907

http://chelmuseum.ru/index.php?gl_page=76

http://www.chelpress.ru/newspapers/ucourier/archive/12-03-2002/6/a500.html

http://www.rinevus.ru/texts/golden-thread/

http://www.chelarhiv.ru/cpq/thumbnails.php?album=10&page=2

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.