26 декабря 1782 г. у соборного дьякона города Коломны Михаила Федоровича Дроздова родился сын – знаменитый в будущем московский митрополит Филарет. Мальчик появился на свет в доме тестя, который был настоятелем Богоявленской церкви в Гончарной слободе, однако почти сразу после рождения сына Михаил Федорович Дроздов получил назначение в Троицкий храм на Репне, располагавшийся в южной части города. В Ямской слободе возле Троицкой церкви, где на протяжении 17 лет служил настоятелем отец, прошло детство и юность владыки Филарета.
Святитель Филарет (Дроздов) происходил из старинного рода священнослужителей той части Тульской губернии, которая, впоследствии вошла в пределы Московской области. Дед владыки Филарета Федор Игнатьевич Дроздов был священником в селе Кормовое нынешнего городского округа Серебряные Пруды. У него было трое сыновей: Михаил, Афанасий и Иван. Первый – отец святителя Филарета – переехал в Коломну, Афанасий стал настоятелем церкви в селе Карники Веневского уезда Тульской губернии, а Иван остался служить в Кормовом. Эти сведения о предках святителя Филарета были опубликованы в Тульских епархиальных ведомостях со слов его престарелой троюродной сестры Татьяны Афанасьевны (в девичестве Дроздовой), которая в 1860-е гг. еще проживала в родовом селе Кормовое.
Дед святителя Филарета, упоминавшийся священник Федор Игнатьевич Дроздов умер в 1803 г. в возрасте 81 года. Остаток дней он провел в доме старшего сына Афанасия в селе Карники. В 1860-х гг. еще сохранялся надгробный камень над могилами этих двух священников – деда и дяди владыки Филарета. Эпитафия, текст которой приводился в Тульских епархиальных ведомостях, свидетельствовала о добром нраве Федора Игнатьевича Дроздова: «Христианин, остановись: здесь пастырь добрый твой сокрыт… Он всякого любил и кроток был душею. До старости растил разумных здесь овец, примерно чад учил своею добротою…»
Биограф митрополита московского Филарета Н.В. Сушков записал интересное предание из жизни Федора Игнатьевича Дроздова: «Будучи еще не стар и пользуясь добрым здоровьем, сдал свой приход своему старшему сыну, с благим намерением в мире отделиться от мира. Он удалился от всех знакомых и родных, повел жизнь уединенную, отшельническую, в посте и молитве, редко выходил из своего домика; видели его только в церкви. Не имея, по скудости, часов, он определял время келейной молитвы своей (3 раза в день) горением церковной восковой свечи».
Один из трех сыновей Федора Игнатьевича – Михаил Федорович Дроздов после женитьбы переехал в Коломну. Сначала он служил дьяконом в Успенском соборе, а в 1783 г. был возведен в сан священника и назначен настоятелем в храм Троицы на Репне в Ямской слободе. Епархиальное начальство перевело его в этот коломенский храм вопреки мнению прихожан, которые продвигали на место другого кандидата. С самого начала новый священник встретился с неприязнью жителей Ямской слободы. Прихожане поначалу даже пытались заставить настоятеля удалиться: они почти не давали денег за совершение треб, не приносили пожертвования на большие церковные праздники, заставляя семейство Михаила Федоровича Дроздова жить в нужде.
Троицкая церковь на Репне приобрела свой нынешний облик в XIX столетии. Колокольня была построена в 1823, трапезная – в 1858, а основное здание – в 1868 г. До революции к Троицкому храму на Репне была приписана часовня во имя Страстей Господних, располагавшаяся неподалеку от храма (снесена в 1970-е гг.). В часовне хранилась необычная святыня – резная икона Божией Матери Страстная. А.И. Некрасов в книге «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии» 1928 г. упоминал эту часовню, которая в то время еще действовала: «Среди барочных произведений, но с чертами древних традиций надо отметить совершенно необычайные скульптуры Коломны. В городе по церквам встречаются резные из дерева Николы Можайские; но они ничто в сравнении с скульптурными произведениями в часовне на Гражданской улице… Прямо на вошедшего смотрит погрудное, почти в нормальную величину, изображение Страстной Божией Матери с Младенцем, резное из дерева и раскрашенное, но все же несколько плосковатое в иконных формах».
К счастью, эта коломенская святыня уцелела. После закрытия часовни и Троицкой церкви на Репне в конце 1930-х годов Страстная икона была перенесена в уже упоминавшийся храм Богоявления Господня в Гончарной слободе, где служили дед по матери и родной брат святителя Филарета, и где он и сам родился в декабре 1782 года. Этот храм не закрывался в советские годы, поэтому увидеть резную икону Страстной Божией Матери можно там и сейчас.
