ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Коломна. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Харалампия, епископа Магнезийского
Год постройки:Между 1680 и 1800.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Коломна, ул. Гончарная, 8

Координаты:55.10408, 38.77831


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Игорь Герасимов
24 февраля 2017
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Игорь Герасимов
24 февраля 2017
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Илья Смирнов
8 января 2017
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Илья Смирнов
8 января 2017
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Людмила Хлопкина
10 сентября 2004
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1990
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1990
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Игорь Герасимов
24 февраля 2017
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Игорь Герасимов
24 февраля 2017
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 апреля 2013
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 апреля 2013
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Колокольня
Дмитрий Филиппов
12 апреля 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Viktorianec
9 мая 2007
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Илья Смирнов
8 января 2017
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
oldboy
25 марта 2012
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
oldboy
25 марта 2012
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Врата церковной ограды.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008
Церковь Богоявления Господня - Коломна - Коломенский район - Московская область
Иванов Дмитрий
12 декабря 2008




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  16 мая 2011

Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, супруга царя Иоанна III — София Палеолог — долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет о том, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждет младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм. На рубеже XVI-XVII вв. эта церковь сгорела. После пожара была найдена в пепле невредимой от огня икона Нерукотворного образа Спасителя, когда-то пожертвованная жителями из деревни Митяево. В память об этом чудесном событии, вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, была построена другая — в честь Нерукотворного образа Господня.

В XVII в. храм перестраивается и закладывается из камня, сохранив свое старое название. Внешний облик храма подвергся переделкам в духе классицизма. Бесстолпный двусветный четверик церкви был перекрыт лотковым сводом, прорезанным световым центральным барабаном пучкового пятиглавия. 7 июля 1689 г. храм освятили в честь Богоявления Господня. Иконостасы в приделах киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи относятся к концу XIX в.

Зимой службы переносились в соседний деревянный храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов. В 1800 г. при настоятеле отце Никите Афанасьеве были пристроены два придела — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика Харлампия — и возведена новая колокольня. В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых.

В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

В советское время Богоявленский храм не закрывался.

Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=316


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  6 апреля 2018

Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны - это означает, что когда-то он стоял на окраине, а ещё раньше - за пределами города. Много веков назад здесь располагалось село Бабышево, которым владела супруга Дмитрия Донского, княгиня Евдокия. Первые упоминания о Бабышеве относятся к ХIV веку. Известно, что вскоре после вхождения Коломны в состав Московского княжества его оставил в наследство своей супруге князь Иван Калита. Видимо, после этого закрепилась традиция владения селом жёнами великих князей. В эпоху Куликовской битвы Бабышево принадлежало будущей преподобной Евфросинии (в миру княгине Евдокии), а позже - жене её сына Софье Витовтовне и жене её внука Марии Ярославне. Впрочем, храма тогда в Бабышеве не было, во всяком случае сведений о нём не сохранилось. Вероятнее всего, первую церковь здесь построила следующая владетельница села: дочь последнего византийского императора и супруга Ивана III Софья Палеолог. По преданию, она долго не могла забеременеть и много молилась в храмах Коломны и иных московских окрестностей - в том числе в Троице-Сергиевом монастыре, где ей явился преподобный Сергий. Вскоре после этого великая княгиня родила наследника, будущего Василия III. В честь счастливого разрешения от бремени и памятуя о данных обетах, Софья Палеолог велела заложить в вотчинном селе Бабышеве деревянную церковь. Освятили её, что вполне объяснимо, в честь Зачатия св. Анны, и в первые века своей истории храм был известен именно как Зачатьевский.

К ХVI веку Коломна разрослась настолько, что село Бабышево практически слилось с городом, превратившись в Гончарную слободу, где селились гончары и кирпичники, строители стен Коломенского кремля. Строили его, кстати, по приказу Василия III - того самого вымоленного Софьей сына, рождению которого и обязана была своим появлением сельская, а теперь слободская церковь. С превращением села в слободу прекратилась традиция княжеского владения - теперь это место вошло в епархиальные земли. В конце ХVI века храм постигло общее для деревянных храмов бедствие: он сгорел. Возможно, кстати, что сгорел не тот храм, что построили по велению Софьи Палеолог, а "наследовавший" (или один из "наследовавших") ему - известно, что Гончарная слобода выгорала не единожды. Сколько всего раз деревянный храм горел и восстанавливался, не известно, однако во время одного из пожаров произошло чудо, изменившее его судьбу. Вот как об этом рассказывал святитель Филарет (Дроздов), родившийся здесь и часто бывавший в Гончарной слободе: "В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бабышеве и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, другая - в честь Нерукотворного Образа Господня". Таким образом, храм приобрёл новое посвящение и стал Спасским. Именно под этим именем он известен на протяжении большей части ХVII века. В 1649 году слобода, фактически являвшаяся городским районом, официально вошла в состав Коломенского посада.

