ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Челябинск. Молитвенный дом Николая Чудотворца.

Молитвенный дом Австрийского согласия


Челябинск. Молитвенный дом Николая Чудотворца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1908.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Челябинская область, г. Челябинск, площадь перед южным фасадом "Торгового центра" (ранее угол улиц Кыштымской и 8 Марта)

Координаты: 55.171899, 61.393022 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Молитвенный дом Николая Чудотворца, Кадр из французской кинохроники 1919 года<br>, Челябинск, Челябинск, город, Челябинская область
Кадр из французской кинохроники 1919 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 июня 1919



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 августа 2022

После подписания 17 апреля 1905 г. императором Николаем II манифеста о веротерпимости старообрядцы всех согласий начали повсеместно регистрировать общины, приобретать и строить культовые сооружения по всей России, Челябинск не стал исключением. До 1905 г. челябинские австрийцы собирались в доме мещанина Трофима Николаевича Толстых на ул. Набережной. После провозглашения религиозной свободы члены совета белокриницкой общины Т. Н. Лавров, Я. И. Чернов и мещанин П. С. Овчинников воспользовались изменением ситуации и перерегистрировали здание на церковную общину. В раскладочной ведомости за 1905 г. сохранилось описание построек: «Дом с двумя каменными кладовыми крытый железом, во дворе австрийская молельня». В 1906-1907 гг. дворовое место перешло в собственность к А. В. Кузнецову. Вероятно, в это же время дворовое место было разделено на две части: одну приобрел А. В. Кузнецов, а вторую - Е. А. Толстых. В 1908 г. А. Д. Ушкова приобрела у А. В. Кузнецова его часть дворового места № 176, а второй по-прежнему владела Е. А. Толстых. К 1911 г. дворовое место А. Д. Ушковой перешло в собственность старообрядческой общины. Судя по описанию недвижимого имущества, дом, принадлежавший Т. Н. Толстых, оказался на участке Е. А. Толстых.


По-видимому, изначально это здание предполагалось приспособить для молитвенного дома, именно поэтому план дома попал на утверждение технико-строительного комитета Оренбургского губернского правления, он озаглавлен: «План существующего деревянного дома, находящийся во 2-й части г. Челябинска, на углу Набережной и Кыштымской улиц, в 6 плановом квартале, по участку № 1-2, предполагаемого к образованию в молитвенный дом обществом старообрядцев Белокриницкой иерархии». План был утвержден, и старообрядцы получили возможность устроить на купленном дворовом месте моленную, о чем свидетельствуют раскладочные ведомости по налогу на недвижимое имущество г. Челябинска за 1908, 1911, 1916 гг.

Регистрационное дело челябинской старообрядческой Свято-Никольской общины Белокриницкой иерархии за 1922 г. содержит адрес молитвенного дома: ул. Верхне-Набережная, д. 16. По информации того же источника на 1926 г., адрес молитвенного дома - ул. 8 марта, д. 32 (позднее, в деле о закрытии, адрес изменится на дом № 36), указывается и дата постройки - 1908 г. Еще одно подтверждение выявленного факта содержится в документах Челябинского губкоммунотдела на 1923 г., где в сведениях о муниципализированном домовладении, находящемся во 2-м районе по Верхне-Набережной улице, д. 16, значится «бывшая старообрядческая молельня».

Таким образом, в существующих публикациях, посвященных исследуемому вопросу, бытуют неточные сведения о расположении белокриницкой молельни на ул. Береговой, что впервые было опубликовано в справочнике В. А. Весновского. Вместе с тем обнаружено несколько источников, подтверждающих нахождение белокриницкой моленной именно на ул. Набережной (позднее переименованной в Верхне-Набережную, затем ставшей ул. 8 марта). Улица 8 марта в Челябинске сохранилась фрагментарно, на месте белокриницкой церкви сегодня располагается парковка Торгового центра, прилегающая к набережной реки Миасс.

Свято-Никольский храм Белокриницкой иерархии изначально представлял собой деревянный дом, в 1908 г. при покупке дворового места прежние деревянные строения были снесены, и на их месте построено кирпичное здание, при храме имелись деревянные флигель (дом священника), баня, надворные постройки. Храм представлял собой одноэтажное здание из кирпича. Внутри находился один свод перед алтарем, два столба, восемь окон с решетками, две деревянные двери и деревянный пол. В белокриницкой моленной была 151 икона, из них - 20 в алтаре, 37 икон отдельно в алтаре, 43 иконы в храме, 50 отдельно, и одна икона была на паперти. Площадь храма составляла 30 квадратных саженей земли, дворовое место - 250 квадратных саженей. Своего кладбища прихожане не имели, хоронили на загородном кладбище совместно с беспоповцами.

В результате антирелигиозной политики конца 1920-х гг. старообрядцы белокриницкого согласия потеряли свой молельный дом. Процедура изъятия культовых зданий была типичной и схожей для всех конфессий. В 1922 г. Челябинский горисполком муниципализировал все недвижимое имущество в городе. В собственность горисполкома перешло не только недвижимое имущество, но и все содержимое, а затем между городскими властями и верующими был заключен договор о передаче здания в безвозмездное пользование, в 1926 г. произошло продление договора. В 1929 г. началась активная кампания по закрытию в городе всех культовых зданий. Предлогом служили претензии в нарушении договора аренды съемщиком и использование муниципальной собственности.

Закрытие белокриницкой моленной заняло две недели: с 21 февраля по 4 марта в 1930 г. 21 февраля в административный отдел окружного исполкома иерей Афанасий Семенович Оськин написал заявление о сложении с себя сана священника: «Я прошу исключить меня из регистрации общины старообрядческой церкви, так как я снимаю с себя сан священника». 3 марта в докладной записке начальник административного отдела Челябинского горисполкома Э. М. Чопп отметил, что группа верующих распалась, служба в течение более месяца не производится и староверы добровольно отдают здание моленной горисполкому. На следующий день президиум Челябинского городского совета вынес постановление о закрытии молитвенного дома. В том же году белокриницкую моленную переоборудовали в жилищное помещение лесотдела.

Источник: cyberleninka.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.