Село Репенское на р. Репенке, на территории которого была выстроена эта церковь - очень древнее. Оно упоминается в духовной грамоте 1389 г. великого князя Димитрия Донского, который завещал его жене, Евдокии Димитриевне (1353-1407). Она, дочь суздальского князя Димитрия Константиновича, в 1367 г. по благословению митрополита Московского Алексия стала супругой 16-летнего великого князя. Большое влияние на духовную жизнь благочестивой княгини Евдокии оказали митрополит Московский Алексий, игумен Симоновский Феодор (в будущем святитель, архиепископ Ростовский), ее духовник, и Преподобный Сергий Радонежский. Княгиня в 1387 г. основала в Московском Кремле рядом с Чудовым монастырем Вознесенский женский монастырь. В 1395 г., при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю.
По указанию княгини был написан знаменитый образ архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля. Блаженная Евдокия была щедрой благотворительницей бедных, помогала обителям, втайне вела подвижническую жизнь. Под пышными княжескими одеждами преподобная носила вериги и изнуряла тело строгим постом. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), она приняла монашеский постриг в Вознесенском монастыре с именем Евфросиния. Когда она шла в обитель, окруженная народом, ей встретился нищий слепец, закричавший: «Боголюбивая княгиня, кормилица нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Как будто не обращая внимания на слепого, княгиня опустила ему длинный рукав своей рубашки; отерев им глаза, нищий прозрел. Во время этого шествия исцелилось до 30 человек. В молитве и подвигах свершив земной путь, преподобная Евфросиния мирно скончалась 7 июля 1407 г. Приближение кончины было извещено ей явлением ангела. После видения она онемела и знаками требовала, чтобы ей подали икону; взяв образ Архангела Михаила, она обрела дар речи и сказала: «Он точно в таком виде явился мне». Княгиня погребена в Вознесенском храме основанного ею монастыря, ставшем усыпальницей русских княгинь и представительниц царской семьи.
В 1920-х гг. собор был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками из других захоронений находятся в двух белокаменных саркофагах в подвальной палате Архангельского собора Кремля.
Когда в селе Репенском впервые была построена церковь, документов не осталось, но то, что Троицкая церковь была уже в 1572 г., известно из хранившейся в храме старинной рукописи, представлявшей собой «копию с выписи с коломенских ямских с писцовых и межевых и приправочных книг», выданную из Коломенского Ямского приказа Троицкой в Ямской слободе церкви попу Федоту, который в 1684 г. бил челом великим государям Петру и Иоанну, чтобы они велели выдать ему выпись из книг того приказа о церковной земле, которая там значится. В рукописи сказано так: «В поместном приказе, в приправочных коломенских книгах 1572 года написано: храм Живоначальной Троицы да теплый храм Рождества Пречистыя Богородицы, а на церковной земле двор попов да двор дьячков, да двор просфирницы, да на церковной земле тринадцать мест дворовых, а полевые земли к той церкви и меж церковной земле в тех приправочных книгах не написано...». Храм Святой Троицы с приделом Рождества Пресвятой Богородицы был первоначально деревянным, построение придела Пророка Илии относится к более поздним временам, так как он, тоже деревянный, в означенной рукописи упоминался только под 1680 г.
Деревянные храмы в селе сменила ныне существующая каменная Троицкая церковь. Она была возведена в коломенской Ямской слободе в 1696 г. Ямщики первоначально жили в несуществующем теперь с. Окуловском, где была деревянная церковь Иоанна Предтечи. Окуловское упоминается в вышеозначенной рукописи, хранившейся в Троицкой церкви: «... в том селе Окуловском жили ямщики - деды и прадеды их, и та ямская слобода переведена на Коломну, а вместо тоя церкви святого Иоанна Предтечи в ямской слободе построена приходская церковь Живоначальной Троицы и образ Иоанна Предтечи местной в той церкви есть...»
В доношении коломенского городничего майора Дурново от 1786 г. про Троицкую церковь сообщается: «Церковь Святой Живоначальной Троицы, что в Ямской слободе, каменного здания, построена в конце прошедшего столетия. При ней приделы Пророка Илии и Рождества Пресвятой Богородицы, и при них колокольня каменного же здания построена в то ж время коштом приходских людей. В 1810 г. на средства коломенского купца Федора Петровича Селезнева был построен вновь каменный придел Пророка Илии.