Ближе к концу столетия, когда каменное дело получило достаточно широкое распространение и многие старые храмы перестраивались в камне, задумались и о строительстве каменной Спасской церкви. Архиепископ Коломенский Никита (Тотемский) благословил это начинание. Работы начались в 1680 году и затянулись почти на 10 лет. Освятили каменный храм только в 1689 году. И здесь кроется тайна храма. По документам церковь строилась как Спасская - в соответствии с посвящением её предшественницы. Однако освящена она была в честь Богоявления. С чем связан такой поворот дела, до сих пор неизвестно. Однако факт свершился - в 1689 году в коломенской Гончарной слободе появился новый храм, не связанный со своими предшественниками даже названием. Выглядел храм в то время совсем не так, как сейчас. Хотя в архитектуре церкви и ныне вполне угадываются черты русского узорочья, нынешний его облик с колоннами и четырёхскатной кровлей сформировался уже в эпоху классицизма. Особенно "громко" об этом говорит явно более поздняя колокольня. Впрочем, так как колокольню нередко пристраивали к церквям позже завершения строительства собственно церкви, в Средней России и, в частности, в Подмосковье есть немало храмов с таким сочетанием стилей: сам храм - ещё в формах древнерусской архитектуры, а колокольня - уже отчётливый классицизм. Впрочем и храмовые формы, напоминающие о древнерусском зодчестве, часто видоизменяли, приспосабливая к меняющимся архитектурным модам. В ХVII столетии Богоявленский храм обладал многими ныне утраченными деталями, среди них: вместо четырёхскатной крыши - каскад кокошников (замена этого выразительного элемента в старых храмах простой ровной кровлей - один из лейтмотивов малопонятных нам с точки зрения сегодняшнего дня перестроек церквей в ХVIII-ХIХ веках); более маленькие окна с массивными наличниками; отсутствие крылец с колонками и пилястр на углах основного четверика. При этом самая заметная часть Богоявленской церкви, пятиглавие куполов, осталась практически неизменной. Известно, что новый храм долго оставался холодным, то есть не отапливался, а поэтому богослужения зимой в нём не совершались. Рядом с ним как минимум с середины ХVIII столетия стояла тёплая деревянная Введенская церковь. Вместе с Богоявленским храмом она составляла классическую пару большого летнего и маленького зимнего храмов, однако до нашего времени эта церковь не сохранилась: дерево - материал недолговечный. Однако память о той церкви осталась в виде Введенского придела, который находится сейчас справа от главного алтаря.

В 1799 году была упразднена Коломенская епархия, вошедшая в состав Московской епархии. Архирей, занимающий последнюю кафедру, отныне носил титул митрополита Московского и Коломенского. В 1800 году священник церкви Никита Афанасьев затеял расширение храма за счёт строительства колокольни и устройства двух приделов. Благословение от митрополита Платона (Левшина) было получено, и в самом начале нового столетия начались строительные работы. К тому времени в Богоявленском храме оборудовали печное отопление, и деревянный Введенский храм оказался не нужен - вскоре его разобрали, а память об этой церкви решили запечатлеть в посвящении одного из приделов. Второй же придел освятили во имя священномученика Харлампия - по обету, данному купцом Герасимом Свиридовым, одним из прихожан этого храма. В 1803 году работы были завершены. Храм приобрёл тогда колокольню в стиле классицизма и значительно расширился. Однако сам основной объём при этой перестройке оставили неизменным - некоторые из настенных росписей, существовавших ещё в ХVIII веке, сохранились и уже в наше время были обнаружены под слоями позднейшей живописи. Несмотря на то, что Богоявленскому храму довелось сыграть роль кафедрального собора в советские годы, в истории православия славен он прежде всего не этим. А именно здесь, в настоятельском доме при храме, родился и получил воспитание виднейший деятель православия - святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1846 году храм обнесли новой каменной оградой. В начале следующего десятилетия была поновлена трапезная; митрополит Филарет лично заново освятил оба боковых придела. Владыка заботливо следил за состоянием дел в Коломне, приезжал сюда на освящение храмов и на праздники. Во второй половине ХIХ века настоятелями храма были уже не родственники семьи святителя Филарета. Последним настоятелем Богоявленской церкви в досоветское время был отец Михаил Холмогоров. Он скончался вскоре после революции, не успев стать жертвой антирелигиозной вакханалии.

