ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Челябинск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Челябинск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Серафима Саровского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:не позже 1898.
Год утраты:приблизительно 1963
Адрес:
Россия, Челябинская область, г. Челябинск, двор школы № 53 по ул. Овчинникова, 4

Координаты: 55.143211, 61.410857 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1957 года<br>, Челябинск, Челябинск, город, Челябинская область
Фото 1957 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1957
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Источник: kalpidy.ru/HTMLs/Star_Foto/Star_Foto_1.html<br>, Челябинск, Челябинск, город, Челябинская область
Источник: kalpidy.ru/HTMLs/Star_Foto/Star_Foto_1.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Источник: chelchel-ru.livejournal.com/813307.html<br>, Челябинск, Челябинск, город, Челябинская область
Источник: chelchel-ru.livejournal.com/813307.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1962 года. Источник: chelchel-ru.livejournal.com/813307.html<br>, Челябинск, Челябинск, город, Челябинская область
Фото 1962 года. Источник: chelchel-ru.livejournal.com/813307.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото из "Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге". 1900 год. Позже храм будет расширен   
<br>, Челябинск, Челябинск, город, Челябинская область
Фото из "Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге". 1900 год. Позже храм будет расширен
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1901-1902 годов. Автор Жюль Легра<br>, Челябинск, Челябинск, город, Челябинская область
Фото 1901-1902 годов. Автор Жюль Легра
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото конца XIX века из фондов Российского этнографического музея<br>, Челябинск, Челябинск, город, Челябинская область
Фото конца XIX века из фондов Российского этнографического музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 августа 2015

На станции Челябинск, приходская церковь на переселенческом пункте. Была заложена 5 июня 1897, построена к 1904; осн. престол освящен в 1898. Деревянная, на высоком фундаменте из тесаных гранитных блоков, имела 2 придела-прируба: прав. – в честь Свт. Николая Чудотворца (освящен 25 апр. 1904) и лев. – в честь Св. Серафима Саровского (освящен 19 сент. 1904). Осн. объем здания – четверик с прямоугольными окнами – был увенчан шатром, заверш. луковичной главой на 8-гранном барабане с арочными окнами, не характерными для архитектуры деревянных церквей. В зап. части церкви над объемом притвора восьмерик шатровой колокольни. Наружная поверхность стен церкви и колокольни была обшита деревом, окна декорированы резными наличниками. К станционной церкви были приписаны врем. походная Николаевская церковь (1911) и Вознесенская кладбищенская церковь в пос. Порт-Артур (1916). Церковь была закрыта в 1923. В дальнейшем здание приспособили “путем капитального его пере­оборудования для культурно-просветительных нужд”.

Источник: Л. Ю. Вознюк, Е. В. Конышева


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 декабря 2023

Сегодня кажется странным, что почти 30 лет во дворе челябинской школы по улице Овчинникова, что возле вокзала, стояло совсем не совместимое по советским понятиям заведение – церковь, а во время уроков звонили колокола… В конце XIX века у железнодорожного вокзала Челябинска вырос храм Рождества Пресвятой Богородицы – деревянный, на каменном фундаменте.

– В планах у Министерства путей сообщения в конце XIX века было строительство церквей на всех крупных узловых станциях России, – рассказывал кандидат исторических наук, заместитель директор Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин. – Челябинск стал одним из первых в стране, где была построена привокзальная церковь. Вокруг челябинской станции к тому времени уже появился большой поселок, и ведомство железной дороги выделяет 6000 рублей на строительство трехпрестольного храма Рождества Богородицы.

Приход открыл женскую школу. Любопытно, что деньги на нее пожертвовал известный в России проповедник и духовный писатель, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Архивные документы свидетельствуют, что весной 1923 года община всячески пыталась воспрепятствовать закрытию храма, но тщетно. Власти закрыли храм, прикрываясь «мнением рабочих». Иконы и богослужебные предметы оказались в музейных запасниках.

В документах архива есть обращение заведующего краеведческим музеем Ивана Горохова: «Обращаясь в горсовет, прошу разрешить произвести осмотр церковного имущества, отобрать вещи, имеющие музейный интерес, составить опись их, и просить горсовет отдать их на хранение в челябинский музей местного края». Составленная при передаче опись пригодилась, когда в 1946 году храм Рождества Богородицы вновь разрешили открыть. Часть предметов была возвращена верующим.