В 1823 г. началось строительство новой колокольни. В марте от коломенского ямщика Игнатия Дементьева и приходских людей церкви во имя Живоначальной Троицы, что в Ямской, на имя Филарета, архиепископа Московского и Коломенского, было подано всепокорнейшее прошение: «Вышеозначенная наша Троицкая церковь состоит каменная с двумя приделами, 1-й Рождества Пресвятыя Богородицы, а 2-й Пророка Божия Илии... утварию церковною достаточные, приходу ж имеет довольное количество дворов и душ мужеска пола; а посему существует на лице полный комплект священно-церковнослужителей в порядочном содержании, но только желательно нам при означенной церкви находящуюся колокольню разобрать и вместо оной вновь другую каменную же лучшего вида по учиненному на сей предмет плану и фасаду, не касаясь свечной суммы, токмо без благословения Вашего Высокопреосвященства приступить к сему не осмеливаемся... того ради просим позволить нам, нижайшим, приступить к сооружению... поелику мы, к сему приготовляясь, весьма довольное количество заготовили и подлежащих материалов...»
В консисторском деле написано, что «священник Троицкой церкви Василий Матфеев показал, что сумма в наличии 81 р. 40 к., но на предполагаемое приходскими людьми Коломенского Ямского правления головою Григорием Кузьминым, выборным Яковом Зиминым и мирским старостой Нефедом Клоковым с общего их мирского согласия, построение новой колокольни, согласно приговора, денег может хватить, так как прихожане уже заготовили подсобного материала: кирпича 150000 штук, с известкой, коей на всякую тысячу принято 40 пудов, поставкою и с тою известию по 16 рублей за тысячу. Белого камня 2000, за каждый по 1 рублю, кровельного листового железа 15 пудов, за каждый пуд по 10 рублей, подрядчику в задаток дано прихожанами 300 рублей. Прихожане и впредь подписались поставлять материал без остановки. Правильность архитектуры проверяла комиссия, сопровождавшая архитектора Шестакова и каменных дел мастера Карлони, которые донесли, что построение колокольни возможно». Разрешение от консистории было получено. Колокольня была полностью перестроена в 1823-1825 гг. В это же время устроен северный придел. Южный капитально перестроен в 1851 г.
Троицкая церковь была перестроена в 1868 г., растесаны окна, изменена форма главы и кровли, стены оштукатурены, перестроена трапезная с престолами Рождества Божией Матери и Пророка Илии. По устроении колокольни церковь была обнесена каменной с железными решетками оградой с двумя воротами и четырьмя калитками. В 1880-1882 гг. в церкви был проведен ремонт. В 1778 г. в Ямской слободе было 179 дворов, в которых проживало 445 душ мужского пола и 449 женского. В 1783 г. соборный диакон Михаил Дроздов (отец будущего митрополита Московского Филарета) был рукоположен во священника и определен к Троицкой церкви в Ямской слободе, где им был куплен дом, куда он и переехал из дома тестя 27 февраля. Бережно сохранялся деревянный одноэтажный дом священника Михаила Федоровича Дроздова, в котором с 7-месячного возраста до марта 1800 г., времени поступления в Троицкую-Лаврскую семинарию, жил его сын Василий, в будущем Филарет, митрополит Московский и Коломенский.
Церкви принадлежали два каменных одноэтажных дома, деревянная сторожка и деревянное здание церковно-приходской школы. К церкви Святой Троицы была приписана каменная часовня во имя Страстной иконы Божией Матери. Находившаяся в часовне икона с драгоценными украшениями особо почиталась жителями Коломны и окрестных поселений. По преданию, она была некогда обретена на этом самом месте. До 1801 г. часовня была деревянной и существовала уже не менее 175 лет. Затем на средства коломенского ямщика Василия Изгородина построена каменная.
В 1867 г. на средства коломенской почетной гражданки Анны Иосифовны Тупицыной часовня была перестроена. Она представляла собой кубическое здание, увенчанное главкой. Часовня разорена в 1918 г., тогда Страстную икону перенесли в Троицкий храм. По благословению владыки Феодосия (Ганецкого), по пятницам в Троицком храме служили перед ней молебен с акафистом. Часто богослужение возглавлял сам владыка. До середины 1970-х гг. в обезглавленной часовне находился Дом культуры глухих, но к 800-летию Коломны запущенный город «приводили в порядок», старые, давно не ремонтированные здания сносили целыми кварталами. Тогда была снесена и Страстная часовня. Но сама икона сохранилась, до закрытия Троицкого храма в 1940 г. находилась в нем, и, вероятно, последний настоятель Троицкого на Репне храма, о. Иоанн Розанов, перешедший в Богоявленский храм г. Коломны, перенес туда икону. Она там находится и теперь. По мнению историков архитектуры, дом № 20 по ул. Третьего Интернационала (бывш. Каширской) был построен в 1-й четверти XIX в. для причта Троицкого храма. На содержание причта, который состоял из священника, диакона и псаломщика, шли проценты от капитала, положенного в сохранную казну коломенским купцом Киприаном Кисловым и его женой Домникой. При Троицком храме служили священники: с 1782 по 1873 г. о. Петр Симеонов, Михаил Феодорович Дроздов с 1783 по 1800 г.; с 1801 по 1841 г. о. Василий Матфеев; с 1841 по 1847 г. Василий Тупталов; с 1848 по 1888 г. Иоанн Васильевич Лебедев, с 1888 г. о. Александр Орлов.
