ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Приволжский район. Церковь Гурия, Варсонофия, Германа, Казанских святителей, и патриарха Гермогена.

Трехсвятительская церковь (по старой деревянной церкви, стоявшей на этом месте)


Приволжский район. Церковь Гурия, Варсонофия, Германа, Казанских святителей, и патриарха Гермогена
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Гурия, Германа и Варсонофия Казанских, Ермогена, патриарха Московского
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1909 и 1912.
Год утраты:1933
Архитектор:Ф.Н. Малиновский
Адрес:
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Качалова, д. 78.

Координаты: 55.773966, 49.144672



Церковь Гурия, Варсонофия, Германа, Казанских святителей, и патриарха Гермогена, Фото А.И.Бренинга с сайта "Старая Казань" Снято в один из дней разрушения церкви.<br>, Приволжский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото А.И.Бренинга с сайта "Старая Казань" Снято в один из дней разрушения церкви.
Гранковский Владимир
25 января 1933
Церковь Гурия, Варсонофия, Германа, Казанских святителей, и патриарха Гермогена, Фото А.И.Бренинга с сайта "Старая Казань"<br>, Приволжский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото А.И.Бренинга с сайта "Старая Казань"
Гранковский Владимир
25 мая 1931
Церковь Гурия, Варсонофия, Германа, Казанских святителей, и патриарха Гермогена, Между 1927 и 1933 годами.<br>, Приволжский район, Казань, город, Республика Татарстан
Между 1927 и 1933 годами.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
??
Церковь Гурия, Варсонофия, Германа, Казанских святителей, и патриарха Гермогена,  Дом № 78 по ул.Качалова построен на месте, где стояла церковь<br>, Приволжский район, Казань, город, Республика Татарстан
Дом № 78 по ул.Качалова построен на месте, где стояла церковь
Гранковский Владимир
30 ноября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  7 декабря 2014

На окраине города за Суконной слободой - на углу улиц Лаврентьева и 1-ой Оренбургской (нынешних Качалова и Шаляпина) в 1900 г на пожертвования различных лиц была построена деревянная церковь, освященная во имя трех святителей казанских - Гурия, Варсонофия и Германа. Через девять лет принимается решение о постройке на ее месте каменного храма. Строительство церкви затянулось до 1912 г., когда отмечалось 300-летие освобождения Москвы от поляков. Тогда вспомнили, что во всей Казани нет ни одной церкви, освященной во имя самого знаменитого казанского святого - патриарха Гермогена. Недосмотр решено было исправить, и церковь была освящена во имя святителей казанских - Гурия, Германа, Варсонофия и патриарха Гермогена (Ермогена).

Проект архитектора Ф.Н.Малиновского поражал необычной архитектурой. Основной объем храма был выполнен в традиционной старорусской традиции - пятиглавая с большим центральным куполом, а вот колокольня была несколько необычна. Она напоминала мусульманский минарет, как бы подчеркивая, что церковь имеет непосредственное отношение в освящении, связанное с местными событиями. Эклектика, модная в этот период, пронизывала многие элементы внешнего убранства церкви и скульптурной отделки. Построена церковь была на средства верующих, а большие пожертвования многих купцов города, позволили щедро отделать храм внутри. Это-то и сыграло свою роковую роль во времена перемены власти и участь церкви при сносе в первую очередь была решена. Простоять ей суждено было всего 23 года - 25 мая 1933 года она была разрушена. Власти планировали на этом месте построить очередную «сталинку», но средств, видимо, связанных с началом подготовке к войне не хватило. Долгий период времени на этом месте был пустырь, огороженный забором. И только в начале 60-х годов здесь выросла невзрачная пятиэтажка - и как некогда стоявший здесь храм, тоже из красного кирпича.

По материалам газеты «Республика Татарстан» № 141 от 15 июля 2003 и сайта «Старая Казань».


О закрытии церкви

Трехсвятительская община, как в былые времена, так и в 1925 году крепко «стояла на ногах». 1930-й. В связи с закрытием Духосошественской церкви её исполнительный орган обратился с просьбой шестилетней давности о слиянии со Трехсвятительской, которая подтвердила готовность принять и общину, и причт.Совсем не весеннее небо было над Трехсвятительской общиной в мае 1932 года – тучи стали сгущаться. Четвертого мая (это среда Светлой седмицы) на собрании рабочих 1-й бригады ПСХ слушался единственный вопрос о закрытии двух церквей (Кирилло-Мефодиевской и Трехсвятительской). 20 человек общего собрания в один голос вынесли решение – сломать! В этот же день собиралась 3-я бригада завода им. Вахитова – 30 человек, с той же повесткой, с тем же решением. Днем позже аналогичные резолюции вынесли 4-я бригада ПСХ и 1-я бригада ВОХР завода Вахитова. Более обстоятельно к вопросу о закрытии отнеслись комсомольцы завода СК-4: сначала они обеспечили проведение общезаводского собрания, а затем и списки (подписи 435-ти рабочих и служащих. Невзирая на многочисленность желавших закрытия, Секретариат ТЦИК на своем заседании от 26.05.32г. постановил в ходатайстве всем выше перечисленным организациям отказать и «церковь оставить в пользовании верующих». Чем объяснить такое решение? Все достаточно прозаично! Требовалось массовое выступление за закрытие и так, чтобы число членов общины было перекрыто. Для этой цели ТЦИК затребовал в исполнительном органе общие сведения за последние пять месяцев; согласно которым община православная староцерковная; священников при ней четверо и сравнительную оценку количества верующих (на 1.01.32 мужчин 520, женщин 1430, на 1.06.32 мужчин 500, женщин 1425).

Реально оценивая сложившуюся ситуацию, ТЦИК решил форму не соблюдать. Коли не получилось набрать достаточное число сторонников закрытия, то не стоит и стараться, а просто волевым решением, основываясь на майских ходатайствах и постановлении Президиума КГСа, закрыть храм. Два дня, 4 и 5 сентября, заседали, да так и поступили, вынесли решение церковь закрыть с передачей молитвенного здания «заводу СК-4 для строительных надобностей».Выписку из протокола вручили церковной тройке общины. Надо отдать ей должное, Трехсвятительская община без боя сдаваться не стала и обжаловала постановление в вышестоящей инстанции, о чем подала заявление 11.11.32 г. в 10 часов утра. Официально заявление приняли к сведению, а негласно принятому постановлению дали ход, не дожидаясь ответа из Москвы. СК-4 приступил к работам по уничтожению церкви, о чем и сообщил 13.09.32 представитель завода в Культкомиссию 19-го сентября в адрес ТатЦИКа пришло объёмное письмо от Заготконторы ЗРК Авиастроя, в нем просили отдать здание Трехсвятительской церкви под тарный склад. Отправителю было рекомендовано договариваться с ГорКомХозом, который заготконторские доводы убедительными не счел, поэтому прежнее постановление ТЦИКа осталось в силе. 16.12.32. секретный отдел Казанского Горсовета с досадой констатировал, что «за II-ю половину 1932 года была закрыта всего одна церковь – Трехсвятительская».

Завод СК-4 с объемом работ справился, получив строительный материал и похвалу от руководящих органов.

В. Мухин «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия». Альманах «Православный Собеседник» № 2(15) 2007 г. и №1(16) 2008 г., изд-во КДС, Казань. 2007-2008 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.