Открытие храма было связано с новой, более мягкой политикой по отношения к Церкви, которую государство проводило в военные и послевоенные годы. В 1947 году храм Рождества Богородицы стал кафедральным, в нем служили челябинские епископы. В воскресные дни на службы приходило до 350 верующих. На Пасху число молящихся достигало шести тысяч. В целом для Церкви период правления Никиты Сергеевича Хрущева оказался очень тяжелым. 1954 год – начало первой антирелигиозной кампании. Она усилила атеистическую пропаганду, но на жизнь Церкви почти не оказала влияния. Однако вторая кампания, стартовавшая в 1958 году, вошла в историю как «хрущевские гонения». В те годы в вузах преподается предмет «основы научного атеизма», в киосках появляется новый журнал «Наука и религия».

Все газеты, включая заводские и вузовские многотиражки, были обязаны публиковать материалы антирелигиозной направленности. В последние пять-шесть лет хрущевского правления газеты дошли до прямых оскорблений верующих. Издания пестрят заголовками типа: «Святые мошенники», «Грызня у церковной кассы», «Пауки в рясах», «Святой проходимец», «Ликвидировать очаги заразы и мракобесия». Все приходы платят огромные взносы и налоги. Священникам запрещают не только проповедовать вне храма, но и совершать большую часть обрядов. Под запретом оказался даже колокольный звон.

В Челябинске главным «достижением» хрущевских гонений стало закрытие храма Рождества Богородицы. Осенью 1959 года над храмом сгустились тучи. Очень уж хотелось местному партийному и советскому начальству отрапортовать в Москву о результатах атеистической работы. Намерение закрыть собор пытались оправдать аварийным состоянием здания. Тогда церковный совет пригласил инженеров, которые дали заключение, что храм вовсе не является аварийным, а лишь нуждается в ремонте». Тем не менее, летом 1960 года общину снимают с регистрации, а через несколько месяцев уничтожают и опустевшее здание Богородицерождественского собора.

– В 1935 году началось строительство железнодорожной школы, потом она получила название школы №2. Здание в форме буквы П. Кстати, школа и сегодня существует на улице Овчинникова, – продолжает Николай Александрович. – Раз строители так плотно стали строить школу к церкви, значит, рассчитывали, что рано или поздно собор снесут. Если в 1920-х годах храм закрывали, ссылаясь на волю рабочих, то в конце 1950-х годов было объявлено, будто с инициативой сноса храма выступили родители школьников. Читаем решение Челябинского горисполкома от 14 октября 1960 года. Авторы документа ссылаются на «протокол общего родительского собрания средней школы №2 ЮУЖД об освобождении территории школы от других строений: рынков, жилых домов, киосков, церкви». Хотя церковь занимала основную часть школьного двора, почему-то указана в последнюю очередь.

Читаем вердикт: «Здание церкви подлежит сносу». Единственным действующим храмом Челябинска на тот момент остается Свято-Симеоновский. Именно туда было предложено перейти клирикам закрытого собора. На протяжении 29 лет Свято-Симеоновский храм оставался единственным в городе. Построенная в 1898 году деревянная церковь Рождества Богородицы была снесена уже в шестидесятые годы прошлого века - по разным данным то ли в 1963, то ли в 1967 году.

С сайта: gubernia74ru/общество/Виктория Сорокина. Когда молчали купола: как сложилась судьба одного из первых привокзальных храмов



Комментарии и обсуждение


"Для культурно-просветительных нужд” бывшая станционная церковь Челябинска использовалась около четверти века. При этом здание было приведено во "внекультовый вид" - колокольню и шатровое завершение разобрали. Во 2-й половине 1940-х гг. церковь вновь стала действующей - и не просто церковью, а Рождество-Богородицким кафедральным собором Челябинской епархии. Соборный статус ей придал епископ Челябинский и Златоустовский Ювеналий (Килин), назначенный на кафедру после 12-летнего вдовства в мае 1947 г.

Станционная церковь, хотя и деревянная, была 3-х престольной и по площади значительно превосходила второй действующий храм Челябинска - каменный Симеоновский. Восстановить храм в первоначальной красоте гражданские власти не дозволили - над притвором удалось смастерить лишь простейшего вида колокольню. На сей раз, как и после первого освящения храма, службы в нем продолжались чуть больше 20 лет. В 1959 г. Челябинская епархия стала одной из первых жертв "хрущевского наступления" на Церковь: она лишилась правящего архиерея и на 40 лет перешла в число "временно управляемых". Рождество-Богородицкий собор под благовидным предлогом отняли у верующих - то ли как аварийный, то ли как мешающий социалистической реконструкции города - и быстро снесли. Владыка Ювеналий (Килин), к концу жизни ставший архиепископом Ижевским, не узнал о гибели своего первого кафедрального храма на Родине (в 1947 он вернулся в СССР из Китая) - он скончался в последние дни 1958 г.

19 июля 2022.