В 1840 г. священником в Троицкой церкви служил Василий Матвеевич Архангельский (66 лет), сын священника. По окончании курса в Коломенской семинарии в 1796 г. он был определен во диакона к Мироносицкой церкви г. Серпухова. В 1800 г. переведен в Коломну к Архангельской церкви. В 1801 г. рукоположен во священника к Успенской в Брусенском монастыре церкви. В том же году переведен к Троицкой церкви. С 1805 по 1839 г. о. Василий был увещевателем в Коломенском городническом правлении. С 1828 г. вдов. Отцу Василию сослужили диакон Филипп Михайлович Малинин, дьячок Кирилл Петрович Троицкий, пономарь Алексей Яковлевич Успенский. В 1900 г. при Троицкой церкви священником Александром Орловым открыта женская церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном здании. В 1909 г. в ней училось 57 человек, в 1916 г. - уже 84. Попечителем с 1900 г. состоял коломенский мещанин Петр Четкий. В 1902 г. Петр Моисеевич Четкий был церковным старостой Троицкого храма. Его старанием и по большей части на его средства устроен при церкви звон, в составе которого большой колокол в 560 пудов. Ежегодно, в девятое воскресенье по Пасхе, из Коломенского Успенского собора в Троицкую церковь совершался крестный ход в память избавления жителей Коломны от свирепствовавшей в 1654 г. в городе моровой язвы.
В 1899 г. было открыто церковно-приходское попечительство. С 1902 г. при храме открылась народная библиотека-читальня. В 1903 г. при Троицкой церкви Елизаветинским благотворительным комитетом содержалось здание Елизаветинских яслей (с 1893 г.). В приходе Троицкого храма в 1902 г. было 174 двора, в которых проживали 623 мужчины и 595 женщин. С 1910 г. при церкви служил священник Иоанн Стефанович Розанов (в 1916 г. ему было 52 года). В 1885 г он окончил Вифанскую Духовную семинарию с аттестатом 2 разряда. В том же году был рукоположен во священника ко храму с.Вертлинского Клинского уезда. С 1894 по 1910 г. он состоял законоучителем и заведующим Вертлинской второклассной учительской школы. В 1895 г. награжден набедренником, в 1900 г. скуфьей, в 1908 г. камилавкой.
26 августа 1937 г. был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации священник Троицкого храма Виктор Александрович Соловьев (1877-1937). В начале сентября 1937 г. он был переведен в московскую Таганскую тюрьму. Приговорен к расстрелу 9 октября 1937 г. и 14 октября расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
В 1940 г. Троицкий храм местными властями был разграблен, осквернён и закрыт. Спустя некоторое время внутренняя отделка была варварски уничтожена, как и иконостасы главного храма и южного придела, иконы и богослужебные предметы, не представляющие интереса, были выброшены из храма. В здании были устроены сначала цех, потом реставрационные мастерские.
В 1998 г. обветшавший, разоренный храм возвращен верующим, приход возглавил уроженец Коломны, выпускник Коломенской Духовной семинарии священник Владимир Пахачев, ныне благочинный церквей Коломенского округа. Началось восстановление храма, возрождена и приходская школа. На колокольне установлены подаренные Троицкому храму набор колоколов из Воронежа и большой колокол из Екатеринбурга. Отреставрированы внутренние интерьеры храма, заново расписан главный алтарь, воссоздан пятиярусный позолоченный иконостас. 2 декабря 2012 г. митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий совершил Великое освящение Троицкого храма на Репне. Сегодня Свято-Троицкая церковь на Репне полностью отреставрирована и открыта ежедневно для каждого желающего.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Троицкий храм на Репне, где вырос святитель Филарет (Дроздов) и сайта: vk.com›@hramnarepne-istoriya-hrama