Богоявленская церковь оказалась в ряду тех немногих храмов, где богослужения не прерывались и в самые тяжёлые для Церкви и страны годы. По окончании Великой Отечественной войны храм получил статус кафедрального собора Крутицкой и Коломенской епархии - во многом потому, что выбирать было особенно не из чего: почти все храмы к тому времени оказались упразднены. Здесь, в тихом районе тихого подмосковного города, продолжалась молитвенная жизнь, и московские архиреи несколько десятилетий служили в храме, ставшем физической и духовной родиной для одного из славнейших деятелей Русской Церкви.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №118, 2014 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  6 апреля 2018

Архитектура Богоявленской церкви состоит как бы из двух слоёв - основы конца ХVII века и переделок в классическом стиле, выполненные на заре ХIХ столетия. Причём последние настолько аккуратно вплетены в первоначальный замысел, что создают как будто новый синкретичный стиль, предвещающий эклектику второй половины того же века.

"Оригинальная" церковь построена в характерном для провинциальной архитектуры своей эпохи стиле. Это бесстолпный двухсветный четверик, перекрытый лотковым сводом. Характерная черта храма - тесно поставленное пятиглавие: пять небольших главок стоят купно в центре кровли. Центральный барабан является световым, оконные прорези на нём - совсем небольшие; боковые барабаны - глухие. Запоминающаяся черта храма - сильно выдвинутая к востоку невысокая алтарная апсида. Остальные элементы основного объёма по преимуществу относятся к ХIХ веку. Тогда были вырезаны большие окна, устроены классические портики крылец и карнизы. Но сочетание различных эпох в облике храма не вызывает ощущения разнородности и даже не сразу замечается - настолько оно гармонично. Во время перестройки Богоявленского храма, предпринятой в 1800-1803 годах, он обзавелся высокой четырёхъярусной колокольней. Возможно, она несколько великовата по отношению к самому храмовому зданию: как следствие, колокольня как бы "перетягивает" на себя внимание и доминирует над миниатюрным на её фоне пятиглавием. С другой стороны, большая колокольня, несомненно, украсила храм, сделав его более торжественным. Основание колокольни - высокий восьмерик, переходящий в цилиндрический ярус звона с полусферической кровлей и главкой. Храм и колокольня соединены широкой трапезной с двумя приделами. Её довольно внушительные размеры - также результат переделки ХIХ века. Вокруг храма - ухоженная территория с небольшим садом и церковной лавкой в старинном двухэтажном деревянном приходском доме. Храм богато украшен колоннами, по которым безошибочно узнаются постройки эпохи классицизма. Изящные колонны ионического ордера использованы в верхнем ярусе колокольни. В ХVII веке появились портики над боковыми входами. С северной стороны к четверику храма примыкает поздняя пристройка с отдельной главкой. Алтарная апсида храма, имеющая чуть заметное трёхчастное деление, выглядит резко выступающим отдельным архитектурным элементом. В более привычном исполнении апсиды как бы вытекают из основного объёма храма. Здесь, как мы видим, это правило нарушено. Пять характерных для второй половины ХVII века небольших куполов поставлены очень тесно друг к другу в центральной части четырёхскатной крыши. Вследствие этого привычные нам по иным храмам пропорции верхнего яруса оказываются тоже нарушенными.

Как почти все немногие церкви, в которых в советскую эпоху не прекращались богослужения, Богоявленский храм сохранил многое из своего дореволюционного убранства. Главная достопримечательность его интерьра - оригинальный центральный иконостас ХVII века, поставленный вскоре после завершения строительства каменной Богоявленской церкви. Он имеет оригинальную структуру, будучи как бы разделён на два примерно одинаковых по высоте "этажа", в нижнем из которых расположены местный и праздничный чины, а верхнем - деисис и пророческий чин. Праотеческий чин устроен необычно - в виде отдельных икон в округлых окладах, помещённых выше "тела" иконостаса. Иконостас украшен богатой резьбой, особенно искусно выполнены царские врата. Большинство икон в нём - подлинники ХVII века. Основной объём храма гораздо выше и торжественнее трапезной, хотя и ту нельзя назвать бедной или обделённой старыми иконами. По северной и западной стенам основного объёма идут деревянные хоры. Иконостасы приделов гораздо моложе - они относятся к концу ХIХ века. С того же времени сохранились киоты, паникадила и металлическое ограждение солеи. Помимо икон, иконостаса и утвари, с дореволюционных времён сохранились в храме и фрески. Правда, оригинальной старинной живописи здесь не найти - фрески регулярно поновлялись, и те росписи, что мы видим сегодня, созданы, скорее всего, незадолго перед революцией. Помимо образов святых, в росписях храма присутствуют орнаменты. Левый придел освящён во имя священномученика Харлампия, икона которого расположена неподалёку. Справа - Введенский придел. Ещё один престол является выносным - его используют, когда нужно совершить две литургии. Длина Богоявленской церкви - более 30 метров. Ширина основного храма - 10 метров; трапезной части - около 15 метров. Пол храма выстлан исторической метлахской плиткой.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №118, 2014 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.